Найти в Дзене
Павел Машкин

Когда создали "теорию Амундсена", и как её немедленно опровергли

В прошлой статье я писал, что Амундсен прямо не высказывался о невозможности сажать самолет у северного полюса, и следовательно М. Водопьянов не мог его в этом оспорить. Слова норвежца вырваны из смыслового и исторического контекста и очень превратно истолкованы. И впервые сделал это совсем не Михаил Васильевич Водопьянов, и отнюдь не сразу. Впервые тема возникла только год спустя после высадки дрейфующей станции, в мае 1938 года. Сделаем шаг назад: В время экспедиции 1937 года одним из главных рекордсменов являлся экипаж Анатолия Алексеева: он приземлил свой самолет в непосредственной близости от полюса, в точке с координатами 89°50' N и 58°30' W, то есть всего в 18 километрах от оси вращения планеты, . Главная заслуга, конечно же, принадлежит командиру и первому пилоту Анатолию Алексееву, а также его штурману Николаю Жукову. Но их достижение по политическим соображениям прикрыли, отдав приоритет Водопьянову, реально оказавшемуся в 65 км от цели. И вот спустя год в ведомственном журн

В прошлой статье я писал, что Амундсен прямо не высказывался о невозможности сажать самолет у северного полюса, и следовательно М. Водопьянов не мог его в этом оспорить. Слова норвежца вырваны из смыслового и исторического контекста и очень превратно истолкованы. И впервые сделал это совсем не Михаил Васильевич Водопьянов, и отнюдь не сразу. Впервые тема возникла только год спустя после высадки дрейфующей станции, в мае 1938 года.

Сделаем шаг назад: В время экспедиции 1937 года одним из главных рекордсменов являлся экипаж Анатолия Алексеева: он приземлил свой самолет в непосредственной близости от полюса, в точке с координатами 89°50' N и 58°30' W, то есть всего в 18 километрах от оси вращения планеты, . Главная заслуга, конечно же, принадлежит командиру и первому пилоту Анатолию Алексееву, а также его штурману Николаю Жукову. Но их достижение по политическим соображениям прикрыли, отдав приоритет Водопьянову, реально оказавшемуся в 65 км от цели.

И вот спустя год в ведомственном журнале «Советская Арктика» появляется статья «Льды Центральной Части Полярного Бассейна», авторами которой указаны А. Алексеев и Н. Жуков. Нет сомнения, что они принимали какое-то участие в работе над текстом, хотя бы потому, что он содержит массу детальной информации об их путешествии к полюсу, включая точные координаты в различных точках. Но без анонимных профессиональных литераторов он тоже вряд ли обошелся, и, похоже, начало и конец статьи писал этот кто-то третий. В начале статье и возникает впервые тема, что советские летчики «опровергли». Точнее, «доказали». Первый подход к теме оказался осторожным. Строгой теории, исключавшей посадку, еще не существовало. Просто отмечалось, что до советской экспедиции иностранные данные были… э… противоречивые. Точнее сказать, существовали разные мнения. И далее перечислялось откуда приходили эти разнонаправленные сведения:

«Наши предварительные представления о льдах, которые предстояло использовать для создания дрейфующей зимовки, базировались на санных путешествиях Пири, Нансена, Альбанова, полете Амундсена в 1925 году на двух летающих лодках „Дорнье Валь", перелете в 1926 году Амундсена на дирижабле „Норвегия", полетах Нобиле в 1928 году на дирижабле „Италия", полете Бэрда в 1926 году на Северный полюс, перелете в 1928 году Вилкинса и Эйельсона и на нашем собственном советском опыте. Этот материал был крайне разноречив. В то время как наш опыт давал основания считать льды глубоководного Полярного бассейна далеко не безнадежными для по садок сухопутных самолетов на лыжах, даже и таких тяжелых, какими являются „Г-2“ (полетный вес которых 25 тонн), иностранные авторы (Амундсен, Бэрд, Риссер- Ларсен, Дитриксен и др.) категорически отрицали возможность посадок на паковый лед».

Следом в обоснование этого "категорического отрицания" впервые и возникает «цитата из Амундсена и Эллсворта», причем приписанная одному норвежцу:

«Амундсен по этому поводу пишет: „Состояние льда в 1926 году в точности отвечало его состоянию в 1925 году, Мы не видели ни одного годного для спуска места в течение всего нашего долгого пути от Свальбарда до Аляски Ни одного единого"».

Сравним с первоначальной русской версией, напечатанной в книге?

«Состояние льда, повидимому, в 1926 году в точности отвечало его состоянию в 1925 году. Мы не видали ни одного годного для спуска места в течение всего нашего долгого пути от Свальбарда до Аляски. Ни одного единого!»

Вроде изменения небольшие и даже, можно сказать, смягченные: из цитаты убрали восклицательный знак, который вообще-то и появился переводе. Но, аккуратно вырезав кусочек из контекста, одновременно выкинули и всякие намеки, что речь идет о вынужденной посадке. Вот с этого момента, с мая 1938 года, в русскоязычной литературе Амундсен впервые стал непреклонным отрицателем любых посадок в высоких широтах, вопреки очевидному факту, что он сам в них участвовал.

Самолет Амундсена в 250 км от полюса. Норвежец хоть там и побывал, но сам себе не поверил
Самолет Амундсена в 250 км от полюса. Норвежец хоть там и побывал, но сам себе не поверил

Далее, авторы статьи слегка притушили непреклонность теории, и тут же снова её накалили.

«Только один Вилкинс не отличался такой категоричностью, но последующее его увлечение идеей подводного плавания дает основания предполагать, что и он, как видно, не высоко расценивал шансы использования многолетних льдов в качестве аэродромов».

Уилкинс перед полётом
Уилкинс перед полётом

Уилкинс даже близко ничего похожего не говорил! Но за него сделали допущение, дескать, раз вот сейчас он не летает, значит не верит. А то что раньше летал и садился, то уже не считается. После такого «доказательства» перешли к следующему эксперту:

«Полярный летчик Норвегии Риссер-Ларсен, летавший в 1925 году с Амундсеном до 88 параллели, участник перелета через полюс на «Норвегии», пишет в «Известиях» от 24 мая 1937 года: «Нельзя рассчитывать на то, что у Северного полюса найдутся достаточно большие льдины для посадки аэропланов, снабженных лыжами».

Сам Риссер-Ларсен ничего в «Известия» не писал, на самом деле его устную речь привели журналисты. А история этой цитаты следующая. Советская экспедиция на северный полюс развивалась в строгом секрете, однако, пока она готовилась, спецкоры в разных странах задавали известным путешественникам вопрос: «Каким способом можно достичь полюса?» Ничего не подозревавшие эксперты высказывали свое свободное мнение в виде предположений. Спустя три дня после высадки папанинцев некоторые ответы «Известия» напечатали. Разумеется, в этой выборке все иностранные специалисты оказались посрамлены.

Летчик Риссер-Ларсен высказывался за дирижабль. Причем, если посмотреть на его мнение непредвзято, он не утверждал, что посадка невозможна. Конкретно он произнес: «нельзя рассчитывать», рассуждая о предпочтительности дирижаблей. Но ловким движением руки его записали в отрицатели возможности.

Самолет, пилотируемый Риссер-Ларсеном, незадолго до посадки в полярной области в 1925 году
Самолет, пилотируемый Риссер-Ларсеном, незадолго до посадки в полярной области в 1925 году

После такой подборки ряда мнений «о неосуществимости посадки» авторы статьи в «Советской Арктике» вернулись к «противоречивости данных», и рассказали, как Пири за день проходил по 50 км, а значит двигался по ровным полям, и следовательно, площадку для самолетов найти можно.

Далее шел огромный абзац, который «подытоживал эти взаимно исключающие друг друга мнения». Он очень тяжеловесный, многословный, продраться через него трудно. В нем сталкиваются «представления людей, никогда не видавших льдов полюса, с представлениями тех, кто их видел», чтобы это не означало. Слово «представления» повторяется бесчисленное количество раз. Но смысл все этого словоблудия состоит в «утверждении правильности наших представлений». При этом «наши представления» - это не оценка номинальных авторов А. Алексеева и Н. Жукова, а весь советский опыт. В конце абзаца делается вывод:

«Наши представления о льдах Полярного бассейна, полученные в результате многолетней борьбы за освоение Северного морского пути, критический обзор всех ледовых сведений, перелетов наших летчиков, приводили к убеждению о несомненном наличия площадок, могущих быть использованными для посадок даже тяжелых самолетов. На этой уверенности и был построен план технической реализации полюсной экспедиции. Этот план полностью себя оправдал. Посадки самолетов нашей экспедиции в 13 разных пунктах развеяли легенду о безаэродромности глубоководного Полярного бассейна».

Вот так в этой статье впервые была опровергнут миф, которую здесь же и придумали, несколькими абзацами ранее. Про Водопьянова в свете этой теории ни говорится ни слова, развенчание западных взглядов поначалу явилось коллективным действием.

Сразу после первого «развеивания легенды» содержание статьи резко меняется. Она переходит к практическим вопросам, и в тексте становится видно участие Алексеева и Жукова. Они рассказывают о своих наблюдениях во время полета. По их наблюдениям какое-то время к северу от острова Рудольфа льды были сильно перепаханы, однако через некоторое время выравниваются.

«Между параллелями 82°30´ и 85°30´ характер льда значительно изменялся. Повидимому, влияние сжатий сильно уменьшалось, лед простирался большими полями, среди которых довольно часто можно было встретить площадки размером 250—350 метров в поперечнике. Отдельные поля достигали и более 20 километров… Размеры полей постепенно увеличивались, по мере приближения к северной границе указанной полосы».

Иллюстрация из журнула "Советская Арктика" май 1938 года
Иллюстрация из журнула "Советская Арктика" май 1938 года

То есть по трассе до полюса на протяжении более 300 км посадка не представляет больших сложностей. Потом начинается другой участок.

«На широте 85°30´ проходит южная граница многолетнего полярного пака, характерная, по наблюдениям с воздуха, мощными торосообразованиями. Мы затрудняемся точно определить величину торосов с воздуха, но полагаем, что они были в среднем не менее 5—6 метров. К северу от 85° 30' на, расстоянии 30 морских миль поля малы, всторошены, имеют разводья, забитые мелким льдом, шугой и молодым льдом. Посадка в этом месте без аварии невозможна».

Но и этот участок заканчивается.

«Далее к северу поля становились большими. На них появлялись площадки, годные только для посадок, а далее и несколько лучше. Наибольших раз меров и количества эти площадки достигали между широтами 87°00' и 88°30', после чего идет некоторое ухудшение до самого полюса».

Описанный участок, это как раз тот, где в 1925 году опускались самолеты экспедиции Амундсена. Разумеется, его направление было другое, меридианы не совпадают, условия могли меняться, как ситуация и от года к году... Несмотря на негативную оценку качества поверхности вокруг полюса, Алексеев сообщает, что сел там без особых затруднений.

«Поле, на которое мы садились (на 89°53' северной широты и 47°00' западной долготы), было выбрано без долгих поисков. Оно представляло собой старое массивное смерзшееся поле, на котором были две продолговатых площадки размером 300 X 500 метров, отделенных одна от другой торосистой грядой, через которую можно было в случае особой надобности прорубить проход и использовать его для взлета при более нагруженных самолетах, требующих при взлете значительно больших площадок, чем при посадке».

(Привет всем историкам, уверенным в необходимости Водопьянову пролететь 65 км, чтобы найти пригодную площадку). Вопреки другой укоренившейся легенде, у Алексеева и Жукова не было и потери ориентировки и, как следствие, вынужденной посадки. Им приказали – они немедленно сели. На подбор не ушло много времени. Повторю: из всей полюсной экспедиции 1937 года летчик Анатолий Дмитриевич Алексеев посадил самолет ближе всех к полюсу. Судя по описаниям современников, он был разностороннее профессиональным, очень независимым и самоуверенным человеком, на все имеющим собственное мнение. По политическому решению Шмидта достижение экипажа Алексеева припрятали, оставив только повторение посадки Водопьянова, да и то поскольку-поскольку. Возможно, самолюбие Алексеева свербило - при каждой печатной возможности, которая ему доставалась не часто, он пытался упомянуть, что площадка у флагманского самолета оказалось хуже, чем его. И здесь тоже он тоже постарался высказаться:

«Ледяное поле, выбранное Водопьяновым 21 мая, не представляло собой превосходного аэродрома. Были и лучшие в этом районе. Но это поле было столь массивным и старым, что лучшего места для высадки зимовки нельзя было найти».

Два соседних предложения находятся в явном противоречии друг с другом. Возможно, первое попало в текст от Алексеева, а второе - результат смягчения литературного обработчика.

Но основной целью статьи явно не являлись рассказы летчика и штурмана о полете. Они служили только поводом для внедрения новой легенды о советском приоритете. В конце публикации к главной задаче и вернулись. Перо, похоже, окончательно перешло от летчиков к пропагандистам, и те снова стали оспаривать Амундсена, теперь с марксистских позиций.

«После того как наша задача по завоеванию Северного полюса была выполнена, нас особо стали интересовать причины такого расхождения виденного и опробованного нами с заключением иностранных авторов, в том числе и таких авторитетов, как Амундсен. Ни в какой мере мы не можем до пустить каких бы то ни было сомнений в их добросовестности, но все же утверждаем, что эти крупные авторитеты не могли быть столь объективными, как мы, в методах организации экспедиций. Ведь их экспедиции в большинстве случаев зависели от прихоти того или иного жертвователя- капиталиста, того или другого газетного короля. Руководители капиталистических экспедиций вечно были в долгах, всегда им не хватало самого насущного, необходимого.

Человек огромного личного мужества, Амундсен не мог проявить ту смелость в решении задач, какую проявила наша экспедиция. Амундсен работал одиночкой, он знал, что за свой малейший просчет ему придется расплачиваться своей жизнью и жизнью своих спутников. Мы могли быть неизмеримо смелее и решительнее, а следовательно объективнее, ибо за нами была наша Великая социалистическая родина со всеми ее неисчерпаемыми ресурсами. Вот почему наши опыты посадки тяжелых самолетов на лед удались».

Ну то есть, не было у Амундсена денег, поэтому он был не объективен. И оценить пригодность льдов для посадки не мог. Глаза у него смотрели по-другому, не так, как у советских авиаторов. Честно говоря, я даже не знаю, как еще прокомментировать эту околесицу, которым заканчивается статья. Разве что сказать, что экспедиция 1925 года была полностью оплачена американским миллионером Линкольном Эллсвортом, который сам же в ней участвовал, и рисковал наравне со всеми. Как и Амундсен, Риссер-Ларсен, и другие - своей жизнью. Но два купленных им самолета не являлись для него большой проблемой, как и остальное снаряжение. И соответственно, это никак не мешало Амундсену оценивать посадку на лёд.

Да и в целом заход странный: экспедиция Амундсена не могла сажать на лёд тяжелые самолёты? Конечно, не могла, потому что они в 1925 году еще не существовали!

Но в итоге первый подход состоялся – из вырванных цитат слепили легенду, приписали её Амундсену и тут же опровергли. Но пока коллективно. Приписка её конкретно к М. Водопьянову произошла несколько позже: в 1939 году, в книге «К сердцу Арктике». Об этом в следующей статье.

Получился уже целый мини-цикл, поэтому размещаю ссылки на предыдущие статьи:
1.
Академик О. Ю. Шмидт и мои проблемы с научной этикой

2. Насколько кощунственно обсуждать ложный рапорт О.Ю. Шмидта

3. В какое время прибыл на полюс самолет М. Водопьянова

4. Самолет над полюсом не пролетал

5. Как Водопьянов Амундсена поправлял

Ну и конечно рекомендую свою новую книгу «Спасти Леваневского. Грандиозная поисковая операция в Арктике»