В 1957 году бывший военный врач, полковник медицинской службы профессор Сергей Андреевич Русанов (1902-1988 гг.) опубликовал свое первое и единственное беллетристическое произведение жанра шпионский детектив – приключенческую повесть «Особая примета». И хоть автор этой повести был не писателем, а ученым, но совершенно зря он бросил ремесло детективщика. Дело в том, что повесть «Особая примета» получилась настолько интересной даже по современным временам, что за все 30 лет, прошедших со времени первой (и последней) ее публикации, С. Русанов мог бы обогатить детективную литературу еще немалым количеством высококлассных шедевров. Но он написал только еще одну книгу про охоту, которая вышла за год до его гибели – кстати, как раз на охоте.
Все же было очень много хороших приключенческих книг даже в старые советские времена, в данном случае – 50-60-х годы, когда началась так называемая «хрущевская оттепель», но еще не начался «брежневский застой». Но я не хочу сказать, что именно благодаря именно Хрущеву в те годы появлялось очень много хороших книг советских авторов. Они были и раньше, и позже, но именно в этот период начался буквально Девятый Вал изданий советской приключенческой литературы.
Так, именно в 50-60-е началось множество всяких серий приключений и фантастики, главным из которых был, конечно же, ежегодник «Мир Приключений» от «Детгиза», а за ним – «В мире фантастики и приключений» от «Лениздата». Тогда же была запущена серия книг карманного формата «Фантастика. Приключения» от «Трудрезервиздата» (т. н «паутинка»), и еще очень много серий. Не надо забывать и о довольно большой, но малоизвестной сегодня популярной серии «Библиотека путешествий и приключений», которая появилась в Перми и издавалась до самого конца 70-х с периодичностью несколько книг в год.
Но больше всего на данный момент меня интересует тоже малоформатная серия «Библиотечка военных приключений» от «Воениздата», правда, она начала свое существование еще при Сталине, в 1950 году, но своего апогея достигла как раз в сезон «хрущевской оттепели», и хоть закрылась в 1962-м, но сразу же реинкарнировалась в гораздо более масштабную серию «Военные приключения», в увеличенном формате, дотянувшую до самого распада СССР.
Однако серия «Военные приключения» хоть и содержала массу просто шикарный военных приключений, но совершенно не иллюстрировалась. А вот «Библиотечка» 1950-1962 гг. иллюстрировалась очень богато, совершенно на уровне изданий «Детгиза» для детей, хотя произведения в ней публиковались не совсем детские.
Однако, насколько я помню, и дети эти повести и романы читали, а не только взрослые. В середине 70-х мне эти книжечки попадались очень часто, и в букинистических отделах книжных магазинов, и в библиотеках, они не были тогда редкостью, как сейчас, но были все зачитанные и потрепанные, как и любые книги карманного формата, которые любители чтения в троллейбусах и электричках часто таскали просто в карманах.
Я в то время, пока был школьником и студентом, много прочитал этих книжечек, и не скажу, чтобы в них обнаруживался какой-то шлак. Да, были повести и романы разного уровня, но интересным было всё. И вот, недавно, начав собирать эту серию в оригинальных бумажных изданиях, что очень трудно, учитывая подавляюще плохое состояние предлагаемых экземпляров, я решил всю ее перечитать заново и вспомнить молодость, благо Интернет открыл такую возможность.
Ну, а раз я взялся это все перечитывать, то решил посвятить этой серии большую серию собственных очерков.
И начать я хочу с повести С. Русанова «Особая примета», которая выходила в этой серии дважды – в 1957 и 1958 годах. Но так как этой книги в моей библиотеке пока что не имеется, то мне пришлось пособирать для публикации ее изображения с самых разных источников, зато пособирал всё, что нашел.
Интересно рассказать об авторе. Сергей Андреевич Русанов (1902-1988 гг.) не профессиональный писатель, и даже не писатель, а врач хирург и ученый. Его перу принадлежит более 100 научных работ по специальности и множество статей. Во время Великой Отечественной состоял в рядах Вооруженных сил и служил в госпитале, имел два ордена Красной Звезды. А в мирное время он был заядлым охотником, и даже погиб на охоте в возрасте 86 лет – сгорел в охотничьем домике во время пожара, случившегося из-за взрыва газового баллона, пока его сын (тоже, кстати, известный охотовед) отсутствовал по делам.
Из беллетристики в арсенале С. А. Русанова только две книги – это шпионская повесть «Особая примета» (1957 г.) и книга рассказов «Семьдесят лет охоты» (1967 г.), вышедшая за год до гибели автора. Обе книги представляют довольно большой интерес, так как писались специалистом, прекрасно разбирающимся в том, о чем он писал.
Так вот, надо теперь рассказать, о чем же сюжет. Идея повести – совершенно уникальная, придумать ее мог только профессионал в медицине. А так как опыт писательства у С. Русанова было уже довольно большой – он писал научные работы еще с 30-х годов, - то и с изложением придуманного им сюжета проблем не было. Тем более что сюжет, в принципе простой, только приходилось нагрузить его деталями, а в этих деталях автор разбирался, а в чем не разбирался – мог запросто проконсультироваться у профильных специалистов.
Короче, дело было сразу после войны в одном польском городе, где проходил службу полковник советской медицинской службы Румянцев. В это время какая-то бандитская группировка совершила нападение на машину командующего советскими войсками в Польше и ранила его. Полковнику Румянцеву пришлось его лечить, а через несколько дней его похитили из дома и отвезли на какую-то тайную квартиру, чтобы он прооперировал одного из бандитов, в ногу которому попала руля из автомата охранника командующего, на которого было совершено нападение.
Вернее раненным оказался не бандит, а бандитка – женщина по имени Дива, как потом оказалось, работавшая на американские спецслужбы.
Румянцеву пришлось сделать такую операцию, но бандиты его решили убить, на обратном пути один из них выстрелил ему в голову, а потом полковник был сброшен с моста в реку.
Но Румянцеву повезло – огнестрельное ранение было не смертельным, и он выплыл, бандиты в темноте его спасения не увидели.
Короче, Румянцев побежал в спецслужбу, и вместе с чекистами принялся искать тот дом, куда его привезли для операции. Дело в том, что туда и обратно его везли в закрытой машине, и он путь не запомнил, но через несколько дней бандитское логово все же было найдено, один бандит был убит, остальные, включая Диву, арестованы.
Однако главарь банды – американский шпион Ричард Кларк (он же Юзеф, он же Ришард Влоцкий) успел ускользнуть, предварительно спалив в печи все секретные документы.
Но один документ все же в печке не сгорел – это была отпечатанная на несгораемой пленке рентгенограмма воспаленного желчного пузыря необычной формы, и полковник Румянцев, присутствовавший при обыске, предположил, что эта рентгенограмма принадлежала именно Юзефу. Он ведь был профессиональным врачом, и по какому-либо внутреннему органу мог определить хотя бы приблизительные внешние данные его обладателя.
Вот с этого момента и начались совершенно детективные розыски клиники, в которой была сделана эта рентгенограмма, чтобы выйти на следы удравшего бандита.
Но Юзефа так и не нашли, хотя чекистам в результате проводимой долгое время поисковой операции удалось полностью разгромить его банду.
Прошли годы, полковник Румянцев стал генералом и уехал из Польши домой в СССР. История с разгромом банды уже забылась, но тут начинается ее продолжение. Румянцеву один из его коллег прислал на рецензию свою книгу по медицине, снабженную фотографиями и рентгенограммами, и в одной такой рентгенограмме он узнает желчный пузырь затерявшегося бандита.
И вот начинается новая раскрутка сюжета – оказывается, Юзеф вовсе не убежал в свою Америку, а перевоплотился в топографа Василия Петровича Дергачева и обосновался в Ленинграде в министерстве Арктикдорстроя (контора по прокладке дорог за полярным кругом).
Дальше рассказывать не буду, только сообщу, что шпиона все же поймали, но за ним изрядно пришлось побегать по карельской тайге, через которую он решил бежать в Финляндию, сообразив, что НКВД его настигло и на этот раз. Ну, такой исход закономерен, потому что когда в каком-то приключенческом произведении идет охота за шпионом, то его обязательно ловят – это закон жанра. Но вот какие конкретно приключения разворачиваются в романе «Особая примета» – это надо почитать, это стоит потраченного времени.
В заключение хочу сказать, что ничего наивного, как рассказывается в некоторых рецензию на книгу, в повествовании нет. Главные герои действуют совершенно логично и не злоупотребляют всякими упрощенными, или, наоборот, усложненными оборотами речи. Читая многие современные приключенческие книги, можно обнаружить вообще уже такую галиматью, что старые советские повести и романы могут показаться верхом совершенства.
Так вот – повесть «Особая примета» написана совсем не дилетантом и не графоманом. Это прекрасное произведение, которое, правда, было издано в СССР только один раз, хотя и двумя разными тиражами.
И еще в 2022-м в Воронеже увидела свет многотомная, но очень малотиражная антология «Записки чекиста», в 5-м томе которой была помещена повесть «Особая примета».
Больше, насколько мне известно, она никогда не переиздавалась.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ: