Участники исторического полета на северный полюс, состоявшегося 21 мая 1937 года, неизменно подчеркивали, что вершина планеты оказалась определена с невероятной точностью. Вот, к примеру, оценка руководителя экспедиции О. Ю. Шмидта:
«Штурманы вели непрерывные астрономические наблюдении для определения места. Эти письменно зафиксированные наблюдения бесспорно доказывают, что все четыре самолета прошли точно над полюсом. Причем не с обычной точностью астрономических наблюдений в воздухе, а значительно точнее, в силу большой точности отборных приборов, высокой квалификации штурманов и наличия…»
Или
«… Несомненно, все четыре машины прошли у полюса с точностью 10 километров, т. е. видели полюс непосредственно под собою. Первый самолет «СССР Н-170», пролетев над полюсом и, точно определившись в воздухе…»
А в какое же время произошло это бесспорно точное определение? Отто Юльевич Шмидт давал уверенный ответ: «В 11 час. 10 мин. самолет «СССР Н-170» под управлением Водопьянова, Бабушкина, Спирина, старшего механика Бассейна пролетел над северным полюсом».
Это цитата из самого первого рапорта руководителя экспедиции, отправленного со льдины в день высадки, вечером 21 мая. Авторитетнее источника быть не может.
Итак, время известно: 11-10 по Москве. Полет занял 6 часов 10 минут, средняя путевая скорость по маршруту составила 150 км/ч.
Однако если посмотреть документальный фильм «На Северном полюсе», снятый прямо во время экспедиции Марком Трояновским, то можно увидеть исторический момент, когда штурман экспедиции И. Спирин определяет полюс. Он там ставит на карте весьма выразительную точку, и камера крупным планом показывает время - 11-02.
Однако… разница 8 минут, самолет за это время пролетал почти 20 км. Тут какая-то загадка появляется. Определили полюс точно, только время получили разное. Интересно, писал ли что-нибудь по этому поводу главный навигатор полёта Спирин? Разумеется! Можете не сомневаться, сообщал неоднократно. По его словам, полюс он определил с точностью до минуты, о чем и доложил начальнику. Вот его самый первый рассказ, от 2 июня 1937 г. , опубликованный в «Правде»:
«Десятки раз проверяю расчеты, делаю измерения, бросаю несколько навигационных бомб, беру высоту солнца для астрономического определения места. Со мною в кабине —0. Ю. Шмидт и Е. К. Федоров…
В 10 часов 48 минут утра повторяю тщательные астрономические наблюдения. Через 2 минуты летим над Северным полюсом. Сообщаю об этом Отто Юльевичу Шмидту. Он заметно волнуется».
Хм… появляется третье время прохождения полюса – 10-50. От Шмидтовского оно отстоит на 22 минуты. Разница в расстоянии 55 км. Выходит, Отто Юльевич получил от навигатора точную информацию, но время указал другое. Часы, что ли у него были неисправны? Может здесь опечатка? Ну нет, исключено, Спирин продолжает сыпать цифрами в своем первом рассказе:
«Прошу разрешения пройти 10 минут за полюсом. Получив согласие, летим по курсу дальше. В 11 часов 02 минуты Водопьянов развертывает самолет па 180 градусов и идет на снижение, пробиваясь через облака».[i]
Итак, в 11-02 самолет оказывается далеко за полюсом, в 30 км, где и разворачивается. И что же тогда нам показывает нам документальный фильм? И по Шмидту в это время он до полюса не добрался.
Может привлечем еще одного свидетеля? Во время полета самолет Водопьянова периодически посылал радиограммы, сообщая свое положение.. На острове Рудольфа рядом с радистами сидели экипажи других самолетов и переживали на своих товарищей. Один из них, летчик Мошковский, в 1939 году выпустил книгу. Вот что он пишет.
«Радиограмма, принятая в 11 часов 05 минут, извещала, что самолет находится уже в преддверии полюса – на 89 градусе северной широты. Спирин и Федоров успешно ведут астрономические наблюдения».
Вот как! У нас появляется четвертое время! 11-05, а самолёт совсем не на полюсе, и разворачиваться не собирается. Значит, прав Шмидт? Хотя если понимать слова летчика про 89 градусов буквально, то самолету до полюса еще минут сорок добираться. Это именно что четвертый вариант.
Летчик Мошковский, между тем, значения не придумывал. До этого он цитировал другие радиограммы, где указывались времена и координаты, они поначалу совпадали с опубликованными в «Правде» 22 мая. Но потом, по второй половине пути версии летчика и газеты решительно разошлись. А что же печатала «Правда» 22 мая?
Дословно, тексты приведенных радиограмм на конечном участке маршрута выглядят так:
«В 10 час. 34 минуты самолет достиг широты 89°00 долготы 58°00'. Штурман Спирин и астроном Федоров непрерывно измеряют высоту солнца и вычисляют место нахождения. М. В. Водопьянов ведет самолет строго по меридиану на север.
В 11 час. 12 минут от экипажа самолета был принят только заголовок радиограммы. Дальнейшая связь с самолетом оборвалась. Радиостанции продолжали следить за эфиром…»
Итак, по газете мы знаем предпоследнюю точку, а также среднюю скорость полета. В 10-34 до полюса остается 111 км, при средней путевой скорости 150 км/ч самолет должен попасть на макушку почти через 45 минут. То есть в 11-19. Так вычислениями мы приходим к очередному варианту. Он, кажется, пятый?
Он ближе к шмидтовскому, чем к штурманскому, хотя тоже не совсем, 7 минут разницы. Чтобы прибыть в 11-12 "по Шмидту" самолет должен немного разогнаться, до 176 км/ч. В принципе это возможно, но странно, весь полет проходил с одной скоростью, а вдруг в конце поднажали. А вот по варианту Спирина скорость должна достигнуть 411 км/ч, что абсолютно нереально. Но где-то же «Правда» взяла свои цифры? Не придумала же она их?
А по варианту из документального фильма скорость на последнем градусе должна составить 258 км/ч, что тоже неправдоподобно. Но может ли «Правда» быть неправдивой? Это философский вопрос, а я бы лучше задался практическим. Спирин знал положение точно, как же он разошелся в показаниях не только со Шмидтом, но и с самим собой в фильме?
Еще одним человеком, который точно знал время над полюсом, был папанинец Фёдоров. Он бы смог прояснить. Но он не проясняет. Читаем, что он пишет в своих поздних мемуарах:
«В застекленной со всех сторон штурманской кабине работаем мы со Спириным. Он ведет все счисление пути. Шмидт сидит в пилотской кабине - она выше и сзади штурманской. Я часто иду через нее, чтобы высунуться с секстантом в верхний люк. Прохожу между пилотами. Михаил Васильевич Водопьянов и Михаил Сергеевич Бабушкин неподвижно и как будто торжественно застыли в своих креслах. Время вылета было выбрано правильно, и на подходе к полюсу "линии положения", получающиеся из измерения высот солнца, ложатся, как и требовалось, поперек курса. Проходим 89-й градус. Мы с Иваном Сергеевичем начинаем волноваться: не прозевать бы, еще и еще раз рассчитываем и объявляем: "Сейчас полюс"».
Практически это всё. Ни одного варианта координат и времени Фёдоров не приводит. Дальше он цитирует телеграмму Шмидта:
«В 11 часов 10 минут самолет СССР-Н-170 под управлением Водопьянова, Бабушкина, Спирина, старшего механика Бассейна пролетел над Северным полюсом».
Означает ли это что он согласен со Шмидтом? Сомневаюсь. Но Фёдоров нам ничего сказать не хочет, поэтому возвращаемся к Спирину. Вот все же, почему он пишет, что самолет прибыл на полюс в 10-50, а в документальной хронике сам ставит точку в 11-02?
На самом деле, это он в первый раз так писал, в начале июня. А спустя какое-то время передумал. После прибытия в Москву флаг-штурман решительно меняет свои показания. При этом продолжая уверять всех в точности своих измерений координат и времени. Ниже цитаты, из его книги «Исторический рейс: очерки о полете на Северный полюс», вышедшей в 1939 году
«Ровно в восемь часов опять произвожу астрономические наблюдения» - время теперь он указывает по Гринвичу, по привычному московскому это 11-00
«Через две минуты полюс!» - то есть, в 11-02.
Поразительная точность! Именно она отражена в фильме Трояновского.
«Докладываю Шмидту. Трудно забыть и еще труднее описать выражение лица Отто Юльевича. Оно отражало целую гамму радостных переживаний: волнение, гордость ликование…
- Отто Юльевич, разрешите пройти десять минут за полюс, - обратился я к нему.
- Зачем? - удивился Шмидт.
- Сейчас над полюсом густой слой облаков, - ответил я. – Если сядем точно на полюсе, где повидимому, не сумеем быстро определиться из-за отсутствия солнца, то за время от посадки до астрономического определения на льдине нас может несколько отнести. А дрейф, повидимому, будет в направлении Рудольфа, немного западнее него. Поэтому окажется, что мы не дошли до полюса. Если же мы сядем несколько за полюсом, то нас понесет не от полюса, а к полюсу, и через некоторое время – возможно, к моменту точного определения – мы окажемся на самом полюсе или где-то очень близко от него».
О рациональности этой удивительной теории, появившейся экспромтом, говорить не будем. Но, оказывается, ровно в 11 утра Шмидт всё-таки знал, что через пару минут у него полюс. Но вечером того же дня Отто Юльевич об этом забыл, или что-то перепутал, потому что в Москву доложил, что полюс пролетели в 11-12. Но повторятся не будем.
Измерения Спирина точные, он это подчеркивает раз за разом:
«По всем правилам штурманского дела рассчитываю, насколько мы должны уйти за полюс, сколько времени нужно на развороты, пробивание облачности и т.д. На одиннадцатой минуте даю Водопьянову сигнал. Он разворачивается на 180° и перед тем, как войти в облака, кричит мне: «Смотри вниз!»».
Во время посадки Спирин открыл окно, чтобы бросить дымовую шашку, и в это время ветер унес тетрадку с расчетами. Я не шучу, именно так написано в книге «Исторический рейс». Только оказалось, что это тетрадка Фёдорова, а не его. Наверное поэтому Федоров ничего не сообщает в мемуарах? Зато флаг-штурман в своих книгах имел возможность публиковать подлинные документы из полета, что он и делал неоднократно. В книге «Исторический рейс» приложил настоящую копию настоящего «бортового журнала», а также истинно-честную карту полёта.
По ним видно время пролета над полюсом - 11-02 и время разворота - 11-12. Как мы понимаем, это самые-самые точные сведения от первого лица и в полном соответствии с документальным фильмом. Только на карте штурман почему-то забыл поставить точку высадки дрейфующей станции «Северный полюс -1», я указал её вместо него. И он почему-то не нарисовал, как в этой точке оказался. Тут уж я не стал фантазировать.
Но загадка многообразия вариантов пролетов через полюс остается. Если мы, конечно, продолжим играть в наивность.
На самом деле, я думаю, что с точность пролета над полюсом всё ясно, как и с самим пролетом. Стоит ли расписывать это в выводах?
Получился уже целый мини-цикл, поэтому размещаю ссылки на предыдущие статьи:
1. Академик О. Ю. Шмитд и мои проблемы с научной этикой
2. Насколько кощунственно обсуждать ложный рапорт О.Ю. Шмидта
4. Самолет над полюсом не пролетал
Ну и конечно рекомендую свою новую книгу «Спасти Леваневского. Грандиозная поисковая операция в Арктике»
[i] Газета «Правда» 2 июня 1937, № 150 (7116), 4 стр. «На ледяными просторами Арктики».