В 1957 году сразу в двух издательствах – «Воениздат» и «Детгиз» вышел военно-приключенческий роман Николая Атарова на шпионскую тематику «Смерть под псевдонимом». И это были первое и последнее издания, потому что больше в СССР этот роман никогда не переиздавался. И это очень странно, потому что произведение не менее интересное, чем многие другие на эту тему, которые очень популярны и сегодня.
Я уже писал о прекрасной советской серии приключенческих книг «Библиотечка военных приключений», эта публикация тут:
Всего за 12 лет вышло от 80 до 100 книг, включая переиздания в серии одних и тех же произведений, точное число мне неизвестно, потому что во многих каталогах переиздания какой-то книги другого года не указываются. А так мне точно известно всего 70 книг (без переизданий), которые в этой серии выходили, и неважно, что формат книг был «карманный», уменьшенный, а первые книги вообще выходили в мягких обложках.
Зато очень многие произведения, которые в этой серии выходили – они вышли только в этой серии один раз, и больше никогда в СССР не переиздавались. Не переиздаются многие их этих произведений и сегодня, хотя имеется у нас много клубов, которые выискивают старые забытые романы и повести и выпускают их в бумажном формате, хоть и мизерными тиражами.
Роману Николая Сергеевича Атарова (1907-1978 гг.) «Смерть под псевдонимом» повезло больше. Хоть он и был издан в двух издательствах - «Воениздат» и «Детгиз» - только в одном, 1957 году, но зато в 2004-м и в 2016-м был переиздан, причем не клубами, а полноценными издательствами, и тиражами вполне соответствующими нашим временам – по 5 тысяч экземпляров.
Именно поэтому «забытым» это произведение назвать нельзя, тем не менее, оно сегодня известно только коллекционерам старых книг, а не массовому читателю. Я, конечно, не хочу роман «Смерть под псевдонимом» сравнивать с такими шедеврами советской «военно-шпионской» тематики, как, например, «В августе сорок четвёртого», «В погоне за Призраком» или «Невидимый фронт». Но, тем не менее, считаю, что не получил он известности не потому, что в чем-то этим книгам уступает.
И, кстати, это одно из немногих произведений подобного рода, которое строится не столько на работе советских контрразведывательных органов во время войны, но на довольно интересной, а, может, даже уникальной идее.
А идея такая.
Когда в 1944 году Красная Армия заняла Болгарию, наши контрразведчики, расследуя одну диверсию, связанную с падежом лошадей, выходят на следы совсем другой, совершенно другой операции нацистов, которая имела бы все шансы на успех, если бы не стечение обстоятельств. Я не знаю, имею ли я право раскрывать суть этой вражеской операции для тех, кто этот роман не читал, потому что она раскрывается в конце романа. Пожалуй, мне только и остается привести частично одну аннотацию на этот роман, чтобы было ясно, о чем сюжет, но не выдать его замысла:
«…Итак, год 1944, наши войска освобождают Болгарию. Именно здесь и начинают развиваться события. Мало того, что неизвестная радиостанция передает загадочные сигналы типа «Пять подков одной лошади», «Слушай, слушай! Ринне, Ринне. Я Рале. Пиджак готов! Распух одноглазый», и еще подобные, так еще и в разных местах происходят отравления или заражения лошадей сапом.
Идет диверсия немецких агентов, как их выявить, кто они? Этим и занимаются подполковник Ватагин и его подчиненные. Им удается арестовать, немецкое посольство, спешно убегающее из Болгарии, но диверсии продолжаются и новые загадки по отдельным личностям, то болгар, то венгров, не дают покоя Ватагину и его адъютанту Славке Шустову. Двадцатилетний парень, он рвется к оперативной работе и во многом как раз благодаря ему и распутывается этот клубок. А сущность-то заключается в том, что…
ТУТ РАЗГАДКА, НО Я ЕЕ ОПУЩУ…
…нет уж… тут автор загнул… хотя мысль и идея сюжета не плоха!»…
Да, автор загнул, конечно, но не так уж чтобы сильно, как написано в этой аннотации. Ничего автор не загнул, потому что к концу войны немцы использовали самые разные варианты, чтобы не допустить полного разгрома своей нацистской идеи и достаточно простыми методами получить возможность сохранить свои кадры для дальнейшей борьбы после победы СССР и его союзников.
И хоть документальных свидетельств того, что гитлеровцы под конец войны разрабатывали именно такой метод, который описан в романе «Смерть под псевдонимом», не обнаружено, но ничего невероятного в попытках его реализации нет. В этом методе нет никакой фантастики, а есть только вполне реальная цель и совершенно реальные средства, даже под конец войны.
Вот нацисты и начали продвигать эту операцию, и наверняка достигли бы успеха, если бы на пути им не повстречались наши контрразведчики подполковник Ватагин и его адъютант Вячеслав Шустов.
Но, в конце концов, это же ведь не документальное произведение, а беллетристическое, а как для произведения такого типа оно написано очень профессионально и захватывающе. Стоит сказать, что его автор Николай Сергеевич Атаров во время войны был на фронте, хоть и в качестве военного корреспондента, но по роду своей деятельности он имел возможность интересоваться всем, что происходило на фронтах, и особенно там, где Атаров служил непосредственно. А так как он еще до войны был писателем, и даже членом Союза Писателей СССР (в 1940 г.), то литературными способностями обделен не был.
В заключение хочу повторить, что роман Н. Атарова «Смерть под псевдонимом» вышел два раза в СССР, и два раза уже в наше время. Вот эти издания:
1). Николай Атаров, роман «Смерть под псевдонимом», изд-во «Воениздат» (г. Москва), 1957 г., серия «Библиотечка военных приключений», тираж не указан, твёрдая обложка, формат - 70x92/32 (110x165 мм), 288 страниц, иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации С. Бродского, сдано в набор 27.12.1956 г., подписано в печать 17.05.1957 г., цена - 4 руб.
2). Антология - альманах «Мир Приключений», выпуск 3, изд-во «Детгиз» (г. Москва), 1957 г., тираж - 90 000 экз., твёрдая обложка, формат - 84x108/16 (205x260 мм), 440 страниц, иллюстрации к роману Николая Атарова «Смерть под псевдонимом» (стр. 3-108) - В. Б. Трубковича, сдано в набор 16/III 1957 г., подписано в печать 30/VII 1957 г., цена - 16 р. 85 к.
3). Николай Атаров, роман «Смерть под псевдонимом», изд-во «Ad Marginem» (г. Москва), 2004 г., серия «Атлантида», тираж - 5 000 экз., твёрдая обложка, формат - 84x108/32 (130x200 мм), 286 страниц, иллюстрации С. Бродского.
4). Николай Атаров, роман «Смерть под псевдонимом», изд-во «Вече» (г. Москва), 2016 г., серия «Сделано в СССР. Любимый детектив», твёрдая обложка, формат - 84x108/32 (130x200 мм), 256 страниц.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! СПАСИБО ЗА ВАШУ ПОДДЕРЖКУ! ЛАЙКИ И ДАЖЕ ДИЗЛАЙКИ (ХОТЯ ЛУЧШЕ БЕЗ НИХ…) ПОМОГАЮТ ПРОДВИГАТЬ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА ПРОСТОРАХ ИНТЕРНЕТА. А ХОРОШЕЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ПОМОГАЕТ МНЕ ПИСАТЬ НОВЫЕ СТАТЬИ!
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ: