Наверное, нет такого москвича, который бы хоть раз не побывал в Питере (Ленинграде, Санкт-Петербурге). Некоторые там провели часть жизни. Другие и сейчас живут на два города. Рассказывают читатели.
борисова м.
Почему я люблю Питер? Там жила моя любимая тетя Валя, папина старшая сестра. И каждое лето я с бабушкой ездила к ней в гости на две недели. Напитаться культурой. Тетя жила в Павловске. До сих пор считаю этот город одним из самых прекрасных. Реставраторы и художники - героические герои. Воссоздать руины - подвиг.
Экскурсии я детстве не любила, мне просто надоедало. Но бабушка считала, что обязательно нужно пойти. Сначала стояли в очереди за билетами на солнечном пекле. Я думала: зачем нам это надо? Сидели бы на лавочке и ели бы мороженое. Но бабушка стояла на солнце, вытирала платочком пот с лица, а я сидела на бордюрном камне. Ждала, когда пойдем в музей. Там хоть попрохладнее.
Думаю, что бабушка не знала фамилии художников и скульпторов, но она понимала «красоту». И считала, что и я пойму со временем. И мы обходили все музеи. Самым недоступным нам был Эрмитаж. Для меня - слава Богу. Мне девочки рассказали, что там залов больше ста. Очередь за билетами была всегда огромная. Бабушка говорила: в другой раз. И мы шли кататься на теплоходе на Неву.
Феоктиста Эклер
Папа и мама родились в Ленинграде в 30-е годы. Их родители тоже были ленинградцами. В один прекрасный день папу перевели в Москву - к большому огорчению всей семьи. Родилась я уже в Москве, но вскоре была отправлена в Ленинград к бабушкам и дедушке, чтобы не мешать родителям делать карьеру.
Самую большую нежность я испытываю, вспоминая вовсе не Невский, Дворцовую площадь и прочие достопримечательности, а Васильевский остров.
Наличная улица. Успенский Собор. Каток с искусственным льдом (угол 15-й линии и набережной лейтенанта Шмидта), куда дедушка меня записал на занятия. Возила меня туда на трамвае бабушка по папе. Дети катались, а чьи-то разряженные жены и моя бабушка в чернобурке восседали на трибунах и вели светские беседы.
Кировский Дворец на Большом проспекте. Чего там только не было: елки, детский театр, кружки, кинотеатр, а недалеко - кафе-мороженое с немыслимо большим ассортиментом.
Тогда на намыве еще не было домов. Песок, камыши и необыкновенные пахучие малиновые цветы. Жители там устраивали пикники.
Смоленское кладбище, куда мы с бабушкой ходили прибирать могилы родственников. В мае на берегах реки Смоленки одуряюще пахли заросли сирени. Видимо, с тех пор это мой любимый запах - запах детства.
В Ботанический сад на улицу профессора Попова мы ездили к маминой подруге - на трамвае через Малую Неву. Обязательно заходили в Смольный монастырь и Таврический сад.
Каждый выходной я проводила у другой бабушки - на улице Декабристов, совсем рядом с Мариинским театром. Гуляли вдоль речки Пряжки. А иногда меня дедушка привозил к бабушке на работу на улицу Росси. И снова на трамвайчике мы ехали на улицу Декабристов по Садовой и т. д. Завод "Севкабель" - творение Сименсов (19 век, эпоха промышленного переворота в России). Теперь его нет. Он разделил судьбу московских заводов, ставших развлекательными центрами.
У моей бабушки по папе в Пушкине (Царском селе), совсем недалеко от Царскосельского лицея жила двоюродная сестра. Она принимала участие в реставрационных работах. Самое любимое там - Камеронова галерея, а сам дворец всегда немного утомлял.Так же как Эрмитаж и Оружейная палата в Кремле. Каюсь. Гораздо милее мне был Павловск с его английским парком, куда мы из Пушкина ходили пешком. Чудная Гатчина.
Самое дорогое мое воспоминание о Пушкине вовсе не достопримечательности, а то как бабушка брала напрокат финские саночки с высокими спинками и длинными полозьями, на которые можно было вставать ногами. Я любила катать бабушку или лихо съезжать с пологих берегов зимой в замерзший пруд. Еще помню, как с моей совсем молоденькой тетей (маминой младшей сестрой) мы ездили в Петергоф в гости и задержались там до утра. Бабушку не предупредили. Когда мы вернулись домой, бабушка в слезах говорила, что всю ночь ей чудилась моя красная курточка, одиноко качающаяся на волнах Финского залива.
Андрей Титов
Мне в жизни повезло: Ленинград/Петербург для меня такой же родной и любимый, как Москва. Много лет живу, постоянно перемещаясь между двумя столицами.
В Москве, где родился и вырос, теперь бываю по делам, а в Ленинграде работаю на ретро-автобусах, каждый из которых по своему любим. Это и знаменитый ЛиАЗ-677, и разные Икарусы, и ПАЗик- "колобок", и другие машины советской эпохи 60-х - 80-х годов.
Но самый любимый, конечно, ЛАЗ, с которым у меня связано множество событий и приключений. Накануне Нового Года по сложившейся уже традиции этот автобус работал "Дедморобусом"- есть такой проект у нашей компании совместно с ТЦ "Галерея", что рядом с Московским вокзалом. "Дедморобус" катает по праздничному Невскому команду Дедов Морозов, которые приветствуют петербуржцев и гостей города, а на специально организованных остановках устраивают для зрителей мини-концерты из популярных новогодних мелодий.
В один из дней предновогодней недели дедушки отдыхают, и на помощь им приходят внучки - Снегурочки. В этом году работал до 31 декабря включительно, а вечером последнего дня 2023-го отправился в Пулково и 2024-й встречал уже неподалёку от Красной площади.