Серьезный повод для волнения появился у многих туристов, купивших путевки на круизы по Волге в навигацию 2025 года, - незабываемым путешествиям может помешать сама природа. Из-за малоснежной зимы плохо наполняются волжские водохранилища. На одном из участков Волги уже введены ограничения судоходства, которые повлекли изменение маршрутов и расписания круизов. Что произошло и как быть туристам? Об этом поговорим сегодня.
Стартовала круизная навигация-2025. В этом году туристов будут обслуживать 105 теплоходов - разных размеров и разного уровня комфорта. От 2х до 4х палуб и от стареньких многоместных кают с умывальником до роскошных плавучих отелей класса люкс.
Однако в этом сезоне неожиданные обстоятельства могут омрачить отдых всем - вне зависимости от стоимости путевки.
Все дело в том, что на Волге отмечают рекордно низкий уровень воды - из-за теплой малоснежной зимы. Это уже серьезно влияет на судоходство и приводит к серьезным ограничениям.
Напомню, что на главной российской реке построен каскад плотин, что в целом позволяет регулировать уровень воды и избежать катастрофических последствий в маловодные годы. Однако ситуация в этом сезоне оказалась хуже прогнозной, и расписание круизов все же пришлось корректировать.
Самый сложный и критический участок - в районе Нижнего Новгорода. Точнее, несколько выше по течению - между Балахной и Городцом. Здесь в Городце находится плотина и шлюзы Нижегородской ГЭС. Здесь традиционно самое слабое место, и ограничения судоходства случаются регулярно.
Как рассказали эксперты, среднесуточный расход воды через плотину Нижегородской ГЭС составляет 1300 м3/с. Этого достаточно для прохода крупных 4-палубных круизных теплоходов. Однако в период маловодья из-за технических проблем постоянно поддерживать такие глубины становится труднее, поэтому Росморречфлот вводит особое расписание прохода судов через этот участок. Так, в первый день по самой высокой воде идут 4-палубные теплоходы с осадкой до 3 м, во второй – 3-палубные с осадкой до 2,5 м, а в третий – только небольшие суда с осадкой до 2 м и двумя палубами. Получается, что проход через этот участок для четырехпалубных судов возможен только раз в три дня, а каждый третий день движение по этому участку Волги возможно только для небольших теплоходов с малой осадкой преимущественно двухпалубных.
Старожилы вспоминают, что нечто подобное было в 2014 году. Тогда Волга фактически разделилась пополам: от Нижнего Новгорода и ниже по течению и верхняя Волга до плотины Нижегородской ГЭС.
Это критично для круизов, которые охватывают всю Волгу и заходят на Каму. Например, для маршрутов Москва - Астрахань, Москва- Ростов-на-Дону, Москва - Пермь. Также в тот год пришлось отменять многие круизы для жителей нижней и средней Волги и Прикамья в Москву и Санкт-Петербург, поскольку пройти весь маршрут теплоходы оказались не в состоянии.
В такой ситуации у круизных компаний есть три выхода: отменять рейсы, совершать рейсы с пересадками, а непроходимый для теплоходов участок преодолевать на автобусах. И третий вариант: подстраиваться под ограниченный график работы Городецкого шлюза: продлевать стоянки перед его прохождением, чтобы дождаться шанса его преодолеть. В этом сезоне пока большинство круизных кампаний выбрали именно этот вариант. То есть туристам не предлагают аннулировать путевки, будет лишь изменено количество и время стоянок исходя из ограничений судоходства.
Кстати, в договоре о покупке круизной путевки стоянки не гарантируются, и оператор оставляет за собой право их менять. Поэтому отменять поездку и требовать полного возврата денег на этом основании у туристов не получится. Какие еще нюансы есть в путевках - можно узнать здесь.
В настоящий момент ограничения в Городецком шлюзе установлены до конца июня. Исходя из них, операторы теплоходов уже вносят изменения в расписания круизов. Что будет в июле и до конца навигации сейчас предугадать трудно.
Опыт прошлых лет показывает, если Волга пересыхала так, что пройти весь маршрут теплоходы не могли, круизные компании часто предлагали альтернативные маршруты: самый популярный из них Москва - Санкт-Петербург, а также круизы из города на Неве по Ладожскому и Онежскому озерам, а из столицы по верхней Волге. Все что важно знать об этих маршрутах, здесь:
Ранее стало известно, что целый ряд круизов из столицы в эту навигацию уже отменены по другой причине:
А вы сталкивались с изменением маршрута круиза? Как это было?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel