Найти в Дзене

Круизы по Волге под угрозой: река обмелела, маршруты рвутся, теплоходы могут встать

Серьезный повод для волнения появился у многих туристов, купивших путевки на круизы по Волге в навигацию 2025 года, - незабываемым путешествиям может помешать сама природа. Из-за малоснежной зимы плохо наполняются волжские водохранилища. На одном из участков Волги уже введены ограничения судоходства, которые повлекли изменение маршрутов и расписания круизов. Что произошло и как быть туристам? Об этом поговорим сегодня.

Теплоходы на Волго. Фото автора из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"
Теплоходы на Волго. Фото автора из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"

Стартовала круизная навигация-2025. В этом году туристов будут обслуживать 105 теплоходов - разных размеров и разного уровня комфорта. От 2х до 4х палуб и от стареньких многоместных кают с умывальником до роскошных плавучих отелей класса люкс.

Однако в этом сезоне неожиданные обстоятельства могут омрачить отдых всем - вне зависимости от стоимости путевки.

Все дело в том, что на Волге отмечают рекордно низкий уровень воды - из-за теплой малоснежной зимы. Это уже серьезно влияет на судоходство и приводит к серьезным ограничениям.

Судоходство на Волге. Фото автора из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"
Судоходство на Волге. Фото автора из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"

Напомню, что на главной российской реке построен каскад плотин, что в целом позволяет регулировать уровень воды и избежать катастрофических последствий в маловодные годы. Однако ситуация в этом сезоне оказалась хуже прогнозной, и расписание круизов все же пришлось корректировать.

Самый сложный и критический участок - в районе Нижнего Новгорода. Точнее, несколько выше по течению - между Балахной и Городцом. Здесь в Городце находится плотина и шлюзы Нижегородской ГЭС. Здесь традиционно самое слабое место, и ограничения судоходства случаются регулярно.

Городец. Самое проблемное место на Волге. Фото автора
Городец. Самое проблемное место на Волге. Фото автора

Как рассказали эксперты, среднесуточный расход воды через плотину Нижегородской ГЭС составляет 1300 м3/с. Этого достаточно для прохода крупных 4-палубных круизных теплоходов. Однако в период маловодья из-за технических проблем постоянно поддерживать такие глубины становится труднее, поэтому Росморречфлот вводит особое расписание прохода судов через этот участок. Так, в первый день по самой высокой воде идут 4-палубные теплоходы с осадкой до 3 м, во второй – 3-палубные с осадкой до 2,5 м, а в третий – только небольшие суда с осадкой до 2 м и двумя палубами. Получается, что проход через этот участок для четырехпалубных судов возможен только раз в три дня, а каждый третий день движение по этому участку Волги возможно только для небольших теплоходов с малой осадкой преимущественно двухпалубных.

Тот самый шлюз в Городце, где ограничена пропуская способность. Фото автора
Тот самый шлюз в Городце, где ограничена пропуская способность. Фото автора

Старожилы вспоминают, что нечто подобное было в 2014 году. Тогда Волга фактически разделилась пополам: от Нижнего Новгорода и ниже по течению и верхняя Волга до плотины Нижегородской ГЭС.

Это критично для круизов, которые охватывают всю Волгу и заходят на Каму. Например, для маршрутов Москва - Астрахань, Москва- Ростов-на-Дону, Москва - Пермь. Также в тот год пришлось отменять многие круизы для жителей нижней и средней Волги и Прикамья в Москву и Санкт-Петербург, поскольку пройти весь маршрут теплоходы оказались не в состоянии.

В такой ситуации у круизных компаний есть три выхода: отменять рейсы, совершать рейсы с пересадками, а непроходимый для теплоходов участок преодолевать на автобусах. И третий вариант: подстраиваться под ограниченный график работы Городецкого шлюза: продлевать стоянки перед его прохождением, чтобы дождаться шанса его преодолеть. В этом сезоне пока большинство круизных кампаний выбрали именно этот вариант. То есть туристам не предлагают аннулировать путевки, будет лишь изменено количество и время стоянок исходя из ограничений судоходства.

Кстати, в договоре о покупке круизной путевки стоянки не гарантируются, и оператор оставляет за собой право их менять. Поэтому отменять поездку и требовать полного возврата денег на этом основании у туристов не получится. Какие еще нюансы есть в путевках - можно узнать здесь.

В настоящий момент ограничения в Городецком шлюзе установлены до конца июня. Исходя из них, операторы теплоходов уже вносят изменения в расписания круизов. Что будет в июле и до конца навигации сейчас предугадать трудно.

Речные закаты так манят в круиз. Фото автора из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"
Речные закаты так манят в круиз. Фото автора из книги "Круиз Москва - Петербург. Коллекция впечатлений"

Опыт прошлых лет показывает, если Волга пересыхала так, что пройти весь маршрут теплоходы не могли, круизные компании часто предлагали альтернативные маршруты: самый популярный из них Москва - Санкт-Петербург, а также круизы из города на Неве по Ладожскому и Онежскому озерам, а из столицы по верхней Волге. Все что важно знать об этих маршрутах, здесь:

Ранее стало известно, что целый ряд круизов из столицы в эту навигацию уже отменены по другой причине:

А вы сталкивались с изменением маршрута круиза? Как это было?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel