Найти в Дзене
Павел Машкин

Самолет над полюсом не пролетал

Похоже, что нужно сделать несколько прямых пояснений к прошлой статье, а то встречается недопонимание. О чем свидетельствует многовариантность времени прохождения полюса среди участников? Напомню, у Шмидта полюс прошли в 11-10, у Спирина есть два варианта, в 10-50 и 11-02. Это не беря во внимания косвенные данные из газеты «Правда» и из книги летчика Мошковского, там время должно получиться не раньше 11-20. Этот разнобой нам говорит не о том, что у участников часы по-разному шли. И не о том, что у кого-то проблемы с памятью и концентрацией внимания. А лишь о том, что полюс самолет Водопьянова 21 мая не пролетал. И все эти варианты придуманы. Еще более прямо нам об этом говорит, карта Спирина, если на неё нанести точку высадки станции «Северный полюс». Если поверить в описание маневров Спирина (а также Шмидта и Водопьянова), то самолет должен был выписать очень непростой загиб. Я его подрисовал на карте синим цветом. Мало того, что такую траекторию непонятно зачем выписывать, так еще р

Похоже, что нужно сделать несколько прямых пояснений к прошлой статье, а то встречается недопонимание. О чем свидетельствует многовариантность времени прохождения полюса среди участников? Напомню, у Шмидта полюс прошли в 11-10, у Спирина есть два варианта, в 10-50 и 11-02. Это не беря во внимания косвенные данные из газеты «Правда» и из книги летчика Мошковского, там время должно получиться не раньше 11-20. Этот разнобой нам говорит не о том, что у участников часы по-разному шли. И не о том, что у кого-то проблемы с памятью и концентрацией внимания. А лишь о том, что полюс самолет Водопьянова 21 мая не пролетал. И все эти варианты придуманы. Еще более прямо нам об этом говорит, карта Спирина, если на неё нанести точку высадки станции «Северный полюс». Если поверить в описание маневров Спирина (а также Шмидта и Водопьянова), то самолет должен был выписать очень непростой загиб. Я его подрисовал на карте синим цветом.

Карта Спирина с подрисованной синим траекторией выхода на посадку. Эти заковористые зигзаги должны превысить 100 км
Карта Спирина с подрисованной синим траекторией выхода на посадку. Эти заковористые зигзаги должны превысить 100 км

Мало того, что такую траекторию непонятно зачем выписывать, так еще расстояние по ней превышает сто километров, а это минимум 40 минут полета. Кстати, и по варианту Шмидта, и по обоим вариантам Спирина время посадки указано 11-35. Вписаться в это время можно только по первому варианту Спирина. По всем остальным версиям на это не хватит времени.

Мне представляется значительно вероятней, что настоящая траектория самолета «Н-170» была похожа на ту, что я нарисовал на следующем рисунке.

Наиболее вероятная траектория полета
Наиболее вероятная траектория полета

Полюс в таком случае, разумеется, остается в стороне, и разумеется, это получилось случайно. Но Шмидт решил отчитаться о покорении вершины, поэтому пришлось придумывать цифры.

Также многовариантность полета и географическое положение дрейфующей станции совместно нам говорят о том, что «бортовой журнал Спирина», как и его карта, нарисованы задним числом, не раньше середины июня. И эпизод документального фильма «На Северном полюсе», где Спирин выразительно подписывает время на карте, тоже снимался уже в июне, после событий.

Всё это очевидно, я даже не знаю, как с этим можно не согласиться. На этом можно ставить точку. А можно и продолжить.

Каким образом придумывалось время прохождения полюса? Люди, которые это делали, были профессионалами, поэтому креативили они, исходя из предыдущих параметров полёта, приспосабливая известную скорость к точке, в которой не были, и соединяя её с точкой, в где оказались. Разумеется, это невозможно, такая задача не решается, натягиваешь одно, проваливается другое, отсюда и возникли несколько времен. Какие параметры полета нам известны? Мне лично попадались четыре варианта:
1. Опубликованные в газете «Правда» 22 мая 1937 года.

2. Первый вариант Спирина, опубликованный 2 июня 1937 года

3. Вариант летчика Мошковского, опубликованный в 1938 году

4. Финальный вариант Спирина, ставший каноническим, вписанный в «бортовой журнал», и на основе которого снят «документальный» эпизод.

Все четыре варианта почти точно совпадают вначале, и затем серьезно разъезжаются после середины пути. Я их полностью приведу ниже. В какой же нужно поверить? Разумеется, в тот, что опубликован первым. Просто потому, что составлен из реальных радиограмм, поступавших с борта «Н-170» во время полета 21 мая. Шмидт отрапортовал о покорении полюса вечером 21 мая, информация о свершении тут же пошла в газеты, и к утру материалы были напечатаны. Править радиограммы было и некому, и незачем, и в голову никому не могло прийти. Спирину во время полета тоже не имело никакого смысла их фальсифицировать, если, конечно, исключить у него умысел угнать самолет в Турцию. А такого умысла у него, очевидно, не было. Поэтому бортрадист С. Иванов передавал данные, которые измерял Спирин. Строго говоря, это не реальное положение, а именно измеренное, но Спирин в момент передачи был уверен в их точности. По первым трем часам полета средняя скорость составила 150 км/ч.

Далее дословно привожу все четыре варианта, а потом свожу их таблицу. Если лень читать, то можно сразу промотать до неё.

Газета «Правда» 22 мая 1937 года

«В 6 часов 00 минут самолет достиг 83° 07´ северной широты, идя на высоте 1.000 метров. Над самолетом — тонкий слой облаков с разрывами. Внизу — крупно битый лед.

В 7 час. 00 минут самолет шел по долготе 58° 00’, на широте — 84° 25´ над облаками, на высоте 1.450 метров.

В 8 час. 04 минуты самолет, продолжая продвижение на север, на высоте 2.000 метров, достиг… широты 85°50´. В. разрыве облаков были видны ледяные поля с частыми трещинами. Дул сильный встречный ветер.

В 10 час. 03 минуты самолет Водопьянова достиг широты 88°35´.

Начиная с 88 градуса видимость значительно улучшилась. Видны огромные ледяные поля, разделенные на много километров длинными трещинами. Температура —23 градуса мороза. На самолете все в порядке.

В 10 час. 34 минуты самолет достиг широты 89°00´, долготы 58°00’. Штурман Спирин и астроном Федоров непрерывно измеряют высоту солнца и вычисляют местонахождение. М. В. Водопьянов ведет самолет строго по меридиану на север».[i]

В 11-12 передача оборвалась.

Летчик Мошковский книга «Записки пилота», 1938 год

«Начинают приходить первые радиограммы с борта самолета «СССР Н-170».

В 6 часов 00 минут самолет достиг 83° 04´…

В 7 часов 00 минут самолет пролетел 84° 25´…

В 8 часов 04 минуты самолет был на 85°30´…

В 9 часов 00 минут самолет находился 86°47´северной широты…

Радиограмма, принятая в 11 часов 05 минут, извещала, что самолет находится уже в преддверии полюса – на 89 градусе северной широты. Спирин и Федоров успешно ведут астрономические наблюдения».

Первый вариант Спирина в «Правде», 2 июня 1937 года

На широте 83 градусе 10 минут под нами стали попадаться разорванные облака.

Устанавливаю, что вы идем на широте 84 градуса 28 минут

На широте 85 градусов 53 минуты вновь слышу сигналы радиомаяка

В 10 часов 02 минуты утра летим на широте 88 градусов 55 минут

В 10 часов 48 минут утра повторяю тщательные астрономические наблюдения. Через 2 минуты летим над Северным полюсом.

В 11 часов 02 минуты Водопьянов развертывает самолет на 180 градусов.

В 11 часов 35 минут корабль благополучно приземляется на ледяном поле среди айсбергов…

Бортовой журнал Спирина (время переводим из Гринвича в московское)

6-04 – широта 83° 10´

7-04 – широта 84° 28´

8-04 – широта 85° 50´

9- (нрзб) – широта 86° 42´

10 -12 - широта 88° 50´

11-02 -полюс

11-12 разворот

Долготу я не ставил, но меридиан, естественно, везде 58-й – от Рудольфа на север.

Составляем таблицу сравнения вариантов

Таблица 1. Варианты координат исторического полета по разным источникам
Таблица 1. Варианты координат исторического полета по разным источникам

По таблице хорошо видно, что в первые три часа все четыре варианта практически совпадают. Различия составляют буквально по три угловых или временных минуты, на местности это порядка 5 км. Спирин в своем первом варианте не указывал время, потом восполнил это в «бортовом журнале». Скорее всего, он считал эти показания правильными. Потом что-то происходит в полете после 8 часов утра в районе 86-й широты. На 9 часов «Правда» координаты не печатала, видимо самолет их не передал, и Спирин в первом варианте их не показывает. В следующих показаниях, на 10 часов, штурман решительно корректирует «Правду» - сначала в первом варианте подтягивает расстояние вверх, потом, в «бортовом» журнале серьезно опускает их ближе к первоначальным, но с серьезным скачком по времени. Последние данные «Правды» в 10 часов 34 минут – один градус до полюса, 111 км. Похоже, что позднее навигаторам стало очевидно, что это измерение было неправильным, они выпали отовсюду.

По данным «Правды» можно посчитать скорость на каждом этапе.

Таблица 2: Скорость самолета М. Водопьянова во время исторического полета 21 мая 1937 г. по опубликованным в газетах координатах
Таблица 2: Скорость самолета М. Водопьянова во время исторического полета 21 мая 1937 г. по опубликованным в газетах координатах

Пятый пункт очевидно нереальный, самолет должен быть ближе к северу. Не будем гадать, откуда он взялся, от штурмана, или проник на страницы другим путем. В любом случае к этому времени самолет находился уже восточнее меридиана Рудольфа. Но удивительно совпадение – время указано ровно за час до объявленного приземления.

После посадки - навигаторы поняли свое положение не позже, чем через двадцать минут от остановки двигателей. А именно, что находятся в 65 км от цели. Разумеется, сразу же должны были осознать, что и над полюсом не пролетали.

Первые шаги по льду и сразу вопрос: "Ну как же так?"
Первые шаги по льду и сразу вопрос: "Ну как же так?"

Можно предположить, откуда взялись разные варианты полета над полюсом.
Первая, Шмидта, в 11-10 - по всей видимости он взял последнюю точку по пути, которую считал достоверной, измерил от неё расстояние до полюса, поделил на скорость самолета в тот момент, и так «вычислил» время над полюсом.

Время посадки Шмидт назвал 11-35. От времени «над полюсом» всего 25 минут. Естественно, после этого пролететь 10 минут за полюс, развернутся на 180°, начать снижаться, потом повернуть в сторону, пролететь 65 км и сесть – за этот интервал невозможно. Шмидт вышел из положения тем, что утаил место посадки.

Спирин, похоже, пошел обратным путем. Он отталкивался от времени посадки в 11-35 и как раз пытался учесть все маневры. Поэтому у него время полета «над полюсом» получилось 11-50. За 45 минут можно было пролететь 105 км и приземлиться. Странно только, что со Шмидтом он не согласовал свою версию, и странно, что она со льдины улетела без одобрения начальника экспедиции.

Третью версию, каноническую, время «над полюсом» - 11-02, похоже, получили крайне простым путем. Элементарно, не мудрствуя, взяли расстоянии от о. Рудольфа до полюса 911 км, разделили на среднюю скорость 150 км/ч и получили практически ровно 6 часов. Прибавили их к времени постановки на курс 5-02 и оказались на полюсе в 11-02.
Это и вошло в документальный фильм, «бортовой журнал», и «карту Спирина».

Рапорт Шмидта с другой версией при этом широко цитировался, но это ровным счетом никого не смущало, и вообще это никто не замечал.

Вот так и рождаются исторические факты.

Получился уже целый мини-цикл, поэтому размещаю ссылки на предыдущие статьи:
1.
Академик О. Ю. Шмитд и мои проблемы с научной этикой

2. Насколько кощунственно обсуждать ложный рапорт О.Ю. Шмидта

3. В какое время прибыл на полюс самолет М. Водопьянова

Ну и конечно рекомендую свою новую книгу «Спасти Леваневского. Грандиозная поисковая операция в Арктике»

[i] Газета «Правда» 22 мая 1937, № 139 (7105), 6 стр. «Полюс взят»