"Швейцарские заткнут российских за пояс", - заявил в комментарии один читатель моего канала.
Неизвестно, конечно, кто кого "заткнёт за пояс"?
Но здесь, в России, мы уже давно знакомы с феноменом резкого повышения успеваемости у "отстающих детей крутых бизнесменов": стоит нашему "троечнику" уехать учиться за границу (не обязательно в Швейцарию), как он там становится "отличником". И почему, интересно?
______________________________
А мы дальше проводим сравнение школьного образования Швейцарии с российским и с советским.
Предыдущая статья здесь:
Плюсы и минусы швейцарского образования.
Итак в прошлой статье я указала на один плюс швейцарского образования - хорошее освоение сразу нескольких иностранных языков. Но оно вполне объяснимо - поскольку в Швейцарии четыре государственных языка, и дети с рождения погружены во многоязычную среду. За время детского сада порой осваивают сразу 2-3 языка.
Но налицо факты, принижающие привлекательность швейцарского образования:
- 13-15 (!) летнее довузовское обучение (а нам и 11 классов хватает, даже много)));
- начальная школа с 4 лет - лучше оставить детей этого возраста в детском саду;
- 6-8 классов, до 12 лет, в начальной школе (а нам даже 4 класса - много!);
- продолжительность учебного дня в начальной школе до 16 часов - это слишком долго;
- отсутствие питания в школе - никуда не годится;
- два часа обеденный перерыв (чтобы съездить домой, поесть и вернуться в школу) - пустая трата времени.
Но самым огромным минусом швейцарского образования я считаю разделение детей на 3 категории по успеваемости после I ступени средней школы, чтобы самых "слабых" ("тупеньких", по словам автора) направить сразу в местные ПТУ.
Надо сказать, и у нас вовсю "тянутся" за повторением подобного западного опыта"
Это я считаю недопустимым. В нашей стране нас учат не навешивать на детей "ярлыки". А "подтягивание отстающих" было даже в советской школе воспитательным моментом.
В Швейцарии - самые точные часы и самые надёжные банки. А как с образованием?
Теперь добавления об образовании в Швейцарии из других источников, из заметок родителей, дети которых учатся в этой стране.
1. В итальянской части Швейцарии, в кантоне Тичино, в школе (имеющей свою конюшню и свой бассейн) учится первоклассник.
Отмечу, что в Швейцарии 26 кантонов, и каждый из них сам создаёт свою систему образования. Поэтому, в информации с разных мест могут встречаться некоторые разночтения.
Учёба в школе длится с 800 до 15-30, обеденный перерыв с 11 30 до 13-30. В школу, из школы и по домам на обед детей развозит школьный автобус.
Первый урок идёт 1,5 часа, после чего дети выходят во двор школы на большую перемену (около получаса), где они могут поиграть в футбол или покататься на велосипедах.
Четыре раза в неделю у детей бывает усиленная физкультура: по разу в неделю бассейн и горные лыжи, и дважды в неделю - коньки./ Мне очень нравится такое усиленное внимание физическому развитию детей! А наши дети страдают от гиподинамии.../
Учитель может вести уроки по своему усмотрению. Но на уроках всегда присутствует социальный педагог, который может увести неуспевающего в свой кабинет педагогической помощи. Дети очень любят посещать этот кабинет, потому что там можно весело поиграть!/по-моему, нерациональное использование педагогических кадров/
Но для неуспевающих в Швейцарии есть ещё одна возможность - остаться на второй год! И снова пройти всю программу. Дети любят оставаться на второй год /у нас это было стыдно!/, делают это с удовольствием.
По средам дети идут не в школу, а в местный "Дом развлечений", где профессиональные педагоги занимаются с ними музыкой и рисованием, готовят все вместе обед, катаются на лошадях, посещают музеи и т.д.. За это берётся плата, но очень небольшая.
Далее, внимание! Мама посчитала такое образование слишком разгильдяйским и привезла сына в Москву. И вот её слова /и мой смех!/.
"Теперь он ходит в обычную московскую школу. Учительница кричит. И слишком большой акцент делается на оценках! Какая-то гонка вооружений, в которую втягивают и детей, и родителей. Обидно: лишают ребят радости познания."
___________________
2. Девочка 9 лет, пошла в Швейцарии (кантон Цуг) в третий класс.
Мама пишет, что дочери в школе пришлось изучать сразу 2 языка: немецкий в школе по 9 часов в неделю (преподавание в школе на немецком), и английский дома с репетитором.
В шестом классе добавляется ещё и французский язык.
Учебный год начинается в августе./про каникулы напишу ниже отдельно/
Смартфоны в школу приносить запрещено.
Всё необходимое: учебники, рабочие тетради ,в школе выдают бесплатно. Сами покупают только рюкзак и некоторые канцтовары.
Спортзалы оборудованы душевыми кабинками. /Это хорошо, но не понятно, как дети успевают вымыться?/
Далее - выдержка из статьи без изменений.
"Особенности преподавания.
По основным предметам в начальной школе детей учит один педагог, причем урок длится полтора часа, и учитель сам решает, какой дисциплине уделить внимание. Это может быть 15 минут математики, 30 минут изучения окружающего мира, полчаса немецкого и 15 минут синхронных танцев, чтобы дети смогли расслабиться. Такой урок длится без перерыва: детям он не нужен, из-за переключения на новую деятельность они не утомляются.
Программа начальной школы строится по интересному принципу: по всем предметам в разных аспектах рассматривается одна и та же тема. Например, сначала дети изучали насекомых: решали про них задачи, лепили из пластилина и рисовали их. После каникул они проходили по тому же принципу кошек. А ближе к концу декабря занимались Рождеством и всем, что с ним связано."
/Вот, в этом отрывке описана главная ценность швейцарского образования! Это 1.5 часовое занятие является комплексным, на котором знания одного предмета способствуют более глубокому усвоению знаний другого.
Этот метод нельзя назвать чем-то новым в педагогике, но отрадно, что в Швейцарии он используется в школах. Он называется "использованием межпредметных связей" (как, например на физике и математике учащиеся одновременно проходят тему "векторы", или на литературе и истории проходят тему крепостного права и И.С.Тургенева "Му-му")./
Опять приведу отрывок полностью:
"Необычные предметы.
Еще здесь учат детей основам финансовой грамотности: им выдают настоящие деньги и каталоги из супермаркета. Располагая определенной суммой, ребенок учится планировать свой бюджет на покупки.
Удивительна программа по труду: все дети учатся работать с лобзиком, вышивать, плести из лозы. В четвертом классе они уже осваивают швейную машинку! Дочь сама сшила сумочку.
Еще детей учат прыгать через резиночку, есть даже учебный материал по такой дисциплине!"
/Это уже даже не предметы, это практическое обучение разнообразным жизненным навыкам, чему и должна учить школа. Плюс опять физкультура - прыгание через "резиночку"! А у нас всё скомкали, повыбрасывали. Каких-то "болванчиков" воспитываем?/
И ещё немного: о поведении в школе, о дисциплине (вернее, её отсутствии):
"Здороваться и прощаться с учителями за руку каждое утро и вечер — это обязательное требование к детям в школе.
С классом работают психолог и стоматолог, и их услуги оплачиваются государством. Детей регулярно вывозят на экскурсии и в походы. При этом нам ни за что не приходится платить. Все организационные и финансовые вопросы школа решает сама.
Первые дни в этой школе моя дочь постоянно удивлялась: «Мама, ты представляешь, тут по сравнению с Москвой вообще нет дисциплины: можно без спросу пить воду и ходить в туалет! И вместо рук все поднимают пальчики! И можно даже полежать на кровати в классе»."
__________________________
3. Повторяться не хочу, лишь добавлю новое.
На перемене в баскетбол, футбол и пинг-понг с детьми играют и учителя.
Наибольшее количество часов в расписании выделено на "физкультуру" и предмет "attivita creativa" - "творчество" /у нас это "труды"/.
Мама делает вывод:
"Школа начальная. Муниципальная, абсолютно бесплатная. На мой московский взгляд темп довольно медленный, но тем не менее программы в целом совпадают, а у Олеси класс даже чуть ушел вперед в сравнении с российским. Не понимаю, как это у них получается с таким "отдыхательным" подходом) Но поглядим"
_______________________
4. Ещё один родитель, у которого двое детей учатся в швейцарской школе, описывает примерно то же, о чём я писала выше.
Но он добавляет описание продлёнки, очень дорогой по оплате.
"195 франков (12 700 руб.)в неделю за продлёнку или около 877 франков в месяц или 57 500 руб."
АК далее добавляет, что:
" дополнительные кружки (театральная студия, игра на флейте, рисование, основы компьютерной грамотности и т.п., стоит 20 фр. - 1300 руб - в год).
спортивная секция на выбор типа футбол, карате, кикбоксинг, сквош, танцы и т.п. (1 секция те же 20 фр. - 1300 руб - в год)."
/Как вам по сравнению с продлёнкой?/
Информация про каникулы:
Школьные каникулы в кантон Берн (Германия) 2025-2026 г.
Осенние каникулы: 20 сентября – 12 октября 2025 г.
Рождественские каникулы: 20 декабря 2025 г. – 4 января 2026 г.
Спортивные каникулы (лыжная неделя): варьируются в зависимости от школы.
Весенние каникулы: 3 апреля – 19 апреля 2026 г.
Летние каникулы: 4 июля – 9 августа 2026 г.
На этом закончу описание швейцарской школы, итак достаточно.
Что мне понравилось: комплексное занятие в начальной школе и то, что максимальное время уделяется труду и физкультуре!
Но не было бы ничего зазорного плестись у Швейцарии в "хвосте", потому что это - страна великих педагогов И.Песталоцци и Ж.Пиаже (психолог). В итальянской части Швейцарии успела поработать М.Монтессори, а в немецкой части Р.Штайнер (вальдорфская педагогика).
Однако, дай нам 15 лет на довузовское образование, и мы многого достигнем))). Если умнее будем!
Но вывод у меня один: "Хорошо там, где нас нет!"
А вот в этой школе нас точно нет!
Что Вам показалось привлекательным в системе образования Швейцарии? А что - нет? Напишите в комментариях.
#образование #Швейцария #школа #ученики #лучшееобразование #комментарий