Очень простой эксперимент:
Нужно управлять машиной (на тренажере) и инструктор ведет себя в 3-х группах людей 3-мя разными способами:
- только хвалит - у участников исследования ошибки увеличиваются (теряется бдительность, мозг не понимает: где ошибся, а где реально всё хорошо);
- адекватная обратная связь - у людей фиксируется эффективное обучение, мастерство растет;
- только ругает - в результате: повышенная осторожность, потом тревожность, потом остановка деятельности, отказ от дальнейших попыток.
Что предпочтете?
Какой вариант работы инструктора вам понравился бы больше?
То же самое можно увидеть в воспитании детей:
1. Если ребенка только хвалят,
он растет с ощущением - я бог и ВСЁ могу!
А потом он выходит во внешний мир и обнаруживает, что может далеко не всё, что нужен процесс обучения, что нужен анализ причин ошибок, что нужна долгая тренировка и опыт ради того, чтобы реально что-то получилось.
И что происходит с этим ребенком?
Очень редко психика может мягко перейти из концепции "я бог" в систему "я обычный человек". Чаще всего, получаются какие-то более или менее грубые психические расстройства.
3. Если ребенка только ругают,
то возникает болезненный перфекционизм, страх малейшей ошибки, далее тревожное расстройство и далее может быть вообще отказ от деятельности.
При постоянном потоке критики - психика уже так привыкает к ней, что даже может не пытаться что-то сделать или изменить.
Собственная инициатива часто сводится к минимуму, а вынужденная активность полна тревоги с тщательной, многократной перепроверкой на возможность ошибок при отсутствии точки, когда я доволен собой. Просто нет такого опыта, чтобы хвалили! Психика не знает подобного состояния!
Зато она точно знает, что в любой работе можно найти ошибку, и если сейчас я её НЕ нашел - это НЕ значит, что я молодец, или сделал хорошо.
НАОБОРОТ.
Это говорит о том, что ошибка пока неизвестна
и нужно запустить новый цикл поиска ошибок.
Так поддерживается постоянная тревога, которая переходит уже в тревожное расстройство и лечится с большим трудом. Ведь нельзя успокоится, нельзя поверить, что я молодец. Это просто ПОКА ошибки не найдены. Но они будут найдены и новая порция критики свалится на голову. Поэтому нельзя расслабляться, нужно искать, искать, искать...
Или даже не ошибка, а глупость моей мысли, или неуместность моей радости, или ... (сотни разных вариантов)
Только ЕСЛИ вдруг психика не уйдет в протест и не станет бороться! Если вдруг голоса тех, кто хвалит (а при отличной работе они будут), не породят сомнение в прошлом "образе Я".
Разбирали в статьях:
При указании на ошибку:
1.
У всё время хвалимого ребенка возникает отчаяние и злость (гнев) - да как же так! Разве я опять не бог??? Я вам не верю! Это вы дураки! Не можете оценить мой талант! Я вам докажу, что я особенный! - "образ Я" начинает раскачивать от ничтожества до всемогущества. Возникает внутренний запрос на сверхдостижения, для которых нет оснований, ведь реальных навыков может не хватать даже для выполнения задач на среднем уровне.
Тут только важно учитывать, что всемогущество может быть и от других причин, например, разбирали в статье:
2.
При опыте адекватной обратной связи в прошлом - указание на ошибку вызывает огорчение (что эта ошибка есть), но и благодарность тому, кто её заметил, т.к. он помог мне стать лучше, чему-то научиться лучше.
Можно видеть, как студенты просят научных руководителей - посмотрите, пожалуйста! А это можно так сказать? Можно так оставить? Или исправить? Или плохо пока? А как сделать лучше?
И мнение преподавателя слушаешь жадно, стараясь уловить все тонкости. А я даже часто записываю на диктофон и переслушиваю, т.к. в потоке обсуждений многое пропускается. Потом дома в спокойной обстановке переслушаешь и понимаешь замечания лучше.
3.
При опыте постоянной критики, ошибка - просто ещё одно доказательство того, что я правильно думаю о себе и о мире. Я ужасен и ни на что не способен. Задачи, с которыми можно столкнуться в жизни, явно сложнее моих способностей и даже упорный труд не поможет. От меня ничего не зависит.
Но тут ошибка может вызывать и радость, т.к. происходит сброс напряжения - ФУХ! НАШЕЛ! Ура! Какое облегчение. Тревога отпускает на какое-то время. Психика и тело отдыхают.
Так человек может начать испытывать удовольствие от критики и самокритики, ведь в эти моменты психика успокаивается. Всё понятно, определено, тревога неизвестности больше не изматывает.
Обсуждали в статье:
-----
А эта статья родилась как дополнение к текстам:
Спасибо вам за ваши вопросы, размышления, что делитесь вашим опытом!
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.