Люди, которые сегодня решаются отправиться в речной круиз, часто опираются на воспоминания юности и детства, когда они совершили свои первые водные путешествия. Между тем, за прошедшие годы многое в круизах поменялось. Сегодня поговорим о том, чего не стоит ожидать от современных путешествий на теплоходах и что навсегда осталось только в воспоминаниях.
1. Путёвка за счет профсоюза
Речные круизы были дорогим удовольствием всегда. Не только сейчас. Но в советское время, отправиться в путешествие могли даже те люди, которым путевки были не по карману. Главное - быть членом профсоюза. Профсоюзные организации предприятий и организаций часто оплачивали до половину стоимости путешествия, причем, не только для работника, но и для членов его семьи. Наиболее богатые предприятия могли себе позволить полностью покрыть расходы на круиз. Также бесплатными путевками награждали победителей различных социалистических соревнований. В наши дни путешественники могут рассчитывать разве что на скидку в зависимости от политики круизной компании: где-то дают дисконт пенсионерам, где-то молодоженам, где-то сотрудникам органов, а где-то врачам.
2. Отбой в 23 часа
В советское время у теплоходов был статус плавучих турбаз, и как было принято, жизнь подчинялась строгому распорядку. Подъем, зарядка, питание по расписанию и экскурсии. Все развлекательные программы завершались к 23 часам и на теплоходах объявлялся отбой. Формально после этого времени было запрещено гулять по палубам. Однако фактически, если путешественники вели себя тихо и никому не мешали, по каютам их насильно никто не отправлял. Сейчас это правило смягчено даже официально: после 23 часов важно лишь соблюдать режим покоя и тишины.
3.Высаживали на берег за плохое поведение
Сейчас мы часто слышим о том, как авиакомпании высаживают из самолетов дебоширов, однако таких новостей про пассажиров круизных лайнеров в прессе нет. Возможно, люди выложившие немалые деньги за покупку речного путешествия, просто не рискуют нарушать правила. К тому же круизная публика в наши дни, как правило, более респектабельная и сфокусирована в первую очередь на познавательном отдыхе. Однако в советское время высадки туристов за распития и дебоши проводились регулярно. В результате нарушитель спокойствия должен был добираться домой за свой счет. Деньги за неиспользованную часть круиза не возвращались. Кроме того, провинившемуся отправляли "телегу" по месту работы.
4. Коллективные фото
В эпоху до цифровой фотографии и до массового распространения зарубежных пленочных фотоаппаратов с автоматическими настройками, запечатлеть счастливые моменты отдыха было дело непростым. Чтобы фотографировать советскими фотоаппаратами "ФЭД", "Смена" и другими, нужно было, во-первых, их иметь (а они были далеко не у всех), во-вторых, требовалось овладеть целой наукой установки выдержки, экспозиции и других настроек, а потом еще возиться под красным фонарем в ванной (где как правило размещали домашние фотолаборатории) и проявлять и закреплять снимки на фотобумаге, учитывая при этом множество нюансов.
Поэтому на теплоходах было организовано коллективное фотографирование для всех туристов. В каждом новом городе все желающие получить фото на память сдавали деньги в начале экскурсии. Это было групповое фото всех участников экскурсии. Скажем, в Волгограде фотографировали группу на Мамаевом кургане, а в Саратове на фоне готического здания консерватории. Пока экскурсия продолжалась, профессиональные фотографы проявляли и печатали снимки в лабораториях и привозили и их на борт к отплытию теплохода. Также было принято делать общее фото всех участников круиза непосредственно на борту. Представьте 200-400 человек вместе на одной фотографии - в зависимости от вместимости теплохода. Профессиональные фотографы, работавшие на теплоходах, также по желанию делали и индивидуальные фотографии для путешественников на фоне кораблей во время стоянок.
5. Больше прогулочных палуб
В советское время практически все пространство на палубах было открыто для прогулок туристов. Это одно из главных удовольствий в круизе. В наши дни полностью стала служебной главная палуба. Как правило, закрыто для прогулок и часть шлюпочной палубы, где установлены шлюпки. В советском фильме "Время отдыха с субботы до понедельника", где действие происходит в круизе, показано, как герои там гуляют и ведут задушевные беседы. Сейчас эта часть шлюпочной палубы, зачастую отдана команде. Там часто устанавливают грушу и турник, чтобы матросы, все лето находящиеся на теплоходе, поддерживали физическую форму.
В 2000-е и 2010-е годы многие теплоходы были реконструированы с целью сокращения количества кают и повышения уровня комфорта. Так на многих судах прогулочные палубы переделали в персональные балконы или террасы перед каютами, как на морских круизных лайнерах. Некоторые корабли лишились одной из прогулочных палуб, но кое-где их "разделили" между каютами полностью. Поразительно, но в новых судах, которые в последние годы стали спускать на воду, прогулочных палуб тоже практически нет. Например, пассажиры "Мустай Карима" и "Золотого кольца" лишены удовольствия обойти по кругу весь теплоход на средней или шлюпочной палубе. В качестве альтернативы для прогулок предлагается открытое пространство солнечной палубы, но его бывает закрывают при прохождении под мостами.
6. Отправка и прием телеграмм
На многих теплоходах туристам предлагалось отправить телеграмму на берег - дать знать своим близким как проходит путешествие, все ли в порядке. Также можно было получить телеграмму на борту - например, поздравление с днём рождения от родных или коллег. С появлением мобильной связи и гаджетов телеграф исчез не только с теплоходов.
7. Кинотеатр на борту
Телевизоры были только в каютах класса люкс. Но людям хотелось разнообразного досуга, особенно в длительных круизах. На четырехпалубных теплоходах во времена СССР работали кинотеатры. Как правило, для этих целей использовали конференц-залы.
Киносеансы проводили по расписанию. Чтобы посмотреть фильмы, отдыхающие покупали билеты. В наши дни в этом нет необходимости, зато на борту появились новые развлечения, о которых в советское время могли только мечтать. Сохранили и некоторые старые традиции. Подробнее:
Спасибо за внимание!
Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel