На реках России появилось несколько новейших круизных судов отечественного производства, еще парочка готовятся выйти на линии в следующем году. Ранее в течение 30 лет круизный флот стремительно старел и сокращался. Теплоходы, произведенные для СССР в 1950-1980 годы в ГДР, Венгрии и Австрии до сих пор составляют почти весь флот. Часть из них неоднократно модернизировали, некоторые превратили в люксовые теплоходы, соответствующие современным представлениям о комфорте. Однако значительную часть судов постепенно выводили из эксплуатации. В этом году на реки вышло порядка 80 круизных теплоходов, из них только 3 новых. Сегодня расскажу о преимуществах новичков речного флота и некоторых недостатках, которые выявились в процессе эксплуатации.
1. "Мустай Карим"
Это первый круизный теплоход, построенный в России за многие десятилетия. Он вышел на линию в разгар пандемии в 2020 году. Четырехпалубный лайнер класса «река-море» проекта PV300 был сконструирован в Санкт-Петербурге. Изначально его планировалось назвать "Князь Владимир", однако после назначения гендиректором круизной компании-оператора судна выходца из Уфы, теплоходу дали имя башкирского драматурга, писателя и поэта Мустая Карима.
На теплоходе 169 кают, в которых могут разместиться 329 пассажиров. Здесь есть рестораны «Агидель» и «Иремель», несколько баров, трансформируемый конференц-зал, читальный салон, сувенирный магазин, спортивно-оздоровительный комплекс (тренажёрный зал, спа-салон с сауной и хаммамом).
Теплоход совершает рейсы по самой популярной круизной линии в России, а также вниз по Волге, иногда заходит в морские порты (поскольку класс судна это позволяет) - Выборг, Новороссийск, Таганрог. В 2022 году в честь флагмана речного флота даже была выпущена почтовая марка.
Пассажиры отмечают высокий уровень комфорта и сервиса на борту, интересные интерьеры. Однако есть и недостатки. Во-первых, высокая цена, во-вторых, неудачные планировочные решения. Теплоход позиционируется как пятизвездочный отель на воде, однако в большинстве кают нет индивидуальных балконов, которые приняты на современных круизных лайнерах и сделаны даже на модернизированных старых теплоходах. Есть недочеты и в панорамном остеклении кают: стыки блоков остекления в каютах расположены таким образом, что перекрывают панорамный обзор, если пассажиры сидят в креслах напротив окна.
Для лайнера, позиционирующегося как люксовый, теплоход перенаселен: люксовая публика, как правило, предпочитает более приватный и спокойный отдых. На других судах, работащих в этом сегменте, специально сократили количество кают, чтобы число туристов на борту составляло 100-200 человек.
По этим причинам пассажиры далеко не всегда выставляют оценку 5 по итогам круиза.
Вот пара отзывов.
Пишет туристка с ником Laki Star:
"Достоинства: удобная каюта, удобные, мягкие постели, комфортабельный, очень большой бар, наличие мягких диванов, отличная программа развлечений, профессиональные артисты и ведущий, танцы под живую музыку, вкусные блюда шведского стола, зонтики, халаты, тапочки, детокс.
Недостатки: запах в каютах от которого нельзя избавиться (из системы обогрева), также этот запах во всех барах кроме "Панорамы" и столовой, холодно в туалетной комнате, очень мало выдается питьевой воды, в заказном меню странные блюда, плохой обзор из окна."
А вот как вспоминает свое путешествие турист с ником Zhukov1978:
"Достоинства: Новый теплоход, просторные внутренние помещения, хорошая развлекательная программа, возможность по меню выбирать несколько блюд (есть выбор половинных порций), комфортные, просторные каюты, вежливый персонал.
Недостатки: Цена, которая не соответствует заявленному термину "Люкс", отсутствие прогулочных палуб, мелочи и жмотство, которое неприемлемо за такую стоимость."
2. "Золотое кольцо"
Трёхпалубный пассажирский круизный речной колёсный дизель-электрический теплоход. Головное судно проекта ПКС-180. Рассчитан на 180 пассажиров. Имеет мелкую осадку и невысокий корпус, что позволяет проходить по рекам с небольшими глубинами и невысокими мостами. Начал эксплуатироваться в 2023 году на маршруте "Московская кругосветка": Москва - Нижний Новгород - Москва, который проходит по Москве-Реке, Оке, Волге и каналу имени Москвы.
Теплоход способен проходить под столичными мостами, поэтому уникальной особенностью его маршрутов является стоянка у Кремля в Москве.
Каюты снабжены балконами и безупречным панорамным остеклением, что позволяет туристам наслаждаться меняющимися за бортом пейзажами. Лайнер эксплуатирует не самая крупная нижегородская судоходная компания, для которой он стал первым теплоходом не в эконом сегменте. Отсюда и многочисленные нюансы. Туристы, как правило, жалуются на недостаточный сервис и завышенную стоимость путевок, хотя контраст с устаревшими теплоходами 1950-1960-х годов, которые ходят по Оке, огромный.
Вот впечатления Виктории, побывавшей в круизе в этом 2025 году:
"Достоинства: маршрут, шведский стол, современный корабль, приятные и профессиональные сотрудники.
Недостатки: цена, экономия на всем, нарушения расписания, отсутствие достаточного комфорта".
В августе этого года теплоход сломался на Оке прямо во время рейса, туристов пришлось эвакуировать. А некоторые круизы из-за происшествия отменились вовсе. Вспоминает туристка с ником leto25nn:
"Цена высокая, качество низкое. Поездка не состоялась из- за поломки судна. Бывает… Несколько слов о директоре круиза : туристов встречал СИДЯ на стуле и оценивал внимательным взглядом. С некоторыми даже здоровался.
Достоинства: Заметить не успела.
Недостатки: Успели покормить 2 раза. Завтрак обычный континентальный, обед очень скудный. Из мясного только жирные свиные ребра.
3. "Аурум"
Это брат-близнец теплохода "Золотое кольцо". Тоже проект ПКС-180. Построен в Астрахани на заводе "Лотос", вышел на линии на год позже - в навигацию 2024-го. Как и "Золотое кольцо", работает на "Московской кругосветке".
Теплоход позиционируется как комфорт, однако цены как в люксе: девятидневный круиз в двухместной каюте в июне 2026 года обойдется от 167 тыс. на человека.
Это главный недостаток, который отмечают туристы. Отзывов о теплоходе пока немного. Если вы уже ходили на нем, поделитесь впечатлениями в комментариях!
4. "Николай Жарков"
Теплоход «Николай Жарков» — пассажирский теплоход проекта «Карелия». Его закладка состоялась в апреле 2023 года на верфи "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде, относящейся к Объединенной судостроительной корпорации.
При проектировании этого теплохода учли ошибки "Мустай Карима": здесь много индивидуальных балконов и меньше пассажиров - всего 188 человек (88 кают). Теплоход должен был выйти на линию в навигацию 2025 года, однако не был достроен.
Получился дикий скандал: путевки продали, а теплоход не может совершать рейсы. Вот как это было и как выкручивалась круизная компания:
Теперь обещают, что теплоход выйдет в рейс в следующем 2026 году.
5. "Владимир Жириновский"
Был заложен в 2016 году. Рассчитан на 310 пассажиров, которые должны разместиться в 155 каютах. Теплоход класса "река-море", планируется, что кроме волжских маршрутов будет курсировать по Каспискому морю, а также заходить в порты Балтийского, Азовского и Черного морей.
Обещают премиальный уровень комфорта. Запуск теплохода ожидался еще в 2024 году, однако этого не произошло. Этой осенью (2025) судно отбуксировали из Астрахани в Санкт-Петербург на достройку. Планируется, что оно выйдет на линии в следующем году. Однако путевки, в отличие от "Николая Жаркова", в продажу пока не поступили. Может, и правильно.
Интересно, что теплоход должен был иметь имя "Пётр Великий", именно под ним он был известен ожидающим его выхода на линии туристам. Однако в 2024 году неожиданно был переименован во "Владимир Жириновский".
Сложно сказать, как отразится смена имени на привлекательности судна для туристов. Остается только набраться терпения.
А вы уже путешествовали на новых российских теплоходах?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel