Найти в Дзене
Альтернативная история

В погоне за американскими транспортниками. Ан-8 – пионер советской военно‑транспортной авиации

Ан-8 стал одним из первых советских аппаратов, чьи возможности приближались к передовым зарубежным военно-транспортным самолетам. Разработанный в 1950-х годах, он ознаменовал начало новой эры в советской военно-транспортной авиации (ВТА). До его появления, задачами перевозки военных грузов для советских ВВС занимались транспортные самолеты Ли-2 (произведенные по лицензии американские Douglas DC-3), сохранившиеся после Второй мировой войны, а также Ил-12Д (транспортно-десантный) и Ил-14Т (транспортный), переоборудованные из пассажирских версий. Указанные самолеты, разработанные в конце 1940-х, уже не отвечали актуальным военным потребностям. В то же время, основной геополитический соперник СССР активно использовал специализированные транспортные модификации самолетов, такие как C-119 Flying Boxcar и C-123 Provider, классические образцы военно-транспортной авиации. Компания Lockheed в то время работала над одним из самых известных и массовых военно-транспортных самолетов в истории – C-13
Оглавление

Ан-8 стал одним из первых советских аппаратов, чьи возможности приближались к передовым зарубежным военно-транспортным самолетам. Разработанный в 1950-х годах, он ознаменовал начало новой эры в советской военно-транспортной авиации (ВТА). До его появления, задачами перевозки военных грузов для советских ВВС занимались транспортные самолеты Ли-2 (произведенные по лицензии американские Douglas DC-3), сохранившиеся после Второй мировой войны, а также Ил-12Д (транспортно-десантный) и Ил-14Т (транспортный), переоборудованные из пассажирских версий.

Указанные самолеты, разработанные в конце 1940-х, уже не отвечали актуальным военным потребностям. В то же время, основной геополитический соперник СССР активно использовал специализированные транспортные модификации самолетов, такие как C-119 Flying Boxcar и C-123 Provider, классические образцы военно-транспортной авиации. Компания Lockheed в то время работала над одним из самых известных и массовых военно-транспортных самолетов в истории – C-130 «Геркулес». В 1950-е годы турбовинтовой Lockheed C-130 Hercules представлял собой самолет нового поколения.

Американский военно-транспортный самолёт Fairchild C-119 Flying Boxcar
Американский военно-транспортный самолёт Fairchild C-119 Flying Boxcar
Авиация реальная и альтернативная | Альтернативная история | Дзен
Гражданская авиация | Альтернативная история | Дзен

История создания Ан-8

Ил-12Д, Ил-12Т и Ил-14Т, стоявшие на вооружении советских ВВС, создавались на базе пассажирских машин, что ограничивало их транспортные возможности. Как и Ли-2, они были оборудованы лишь боковыми дверями для погрузки и выгрузки грузов. В то же время, американские С-119 Flying Boxcar и С-123 Provider разрабатывались как специализированные военно-транспортные самолеты. Они отличались широким фюзеляжем, усиленной конструкцией пола для транспортировки тяжелых грузов, а также наличием двустворчатых транспортных дверей в задней части, что позволяло удобно размещать в грузовом отсеке различную артиллерию, минометы, автомобили и другую военную технику. На С-123 Provider нижняя створка заднего грузового люка откидывалась, выполняя функцию погрузочно-разгрузочной рампы.

Накопленный послевоенный опыт эксплуатации военно-транспортной авиации, в том числе во время корейской войны (1950-1953 годы), выявил потребность в создании крупного транспортного самолета, способного взлетать и садиться с грунтовых аэродромов, обладающего увеличенной грузоподъемностью и дальностью полета. Такая машина должна была оснащаться несколькими двигателями и обеспечивать возможность продолжения полета даже при отказе одного из них. В 1953 году советская разведка получила информацию о разработке в США нового военно-транспортного самолета с турбовинтовыми двигателями (ТВД). О создании «Геркулеса» был осведомлен Дмитрий Федорович Устинов, занимавший в то время пост министра оборонной промышленности СССР. Все это послужило катализатором для начала опытно-конструкторских работ по созданию первого советского специализированного военно-транспортного самолета с ТВД.

В декабре 1953 года Совет Министров СССР принял постановление о создании в ОКБ Антонова нового транспортного самолета с двумя турбовинтовыми двигателями. Транспортно-десантная версия перспективного Ан-8 получила обозначение «изделие П», параллельно велись работы над пассажирским вариантом – «изделие Н», однако в 1954 году эти работы были прекращены, и от создания пассажирской версии отказались в пользу нового проекта Ан-10. Военные сформулировали следующие требования к будущему транспортному самолету: перевозка зенитных орудий и полевых артиллерийских систем калибра до 152-мм включительно, 120-мм и 160-мм минометов, новых колесных бронетранспортеров БТР-40 и БТР-152, грузовика ЗиЛ-157, полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63, как минимум двух авиадесантных самоходных артиллерийских установок АСУ-57 и другой военной техники. Также предполагалось, что самолет сможет перевозить не менее 40 солдат с вооружением или столько же десантников.

Схема самолета Ан-8
Схема самолета Ан-8

Суть разработки нового советского военно-транспортного самолета заключалась в сокращении отставания от США в области грузовых военных авиаперевозок. Разрабатываемый в ОКБ Антонова транспортник должен был отвечать следующим требованиям: возможность взлета и посадки с коротких грунтовых аэродромов; способность выполнять полеты в различных метеоусловиях и в любое время суток; просторная грузовая кабина и широкий грузовой люк в хвостовой части. Создание новой машины с нуля было поручено конструкторскому бюро, которое на тот момент не обладало достаточным опытом в данной области. Поэтому главный конструктор Олег Константинович Антонов обратился к коллегам из КБ Ильюшина и КБ Туполева с просьбой предоставить конструкторскую документацию и чертежи самолетов Ил-28 и Ту-16. Кроме того, группы инженеров из ОКБ Антонова были направлены на авиационные заводы в Москву и Казань для изучения указанных самолетов. Олег Константинович также обратился за помощью к авиаконструктору Роберту Людвиговичу Бартини, который предоставил чертежи пола грузовой кабины будущего военно-транспортного самолета. ОКБ Антонова смогло успешно реализовать проект Бартини, внеся в него необходимые доработки.

Важной частью любого военно-транспортного самолета является пол грузовой кабины. Он должен быть усиленным и прочным, чтобы выдерживать вес перевозимой военной техники и грузов, а также обеспечивать дополнительную защиту при аварийной посадке. В Ан-8 конструкция пола кабины была особенно интересной: продольные балки ферменной конструкции проходили сквозь шпангоуты. Благодаря этому решению удалось добиться прочности и легкости конструкции, и в процессе эксплуатации самолета к полу грузовой кабины не возникало никаких нареканий. Полученный от других КБ опыт позволил Антонову и его конструкторам избежать многих ошибок на этапе проектирования, что способствовало созданию нового военно-транспортного самолета в сжатые сроки.

Ан-8 на рулежке
Ан-8 на рулежке

Первый Ан-8, получивший официальное наименование, был представлен в феврале 1956 года. В ОКБ Антонова приурочили это событие к 50-летнему юбилею главного конструктора. 11 февраля новый транспортник совершил свой первый полет. Несмотря на возникшие в полете проблемы в системе управления закрылками, полет успешно завершился перелетом с аэродрома Святошино в Борисполь, где начались заводские испытания. В том же году самолет был впервые представлен широкой публике на авиационном параде в Тушино вместе с первым советским реактивным пассажирским самолетом Ту-104. Государственные испытания Ан-8 завершились в конце 1959 года, после чего самолет был принят на вооружение Военно-транспортной авиации.

Конструктивные особенности Ан-8

Ан-8, как и американские С-123 и С-130, представлял собой цельнометаллический высокоплан. Первый Ан-8, благодаря современным турбовинтовым двигателям, превосходил C-123 Provider, совершивший первый полет еще в 1949 году и оснащавшийся двумя поршневыми двигателями. С-130 был более крупным самолетом, обладающим схожей компоновкой, но значительно большей грузоподъемностью. Максимальная взлетная масса Ан-8 составляла 41 тонну, тогда как у Lockheed C-130 Hercules она достигала 70 тонн. Кроме того, силовая установка американского самолета состояла из четырех турбовинтовых двигателей. Ближайшим аналогом «Геркулеса», взлетевшего на два года раньше Ан-8, являлся советский военно-транспортный самолет Ан-12 со схожими транспортными возможностями и четырьмя ТВД.

Fairchild C-123 Provider
Fairchild C-123 Provider

Серийное производство нового транспортного самолета было поручено Ташкентскому авиационному заводу, который ранее выпускал самолеты Ил-14. Ан-8 принципиально отличался от своего предшественника по конструкции, что потребовало расширения производственных помещений и открытия нового цеха для выпуска длинномерных и крупногабаритных деталей в 1957 году. Кроме того, рабочим пришлось осваивать новые технологические процессы, такие как ковка и штамповка крупногабаритных деталей.

Ключевыми особенностями конструкции Ан-8 по сравнению с предшественниками были: транспортная кабина с большим грузовым люком в хвостовой части; новые турбовинтовые двигатели; современный радиолокационный прицел РБП-3. В совокупности это вывело первый советский специализированный транспортный самолет на новый уровень, позволяя ему конкурировать с самолетами, поступавшими на вооружение американских ВВС.

-5

Наличие большого люка в хвостовой части самолета значительно упрощало процесс погрузки и выгрузки военной техники и грузов. По сравнению с Ли-2, Ил-12 и Ил-14 это был существенный прорыв. Теперь самолет мог перевозить в грузовом отсеке различную боевую технику, которая заезжала своим ходом по специальным трапам (перевозимым на борту самолета) или с помощью тросовой системы и электролебедок.

Новейшие авиационные турбовинтовые двигатели АИ-20Д, с одним валом и повышенной мощностью, обеспечивали предельную отдачу в 5180 лошадиных сил. Это позволяло самолету развивать скорость до 520 км/ч, а крейсерская скорость составляла 450 км/ч. По этим параметрам Ан-8 превосходил более лёгкий самолёт С-123 Provider с двумя двигателями (обладавшего менее мощными поршневыми моторами и максимальной скоростью в 398 км/ч), но, что вполне ожидаемо, уступал тяжёлому четырёхдвигательному C-130 Hercules (способному разгоняться до 590 км/ч). По грузоподъёмности новый советский транспортный самолёт занимал промежуточное положение между своими американскими аналогами того же периода. Ан-8 мог нести до 11 тонн груза, в то время как «Геркулес» перевозил до 20 тонн, а С-123 Provider – чуть менее семи тонн.

Lockheed C-130E Hercules
Lockheed C-130E Hercules

Одной из отличительных черт Ан-8, выделявших его среди советских транспортных самолётов предыдущих поколений, являлась радиолокационная прицельная система. Она позволяла экипажу определять местоположение самолёта, угол сноса, скорость полёта и параметры ветра. Установленный на самолёте радар РБП-3 мог обнаруживать крупные промышленные центры на расстоянии от 80 до 120 километров (при полёте на высотах от 5 до 8 тысяч метров). К примеру, такие города, как Иваново или Ярославль, отображались на экранах радаров в кабине экипажа на удалении 80-110 километров, а крупные водные объекты – на расстоянии 80 километров.

Судьба самолетов

Всего, за период серийного производства, который длился четыре года, начиная с 1958 года (когда было построено первые 10 самолётов) и заканчивая 1961 годом, в Советском Союзе было собрано 151 единица Ан-8. В военно-транспортную авиацию самолёт начал поступать в 1959 году и оставался на вооружении до 1970 года. После этого оставшиеся самолёты были переданы в другие подразделения вооружённых сил и различные министерства. Некоторые из них продолжали эксплуатироваться и после распада СССР, работая в частных компаниях и выполняя коммерческие грузовые перевозки в странах Африки и Ближнего Востока.

Ан-8 стал первым самолётом в ряду советских военно-транспортных самолётов, разработанных в ОКБ Антонова. Одновременно с ним велась разработка более вместительного четырёхмоторного транспортника Ан-12, а затем последовали ещё более крупные ВТС – Ан-22, Ан-124 и Ан-225, которые по праву можно считать настоящими «воздушными китами». Весьма успешным оказался и многоцелевой транспортный самолёт Ан-26, который, хотя и не мог сравниться с ними по габаритам и грузоподъёмности, до сих пор надёжно служит в армиях многих стран мира, включая Россию.

Военно-транспортный самолет Ан-12
Военно-транспортный самолет Ан-12

На судьбу серийного производства Ан-8 оказал существенное влияние военно-транспортный самолёт Ан-12, который советская промышленность освоила в 1958 году, а войска начали получать новую машину параллельно с Ан-8. Более крупный Ан-12 был оснащён четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М, и в процессе эксплуатации его допустимая взлётная масса была увеличена до 61 тонны, а максимальная полезная нагрузка вдвое превосходила возможности Ан-8. Изначально предполагалось, что оба самолёта будут выпускаться параллельно, а Ан-8 займёт нишу перевозки среднегабаритных военных грузов (что представлялось наиболее логичным решением), однако военное и высшее руководство страны приняло решение, отличное от позиции Олега Константиновича Антонова и министра авиационной промышленности СССР Петра Васильевича Дементьева, оставив на производственных линиях авиационных заводов только Ан-12.

Стоит отметить, что Ан-12 стал достойным конкурентом для своего американского аналога С-130, не уступая ему даже по объёмам производства: только в Советском Союзе было построено 1248 самолётов данного типа.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Многоликий Янус Ан-2. Мало кто знает, что у легендарного «кукурузника» было столько модификаций - Альтернативная История
Вершина того, что может представлять из себя транспортный самолёт. Ан-72. СССР/Украина - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/v-pogone-za-amerikanskimi-transportnikami-an-8-pioner-sovetskoj-voenno%e2%80%91transportnoj-aviaczii/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉