Музей "Тоня Тетрина" находится всего чуть-чуть севернее Полярного круга. Двигаясь по шоссе на восток и немного на юг, мы вскоре временно покинули Заполярье. В отличие от трассы Р-21 "Кола", на этой дороге знак "Полярный круг" сохранился.
Шоссе всё никак не становилось грейдером, а ехать по асфальту с давлением 1.3 атмосферы в шинах было не очень комфортно. Ховер двигался тяжело, шины гудели - и даже было ощущение, что откуда-то попахивает палёной резиной. Мы нашли место для обеда в точке с координатами N66.522973, E35.071764. Эта площадка на берегу была отгорожена от шоссе лесом, а над водой несколько возвышалась. К слову, мобильного Интернета там не было, но сотовую связь поймать иногда удавалось. Мы разложили стол и стали варить на плитке корейскую лапшу быстрого приготовления.
Вместе с лапшой ели огурцы с огорода моих родителей и помидоры из теплиц родителей жены. После обеда дочь пошла мыть посуду в море. В процессе она соскользнула с камня в воду и впервые в жизни искупалась в Белом море (хоть и не совсем добровольно).
Пока дочка мыла посуду и купалась, я чуть-чуть подкачал колёса (до 1.7 атмосферы). И это было актуально, потому что от места обеда мы проехали по асфальту далее на восток ещё больше 40 километров до точки N66.363649, E35.821817 - только с этого момента начался грейдер. По нему мы доехали до села под названием Кашкаранцы. Свернули с грейдера и проехали сквозь село к берегу моря, где стоит действующий маяк - местная достопримечательность.
Территория маяка закрыта, поэтому близко к нему мы не стали подходить. Зато оттуда открываются хорошие виды на море.
Ещё в Кашкаранцах есть церковь Тихвинской иконы Божией матери, построенная в самом конце XIX века. Пишут, что храм был построен на средства польского купца, который чуть не утонул в море, но был спасён кашкаранскими поморами. Возможно, с этим же связано, что внутри церкви стоит деревянный карбас.
На пляже и в "Тоне Тетриной" было людно и даже суетно. Но уже на стоянке, где мы обедали, атмосфера была совсем другая: тишина и уединение. В Кашкаранцах же вся окружающая обстановка располагала к спокойствию и неторопливости: небо, море, дорога по краю берега, Ховер - и ничего больше. По-хорошему, с этого момента следовало бы продолжать движение не спеша: делать остановки, чтобы проникнуться местной атмосферой - да и погрузиться в собственные мысли. Как поётся в песне:
Порадуюсь за сильных, помолюсь о слабых,
Послушаю природу, задумавшись о вечном.
Мне так спокойно и ничего не надо...
Однако сроки нашего путешествия были изначально запланированы довольно сжатыми - при том, что побывать хотелось много где: нас ждали ещё и Хибины. Поэтому мы ехали "галопом по Европам" - точнее, по Терскому берегу. После Кашкаранцев есть дорога, идущая по самому берегу моря - но мы продолжали двигаться параллельно берегу по грейдеру. Населённых пунктов на Терском берегу не так уж много, но достопримечательности встречаются: как природного, так и исторического характера. Однако значительную их часть мы проехали мимо, чтобы не выбиться из графика. Заезжали на святой источник безымянного инока (N66.324499, E36.163973), чтобы пополнить запасы питьевой воды. Воды набрали, но были покусаны комарами.
В этом же месте на берегу есть часовня, названная в честь безымянного инока - но мы уже не стали заезжать, экономя время. Поехали дальше и вскоре оказались на "аметистовом берегу" - рассказами о котором я ещё зимой воодушевил дочь съездить на Терский берег Белого моря. Кажется, это место называется мыс Корабль.
Мы остановились в точке с координатами примерно N66.293275, E36.398589. Там на берегу моря, у подножья холма располагается довольно большая ровная площадка. Несколько автомобилей поблизости уже остановились тут ночевать и разбивали палатки. Мы же с дочкой спустились на самый берег в поисках красивых камней. Настоящие аметисты, видимо, нужно было искать (причём лучше - во время отлива). Но простые камни симпатичной расцветки там встречаются.
На фото на заднем плане виден домик. Возле него стоял Land Cruiser 200, а на самом домике большими буквами было написано "БАРЫГА". Сложно сказать, следовало ли это воспринимать как ругательство или как полезную информацию. Мы с дочерью взяли немного красивых камней с собой - и поехали дальше.
Дмитрий на экскурсии в "Тоне Тетриной" не зря говорил, что Терский берег - он высокий (хотя и не обрывистый, в отличие от Кандалакшского). На короткой лесной дороге от грейдера до "аметистового берега" есть очень крутая горка - к тому же неровная, будто кто-то специально наделал на ней рвов, идущих поперёк под углом. При наличии понижайки, конечно, заезд в такую горку не составил проблем.
Вернувшись на грейдер, мы поехали дальше в сторону Варзуги. Был уже восьмой час вечера, мы торопились - а грейдер сразу после пересечения ручья Лодочного стал неровный: некомфортно было ехать быстрее 40 км/ч. Чуть позже получилось немного разогнаться. Я ехал и думал, что примерно так может выглядеть федеральная трасса Р-504 "Колыма" на Дальнем Востоке, соединяющая Якутск и Магадан.
Вскоре мы доехали до Варзуги. Сразу направились к основной её достопримечательности - деревянному храмовому ансамблю в центре села. Рядом стояло довольно много автомобилей: не мы одни приехали полюбоваться древними деревянными церквями. Был даже микроавтобус, который привёз целую группу туристов. Мы зашли в располагающийся рядом парк и (несмотря на нещадно кусающихся комаров) прогулялись по дорожкам, вымощенным большими камнями. Оттуда открывается хороший вид на все три строения деревянного храмового ансамбля: высокую шатровую Успенскую церковь второй половины XVII века, Афанасьевскую церковь середины XIX века и колокольню-новодел 2001 года постройки. Старая колокольня, разрушенная в 30-е годы, была построена по схеме "шестерик на четверике". Новую же колокольню критикуют за то, что она возведена не на месте старой и не в том же виде: на четырёхстенный сруб поставлен восьмерик, а сверху - ещё один четверик. Это очень нетрадиционно для русского деревянного храмового зодчества: схема "восьмерик на четверике" применялась повсеместно и в церквях, и в часовнях, и в колокольнях - но почти никогда на Руси не делали наоборот, не ставили четырёхстенный сруб сверху восьмистенного. Тем не менее, формально погост в Варзуге является северным "тройником" - пятым по счёту из увиденных мною, после Малошуйского, Почозерского, Ворзогорского и Ненокоцкого. Для полного комплекта осталось побывать в Кижах.
Село Варзуга находится в пойме одноимённой реки - то есть в низине. Но местная школа построена на высоком "берегу" этой поймы, а к школе ведёт длинная деревянная лестница. Мы поднялись по лестнице и полюбовались панорамными видами Варзуги.
Варзуга-река течёт между высоких берегов, покрытых лесом. А время было - уже около восьми часов вечера. Конечно, в Приполярье темнеет не так рано, как на Онежском озере, и уж тем более не так рано, как в средней полосе. Но всё равно чувствовалось, что вечереет, что пора выбирать место для ночлега. У подножья лестницы располагалась гостиница - и был большой соблазн попытаться заночевать в ней. Но мы запланировали всё-таки ночевать на природе - на пляже под Кузоменью.
Насколько я понял, значительная часть туристов, приезжающих в Варзугу (и ночующих в этой гостинице) - рыбаки: летом в этих краях ловят сёмгу. А ещё в правобережной части Варзуги (где мы и были) есть геокешерский тайник, который был нами успешно взят. Собственно, часть села располагается на левом берегу - там даже есть деревянная Никольская церковь, построенная в начале XVIII века. Туда можно переправиться на лодке за небольшую сумму денег и погулять по левому берегу, пройтись по лесу, посмотреть достопримечательности: в первую очередь, Золотой крест Варзуги, поставленный в память о событиях начала XV века, когда в эти края пришли викинги, сожгли Варзужское городище и убили всех русских поморов, проживавших тут.
Но у нас на это всё не было времени. Мы вернулись в Ховер и по своим же следам покинули Варзугу. Через пять километров свернули с основного грейдера налево, в сторону Кузомени. Дороги были довольно оживлённые, периодически встречались автомобили туристов - правда, почти все с местными, мурманскими номерами. Ближе к Кузомени грейдер из грунтового превратился в песчаный: ощущалось приближение к знаменитым Кузоменским пескам. В лесу рядом с дорогой периодически попадались машины автотуристов, вставшие на ночлег. В точке с координатами N66.300356, E36.770119 автомобилей было много: если ехать в Кузомень напрямик, там заканчивается более или менее твёрдая поверхность, начинается песок - куда без полного привода уже лучше не соваться. Мы же там повернули направо и по дороге, становившейся всё более песчаной, доехали до пляжа (N66.281437, E36.777325).
Пляж был абсолютно пустым: не было ни одной машины, ни одного человека. Только вдалеке на востоке виднелись холмы - скорее всего, это уже за Кузоменью было видно левый берег Варзуги. Мы с дочерью собрались разложить стол и палатку, чтобы поужинать и улечься спать на берегу Белого моря.
Однако на нас тут же налетели северные насекомые в лице многочисленной мошки. А укусов этих кровососущих тварей нам хватило ещё на пляже, где ночевали предыдущий раз.
Поэтому, поразмыслив, мы запрыгнули в Ховер и поехали ночевать в лес. Остановились просто рядом с дорогой (N66.3002336, E36.7624869) на белом мху, напомнившем левый берег Унжи.
В том лесу, находившемся на добрых 800 километров южнее, вообще не было комаров. Не было их и в этом месте... первые пять минут! А потом налетели полчища. Мы с дочкой надели энцефалитки, которые неплохо защищали от насекомых - но они набрасывались стаями даже на голые кисти рук. Поужинали мы рисом с охотничьими колбасками, попили чаю - и запрыгнули в палатку: спать и спасаться от комаров.
Только внутри нашего временного убежища можно было расслабиться: хищные комары не могли туда пробиться. Наши ноги, искусанные мошкой ещё днём ранее, распухли и сильно чесались. Намазали их специальным бальзамом после укусов - помогло от зуда. Я заметил, что smart-часы насчитали за день около шести тысяч шагов, хотя вроде бы мы целый день только ехали, никаких радиальных выходов не делали. Получается, во время автопутешествия в таком формате (с обедами и ночёвками на природе) приходится много ходить просто по лагерю, вокруг машины.
Ещё я перед сном подумал: очень хорошо, что знакомство с Терским берегом Белого моря мы начали именно с экскурсии Дмитрия в "Тоне Тетриной". После его лекции по-другому воспринималась информация, что земля, на которой располагаются Кашкаранцы, сначала принадлежала новгородской боярыне, а потом отошла Соловецкому монастырю. А по поводу легенды о Безымянном иноке терском Дмитрий сразу сказал, что это не может быть правдой: осенью в Белом море водятся мелкие организмы (я забыл, как они называются), которые очень активно съедают всё, что можно съесть. От утопленника в это время года очень быстро остались бы одни кости - и уж точно нельзя было бы определить, что утонувший был мужского пола. Да и причина появления Кузоменских песков в середине XIX века тоже стала предельно понятна: для солеварен требовалось очень много дров, поэтому очень активно вырубались леса - что и привело к возникновению этой мини-пустыни вблизи Полярного круга.
Снаружи жужжали полчища комаров, а мы сладко засыпали, защищённые от них нейлоновой тканью. На следующий день у нас были масштабные планы, и вставать предстояло рано.
P.S. Фото, видео и краткие заметки из моих путешествий раньше всех (во возможности - вообще в режиме реального времени) появляются в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/
Оглавление