Представьте себе поле боя, опустошенное ядерным взрывом — ландшафт после взрыва превратился в стекло, перемешанное с обломками, а по выжженному ландшафту движется боевая машина, не похожая ни на что — эдакое НЛО на четырех гусеницах, изрыгая огонь из орудия и пулемётов. Примерно так конструкторы видели себе выполнение боевых задач танком, который получит обозначение «Объект 279».
История создания
Середина XX века ознаменовалась серьёзным пересмотром военной доктрины ведущих мировых держав — появление и быстрое распространение ядерного оружия изменило и характер потенциального конфликта. Всё более очевидным становился тот факт, что будущие крупномасштабные военные конфликты будут идти в условиях, которые вчера казались фантастикой — с широким набором средств поражения, в том числе и ядерных. Поэтому среди военных всё чаще разгорались споры по тому, каким должен быть тяжёлый танк будущего, от чего и каких поражающих факторов военного конфликта он должен быть защищён? И если с традиционной противотанковой артиллерией и химическим оружием всё было ясно — и как защитить экипаж, и как сохранить технику, понимали все, то с ядерным оружием ясности не было никакой. Основной поражающей силой ядерного взрыва в то время считали ударную волну огромной силы, способную сметать все на своем пути, косвенно знакомая военным по анализу применения атомного оружия в Хиросиме и Нагасаки. Про остальные поражающие факторы, что возникают при ядерных ударах, такие как высокотемпературная вспышка, электромагнитное излучение и проникающую радиацию (ионизирующее излучение), если и знали, то особого внимания не придавали.
Хотя зря (но это легко судить с высоты знаний, доступных в этой теме сегодня) — существовавшие на то время боевые машины требованиям по защите от ядерного оружия отвечали условно — какое-то время после вхождения в зону поражения они работать могли, а вот противопоставить ударной волне, как основному поражающему фактору не могли ничего. Танки того времени, с их высокими вертикальными бортами, были крайне уязвимы перед ударной волной — их попросту переворачивало, а чем ближе к эпицентру, тем быстрее и разогревало/оплавляло конструкцию боевых машин в считанные секунды. Именно в этом контексте и родилось новое техническое задание на разработку тяжелого танка прорыва — машину, обладающую беспрецедентным уровнем защиты, а также иметь возможность сохранять высокую мобильность на любой местности, в том числе превращенной взрывами в труднопроходимое болото, или же покрытое глубоким снегом, завалами и воронками.
Работа над этим амбициозным проектом была поручена «отцам» советского тяжелого танкостроения — Специальному конструкторскому бюро №2 (СКБ-2) ленинградского Кировского завода (ЛКЗ). Работами по созданию нового танка руководил известный инженер Лев Сергеевич Троянов, а руководить проектом поручили Жозефу Яковлевичу Котину. Опыт у конструкторов на тот момент был преогромнейший — Лев Троянов участвовал в разработках боевой техники ещё с 30-х годов, выступая создателем тех или иных элементов конструкции тяжёлой самоходной гаубицы СУ-14, многобашенного танка Т-100 и других моделей военной техники. Разработка нового танка проходила в период с 1957 по 1959 год в тесном сотрудничестве со специалистами ВНИИ-100. Важно отметить, что «Объект 279» не был единственным претендентом — он создавался в рамках конкурса, в котором участвовали еще два проекта «атомных танков», которые даже не вышли из стадии чертёжной документации.
Команда Троянова не пошла по традиционному пути — модернизации или эволюционного развития существующих танков, разрабатывая совершенно новую конструкцию, предопределяя революционный характер машины. Их главной целью было создание танка, оптимизированного для выживания и ведения боя на поле ядерной войны. Именно такая специализация объясняет практически все его особенности. Нестандартная форма корпуса была не эстетическим решением, а просчитанной конструкцией, созданной на отклонение ударной волны, а ходовая часть была призвана обеспечить сверхнизкое удельное давление на грунт, позволяя 60-тонному танку буквально плыть по поверхности, превращенной ядерным взрывом в ужасный для любого танка грунт.
Описание конструкции
Конструкция «Объекта 279» стала настоящей демонстрацией передовых, хотя и чрезвычайно сложных, инженерных решений своего времени. Это был не просто танк, а единый комплекс новейших технологий, где каждый элемент — от формы бронекорпуса до расположения топливных баков и ходовой части — был подчинен главной цели, а именно выживанию и доминированию на поле боя.
Бронированный корпус
В основе выживаемости танка лежал его корпус революционной, можно сказать, инопланетной формы, предназначенной для «разрезания» ударной волны и предотвращения опрокидывания. А благодаря экстремальным углам наклона брони и непревзойдённой толщине брони, корпус демонстрировал высокую снарядостойкость. Технически корпус представлял собой сложную сварную конструкцию, собранную из четырех крупных литых броневых деталей нестандартной закруглённой формы, по итогу формируя овальную форму. Для дополнительной защиты от противотанковых гранатомётов по всему периметру корпуса устанавливались противокумулятивные экраны, которые завершали его обводы.
Уровень защиты для своего времени считался беспрецедентным — толщина лобовой брони едва ли не вдвое превышала толщину лобовой детали тяжелого танка Т-10. Верхняя лобовая деталь корпуса имела толщину от 93 миллиметров (расположенных под углом 75°) в подбашенной коробке до 269 миллиметров, расположенных под углом в 45° на стыке носовых пластин. Нижняя лобовая деталь имела толщину в 121 миллиметр у днища и была расположена под углом в 70°, утолщаясь до 258 миллиметров в крайней точке схождения носовых пластин, располагаясь под углом в 45°. Также складывалась броня в бортовой проекции — от 40 миллиметров у днища до 182 миллиметров в крайней точке схождения пластин, расположенных под углом в 45°. Корма защитой похвастать не могла, её образовывали две плиты — нижняя, расположенная вертикально, толщиной в 60 миллиметров, и верхняя, толщиной в 40 миллиметров, под наклоном в 65°. Днище и крыша корпуса образованы листами брони толщиной в 20 миллиметров. Фактически, корпус собирался из четырех цельных отливок из гомогенной бронестали, сваренных между собой и приваренными к нему пластин крыши и днища.
Башня представляла собой цельную литую деталь с переменной толщиной от 30 (в месте приваривания крыши) до 305 миллиметров в самой нижней точке башни. Крыша башни представляла собой литую деталь переменной толщины — в лобовой части, расположенной под углом в 82°, толщина составляла 30 миллиметров, в задней части крыши крыша имела толщину 20 миллиметров. Сама форма башни была продиктована принципами обтекаемости для отражения ударной волны, а также имела углы рационального наклона для противостояния вражеским снарядам.
Посадка и высадка экипажа осуществлялась при помощи трёх люков — в носовой части крыши корпуса находился сдвижной люк механика-водителя, а остальным трём членам экипажа полагалось попадать на свои рабочие места через два люка в крыше башни. Работать всем сленам экипажа приходилось в дикой тесноте — несмотря на крупные габариты танка (длина корпуса 6,8 метра, ширина 3,4 метра и высота 2,48 метра), внутренний объем «Объекта 279» составлял всего 11,7 кубометра (один из самых маленьких объёмов в тяжелых танках). Но это осознанный компромисс, необходимый для повышения уровня защиты машины и экипажа. Конструкторы «поставили во главу угла» идею достижения неуязвимости машины через сочетание экстремальной толщины и идеальной геометрии, создав настоящий шедевр именно в тот исторический момент, когда эта концепция уже стояла на пороге своего устаревания перед лицом новых технологий.
Вооружение
Огневая мощь танка основывалась на 130-мм нарезной пушке М-65, одной из самых мощных танковых пушек своего времени, способной вести огонь не только бронебойно-трассирующими снарядами 53-ВБР-482, а также осколочно-фугасными снарядами 53-ВОФ-482В или 53-ВОФ-482ВУ, раздельного заряжания — для метания снарядов применяли заряды 54-ЖН-482 или 54-Ж-482У (для ОФ). Орудие оснащалось эжектором для продувки ствола от пороховых газов после выстрела и щелевым дульным тормозом для снижения силы отката. Также на пушке устанавливался гидравлический тормоз отката, снижавший откат ствола при выстреле до 603 миллиметров. Боекомплект включал в себя 24 выстрела раздельно-гильзового типа, заряжаемых при помощи автомата заряжания. Благодаря этому решению практическая скорострельность достигала 5–7 выстрелов в минуту, что было отличным показателем для такого крупного калибра.
Пушка М-65 обладала отличными боевыми характеристиками — бронебойный снаряд был способен на дистанции в два километра пробить вертикальную броневплиту толщиной 245 мм, что позволяло танку уверенно поражать любую бронетехнику вероятного противника. Для эффективной реализации этой мощи в движении пушка была стабилизирована в двух плоскостях (вертикальной и горизонтальной) с помощью передового по тем временам стабилизатора «Гроза». Наведение пушки происходило с помощью электрической системы наведения, совмещённой с системой отката ствола орудия. По горизонтали ствол орудия вращался вместе с башней на все 360° градусов, а по вертикали — не более 15°.
В качестве вспомогательного вооружения выступал спаренный с орудием 14,5-мм крупнокалиберный пулемет Владимирова, с боекомплектом в 300 патронов. И орудие, и пулемёт управлялись при помощи электроспуска, педаль которой располагалась как у наводчика, так и у командира. Пулемёт рекомендовали применять против низколетящих воздушных целей на удалении, а также против полевых укреплений и легкобронированной техники.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Ни один существовавший танковый двигатель, серийно выпускаемый заводами, не подходил для нового танка — во-первых, мощность двигателя, по расчётам конструкторов, должна составлять не менее 1000 лошадиных сил, для придания танку запрошенных ходовых характеристик. Поэтому для танка использовали ещё не совсем отлаженный опытный 45-литровый наддувный дизель 2ДГ-8М мощностью в 1000 «лошадок». Главным его отличием от существовавших на тот момент дизелей, была конструкция — Н-образная форма с оппозитным расположением 16 цилиндров, сгруппированных в четыре блока. Компоновка позволила добиться компактных размеров для установки в тесное моторно-трансмиссионное отделение. Система охлаждения двигателя —эжекционная, уже знакомая читателям по публикациям про тяжелый танк ИС-7 и опытных САУ на базе этого танка.
Трансмиссия танка — гидромеханическая однопоточная, в состав которой входила двухреакторная комплексная гидравлическая передача, планетарная коробка передач с тремя степенями свободы и двухступенчатые планетарные механизмы передачи крутящего момента. Для регулирования скорости движения танка использовались три передачи переднего хода, при этом переключение двух высших передач было автоматизировано. Силовой агрегат был очень сложным в производстве и эксплуатации, но ни один другой агрегат того времени не смог бы «вытянуть» машину такой массы до достижения нужных динамических характеристик.
Самой узнаваемой и уникальной чертой танка стала его ходовая часть — вместо привычных двух гусениц конструкторы установили сразу четыре гусеницы, по две на борт. Для установки ходовой части конструкторы использовали две массивные продольные полые балки, проходившие под днищем корпуса. Каждая балка несла по два гусеничных обвода, а на весь танк приходилось 24 опорных катка и четыре ведущих колеса, расположенных в задней части танка. Плавность хода на пересеченной местности обеспечивала разработка Троянова — индивидуальная гидропневматическая подвеска, получившая значительные преимущества перед традиционной торсионной. И нужно сказать, что сложная система подвески себя оправдала — «Объект 279» имел высокую проходимость по любым грунтам. Удельное давление на грунт составляло всего 0,6 килограмм на квадратный сантиметр, что равнялось показателям легкого плавающего танка ПТ-76, который весил более чем в четыре раза меньше. Это означает, что 60-тонный «Объект 279» мог передвигаться по любым грунтам, болотам и глубокому снегу, где любой тяжелый танк неминуемо бы завяз. Благодаря мощному двигателю и уникальной ходовой части танк мог развивать по шоссе скорость до 55 км/ч и имел запас хода от 250 до 300 км.
В этой сложной конструкции скрывалось самое элегантное и вместе с тем рискованное инженерное решение — мощный двигатель был ожидаемо прожорливым, и перед конструкторами встал вопрос по размещению больших топливных баков. Размещать их внутри и без того тесного боевого отделения было негде — решили использовать полые несущие балки ходовой части в качестве топливных баков. Это позволило сэкономить заброневой объем и вынести горючее за пределы обитаемого отделения, повышая выживаемость экипажа в случае пробития брони. Однако у этого решения была и обратная сторона — запас топлива танка оказался в самой уязвимой и подверженной повреждениям части машины, в ходовой части, которая является первой целью для мин, артиллерии и огня с флангов.
Приборы наблюдения и связи
Для своего времени «Объект 279» был оснащен весьма «продвинутым» комплексом наблюдательных приборов, а также системой управления огнем. В распоряжении наводчика находился целый набор — прицел-дальномер ТПД-2С , полуавтоматическая система управления огнем, которая вносила необходимые поправки для стрельбы, и систему автосопровождения цели. Танк был способен эффективно действовать в любое время суток и в любую погоду — для ведения боя и движения в тёмное время суток, «Объект 279» был оснащён ночным прицелом ТПН, работавшим в паре с мощным инфракрасным прожектором Л-2, который «подсвечивал» обстановку на местности и цели в невидимом для человеческого глаза спектре.
Внешняя связь и координация действий на поле боя осуществлялась при помощи радиостанции Р-113, что могла соединяться с абонентом на удалении в 30 километров на стоянке, и до 12 километров в движении. Это была типовая советская танковая радиостанция того периода, работавшая в УКВ-диапазоне с использованием частотной модуляции. Внутренняя связь обеспечивалась через штатное танковое переговорное устройство на трёх абонентов, а также перед механиком-водителем и наводчиком располагалось световое информационное табло.
Электрооборудование
Сложность конструкции «Объекта 279» и обилие в нем электрических систем обозначили высокие требования к его электрооборудованию. Источником энергии танка служил стартер-генератор, соединенный с двигателем. Генератор пришлось ставить довольно мощный — ему приходилось питать не только привычную электрику (фары, радиосвязь, ТПУ и системы запуска двигателя), но и систему защиты от атомного оружия, противопожарное оборудование, оборудование для постановки дымовых завес, а также оборудование для подводного хода.
Электросеть также обеспечивала работу мощных электрогидравлических приводов стабилизатора «Гроза», а именно — механизмов поворота башни и наведения орудия. Немалую часть вырабатываемой мощности отбирала радиостанция, инфракрасный прожектор и сложная вычислительная аппаратура СУО. При этом все вышеуказанные системы можно смело считать ключевыми — без стабилизатора танк не мог вести точный огонь с ходу, без радиостанции он становился «глухим и слепым» в тактическом плане, а без ночного видения он был беспомощен в темное время суток.
Испытания и дальнейшая судьба
Несмотря на грандиозность замысла конструкторов, был собран лишь один опытный образец «Объекта 279» — его сборку закончили на Кировском заводе в конце 1959 года. Были планы на сборку ещё двух машин — корпуса для них были заложены, но так и не были достроены. В начале 1960 года «Объект 279» поступил на заводские испытания, которые прошёл с честью — больше всего конструкторы переживали за ходовую часть, которая не подвела. Проходимость 60-тонного тяжёлого танка по заболоченным и мягким грунтам оказалась феноменальной — там где завяз бы «последний мастодонт» Т-10, «279-й» проходил с лёгкостью. Однако в бочку мёда вылилось целое ведро дёгтя — четырёхгусеничная ходовая часть оказалась невероятно сложной в производстве, а главное — обслуживании и практически не подлежала ремонту в полевых условиях. Для советских танков, большинство из которых можно было починить с помощью «проволоки, изоленты и такой-то матери», этот недостаток был критическим. Также в список недостатков можно включить открытую компоновку ходовой части, что делало конструкцию крайне уязвимой для поражения вражеской артиллерией — повреждение одного из четырех обводов с высокой вероятностью обездвиживало машину. Кроме того, большие габариты танка и уникальность его ходовой части создавали серьезные проблемы для его переброски по железной дороге и прохождения по стандартным армейским мостам.
Несмотря на все технические инновации, применённые конструкторами в проекте, судьба «Объекта 279» была предопределена — первой тому причиной был генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, рекомендовавший все силы конструкторов бросить на разработку ракетного вооружения, которое он лично считал более перспективным. Второй причиной была сложность проекта — реализация его обошлась бы стране в «немалую копеечку», а лишних денег в СССР на тот момент не было. Ну и последней причиной для отказа в принятии «Объекта 279» на вооружение, стал первый серийный ОБТ — Т-62, повлекший за собой изменение доктрины применения танков в Советской армии.
Заключение
«Объект 279» вошел в историю как последний тяжёлый танк предельных параметров — он обладал рекордной для своего класса броневой защитой, уникально мощным для своего времени комплексом вооружения и ходовой частью, не имевшей аналогов в мировом танкостроении. Безусловно, это был смелый и во многом гениальный образец инженерного искусства. Однако, несмотря на все свое техническое совершенство, танк оказался стратегическим анахронизмом, появившись именно в тот момент, когда сама эта концепция тяжёлых танков стремительно устаревала. «Объект 279» был машиной, идеально спроектированной для специфического типа войны, от которого военная доктрина уже начала отходить в сторону большей универсальности и экономической эффективности. Сегодня единственный уцелевший экземпляр «Объекта 279» стоит безмолвным памятником в танковом музее в Кубинке. Он — свидетельство эпохи беспрецедентных инженерных амбиций и осязаемый фрагмент того будущего, которое, к счастью для всех нас, так и не наступило.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.