Найти в Дзене

Осенний круиз на теплоходе по Волге: ожидания и реальность

Отдых на теплоходе люблю с детства, с советских времен - спасибо родителям. За эти годы многократно исходил наши реки и озера, но почти всегда - летом. Давно хотел отправиться в круиз осенью, чтобы полюбоваться берегами с золотой листвой, и вот в этом октябре, наконец, решился. Сегодня расскажу о своих впечатлениях: что понравилось, а что разочаровало. Выбрал недельный круиз из Москвы до Плёса и обратно с множеством интересных стоянок: Дубна, Калязин, Углич, Рыбинск, Тутаев, Ярославль, Кострома. Время круиза - начало октября. Это, конечно, главное, что всегда останавливало меня при выборе осеннего круиза. Если не повезет и будет пасмурно и проливной дождь, то мало того, что на память останутся серые и унылые фотографии, так еще и придется значительную часть времени сидеть в каюте: на палубе может быть сыро и ветрено, а гулять по городам под обложным дождем - такое себе удовольствие. И все это за немалые деньги - дороже, чем та же неделя на море где-нибудь в Египте или Турции в пятизвё
Оглавление

Отдых на теплоходе люблю с детства, с советских времен - спасибо родителям. За эти годы многократно исходил наши реки и озера, но почти всегда - летом. Давно хотел отправиться в круиз осенью, чтобы полюбоваться берегами с золотой листвой, и вот в этом октябре, наконец, решился. Сегодня расскажу о своих впечатлениях: что понравилось, а что разочаровало.

Октябрьский денек на канале имени Москвы
Октябрьский денек на канале имени Москвы

Маршрут

Выбрал недельный круиз из Москвы до Плёса и обратно с множеством интересных стоянок: Дубна, Калязин, Углич, Рыбинск, Тутаев, Ярославль, Кострома. Время круиза - начало октября.

Осенняя Волга
Осенняя Волга

Погода

Это, конечно, главное, что всегда останавливало меня при выборе осеннего круиза. Если не повезет и будет пасмурно и проливной дождь, то мало того, что на память останутся серые и унылые фотографии, так еще и придется значительную часть времени сидеть в каюте: на палубе может быть сыро и ветрено, а гулять по городам под обложным дождем - такое себе удовольствие. И все это за немалые деньги - дороже, чем та же неделя на море где-нибудь в Египте или Турции в пятизвёзочном отеле в октябре.

Но с погодой нам повезло: солнце светило как по графику. За неделю с неба не обрушилось ни капли. Был только один пасмурный день.

-3

Холодно ли на теплоходе

Осенью очень сильны колебания дневных и ночных температур. По утрам градусник показывал минус 2. Палубы покрывались плотным слоем инея. Матросы даже успевали рисовать на нем веселые рожицы. Однако довольно быстро воздух прогревался на солнце до 8-10 иногда даже 12 градусов. Днем на палубе можно было загорать (лицо и руки), если укрыться от ветра, конечно.

Один мой знакомый весной вернулся из круиза, где ужасно замерз - погода была прохладная, а каюты не отапливались. Меня это не пугало: зная особенности разных теплоходов, я выбрал судно и каюту, которая обогревалась кондиционером, и его можно было регулировать. Так что в каюте всегда было комфортно.

А вот в общественных пространствах по вечерам становилось довольно свежо: концертный зал на солнечной палубе и музыкальный салон на средней не обогревались, поэтому вечерами туристы приходили на концерты и другие развлекательные программы в куртках.

Температура воздуха- минус 2
Температура воздуха- минус 2

Публика

В октябре на теплоходе не было ни одного ребенка - дети в школе, а тех, кто помладше, родители, видимо, не решились взять в круиз с рискованной погодой. В целом были туристы разных возрастов, но в основном, конечно, пенсионеры. По утрам рано вставали (в шесть утра) и гуляли по палубам, считая круги (здоровый образ жизни), а по вечерам слушали игру тапера на рояле (культурная программа). Никаких криков и пьяных дебошей. Дискотеки, конечно, тоже проводились, но обстановка на них была спокойная, и заканчивались они вовремя.

Теплоходы на причале в Угличе
Теплоходы на причале в Угличе

Изменение маршрута и графика движения

Люди, часто выбирающие круизы, знают, что стоянки и маршрут никогда не гарантированы. То уровень воды в реке упадет, как в Волге этой весной, то шлюз выйдет из строя, как произошло этим летом, то из-за сильных волн или вип-гостей теплоходу не дадут причалить к Валааму или Кижам.

Будучи человеком опытным, я специально выбрал маршрут на котором был минимум рискованных участков. Только небольшой переход по Рыбинскому водохранилищу между Мышкиным и Рыбинском. Оба раза его проходили ночью, один раз немного покачало. Наш маршрут пролегал относительно близко к берегу бескрайнего Рыбинского моря. Никаких серьезных волн и ограничений движения судов на пути не встретилось.

Еще одно узкое место круизов из столицы - канал имени Москвы. На нем при определенных условиях просто останавливается движение. Особенно часто такое бывает весной и осенью. Но это отдельная тема, подробно об этом напишу в другой раз. Нам с этим, к счастью, столкнуться не пришлось.

Атмосфера завершения навигации

Некоторые теплоходы выходят в рейсы еще в ноябре, но большинство судов заканчивают навигацию в сентябре - первой половине октября. Вот и у нашего теплохода это был последний рейс в этом году. Не скрою, были опасения, что команда расслабится напоследок. В целом опасения были напрасными: палубы регулярно (несколько раз в день) мыли, перила протирали тряпочками, каюты убирали, блюда в ресторане подавали вкусными и горячими.

Был только один эпизод: в последний вечер перед возвращением в Москву бармены, видимо, хорошо погуляли. В результате на следующее утро они проспали открытие бара, где в 6 утра должны были сервировать бесплатную кофе-станцию. А учитывая, что, как было упомянуто выше, туристы собрались весьма дисциплинированные, в 6 утра выпить кофе желающие были. Без бодрящего напитка я не остался. Мне встретилась директор ресторана, которая любезно пригласила меня в ресторан и напоила кофе там, пока официанты сервировали завтрак.

С другой стороны, всю неделю ощущалась романтичная атмосфера завершения навигации. Особый ностальгический настрой команды. Не секрет, что на теплоходах работают очень увлеченные люди. Например, официанты по вечерам после работы играли на гитаре и пели на носу судна около ресторана, а иногда провожали туристов своими песнями на пристанях. И это не было частью официальной развлекательной программы. Люди пели потому, что у них, как говорится, душа поет. Очень приятно и трогательно.

Золотая осень

Золотая осень на теплоходе, ради созерцания которой, мы отправились в круиз, превзошла все ожидания. Жёлтые и красные деревья, пылающие на берегах Волги и канала имени Москвы на фоне голубого неба и яркого солнца, остались в сердце навсегда. Уж извините за громкие слова, но впечатления действительно сильные.

Золотая осень на канале имени Москвы
Золотая осень на канале имени Москвы

Незабываемы и осенние восходы на реке, когда солнце по утрам пробирается сквозь клубящийся над водой туман.

Осеннее утро на Волге
Осеннее утро на Волге

Короткий световой день

Летом на палубе светло до полуночи, а в октябре темнеет уже в начале шестого. Отправляясь в путешествие, я думал, что это, скорее, минус. А оказалось - плюс. Благодаря короткому дню, почти каждый город мы увидели и в дневном свете и в вечерних огнях. Учитывая, что все города, где мы останавливались по маршруту, прекрасно подсвечиваются - вечернее зрелище тоже было ярким: вереницы фонарей набережных вдоль Волги, художественная подсветка храмов, куполов и старинных особняков. И огни встречных теплоходов.

Ярославль в четыре часа дня
Ярославль в четыре часа дня
А так он выглядел с Волги буквально через пару часов
А так он выглядел с Волги буквально через пару часов

А еще очень впечатляют при вечернем освещении шлюзы канала имени Москвы. Все скульптуры и башни подсвечиваются. Выглядит просто волшебно.

Шлюз на канале имени Москвы: это не глубокая ночь, а всего лишь семь вечера
Шлюз на канале имени Москвы: это не глубокая ночь, а всего лишь семь вечера

Экскурсии

Во всех городах по маршруту я многократно раньше бывал. Даже написал книгу о самой популярной круизной линии в России, куда входит большая часть и этого маршрута. В ней, кстати, не только достопримечательности и интересные места для посещения, но и секреты выбора теплохода и каюты и другие нюансы круизного отдыха. Так вот, поскольку я сам выступал в качестве гида для своей семьи во всех городах, специально подобрал круиз, где можно было исключить экскурсионную программу из стоимости. А зачем платить за то, что не пригодится? К тому же ходить большими группами по городам и ждать пока все сфотографируются у каждого памятника - удовольствие на любителя. Мы за это же время успевали увидеть вдвое больше. Иногда встречали группы с нашего теплохода, а иногда пересекались с ними только на причале.

Живописный Тутаев: здесь много интересных мест
Живописный Тутаев: здесь много интересных мест

Например, в Калязине, как правило, предлагают варианты экскурсий только по Заречной части города, где швартуются теплоходы. Но это не самый интересный район. Знаменитые улицы, уходящие в воду к окруженной волнами колокольне, находятся в центре города. Туда мы первым делом и направились сами.

Знаменитая калязинская колокольня: важно знать, откуда лучший вид
Знаменитая калязинская колокольня: важно знать, откуда лучший вид

Кстати, там еще и набережную красивую за последние годы сделали - очень живописно. Те, кто взял экскурсии, ничего этого, к сожалению, не увидели.

Резюме

В общем осенний круиз превзошел ожидания: впечатления остались яркие, и удалось хорошо отдохнуть, переключиться. Стоит учесть два момента: важно тщательно подготовиться к такому круизу - правильно выбрать теплоход, каюту, маршрут, учесть ряд других нюансов, ну и, конечно, предварительно изучить места стоянок, чтобы успеть увидеть и прочувствовать как можно больше.

Яркие моменты
Яркие моменты

Ведь теплоход стоит, как правило, всего несколько часов, а я набирал интересные факты и необычные места в каждом городе для книги ни один год. И еще важнейший компонент успеха: чтобы повезло с погодой.

А вы ходили в круизы осенью?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel