Найти в Дзене

7 отличий речных круизов в СССР и сейчас

Люди, которые сегодня решаются отправиться в речной круиз, часто опираются на воспоминания юности и детства, когда они совершили свои первые водные путешествия. Между тем, за прошедшие годы многое в круизах поменялось. Сегодня поговорим о том, чего не стоит ожидать от современных путешествий на теплоходах и что навсегда осталось только в воспоминаниях. 1. Путёвка за счет профсоюза Речные круизы были дорогим удовольствием всегда. Не только сейчас. Но в советское время, отправиться в путешествие могли даже те люди, которым путевки были не по карману. Главное - быть членом профсоюза. Профсоюзные организации предприятий и организаций часто оплачивали до половину стоимости путешествия, причем, не только для работника, но и для членов его семьи. Наиболее богатые предприятия могли себе позволить полностью покрыть расходы на круиз. Также бесплатными путевками награждали победителей различных социалистических соревнований. В наши дни путешественники могут рассчитывать разве что на скидку в за

Люди, которые сегодня решаются отправиться в речной круиз, часто опираются на воспоминания юности и детства, когда они совершили свои первые водные путешествия. Между тем, за прошедшие годы многое в круизах поменялось. Сегодня поговорим о том, чего не стоит ожидать от современных путешествий на теплоходах и что навсегда осталось только в воспоминаниях.

На Волге. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"
На Волге. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"

1. Путёвка за счет профсоюза

Речные круизы были дорогим удовольствием всегда. Не только сейчас. Но в советское время, отправиться в путешествие могли даже те люди, которым путевки были не по карману. Главное - быть членом профсоюза. Профсоюзные организации предприятий и организаций часто оплачивали до половину стоимости путешествия, причем, не только для работника, но и для членов его семьи. Наиболее богатые предприятия могли себе позволить полностью покрыть расходы на круиз. Также бесплатными путевками награждали победителей различных социалистических соревнований. В наши дни путешественники могут рассчитывать разве что на скидку в зависимости от политики круизной компании: где-то дают дисконт пенсионерам, где-то молодоженам, где-то сотрудникам органов, а где-то врачам.

Путешествие на теплоходе в советское время было роскошью. Но её могли себе позволить многие. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"
Путешествие на теплоходе в советское время было роскошью. Но её могли себе позволить многие. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"

2. Отбой в 23 часа

В советское время у теплоходов был статус плавучих турбаз, и как было принято, жизнь подчинялась строгому распорядку. Подъем, зарядка, питание по расписанию и экскурсии. Все развлекательные программы завершались к 23 часам и на теплоходах объявлялся отбой. Формально после этого времени было запрещено гулять по палубам. Однако фактически, если путешественники вели себя тихо и никому не мешали, по каютам их насильно никто не отправлял. Сейчас это правило смягчено даже официально: после 23 часов важно лишь соблюдать режим покоя и тишины.

Белая ночь на реке Свирь. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"
Белая ночь на реке Свирь. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"

3.Высаживали на берег за плохое поведение

Сейчас мы часто слышим о том, как авиакомпании высаживают из самолетов дебоширов, однако таких новостей про пассажиров круизных лайнеров в прессе нет. Возможно, люди выложившие немалые деньги за покупку речного путешествия, просто не рискуют нарушать правила. К тому же круизная публика в наши дни, как правило, более респектабельная и сфокусирована в первую очередь на познавательном отдыхе. Однако в советское время высадки туристов за распития и дебоши проводились регулярно. В результате нарушитель спокойствия должен был добираться домой за свой счет. Деньги за неиспользованную часть круиза не возвращались. Кроме того, провинившемуся отправляли "телегу" по месту работы.

Акт о высадке пассажира с теплохода за нарушение правил, 1990 г. Фото: Альманах впечатлений
Акт о высадке пассажира с теплохода за нарушение правил, 1990 г. Фото: Альманах впечатлений

4. Коллективные фото

В эпоху до цифровой фотографии и до массового распространения зарубежных пленочных фотоаппаратов с автоматическими настройками, запечатлеть счастливые моменты отдыха было дело непростым. Чтобы фотографировать советскими фотоаппаратами "ФЭД", "Смена" и другими, нужно было, во-первых, их иметь (а они были далеко не у всех), во-вторых, требовалось овладеть целой наукой установки выдержки, экспозиции и других настроек, а потом еще возиться под красным фонарем в ванной (где как правило размещали домашние фотолаборатории) и проявлять и закреплять снимки на фотобумаге, учитывая при этом множество нюансов.

Поэтому на теплоходах было организовано коллективное фотографирование для всех туристов. В каждом новом городе все желающие получить фото на память сдавали деньги в начале экскурсии. Это было групповое фото всех участников экскурсии. Скажем, в Волгограде фотографировали группу на Мамаевом кургане, а в Саратове на фоне готического здания консерватории. Пока экскурсия продолжалась, профессиональные фотографы проявляли и печатали снимки в лабораториях и привозили и их на борт к отплытию теплохода. Также было принято делать общее фото всех участников круиза непосредственно на борту. Представьте 200-400 человек вместе на одной фотографии - в зависимости от вместимости теплохода. Профессиональные фотографы, работавшие на теплоходах, также по желанию делали и индивидуальные фотографии для путешественников на фоне кораблей во время стоянок.

Коллективное фото туристов теплохода, 1988 г. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"
Коллективное фото туристов теплохода, 1988 г. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"

5. Больше прогулочных палуб

В советское время практически все пространство на палубах было открыто для прогулок туристов. Это одно из главных удовольствий в круизе. В наши дни полностью стала служебной главная палуба. Как правило, закрыто для прогулок и часть шлюпочной палубы, где установлены шлюпки. В советском фильме "Время отдыха с субботы до понедельника", где действие происходит в круизе, показано, как герои там гуляют и ведут задушевные беседы. Сейчас эта часть шлюпочной палубы, зачастую отдана команде. Там часто устанавливают грушу и турник, чтобы матросы, все лето находящиеся на теплоходе, поддерживали физическую форму.

В 2000-е и 2010-е годы многие теплоходы были реконструированы с целью сокращения количества кают и повышения уровня комфорта. Так на многих судах прогулочные палубы переделали в персональные балконы или террасы перед каютами, как на морских круизных лайнерах. Некоторые корабли лишились одной из прогулочных палуб, но кое-где их "разделили" между каютами полностью. Поразительно, но в новых судах, которые в последние годы стали спускать на воду, прогулочных палуб тоже практически нет. Например, пассажиры "Мустай Карима" и "Золотого кольца" лишены удовольствия обойти по кругу весь теплоход на средней или шлюпочной палубе. В качестве альтернативы для прогулок предлагается открытое пространство солнечной палубы, но его бывает закрывают при прохождении под мостами.

Прогулочные палубы, переделанные под балконы для кают на одном из теплоходов. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"
Прогулочные палубы, переделанные под балконы для кают на одном из теплоходов. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"

6. Отправка и прием телеграмм

На многих теплоходах туристам предлагалось отправить телеграмму на берег - дать знать своим близким как проходит путешествие, все ли в порядке. Также можно было получить телеграмму на борту - например, поздравление с днём рождения от родных или коллег. С появлением мобильной связи и гаджетов телеграф исчез не только с теплоходов.

7. Кинотеатр на борту

Телевизоры были только в каютах класса люкс. Но людям хотелось разнообразного досуга, особенно в длительных круизах. На четырехпалубных теплоходах во времена СССР работали кинотеатры. Как правило, для этих целей использовали конференц-залы.

В советское время на борту был кинотеатр. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"
В советское время на борту был кинотеатр. Фото из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"

Киносеансы проводили по расписанию. Чтобы посмотреть фильмы, отдыхающие покупали билеты. В наши дни в этом нет необходимости, зато на борту появились новые развлечения, о которых в советское время могли только мечтать. Сохранили и некоторые старые традиции. Подробнее:

Спасибо за внимание!

Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel