Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Стальной гигант, не пошедший в серию, 1945

Тяжелый танк ИС-7, также известный в проектной документации как “Объект 260”, был создан с учетом накопленного тактического и боевого опыта применения тяжелых танков в ходе Великой Отечественной войны. Сочетая в себе неуязвимую броню, большую огневую мощь и маневренность, которая превосходила многие средние танки, ИС-7 был не развитием существующих идей, а настоящим скачком в области технологий. Однако история этого танка полна парадоксов — самый грозный тяжелый танк своего времени, он не был принят на вооружение и не пошел в серийное производство. Что ж послужило тому причиной? Едва отгремели залпы войны, специалисты Особого конструкторского бюро при Кировском заводе начали разработку новой модели тяжелого танка. Главной идеей конструкторов стала борьба с тяжелыми и сверхтяжелыми танками вероятного противника "на равных", то есть, новый танк должен был стать новой “иконой” танковых войск РККА. Нужно сказать, что работы по танку шли силами “звездного” конструкторского состава — в списк
Оглавление

Тяжелый танк ИС-7, также известный в проектной документации как “Объект 260”, был создан с учетом накопленного тактического и боевого опыта применения тяжелых танков в ходе Великой Отечественной войны. Сочетая в себе неуязвимую броню, большую огневую мощь и маневренность, которая превосходила многие средние танки, ИС-7 был не развитием существующих идей, а настоящим скачком в области технологий. Однако история этого танка полна парадоксов — самый грозный тяжелый танк своего времени, он не был принят на вооружение и не пошел в серийное производство. Что ж послужило тому причиной?

Изображение в свободном доступе.
Изображение в свободном доступе.

История создания

Едва отгремели залпы войны, специалисты Особого конструкторского бюро при Кировском заводе начали разработку новой модели тяжелого танка. Главной идеей конструкторов стала борьба с тяжелыми и сверхтяжелыми танками вероятного противника "на равных", то есть, новый танк должен был стать новой “иконой” танковых войск РККА. Нужно сказать, что работы по танку шли силами “звездного” конструкторского состава — в списке значились Николай Федорович Шашмурин, Афанасий Семенович Ермолаев, Георгий Сергеевич Ефимов и многие другие. Руководить группой конструкторов поручили Жозефу Яковлевичу Котину. Но работы по новому танку шли в условиях огромной конкуренции — в конкурсе принимали участие и КБ опытного завода №100, и КБ ЧТЗ, участвовало и КБ Харьковского завода, которое к тяжелым танкам отношение имело весьма посредственное.

Особое конструкторское бюро уже к концу мая выдало эскизный проект будущей боевой машины, получившей обозначение “Объект 258”. Но тут сыграл свою роль Его Величество Случай — в поверженной Германии были обнаружены сразу две “вундервафли” — сверхтяжелый танк Pz.Kpfw. VIII “Maus”, а также трофейная противотанковая самоходная артиллерийская установка Panzerjäger Tiger Ausf. B (более известная как “Ягдтигр”). Именно им следовало сыграть главную роль при создании прототипов танка ИС-7 под обозначениями «объект 259», «объект 260» и «объект 261». Обладая на тот время самой толстой броней, неуязвимой для большинства средств ПТО того времени, мощным вооружением, представленным 128-мм пушками, на 1945 год эти трофейные машины были самыми опасными противниками на поле боя. Именно их выбрали как технику, с которой новый тяжелый танк должен был бороться на равных.

Деревянный макет одного из вариантов будущего ИС-7 в натуральную величину. Фотография из архива М. Коломийца, находится в свободном доступе.
Деревянный макет одного из вариантов будущего ИС-7 в натуральную величину. Фотография из архива М. Коломийца, находится в свободном доступе.

Создавая прототипы, конструкторы “порезвились” основательно, пробуя различные конфигурации брони, вооружения и силовых агрегатов — то поменяют орудие, то конфигурацию бортовых листов, то двигатели, даже вновь попробовали применить электромеханическую трансмиссию, по образу и подобию агрегата от немецкой САУ “Фердинанд”, а под конец и вовсе убрали ходовую часть из корпуса, оставив ей небольшое пространство под ним. От этих модификаций играл и вес танка — в разных модификациях он составлял от 60 до 65 тонн. Но по результатам подробного рассмотрения проектов для дальнейшего рассмотрения выбрали лишь “Объект 260”.

Объект 260 собственной персоной. Обозначение ИС-7 он получит чуть позже. Фотография в свободном доступе.
Объект 260 собственной персоной. Обозначение ИС-7 он получит чуть позже. Фотография в свободном доступе.

Первый ходовой прототип “Объекта 260” собрали уже через год — 8 сентября 1946 года. Но и его облик не был завершенным — конструкторы постоянно его дорабатывали, вносили какие-то изменения в общую конструкцию, работали над вооружением и защитой своего танка. Только орудие меняли на в ходе всех работ минимум, дважды — планировалась установка 130-мм танковой пушки С-26 конструкции Грабина, затем пушку заменили на С-70 того же калибра. А перечислять все нововведения, что были внесены в основную конструкцию, и вовсе будет утомительным для читателя. И да, все нововведения машины касались не только улучшению ее конструкции и боевых возможностей — развивалась и вся танковая промышленность СССР. К примеру, для создания корпуса “Объекта 260”, на ЛКЗ научились гнуть 150-мм броневые плиты, из которых собирались части корпуса.

Весь процесс поиска новаторских решений был связан с высокой конкуренцией между конструкторскими бюро — проект, получивший обозначение “Объект 260”, с самого начала был очень амбициозным. В 1946 году на ЛКЗ были изготовлены два первых опытных образца, которые сразу поступили на заводские испытания, длившиеся до конца марта 1947 года, выявили необходимость значительной доработки конструкции, после чего были программа была свернута, а результаты уже пройденных испытаний подвергли глубокому анализу. Этот этап стал критически важным, поскольку анализ недостатков первых прототипов лег в основу создания усовершенствованного варианта машины.

Опытный ИС-7 на испытаниях. Фотография в свободном доступе.
Опытный ИС-7 на испытаниях. Фотография в свободном доступе.

Именно этот доработанный танк, разработанный в 1947 году, и вошел в историю под индексом ИС-7, хотя в чертежно-технической документации за ним часто сохранялось первоначальное обозначение «Объект 260». В 1947-1948 годах на Кировском заводе была изготовлена опытная партия из пяти танков, которые были поставлены на государственные испытания, проходившие с 23 ноября 1947 по 20 марта 1948 года. Эти испытания выявили не только множество положительных качеств нового танка, включая высокий уровень защиты танка и мощность его вооружения, но и массу отрицательных сторон как в самом танке, так и в технологиях его производства. “Объект 260” был рекомендован к дальнейшим разработкам и принятию на вооружение. Но уже 24 декабря 1948 года маршал бронетанковых войск Богданов, которого назначили курировать проект танка, сообщал, что “Объект 260” не прошел государственных испытаний, доработок по нему не предвидится, чем фактически вбил первый гвоздь в крышку гроба проекта.

18 февраля 1949 года выходит постановление Совета Министров СССР, согласно которому вес тяжелого танка не должен превышать 50 тонн. Это и было последним гвоздем в крышку гроба проекта создания тяжелого танка ИС-7 — снизить вес конструкции при сохранении его боевых характеристик, даже при всем желании конструкторов не удалось бы никоим образом. Этим же постановлением были закрыты также проекты по созданию тяжелых САУ на базе нового танка, а всему виной, как ни странно, были железнодорожники. Именно их слова, согласно которым грузовые платформы подвижного состава могут принимать не более 50 тонн веса, стали определяющими — перевозка танков в те годы могла осуществляться лишь при помощи железнодорожного транспорта, а своим ходом танки будут добираться до места назначения неделями, если не месяцами.

Почти завершенный прототип танка ИС-7 — отсутствует лишь зенитный пулемет. Фотография в свободном доступе.
Почти завершенный прототип танка ИС-7 — отсутствует лишь зенитный пулемет. Фотография в свободном доступе.

Вдобавок вмешались и экономисты — затраты на производство как самих танков, так и оборудования к ним обошлись государству в кругленькую сумму. В цифрах о стоимости самой машины сказать не могу — точных данных об этом мне не удалось найти. Однако есть данные, что более простой в производстве тяжелый танк ИС-4 (кстати, тоже малосерийный) обходился государству в 750 тысяч рублей, что в пересчете на современные деньги составляет по грубым подсчетам, не менее 150 миллионов рублей. С учетом наметившегося перекоса в военной экономике, вызванного созданием атомного оружия, можно смело сказать, что тяжелый танк ИС-7 загубили в угоду атомной программы, не доведя проект до логического завершения.

Описание конструкции

Конструктивно ИС-7 представлял собой машину нового поколения, в которой практически каждый узел был выполнен с применением передовых и зачастую уникальных для своего времени технических решений. Инженеры ЛКЗ не пошли по пути простого улучшения существующих моделей, а создали танк, который по многим параметрам опережал свое время на десятилетия. Впервые в практике советского танкостроения были применены такие новшества, как механизм заряжания орудия, эжекционная система охлаждения двигателя, гусеницы с резинометаллическим шарниром и гидравлические амортизаторы двухстороннего действия.

Бронированный корпус

Защищенность ИС-7 была беспрецедентной. Конструкция бронированного корпуса и башни стала логическим развитием идей, заложенных в танке ИС-3, но выведенных на совершенно новый уровень. Корпус сваривался из катаных броневых листов, расположенных под большими углами наклона. Лобовая часть корпуса была выполнена по схеме «щучий нос», но с менее выраженным выступом, чем у ИС-3. Верхняя лобовая деталь имела толщину 150 мм при угле наклона 65 градусов. Благодаря этому, лобовая броня корпуса ИС-7 не пробивалась ни одной противотанковой пушкой на дистанциях реального танкового боя. Уникальным решением, предложенным конструктором Г.Н. Москвиным, стали гнутые борта корпуса, которые изготавливались под прессом для увеличения общей прочности, что было сложным в производстве, но значительно повышало снарядостойкость. По итогам обстрела (того самого, что прошел летом 1948 года) отметили, что броня танка — лоб башни, корпуса и верхний пояс бортов корпуса — защищает даже от снарядов 128-мм пушки с любой дистанции. Однако блок подвески скользящего попадания снаряда по левому борту не выдержал, хотя броню не пробило. Оказалось, что детали ходовой части этого ИС-7 отлиты из нелегированной стали.

Чертеж-схема тяжелого танка ИС-7. Изображение в свободном доступе.
Чертеж-схема тяжелого танка ИС-7. Изображение в свободном доступе.

Литая башня имела немалые габариты, но получила приплюснутую, обтекаемую форму, способствующую рикошету снарядов. Толщина ее лобовой части достигала 210 мм при углах наклона от 51 до 60 градусов, а толщина массивной маски орудия доходила до 355 мм. Все это, в сочетании со значительной толщиной брони создавала практически неуязвимую для всех существующих на тот момент противотанковых средств защиту. Экипаж танка состоял из пяти человек: механик-водитель располагался в отделении управления по центру корпуса, а командир, наводчик и два заряжающих находились в башне. При этом в башне, несмотря на обилие приборов, было достаточно просторно для всех четырех членов экипажа — продуманность внутренней эргономики ИС-7 была на высоте.

На фотографии хорошо виден командирский прибор наблюдения, а также курсовые пулеметы, установленные на бортах корпуса и башни. Фотография в свободном доступе.
На фотографии хорошо виден командирский прибор наблюдения, а также курсовые пулеметы, установленные на бортах корпуса и башни. Фотография в свободном доступе.

Обзорность машине придавало сразу девять приборов наблюдения — два из них были в распоряжении механика-водителя, сразу три у командира машины, по два имели наводчик и заряжающий. Все это в целом давало небывалый уровень обзорности танку, существенно повышая его боевые характеристики. Однако приборы ночного видения для трех членов экипажа — мехвода, командира и наводчика доработать не успели, ибо проект был закрыт, а наработки ушли в другие машины.

Вооружение

Огневая мощь ИС-7 была представлена 130-мм нарезной пушкой С-70 с длиной ствола в 54 калибра. Это орудие было разработано в 1947-1948 годах и представляло собой танковый вариант мощной корпусной пушки С-69. Она могла вести огонь снарядами раздельно-гильзового заряжания на дистанции до 27 км, а скорострельность орудия обеспечивал автомат заряжания, вмещавший шесть готовых к применению снарядов. Сам автомат заряжания был построен по образу и подобию системы для береговых тяжелых орудий, включавшей в себя конвейер и досылатель для загрузки снаряда в казенник пушки. В боекомплект к орудию входило до тридцати снарядов, уложенных как в автомат заряжания, так и в укладки на полу боевого отделения. В него могли входить бронебойные калиберные или подкалиберные, а также осколочно-фугасные снаряды — даже с учетом изменившейся тактики боя, когда осколочные и осколочно-фугасные снаряды в боекомплекте тяжелых танков не считались необходимыми, ибо им полагалось вести бой с танками противника, ИС-7 надлежало сохранять доминирующее положение на полях сражений против любых целей.

Орудие главного калибра ИС-7 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Орудие главного калибра ИС-7 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Скорострельность орудия при использовании автомата заряжания составляла до восьми выстрелов в минуту, при ручном заряжании она не превышала двух выстрелов в минуту. Наведение орудия на цель осуществлялось вручную, но с использованием специального прибора «Штурм». Сначала наводчик наводил призму стабилизированного, то есть не зависящего от движения танка, прицела ТШ-46 на цель, а затем прибор автоматически подводил пушку к линии прицеливания и производил выстрел. Также на ИС-7 хотели установить даже радиодальномер с дальностью определения целей до четырех километров, но разработать радар для танка в сороковые годы не смогли. Хотя требования к танковому радару сформировали еще в мае 1946 года. Оптический дальномер с дальностью до 5500 метров тоже не установили. Прибор командира танка для ночной стрельбы, по мотивам трофейных немецких прицелов конца войны, должен был распознавать объекты на дальности до 700 метров вместо 200 метров у немецкого прототипа, но и его разработку не смогли вовремя завершить.

Строенная пулеметная установка, совмещенная с орудием танка ИС-7. Фотография в свободном доступе.
Строенная пулеметная установка, совмещенная с орудием танка ИС-7. Фотография в свободном доступе.

Вспомогательное вооружение считалось чересчур мощным и превращало танк в настоящую мобильную крепость — на танк устанавливалось восемь пулеметов! Два из них были представлены пулеметами системы Владимирова калибром в 14,5 мм (КПВТ), а шесть — 7,62-мм пехотными пулеметами РП-46 (модернизированный вариант ДТ). Один КПВТ и два РП-46 были строены с орудием и управлялись командиром машины при помощи педали электроспуска (хотя у наводчика этот орган управления был продублирован для самостоятельного огня по выбранной цели). Второй крупнокалиберный пулемет размещался на специальной штанге на крыше башни в качестве зенитного и находился под управлением одного из заряжающих. Остальные пулеметы располагались на надгусеничных полках и по бортам кормовой части башни, в отдельных установках, дистанционно управляемые заряжающими. Пулеметы обеспечивали круговую оборону от пехоты противника.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Подвижность 68-тонной машины обеспечивала уникальная для своего времени силовая установка — в моторно-трансмиссионном отделении ИС-7 монтирован 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель М-50Т мощностью 1050 лошадиных сил. Этот двигатель являлся сухопутным вариантом дизельного двигателя, созданного для использования на торпедных катерах. Охлаждение столь мощного двигателя впервые в советском танкостроении происходило при помощи выхлопной системы — такой метод охлаждения не требовал установки вентилятора и практически не снижал мощность двигателя. Однако система охлаждения была еще “сырой” — летом, в ходе государственных испытаний, двигатель перегревался, не давая танку двигаться, что было недостатком. Также впервые внедрили специальный воздушный фильтр с двумя степенями очистки и удалением пыли выхлопными газами.

Дизельный двигатель АЧ-30Б, который послужил базой при создании двигателя М-50 и его танкового варианта. Фотография в свободном доступе.
Дизельный двигатель АЧ-30Б, который послужил базой при создании двигателя М-50 и его танкового варианта. Фотография в свободном доступе.

Трансмиссия танка — проверенная временем механическая, планетарного типа, на поздних прототипах имела восемь передач переднего хода. Управление поворотом и переключением передач было значительно облегчено за счет применения гидравлических сервоприводов, что позволяло испытателям управлять 68-тонной машиной без особых физических усилий.

Ходовая часть также содержала ряд передовых решений. Применительно к одному борту, ходовая часть состояла из семи катков среднего диаметра, ведущего колеса, расположенного в корме машины и ленивца в передней части, без применения поддерживающих роликов для гусеничного движителя. Подвеска всех семи сдвоенных опорных катков на борт была независимой, торсионной, при этом каждый из них собирался в виде пучка из 25-мм прутков. Для гашения колебаний при движении на высокой скорости, на балансирах каждого катка были установлены гидравлические амортизаторы двухстороннего действия. Гусеницы шириной в 710 миллиметров, впервые в советском танкостроении получили резинометаллические шарниры, что увеличивало их ресурс и снижало шум в движении. Благодаря этому мощному и сложному комплексу систем ИС-7, несмотря на свою массу в 68 тонн, обладал неплохой подвижностью для своей массы. На испытаниях он развивал максимальную скорость до 60 км/ч по шоссе и среднюю скорость по пересеченной местности в 32 км/ч, превосходя по этим показателям не только тяжелые, но и многие средние танки того периода.

Заключение

Тяжелый танк ИС-7, без сомнения, является одним из величайших достижений советской послевоенной инженерной школы и ярчайшим памятником эпохи послевоенного танкостроения. Он воплотил в себе самые смелые и передовые идеи своего времени, став машиной, которая по совокупности своих боевых качеств не имела равных в мире. Однако именно это и предопределило его судьбу. Отмена проекта ИС-7 стала знаковой — она ознаменовала начало конца эры тяжелых танков прорыва в Советском Союзе. Опыт, полученный при создании и испытаниях этой машины, наглядно показал, что путь экстенсивного наращивания брони и калибра орудий зашел в тупик, упершись в физические ограничения инфраструктуры и экономики. Будущее было за более сбалансированными и универсальными машинами — основными боевыми танками, которые сочетали бы в себе подвижность средних танков с огневой мощью и защищенностью, приближающейся к тяжелым. Однако последним тяжелым танком отечественного производства станет совсем другая машина…

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.