Найти в Дзене

В Швейцарии школьное образование - самое лучшее! - говорит комментатор. Сравним с российским и с советским

В какой стране образование лучше? Начнём с подробного обсуждения этого вопроса. Тем более, и повод есть: один из читателей постоянно заявляет, что в Швейцарии образование лучшее в мире. Посмотрим. Может, найдётся что и перенять? Или, чтобы убедиться, что лучше там, где нас нет?))) Я буду отталкиваться от его статьи с описанием системы образования в Швейцарии (в кантоне Берн), а также буду использовать небольшие отрывки из статей некоторых наших соотечественников, дети которых учатся в швейцарских школах. 1. Начинается учёба с четырёхлетнего возраста. Объединили шестилетние начальные школы, в которых учились с семи лет, и двухлетние муниципальные детские сады. Эти два класса могут располагаться в здании бывшего детского сада. Они могут заниматься вместе с одним учителем. Сразу вопрос: для чего все эти пертурбации? Дети остаются даже в здании бывшего же детского сада (зачем было их отрывать от детского сада?). Воспитателя заменяют на учителя - что плохо. Потому что известно: школьные уч

В какой стране образование лучше? Начнём с подробного обсуждения этого вопроса. Тем более, и повод есть: один из читателей постоянно заявляет, что в Швейцарии образование лучшее в мире. Посмотрим. Может, найдётся что и перенять? Или, чтобы убедиться, что лучше там, где нас нет?)))

В начальной школе Швейцарии
В начальной школе Швейцарии

Я буду отталкиваться от его статьи с описанием системы образования в Швейцарии (в кантоне Берн), а также буду использовать небольшие отрывки из статей некоторых наших соотечественников, дети которых учатся в швейцарских школах.

1. Начинается учёба с четырёхлетнего возраста. Объединили шестилетние начальные школы, в которых учились с семи лет, и двухлетние муниципальные детские сады.
Эти два класса могут располагаться в здании бывшего детского сада. Они могут заниматься вместе с одним учителем.

Сразу вопрос: для чего все эти пертурбации? Дети остаются даже в здании бывшего же детского сада (зачем было их отрывать от детского сада?). Воспитателя заменяют на учителя - что плохо. Потому что известно: школьные учителя не знают особенностей дошкольного возраста. Соответственно - зачем эта замена?

Либо, что ещё хуже: получается, в Швейцарии плохая подготовка педагогов дошкольного образования, им не доверяют, что они могут давать качественное образование детям, потому и заменяют учителем.

2. За восемь лет [дети осваивают] грамматику, арифметику, основы естествознания и истории. Ну и конечно языки. Родные (немецкий, французский или оба: есть билингвальные школы, где некоторые предметы преподаются на немецком, а некоторые на французском), и иностранные.

Тут надо подчеркнуть сильную сторону швейцарской школы: хорошую языковую подготовку, потому что в стране только 4 государственных языка. Соответственно некоторые дети хорошо говорят сразу на нескольких языках.

Хотя, зачем я принижаю россиян? Да в нашей многонациональной стране полиглотов не счесть!

Например, татарин живёт в башкирском селе, то есть, уже знает татарский, башкирский и русский. А потом женится на чувашке, переезжает в её село, и изучает местный язык.

Но ведь у нас есть пресловутое преклонение перед заграницей...))) поэтому, своих не ценим.

3. В городе школа должна быть не дальше 800 метров от дома ученика. Детям рекомендуется ходить в школу и возвращаться домой самостоятельно.

Я только "за" школу в шаговой доступности.

Дети в школу должны именно ХОДИТЬ пешком: общаясь с друзьями, повторяя школьный материал, планируя свой день, наблюдая за сезонными изменениями в окружающей природе и т.д.

Очень много для социализации ребёнка даёт дорога в школу и домой.

4. Занимаются дети в школе долго. Пять дней в неделю, при этом четыре дня в две смены: в полдень их отпускают домой на обед[в школе детей не кормят], а к двум часам они возвращаются в школу, чтобы позаниматься ещё несколько уроков.

Вот это в корне неверно: заниматься долго? На обед ходить домой (а кто из родителей дома? И готов ли обед, или ребёнок ест всухомятку?)?

Питание детей в школе - обязательно!

Нашим школам - 100 очков вперёд! Главное - забота о здоровье детей.

5. Заканчивают начальную школу в двенадцать лет.

У нас начальную школу заканчивают в 10-11 лет, что я считаю даже поздно.

4 класса начальной школы излишне растянуты, по Программе особенно и учить уже нечего.

Но в 12 лет переходить в среднюю - явно поздновато.

6. Следующий этап это средняя школа первой ступени, три года учёбы, возраст с 12 до 15 лет, 9-11 классы.
Средние школы крупные и могут располагаться далеко от дома.
Пятнадцатилетние не связаны дальнейшим обязательным образованием, и сами решают где им дальше учиться, и учиться ли вообще.

У нас это 7-8-9 классы (неполное среднее образование), после которых всё же, нужно обязательно получить полное среднее образование. И это более правильно! Образование населения должно с годами постоянно повышаться.

7. В средней школе обучение дифференцированное по программам трёх уровней сложности: базового, стандартного и углубленного. И от того, по какой программе ребёнок учился в средней школе, по большому счёту зависит его будущее.

Удивительно и возмутительно!

Автор сам отметил, что от дифференциации по программам обучения зависит БУДУЩЕЕ ученика, и считает допустимым её существование?

Все плюсы швейцарской системы образования нивелируются одним этим пунктом.

А у нас ведь тоже идут этим же ошибочным путём, беря пример с запада:

Описание видов программ дам без сокращения:

Базовая программа упрощённая, для примерно 20% учеников. Но это не «отстойник» для никчемных и брошенных, напротив — таким детям уделяется очень много внимания, и это даёт результат: свою простенькую программу они усваивают хорошо, и имеют знания более крепкие, чем получили бы в стандартном классе, где они не поспевали бы за прочими детьми! «Стандартным» же детям в своих классах не приходится терять времени и скучать, ожидая пока «базовые» их догонят.

Стандартная программа не требует особого описания, это такая же программа как программа всеобщих школ в России, по ней занимается примерно 60% учеников средних способностей, средней мотивации и среднего прилежания. Они занимаются ежедневно в две смены, как и в начальной школе до пяти часов вечера с двухчасовым перерывом на обед, домашние задания для них минимальны — поскольку они склонны выполнять их формально, «на отвяжись» — а в школе под контролем педагогов они усваивают материал гораздо лучше, ведь интеллект их сохранен, проблемы лишь с мотивацией и соответственно старательностью — они «можут, но не хочут».

Углублённая же программа для 20% умников даёт мощную нагрузку жадному интеллекту. Аудиторных часов у них гораздо меньше — упор делается на самостоятельную работу, как у студентов. Большое количество элективных курсов. Этим деткам не приходится скучать, пока остальные занимаются «элементарщиной», как пришлось бы без «дискриминации».
Можно заниматься по разным дисциплинам по программам разной сложности. Это приводит к сложному индивидуализированному расписанию, даже продолжительность уроков не стандартная, а произвольная: бывают занятия 30-минутные, а бывают часовые; каждую неделю расписание новое, и доводится до сведения каждого ученика на следующую неделю.

Однако это первоначальное распределение вовсе не приговор! На протяжении всех трёх лет обучения в средней школе практикуются апгрейды и даунгрейды — как в футболе: самые сильные в своей лиге переводятся в более высокую, и наоборот. На самом деле никому нет отказа, кто попросится в более сильный класс, однако учителя сами следят за этим, и если ребёнка перевёл учитель - он, как правило, справляется, а если ребёнок сам потребовал — он чаще всего убеждается что это ему не по силам, и возвращается обратно. В результате никаких обид: каждый знает, что он занимает свое место справедливо.

Казалось бы, у ученика есть какая-то надежда вернуться на желаемый уровень.

Но ведь ему сделать это очень сложно: как догнать тех, кто учатся по стандартной или углублённой программам, а он уже некоторое время занимался по урезанной, упрощенной, то есть, отставал ещё больше?

В то же время, именно советские педагоги доказали, что "отстающих", "слабых", "необучаемых" учеников не бывает.

8. Система формально шестибалльная с половинками, но фактически низкие баллы не применяются. Можно получить следующие оценки:
6.0 — это превосходная оценка. Работа должна быть не только выполнена безупречно. Она должна показывать знания, существенно превышающие требования программы. Такая оценка бывает только текущая — итоговой она быть не может, поскольку никто не может раз за разом совершать такой подвиг.
5.5 — это отличная оценка. Работа должна быть выполнена безупречно. Итоговая значит что ученик владеет программой уверенно в полном объёме.
5.0 — это хорошая оценка. Работа должна быть выполнена полностью с незначительными "шероховатостями". Итоговая значит что ученик владеет программой с малозначительными пробелами.
4.5 — это удовлетворительная оценка. Отдельные задания работы могут быть не выполнены или выполнены неверно. Итоговая значит что ученик программой владеет недостаточно уверенно и/или недостаточно полно.
4.0 — это посредственная оценка. Работа может быть выполнена верно на 60%. Итоговая значит что ученик владеет программой неуверенно и/или не полностью. Однако он может быть допущен к дальнейшему обучению в расчёте на то, что он подтянется. Итоговая четвёрка это сигнал тревоги. Повод для принятия срочных мер.
3.0 - это провал. Такая оценка может быть только текущей.
Итоговые оценки, а также интегральная «по всем предметам кроме главных» и средний балл выпускника (об этом будет сказано позже) вычисляются с сотыми долями балла.

Своё мнение об оценках здесь высказывать не буду. Я уже высказала его в следующих статьях (считаю оценки субъективными, нужно обсуждать переход на безоценочное обучение):

9. Изучаемые дисциплины делятся на три категории по степени своей "важности".
К первой относятся математика и родной язык. Итоговые оценки по ним непосредственно учитываются при расчёте среднего балла успеваемости ученика.
К третьей относятся спорт, рисование, музыка и труд. Итоговые оценки по ним вовсе не учитываются при расчёте среднего балла успеваемости. Вернее учитываются если они его повышают, и не учитываются если они его понижают. Плохие оценки по этим предметам не могут испортить результат отличнику. Но зато отличные успехи по ним могут выручить неуспевающего.
Ко второй относятся все остальные дисциплины. От истории до физики. По каждой из них выводится итоговая оценка. Затем вычисляется одна интегральная оценка. Как среднее арифметическое итоговых оценок второй категории. И уже интегральная оценка влияет на средний балл. Это позволяет иметь плохую оценку по одному-двум предметам.
В результате для среднего балла учитывается как минимум три оценки — например, математика, немецкий и интегральная.

Здесь мне понравился подход к учёту оценок за такие дисциплины как физкультура, ИЗО, труд и музыка, которые проставляются только в случае, если они повышают успеваемость учащегося.

10. Первый путь - гимназия. Средняя общеобразовательная школа второй ступени. Это ещё четыре года всесторонней, продвинутой общеобразовательной подготовки, 12-15 классы. Будущая интеллектуальная элита страны должна иметь широкий, энциклопедический кругозор.
Всякая «профильность» подавляется: каждый гимназист обязан уметь и решать дифференциальные уравнения, и сочинять латинские стихи. Здесь не принимается подход «а историку биология не нужна». Наоборот: «физиков» заставляют нажимать на «лирику», а «лириков» на «физику». Помимо большинства «подобных флюсу» узких специалистов, стране нужны люди, которым лапшу на уши не повесишь. Они нужны для того, чтобы принимать комплексные решения, требующие как естественного, так и гуманитарного знания.
Направление в гимназию получают самые способные 20% из выпускников средних школ. Это направление даёт право быть зачисленным без экзаменов. Для получения такого направления нужно иметь средний балл итоговых оценок не ниже 5.25.
Но идут в гимназию только 10%, то есть половина тех, кто получил направление. Потому что это ещё четыре года без профессии и без заработка. Вторая половина получивших направление выбирают среднее профессиональное образование.
Те выпускники школ, которые не заслужили направления в гимназию, вправе попытаться поступить в неё, сдав вступительные экзамены.
Гимназисты получают аттестат зрелости. Он даёт право поступления в любой вуз.
Второй путь - профессиональные училища. Это основная образовательная траектория - среднее профессиональное образование, его получают до 80% выпускников школ. Помимо специальной подготовки, училища дают продвинутую общеобразовательную. По тем же программам, что и гимназия. Но не по всем предметам, а только по профильным. В училища тоже поступают по направлениям средних школ без экзаменов. Можно конечно поступать и с направлением в гимназию. И так же как и в гимназию, в училище можно поступать без направления, сдав вступительные экзамены. Учатся в училище три или четыре года. Те кто учатся четыре года, получают не только диплом специалиста, но и "профессиональный" аттестат зрелости. Который тоже даёт право поступления в бакалавриат. Но, в отличие от гимназического аттестата, не по любой специальности, а только по профильной.
Третий путь - производственное обучение. Без общеобразовательной подготовки. Самые слабые из выпускников средних школ не получают направления ни в гимназию, и в училище. Они становятся или рабочими, или неквалифицированными служащими. Они тоже имеют право сдавать вступительные экзамены в гимназию и училища.

Да уж, школьное обучение в Швейцарии длится 15 лет! Или 13, если не считать первые два класса начальной школы, зачем-то отнятые от детского сада.

Наше школьное обучение длится всё-таки поменьше - 11 лет. Да и в 10 лет уложились бы.)))

Да дай российским школам ещё год-два дополнительного обучения, мы бы таких высот достигли!)))

Обучение возможно либо по направлениям от средней школы I ступени, либо через экзамены.

Ну, казалось бы, нашла Швейцария пути образования молодого поколения для себя, что ж им указывать?

Но, в этой стране чётко прослеживается, что всестороннюю, продвинутую, общеобразовательную подготовку получат не все учащиеся, а только будущая интеллектуальная элита, которая должна обладать широким энциклопедическим кругозором. Остальным, получается, достаточно и узкого кругозора.

(я опустила минимальные детали из статьи читателя. В комментариях дам ссылку на статью, чтобы Вы могли ознакомиться с ней полностью)

________________________

Получилось, что в этой статье я не стала вносить добавления других комментаторов. Сделаю это в следующий раз.

Какие плюсы (или минусы) увидели Вы в швейцарском образовании?

Что в нашей системе Вам нравится больше, а где мы не дотягиваем?

/продолжение здесь/

Проблемы школы, педагогики, общего образования и воспитания | За семью 👨‍👩‍👧‍👦, детство 👶, образование 📖 ! | Дзен

#образование #Швейцария #школа #ученики #лучшееобразование #комментарий

-2