За ночь дождь кончился, но мы позволили себе поспать подольше. Бродить по горам предыдущим днём мы немного устали, а планы на текущий день были не очень масштабные: проехать сквозь Хибины на Ховере, по пути осматривая достопримечательности, добраться до озёр Щучьего и Гольцового - и там заночевать. Утренняя атмосфера резко контрастировала с вечерней: было ясно, тяжёлые свинцовые тучи сменились на белые и пушистые облака, солнышко ярко освещало окружающие горы.
Мы с дочерью развесили палатку и тент на местных карликовых деревьях для просушки, плотно позавтракали, помыли посуду в озере.
Собрав и погрузив все вещи в Ховер, мы покинули место ночной стоянки на озере. Выехали на грейдер, повернули налево - и направились к сердцу Хибин. По грейдеру мы проехали со скоростью 50 км/ч менее двух километров. Потом нужно было свернуть на каменистую горную дорогу и по ней сразу же заехать в реку Вудъяврйок - и двигаться по её руслу, прямо по воде.
Впрочем, в августе воды в реке было мало: мы только шины намочили. А вот автомобилей в Хибинах было много - причём, в отличие от Терского берега, из самых разных регионов. Двигаясь на север, мы выехали из реки Вудъяврйок, а потом её же переезжали вброд. В районе брода получился даже небольшой затор: пришлось ждать, пока встречные проедут.
Как я уже писал в предыдущей главе, Хибины представляют собой относительно небольшой горный массив, который можно условно разделить на западную и восточную части. Между этими частями располагается своего рода широкое и длинное ущелье - и именно по нему проходит каменистая автомобильная дорога, по которой мы и двигались с юга на север, любуясь красивыми горами слева и справа.
Сначала дорога по ущелью шла на подъём, вверх по реке Вудъяврйок. Эта река берёт свой исток в озере Длинном, показанном на фото. Также на фото, помимо едущего по дороге автомобиля, видно группу пеших туристов рядом с Ховером. Очень людно было тем августовским днём в Хибинах.
Сразу после озера Длинного подъём дороги закончился: мы доехали до перевала под названием Кукисвумчорр (), находящегося на высоте около 480 метров. Далее дорога начала плавно идти на спуск. А сразу за перевалом располагается озеро Сердцевидное. Где-то в этих местах берёт своё начало река Кунийок, текущая далее на север, параллельно дороге.
Двигаясь далее по дороге, мы встречали не только многочисленные автомобили, но и колонны квадроциклов: видимо, кто-то организует такие внедорожные туры по Хибинам. Квадроциклисты махали нам руками в знак приветствия. По дороге мы вскоре въехали в лес, где пересекли реку Кунийок вброд. С восточной стороны от брода располагается пик Марченко. Нижняя часть горы вся заросла деревьями.
Вскоре после брода наступил перекрёсток (N67.797126, E33.600780). Дорога прямо ведёт вниз по реке Кунийок в сторону базы спасателей Куэльпорр, направо - к водопаду Красивому на реке Рисйок, налево же - к Полигональным озёрам. Мы решили для начала поехать налево, посмотреть на Полигональные озёра. По пути нас снова ждал брод через реку Кунийок, только уже настоящий: глубиной где-то по пороги Ховера. В принципе, для автомобиля без шноркеля глубже и не надо.
Перед бродом мы немного пообщались с семьёй, путешествующей на внедорожнике со свердловскими номерами и остановившейся на ровной площадке перед бродом пообедать. Супруги с дочерью (помоложе моей Кати) рассказали, что опыта "диких" автомобильных путешествий у них мало - при этом в рамках текущего путешествия они уже съездили на полуострова Средний и Рыбачий. Они нам также подсказали по поводу брода, что проехать можно - а то я уж собрался разуваться и идти его промерять.
Преодолев реку Кунийок, мы вскоре добрались до Полигональных озёр. Рядом с первым же озером стоял большой палаточный лагерь, причём практически безлюдный: как будто не туристы там жили, а какая-то научная или учебная экспедиция. Мы спешились и пошли гулять по окрестностям.
Из палаточного лагеря к одному из озёр шла тропинка, завершавшаяся деревянным мостиком. Рядом с мостиком плавал кусок дёрна. Дочь зашла на мостик и стала пытаться поймать этот дёрн треккинговой палкой.
Термин "полигональные озёра" - строго говоря, нарицательный. Так называют озёра, находящиеся в зоне тундры или вечной мерзлоты, дно которых вследствие ежегодного замерзания (не воды в озере, а именно дна) приобретает вид узора из многоугольников. Вот и в Хибинах есть несколько таких озёр, располагающихся рядом.
Конечно, Хибины располагают к тому, чтобы ходить по ним в пеший многодневный поход. Вот этот пейзаж - озеро с каменистым берегом, узкие заполярные ёлки, горы, мох - так и напрашивается, чтобы поставить тут палатку, развести костёр и не спеша поужинать (а наутро снова взвалить на плечи рюкзак и пойти дальше).
Полигональных озёр в Хибинах несколько. Мы обошли одно из них вокруг. Оно соединено с соседним озером через протоку. Но мы, прыгая с кочки на кочку, перешли на тот берег, с которого начинали прогулку.
В соседнем озере тоже и вода имеет зеленоватый цвет, и на дне как будто узор из многоугольников.
В Хибинах (да и вообще на Кольском полуострове) растёт огромное количество черники. Но на вкус она мне не очень понравилась: какая-то суховатая (может, уже переспела). Мне кажется, что в лесах возле нашей деревни черника более сочная сочная и сладкая. Даже немного страшно было думать, что деревня находится более чем на десять градусов широты южнее (больше тысячи километров по меридиану).
Мы сели в Ховер и, снова переехав вброд реку Кунийок, вернулись на перекрёсток. Поехали на восток, к водопаду Красивому. Оставили автомобиль на крутом подъёме, где начинается тропинка к водопаду, подложив под колёса камни для страховки. Пошли пешком к водопаду, по пути найдя геокешерский тайник.
Водопад Красивый на реке Рисйок - место очень людное. Сложно было подобрать момент, чтобы сфотографировать его без людей в кадре - особенно с верхней площадки: там стояла целая очередь туристов на фотографирование. Мы спустились вниз и чуть прошли вдоль реки по валунам, чтобы снять его уже снизу.
Прыгая по камням, мы несколько раз чуть не свалились в ледяную воду. Но водопад снизу выглядит тоже красиво.
Примерно в том месте, где находится водопад Красивый, в своё время проходили подземные ядерные испытания. Говорят, входы в штольни, где это осуществлялось, сейчас забетонированы. Насколько я помню, с этими испытаниями как-то связаны фонтанирующие источники воды, которых несколько есть неподалёку от водопада. На один такой источник мы заезжали уже на обратном пути, возвращаясь от водопада Красивого к перекрёстку. Ещё там есть смотровая площадка (N67.791713, E33.611591), с которой открываются прекрасные виды на Хибины и до которой можно доехать на автомобиле (если от водопада продолжать движение вверх) - но мы туда уже не поехали.
Вернувшись на перекрёсток, мы поехали по оставшейся из трёх дорог - на север. Вскоре добрались до базы спасателей "Куэльпорр" (N67.801944, E33.603705). Хоть Хибины и кажутся не очень высоким и не очень большим по площади горным массивом, а всё равно один-два человека в год запросто могут погибать в этих заполярных горах. Видимо, поэтому у МЧС есть своя база в сердце Хибин. Кроме того, там присутствует турбаза для проживания, баня, вроде бы есть кафе, а недавно была построена даже часовня.
Мы не стали задерживаться возле базы "Куэльпорр" и даже не остановились сфотографировать её, а поехали дальше. На большой парковке возле базы спасателей можно было увидеть довольно низкие легковые машины: дорога от Кировска до базы "Куэльпорр", в принципе, позволяла хоть и медленно, но доехать туда на "пузотёрке". Но вот дальше на север дорога уже пошла неровная, с большим количеством торчащих из грунта камней. Дорога шла вниз по реке Кунийок, высота над уровнем моря всё убывала. Ехать нужно было пять километров, в течение которых мы пересекли вброд реку Партомйок и проехали перекрёсток (N67.830087, E33.661716), где повернули налево - а направо шла длинная и непростая дорога на Умбозерский перевал. Наконец, мы доехали до озера Щучьего.
Пятикилометровая каменистая дорога была полностью пустынной - поэтому неожиданно было обнаружить на озере аншлаг: много людей, много автомобилей. Перед нами колонна внедорожников успешно прошла брод до озера Гольцового. Я надел рыбацкий комбинезон и тоже стал исследовать траекторию. Женщина, сидевшая в туристическом кресле на берегу, мне подсказала: сначала нужно идти под прямым углом к берегу, прямо к середине озера Щучьего - и мини-островок на приличном отдалении от берега надо оставить слева от себя; а после этого островка уже надо повернуть на 90 градусов налево.
В принципе, побродив минут пятнадцать по воде, я нашёл траекторию, по которой можно было бы добраться по озеру Щучьему до озера Гольцового на Ховере без шноркеля: глубина вдоль неё практически не превышала 60 сантиметров при достаточно твёрдом песчаном дне. Однако очень легко было отклониться от правильной траектории и поймать гидроудар: пара метров в сторону - и глубина превышает метр. Можно было бы проехать, имея пару опытных штурманов (чтобы один шёл возле левого переднего колеса, а второй возле правого - и оба подсказывали, куда ехать). Поскольку я был вдвоём с дочкой - решил на Гольцовое не ехать. Хотя там наверняка со свободными стоянками было намного проще, чем на Щучьем, где абсолютно все ровные площадки были заняты автомобилями и палатками. Мы развернулись и поехали обратно, бросив взгляд в сторону песчаного берега Гольцового озера.
Предстояло проехать несколько сотен метров назад по своим же следам, чтобы найти место для ночёвки чуть дальше от озера Щучьего. Мы увидели один внедорожник, вставший на ночлег прямо в лесу, посреди деревьев. Сами же двигались по дороге и нашли посреди сосен и елей совершенно замечательную стоянку на высоком берегу реки Кунийок (N67.837134, E33.651890) - с кострищем, обложенным камнями, и натянутыми меж деревьев жёрдочками для просушки палаток. Получилось, что встали на ночёвку довольно рано, в седьмом часу вечера - в местечке, где не было людей вокруг, зато было много дров. Я стал разжигать костёр, чтобы сварить на нём в котелке свежую картошку, которую нам в дорогу дали мои родители. Это был первый костёр за всё наше путешествие: до того всегда останавливались на ночь уже поздно, на такую роскошь не было времени.
Однако костёр долго не разгорался, а мы были уже голодные. Сварили на плитке корейской лапши, поужинали ею и овощами. Костёр хорошо загорелся уже вечером, когда солнце зашло за горы в западной части Хибин и стало очень красиво подсвечивать белые облака на небе.
Я снова включил в Ховере автономку, чтобы просушить обувь дочери. На улице и днём стояла не то чтобы жаркая погода - а к вечеру ещё больше похолодало. Стоянка наша была большая, на ней и две-три машины с двумя-тремя палатками поместились бы. А деревья вокруг - подпаленные снизу: видимо, был тут низовой лесной пожар, но локальный, не очень масштабный.
Перед сном мы почистили зубы и умылись в ледяных водах реки Кунийок. Я ещё захотел помыть ноги, два дня ходившие в треккинговых ботинках. Только ступил в воду - от леденящего холода мгновенно заболела голова. Потом болела полночи.
Ближе к десяти часам вечера на севере (между западной и восточной частями Хибин) показался очень красивый, по-настоящему северный, заполярный закат. Это была самая северная ночёвка в нашем путешествии, мы почти добрались до 68-ой параллели.
Мы были не совсем одни на этом высоком правом берегу реки Кунийок: чуть выше стоял человек на "Ниве", который вечером ловил в реке рыбу. Но всё равно был сильный контраст по сравнению с озером Щучьим (от которого мы отъехали всего на километр или даже чуть меньше): там - толпы народа, шум и гам; тут - тишина, спокойствие и ощущение одиночества в лесу, от которого даже становилось немного жутко.
Забрались мы в палатку и легли спать довольно рано, планируя и проснуться пораньше. На следующий день предстояло начать движение на юг, в сторону дома.
P.S. Фото, видео и краткие заметки из моих путешествий раньше всех (во возможности - вообще в режиме реального времени) появляются в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/
Оглавление