Найти в Дзене
Московские истории

Тушино - Динамо: Прогулка с погружением

Андрей Титов родился и вырос в Москве, но частенько бывал и в Ленинграде, где жили родственники. Потом и вовсе перебрался туда, а в родной город стал наведываться только по делам. Но этим летом традиция была нарушена. Образовалось свободное "окно", которое Андрей решил использовать для прогулок по местам детства. Итак, белая питерская ночь, Ладожский вокзал, поезд "Выборг - Москва". Как по заказу, мне достался старенький немецкий вагон, не проходивший ремонта и поэтому сохранивший свою первозданную "ламповость". Ночью почти не сплю в предвкушении предстоящей ностальгической прогулки: впереди несколько свободных дней, а погоду обещают прекрасную, солнечную и тёплую. И вот, наконец, раннее утро, перрон Ленинградского вокзала. Затем метро, автобус и пустующая квартира друга в Тушино - районе детства, который часто снится и в который по-прежнему тянет, где бы ни находился. Немного отдохнув, отправляюсь на прогулку. Прогуливаюсь по парку "Северное Тушино" вдоль Канала имени Москвы, осматри
Оглавление

Андрей Титов родился и вырос в Москве, но частенько бывал и в Ленинграде, где жили родственники. Потом и вовсе перебрался туда, а в родной город стал наведываться только по делам. Но этим летом традиция была нарушена. Образовалось свободное "окно", которое Андрей решил использовать для прогулок по местам детства.

В Москву!

Итак, белая питерская ночь, Ладожский вокзал, поезд "Выборг - Москва". Как по заказу, мне достался старенький немецкий вагон, не проходивший ремонта и поэтому сохранивший свою первозданную "ламповость".

В купе. Фото автора.
В купе. Фото автора.

Ночью почти не сплю в предвкушении предстоящей ностальгической прогулки: впереди несколько свободных дней, а погоду обещают прекрасную, солнечную и тёплую.

И вот, наконец, раннее утро, перрон Ленинградского вокзала.

Фото автора.
Фото автора.

Затем метро, автобус и пустующая квартира друга в Тушино - районе детства, который часто снится и в который по-прежнему тянет, где бы ни находился.

Снова Тушино

Немного отдохнув, отправляюсь на прогулку. Прогуливаюсь по парку "Северное Тушино" вдоль Канала имени Москвы, осматриваю экраноплан "Орлёнок":

Фото автора.
Фото автора.

В мои школьные годы его здесь не было, да, собственно, не было и окультуренного парка, и гулять мы ходило просто "на канал". Затем сажусь на автобус и еду в начало улицы Свободы, в южную часть района.

1969 - 1976 годы. Коммуналка в Южном Тушино, в "сталинском" доме на улице Свободы, 8/4, где мы жили с родителями, запомнилась длинным коридором, служившим основной площадкой для игр. Общий телефон стоял на полочке и громко звонил - так, что было слышно отовсюду. (Андрей Титов, Московские истории, 8 августа 2023 г.).

Неповторимый запах дома

Не буду выдумывать небылицы про встречу с городом детства спустя полвека. Конечно, за эти годы я бывал здесь много раз, но просто прогуливаться доводилось редко. И вот оно мое Южное Тушино - любовь на всю жизнь! Особенно радует, что здесь по-прежнему много мест, которые почти не изменились с середины 1970-х.

Давно нет кинотеатров "Метеор" и "Полёт", магазина "Радио", керосиновой лавки где-то в районе Вишнёвой улицы, но старые двух-трехэтажные домики, утопающие в зелени, по-прежнему на месте.

Фото автора.
Фото автора.

На месте и дом детства (ул. Свободы 8/4).

Фото автора.
Фото автора.

Здесь тоже всё почти так же, как в старые добрые времена. Только машины другие, трамваи, магазины...

Захожу в родной двор:

Фото автора.
Фото автора.

Строгий домофон не даёт попасть в наш подъезд, но некоторое время спустя мне это всё же удаётся: дожидаюсь курьера и прошмыгиваю за ним. А здесь уже всё по-другому. Появился лифт, которого раньше не было, стены в свежей краске, всюду железные двери. И исчез запах нашего дома, который не спутаю ни с чем, он особенный, неповторимый. А вот запах двора остался тем же, что и много лет назад. Видимо, его формируют местная флора и фауна, а может, и какие-то минералы, находящиеся в почве.

Школа № 150

Двигаюсь дальше. Еду на трамвае до Сокола, а оттуда - на 110-м автобусе, который по-прежнему ходит, хоть и очень редко, в другой район, тоже любимый. Это улицы, прилегающие к Ленинградскому проспекту слева - четная сторона. Не люблю "районы, кварталы, жилые массивы", а вот на этих уютных тихих улочках чувствую себя дома.

Доезжаю по Красноармейской до угла с улицей Пилота Нестерова. 200 метров по ней под горку, на Ленинградку, - и вот он, двор родной школы № 150.

Фото автора.
Фото автора.
В школе № 150, на Ленинградском проспекте, я учился три года - с 1974-го по 1977-й. Причём, живя Тушино, продолжал ездить в эту школу - не хотел
расставаться с нашим дружным классом, в котором было много друзей. (
Андрей Титов, Московские истории, 28 июня 2024 г.).

Сейчас у школы другой номер, она уже не красно-кирпичная, а оштукатуренная в угоду моде.

Фото автора.
Фото автора.

На мой взгляд, это сделано зря. Ну да ладно. А вот то, что ни во двор ни в здание просто так не попасть, грустно. Всё озаборено и отурникечено в угоду "безопасности".

Заглядываю в соседний дворик:

Фото автора.
Фото автора.

Нашел лазейку!

Направляюсь дальше, где когда-то гулял с друзьями и ходил к ним в гости. Это дом на углу Ленинградского проспекта и Пилота Нестерова:

Фото автора.
Фото автора.

Здесь тоже сплошные заборы и домофоны. Но, обойдя дом и попав на улицу Серёгина, обнаруживаю, что с неё вход во двор совершенно свободен!

Фото автора.
Фото автора.

Тут тоже мало что изменилось, только, как и в большинстве московских дворов, стало чище, аккуратнее. Внутри двора старые, ещё дореволюционные домики, хорошо сохранившиеся. Всё как раньше.

Фото автора.
Фото автора.

Бывшие рестораны Петровского парка

По улице Серёгина возвращаюсь на Красноармейскую:

Бывший ресторан "Эльдорадо", позже Дом офицеров. Фото автора.
Бывший ресторан "Эльдорадо", позже Дом офицеров. Фото автора.
На углу улиц Серегина и Красноармейской стоит здание, увенчанное
куполом, - бывший ресторан «Эльдорадо», память о котором сохранил
Эльдорадовский переулок. Раньше ресторан был частью Петровского парка, центром которого был Путевой дворец. А стал дворец Военно-воздушной академией имени Жуковского, и «Эльдорадо» отдали авиаторам, и стало оно называться «Дом офицеров» или – «Клуб офицеров». Местная молодежь ходила сюда на танцы. Называлось это: «К Скалкину пойдем?». В память бывшего ресторатора Ильи Скалкина. (
Московские истории, 17 апреля 2018).
Красноармейская улица, 4. Центральный дом авиации и космонавтики. Занимает здание, построенное в 1908 году для ресторана «Аполло» в Петровском парке. Фото автора.
Красноармейская улица, 4. Центральный дом авиации и космонавтики. Занимает здание, построенное в 1908 году для ресторана «Аполло» в Петровском парке. Фото автора.

Делаю небольшой круг и иду обратно по Пилота Нестерова к Ленинградскому проспекту. Теперь уже, чтобы перейти на его другую, нечетную сторону.

Продолжение следует.

Другие воспоминания автора:

Об этих местах: