Найти в Дзене

5 новых круизных теплоходов в России: плюсы и минусы, отзывы туристов

На реках России появилось несколько новейших круизных судов отечественного производства, еще парочка готовятся выйти на линии в следующем году. Ранее в течение 30 лет круизный флот стремительно старел и сокращался. Теплоходы, произведенные для СССР в 1950-1980 годы в ГДР, Венгрии и Австрии до сих пор составляют почти весь флот. Часть из них неоднократно модернизировали, некоторые превратили в люксовые теплоходы, соответствующие современным представлениям о комфорте. Однако значительную часть судов постепенно выводили из эксплуатации. В этом году на реки вышло порядка 80 круизных теплоходов, из них только 3 новых. Сегодня расскажу о преимуществах новичков речного флота и некоторых недостатках, которые выявились в процессе эксплуатации. 1. "Мустай Карим" Это первый круизный теплоход, построенный в России за многие десятилетия. Он вышел на линию в разгар пандемии в 2020 году. Четырехпалубный лайнер класса «река-море» проекта PV300 был сконструирован в Санкт-Петербурге. Изначально его пла

На реках России появилось несколько новейших круизных судов отечественного производства, еще парочка готовятся выйти на линии в следующем году. Ранее в течение 30 лет круизный флот стремительно старел и сокращался. Теплоходы, произведенные для СССР в 1950-1980 годы в ГДР, Венгрии и Австрии до сих пор составляют почти весь флот. Часть из них неоднократно модернизировали, некоторые превратили в люксовые теплоходы, соответствующие современным представлениям о комфорте. Однако значительную часть судов постепенно выводили из эксплуатации. В этом году на реки вышло порядка 80 круизных теплоходов, из них только 3 новых. Сегодня расскажу о преимуществах новичков речного флота и некоторых недостатках, которые выявились в процессе эксплуатации.

"Мустай Карим" - первое новое отечественное круизное судно, вышедшее на туристические линии
"Мустай Карим" - первое новое отечественное круизное судно, вышедшее на туристические линии

1. "Мустай Карим"

Это первый круизный теплоход, построенный в России за многие десятилетия. Он вышел на линию в разгар пандемии в 2020 году. Четырехпалубный лайнер класса «река-море» проекта PV300 был сконструирован в Санкт-Петербурге. Изначально его планировалось назвать "Князь Владимир", однако после назначения гендиректором круизной компании-оператора судна выходца из Уфы, теплоходу дали имя башкирского драматурга, писателя и поэта Мустая Карима.

На теплоходе 169 кают, в которых могут разместиться 329 пассажиров. Здесь есть рестораны «Агидель» и «Иремель», несколько баров, трансформируемый конференц-зал, читальный салон, сувенирный магазин, спортивно-оздоровительный комплекс (тренажёрный зал, спа-салон с сауной и хаммамом).

-2

Теплоход совершает рейсы по самой популярной круизной линии в России, а также вниз по Волге, иногда заходит в морские порты (поскольку класс судна это позволяет) - Выборг, Новороссийск, Таганрог. В 2022 году в честь флагмана речного флота даже была выпущена почтовая марка.

-3

Пассажиры отмечают высокий уровень комфорта и сервиса на борту, интересные интерьеры. Однако есть и недостатки. Во-первых, высокая цена, во-вторых, неудачные планировочные решения. Теплоход позиционируется как пятизвездочный отель на воде, однако в большинстве кают нет индивидуальных балконов, которые приняты на современных круизных лайнерах и сделаны даже на модернизированных старых теплоходах. Есть недочеты и в панорамном остеклении кают: стыки блоков остекления в каютах расположены таким образом, что перекрывают панорамный обзор, если пассажиры сидят в креслах напротив окна.

-4

Для лайнера, позиционирующегося как люксовый, теплоход перенаселен: люксовая публика, как правило, предпочитает более приватный и спокойный отдых. На других судах, работащих в этом сегменте, специально сократили количество кают, чтобы число туристов на борту составляло 100-200 человек.

По этим причинам пассажиры далеко не всегда выставляют оценку 5 по итогам круиза.

Вот пара отзывов.

Пишет туристка с ником Laki Star:

"Достоинства: удобная каюта, удобные, мягкие постели, комфортабельный, очень большой бар, наличие мягких диванов, отличная программа развлечений, профессиональные артисты и ведущий, танцы под живую музыку, вкусные блюда шведского стола, зонтики, халаты, тапочки, детокс.

Недостатки: запах в каютах от которого нельзя избавиться (из системы обогрева), также этот запах во всех барах кроме "Панорамы" и столовой, холодно в туалетной комнате, очень мало выдается питьевой воды, в заказном меню странные блюда, плохой обзор из окна."

А вот как вспоминает свое путешествие турист с ником Zhukov1978:

"Достоинства: Новый теплоход, просторные внутренние помещения, хорошая развлекательная программа, возможность по меню выбирать несколько блюд (есть выбор половинных порций), комфортные, просторные каюты, вежливый персонал.

Недостатки: Цена, которая не соответствует заявленному термину "Люкс", отсутствие прогулочных палуб, мелочи и жмотство, которое неприемлемо за такую стоимость."

2. "Золотое кольцо"

Трёхпалубный пассажирский круизный речной колёсный дизель-электрический теплоход. Головное судно проекта ПКС-180. Рассчитан на 180 пассажиров. Имеет мелкую осадку и невысокий корпус, что позволяет проходить по рекам с небольшими глубинами и невысокими мостами. Начал эксплуатироваться в 2023 году на маршруте "Московская кругосветка": Москва - Нижний Новгород - Москва, который проходит по Москве-Реке, Оке, Волге и каналу имени Москвы.

Теплоход способен проходить под столичными мостами, поэтому уникальной особенностью его маршрутов является стоянка у Кремля в Москве.

Теплоход "Золотое кольцо"
Теплоход "Золотое кольцо"

Каюты снабжены балконами и безупречным панорамным остеклением, что позволяет туристам наслаждаться меняющимися за бортом пейзажами. Лайнер эксплуатирует не самая крупная нижегородская судоходная компания, для которой он стал первым теплоходом не в эконом сегменте. Отсюда и многочисленные нюансы. Туристы, как правило, жалуются на недостаточный сервис и завышенную стоимость путевок, хотя контраст с устаревшими теплоходами 1950-1960-х годов, которые ходят по Оке, огромный.

-6

Вот впечатления Виктории, побывавшей в круизе в этом 2025 году:

"Достоинства: маршрут, шведский стол, современный корабль, приятные и профессиональные сотрудники.

Недостатки: цена, экономия на всем, нарушения расписания, отсутствие достаточного комфорта".

В августе этого года теплоход сломался на Оке прямо во время рейса, туристов пришлось эвакуировать. А некоторые круизы из-за происшествия отменились вовсе. Вспоминает туристка с ником leto25nn:

"Цена высокая, качество низкое. Поездка не состоялась из- за поломки судна. Бывает… Несколько слов о директоре круиза : туристов встречал СИДЯ на стуле и оценивал внимательным взглядом. С некоторыми даже здоровался.

Достоинства: Заметить не успела.

Недостатки: Успели покормить 2 раза. Завтрак обычный континентальный, обед очень скудный. Из мясного только жирные свиные ребра.

Теплоход у Нескучного сада в Москве. Фото Сергея А. Демидова
Теплоход у Нескучного сада в Москве. Фото Сергея А. Демидова

3. "Аурум"

Это брат-близнец теплохода "Золотое кольцо". Тоже проект ПКС-180. Построен в Астрахани на заводе "Лотос", вышел на линии на год позже - в навигацию 2024-го. Как и "Золотое кольцо", работает на "Московской кругосветке".

-8
Теплоход "Аурум". Фото Оксаны Ильиновй, РГ
Теплоход "Аурум". Фото Оксаны Ильиновй, РГ

Теплоход позиционируется как комфорт, однако цены как в люксе: девятидневный круиз в двухместной каюте в июне 2026 года обойдется от 167 тыс. на человека.

-10

Это главный недостаток, который отмечают туристы. Отзывов о теплоходе пока немного. Если вы уже ходили на нем, поделитесь впечатлениями в комментариях!

4. "Николай Жарков"

Теплоход «Николай Жарков» — пассажирский теплоход проекта «Карелия». Его закладка состоялась в апреле 2023 года на верфи "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде, относящейся к Объединенной судостроительной корпорации.

Теплоход "Николай Жарков" Визуализация ОСК
Теплоход "Николай Жарков" Визуализация ОСК

При проектировании этого теплохода учли ошибки "Мустай Карима": здесь много индивидуальных балконов и меньше пассажиров - всего 188 человек (88 кают). Теплоход должен был выйти на линию в навигацию 2025 года, однако не был достроен.

Виды теплохода - пока это только компьютерная графика
Виды теплохода - пока это только компьютерная графика
-13

Получился дикий скандал: путевки продали, а теплоход не может совершать рейсы. Вот как это было и как выкручивалась круизная компания:

Теперь обещают, что теплоход выйдет в рейс в следующем 2026 году.

5. "Владимир Жириновский"

Был заложен в 2016 году. Рассчитан на 310 пассажиров, которые должны разместиться в 155 каютах. Теплоход класса "река-море", планируется, что кроме волжских маршрутов будет курсировать по Каспискому морю, а также заходить в порты Балтийского, Азовского и Черного морей.

-14

Обещают премиальный уровень комфорта. Запуск теплохода ожидался еще в 2024 году, однако этого не произошло. Этой осенью (2025) судно отбуксировали из Астрахани в Санкт-Петербург на достройку. Планируется, что оно выйдет на линии в следующем году. Однако путевки, в отличие от "Николая Жаркова", в продажу пока не поступили. Может, и правильно.

-15

Интересно, что теплоход должен был иметь имя "Пётр Великий", именно под ним он был известен ожидающим его выхода на линии туристам. Однако в 2024 году неожиданно был переименован во "Владимир Жириновский".

Теплоход вАстрахани еще под прежним названием "Петр Великий".
Теплоход вАстрахани еще под прежним названием "Петр Великий".

Сложно сказать, как отразится смена имени на привлекательности судна для туристов. Остается только набраться терпения.

А вы уже путешествовали на новых российских теплоходах?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel