Андрей Титов родился и вырос в Москве, но частенько бывал и в Ленинграде, где жили родственники. Потом и вовсе перебрался туда, а в родной город стал наведываться только по делам. Но этим летом традиция была нарушена. Образовалось свободное "окно", которое Андрей решил использовать для прогулок по местам детства.
В Москву!
Итак, белая питерская ночь, Ладожский вокзал, поезд "Выборг - Москва". Как по заказу, мне достался старенький немецкий вагон, не проходивший ремонта и поэтому сохранивший свою первозданную "ламповость".
Ночью почти не сплю в предвкушении предстоящей ностальгической прогулки: впереди несколько свободных дней, а погоду обещают прекрасную, солнечную и тёплую.
И вот, наконец, раннее утро, перрон Ленинградского вокзала.
Затем метро, автобус и пустующая квартира друга в Тушино - районе детства, который часто снится и в который по-прежнему тянет, где бы ни находился.
Снова Тушино
Немного отдохнув, отправляюсь на прогулку. Прогуливаюсь по парку "Северное Тушино" вдоль Канала имени Москвы, осматриваю экраноплан "Орлёнок":
В мои школьные годы его здесь не было, да, собственно, не было и окультуренного парка, и гулять мы ходило просто "на канал". Затем сажусь на автобус и еду в начало улицы Свободы, в южную часть района.
1969 - 1976 годы. Коммуналка в Южном Тушино, в "сталинском" доме на улице Свободы, 8/4, где мы жили с родителями, запомнилась длинным коридором, служившим основной площадкой для игр. Общий телефон стоял на полочке и громко звонил - так, что было слышно отовсюду. (Андрей Титов, Московские истории, 8 августа 2023 г.).
Неповторимый запах дома
Не буду выдумывать небылицы про встречу с городом детства спустя полвека. Конечно, за эти годы я бывал здесь много раз, но просто прогуливаться доводилось редко. И вот оно мое Южное Тушино - любовь на всю жизнь! Особенно радует, что здесь по-прежнему много мест, которые почти не изменились с середины 1970-х.
Давно нет кинотеатров "Метеор" и "Полёт", магазина "Радио", керосиновой лавки где-то в районе Вишнёвой улицы, но старые двух-трехэтажные домики, утопающие в зелени, по-прежнему на месте.
На месте и дом детства (ул. Свободы 8/4).
Здесь тоже всё почти так же, как в старые добрые времена. Только машины другие, трамваи, магазины...
Захожу в родной двор:
Строгий домофон не даёт попасть в наш подъезд, но некоторое время спустя мне это всё же удаётся: дожидаюсь курьера и прошмыгиваю за ним. А здесь уже всё по-другому. Появился лифт, которого раньше не было, стены в свежей краске, всюду железные двери. И исчез запах нашего дома, который не спутаю ни с чем, он особенный, неповторимый. А вот запах двора остался тем же, что и много лет назад. Видимо, его формируют местная флора и фауна, а может, и какие-то минералы, находящиеся в почве.
Школа № 150
Двигаюсь дальше. Еду на трамвае до Сокола, а оттуда - на 110-м автобусе, который по-прежнему ходит, хоть и очень редко, в другой район, тоже любимый. Это улицы, прилегающие к Ленинградскому проспекту слева - четная сторона. Не люблю "районы, кварталы, жилые массивы", а вот на этих уютных тихих улочках чувствую себя дома.
Доезжаю по Красноармейской до угла с улицей Пилота Нестерова. 200 метров по ней под горку, на Ленинградку, - и вот он, двор родной школы № 150.
В школе № 150, на Ленинградском проспекте, я учился три года - с 1974-го по 1977-й. Причём, живя Тушино, продолжал ездить в эту школу - не хотел
расставаться с нашим дружным классом, в котором было много друзей. (Андрей Титов, Московские истории, 28 июня 2024 г.).
Сейчас у школы другой номер, она уже не красно-кирпичная, а оштукатуренная в угоду моде.
На мой взгляд, это сделано зря. Ну да ладно. А вот то, что ни во двор ни в здание просто так не попасть, грустно. Всё озаборено и отурникечено в угоду "безопасности".
Заглядываю в соседний дворик:
Нашел лазейку!
Направляюсь дальше, где когда-то гулял с друзьями и ходил к ним в гости. Это дом на углу Ленинградского проспекта и Пилота Нестерова:
Здесь тоже сплошные заборы и домофоны. Но, обойдя дом и попав на улицу Серёгина, обнаруживаю, что с неё вход во двор совершенно свободен!
Тут тоже мало что изменилось, только, как и в большинстве московских дворов, стало чище, аккуратнее. Внутри двора старые, ещё дореволюционные домики, хорошо сохранившиеся. Всё как раньше.
Бывшие рестораны Петровского парка
По улице Серёгина возвращаюсь на Красноармейскую:
На углу улиц Серегина и Красноармейской стоит здание, увенчанное
куполом, - бывший ресторан «Эльдорадо», память о котором сохранил
Эльдорадовский переулок. Раньше ресторан был частью Петровского парка, центром которого был Путевой дворец. А стал дворец Военно-воздушной академией имени Жуковского, и «Эльдорадо» отдали авиаторам, и стало оно называться «Дом офицеров» или – «Клуб офицеров». Местная молодежь ходила сюда на танцы. Называлось это: «К Скалкину пойдем?». В память бывшего ресторатора Ильи Скалкина. (Московские истории, 17 апреля 2018).
Делаю небольшой круг и иду обратно по Пилота Нестерова к Ленинградскому проспекту. Теперь уже, чтобы перейти на его другую, нечетную сторону.
Продолжение следует.
Другие воспоминания автора:
Об этих местах: