С 2011 года 10 ноября отмечается, как День сотрудника органов внутренних дел РФ. А раньше – День милиции. Концерт, который с 1972 года транслировался по телевидению, зрители считали настоящим праздником. Но что на самом деле происходило за кулисами этого праздника?
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала.
Концерт ко Дню милиции всегда считался особым, артистов выступающих там, отбирали на государственном уровне, - списки утверждал сам министр внутренних дел. Много лет этот пост занимал Николай Щелоков, который и был родоначальником этих концертов. И отказаться участвовать в этом мероприятии никто не осмеливался. Даже всемирно известный пианист Святослав Рихтер, который не любил выступать в подобных корпоративных концертах. Причем, однажды он сыграл в День милиции вместе с другими прославленными музыкантами Мстиславом Ростроповичем (виолончель) и Давидом Ойстрахом (скрипка). А ведь собрать вместе на одной сцене таких больших музыкантов – это большая редкость.
Как Мстислав Ростропович станцевал "умирающего лебедя" читайте на канале "Пераново перо" по ссылке:
В концертах ко Дню милиции старались показать все жанры исполнительского искусства: народная песня, танцы народов мира, классическая музыка, и, конечно же, популярная эстрада. Причем, все выступали абсолютно бесплатно, но за благосклонность чиновников. Одним из постоянных участников этих концертов был артист разговорного жанра Геннадий Хазанов.
- Впервые я там выступил в конце 1970-х, - вспоминает Геннадий Викторович.- Мне рассказывали, что тогдашний министр внутренних дел Щелоков, просматривая списки заявленных артистов, напротив моей фамилии поставил знак вопроса: «А кто это?» Ему отвечают: «Тот, который про кулинарный техникум рассказывает». Он подумал, вспоминая, и изрек: «Да, это сильная вещь!» Так меня и утвердили.
Как Геннадий Хазанов устроился на коленях у Эльдара Рязанова читайте на канале "Пераново перо" по ссылке:
Но в 1983 году на очередном «милицейском» концерте Хазанов прочитал монолог автора Ефима Смолина «Письмо генералу». Повествование шло от имени некой женщины, которая жалуется генералу на своего мужа, дескать, тот неделю отсутствовал дома, а затем явился с какой-то женщиной. Жене он представил ее, как некую радистку Кэт и объявил, что все это время находился на секретном задании, как «боец невидимого фронта». Этот монолог сами генералы посчитали оскорбительным, и Хазанову на год запретили выступать на эстраде, а Смолину - гастролировать. Телевизионные редакторы, разрешившие исполнить это произведение, были уволены.
Еще один скандал произошел с известным артистом театра и кино Евгением Весником 10 ноября 1974 года. Сначала со сцены он прочитал отрывок из юмористического сборника болгарских писателей «Габровские уловки». Его выступление настолько понравилось зрителям, что те стали просить выступить еще. И тогда Весник прочитал монолог Городничего из гоголевского «Ревизора». В момент, когда он произнес: «Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…», телеоператоры случайно показали тех, кто сидел в первом ряду, а это сплошь генералы. Надо заметить, что «милицейские» концерты в советские времена шли в прямом эфире. Евгения Весника надолго убрали с телевидения.
Об Евгении Веснике читайте на канале "Пераново перо" по ссылке:
На том же концерте выступил артист Зиновий Высоковский. Его лично пригласил Щелоков, которому нравился монолог еврея-аптекаря, который артист исполнял в спектакле Театра сатиры «Интервенция». За несколько дней до концерта министр лично позвонил Высоковскому домой и позвал его приехать к себе на Огарева, 6: «Хочу записать на магнитофон ваш монолог. Уж очень он мне нравится, я ведь сам бессарабский человек». Известно, что Щелоков до приезда в Москву работал в Молдавии. Стоит отметить, что тот монолог произносился от лица еврея на том самом характерном одесском сленге, который с 1970 года, когда обострились отношения СССР и Израиля, на советском телевидении уже не практиковался.
Запись в министерском кабинете была сделана, и довольный Щелоков пригласил артиста выступить на концерте ко Дню милиции.
В колонном зале Дома союзов, где проходил концерт, едва Высоковский произнес первые слова монолога: «Сумасшедшее время. Сумасшедшая жизнь. Сумасшедшие люди. Все куда-то бегут…», установилась гробовая тишина. А дальше: «В те сумасшедшие дни я сибе думал, я думал сибе – ведь подумать только, что когда-то наше ремесло – Аптека – было самое мирное – касторка, рыбий жир, на худой конец пиявки… Люди умирали у меру… Я сибе спрашивал, я спрашивал сибе – куда девались старые добрые болезни? Где ишиас? А? Больше того, где геморрой? Я видел перед собой одни сплошные раны… Резаные, колотые, рваные. Это шутка сказать, но три года подряд я не видел анализа мочи… Люди перестали интересоваться и своей мочой. Они начали интересоваться политикой…».
- За сценой слабый стон и шорохи: упала в обморок редактор с телевидения, - вспоминал Высоковский. - Я стараюсь не замечать зал, я думаю о телезрителях, которые должны корчиться от смеха, для них я работаю. Из зала нет ни одной улыбки, полное ощущение, что я читаю некролог всем членам Политбюро. Щелоков быстро понял, что меня надо спасать, приподнялся в своем седьмом ряду и хлопнул в ладоши. Один раз. Зал разразился шумными аплодисментами. Я на ватных ногах откланялся. За сценой от меня шарахались, как от чумного. Я решил не ждать ни угощений, ни благодарностей, ни машины и тихо поплелся на выход. Героем концерта был Юрий Гуляев. Ему Щелоков даже прислал записку: «Юра, я прошу тебя выступить и во втором отделении». И Гуляев-то меня и догнал: «Ты что? Куда ты?» Обнял меня и водил за собой повсюду, пока навстречу нам не попался Щелоков. Тот облобызал Гуляева, Юра подсказал: «А Зяма?» Министр пожал мне руку и громко произнес: «Вы человек большого мужества и сделали большое дело!» Только моя рука отцепилась от руки Щелокова, как тут же ее облепили все кому не лень: пожалте на банкет, позвольте вас, а не угодно ли машину, ах, как нам понравилось…
Через несколько дней в американской газете «Нью-Йорк таймс» появилась статья, где сообщалось: «На вечере полицейских Высоковский на для всех понятном языке отпускал шутки по поводу эмиграции евреев из СССР. Этого узнаваемого языка мы не слышали по телевидению ни разу за всю историю СССР. Не есть ли это язык, что начинается потепление…»
Каждое произведение для концерта прослушивали и утверждали чиновники в погонах. Некоторые песни становились популярными именно после появления их на «милицейском» концерте. Например, теперь уже знаменитый «День Победы» в исполнении Льва Лещенко.
- Это странная история: когда я пел эту песню, люди в зале плакали, а вот на телевидении, почему-то не пускали в эфир, - вспоминает Лев Валерьянович. – Когда в 1975-м я предложил ее спеть на концерте ко Дню милиции, в музыкальной редакции ЦТ никто не захотел брать на себя такую ответственность. И тогда я пошел к начальнику Политического управления внутренних войск МВД СССР, зятю Брежнева Юрию Чурбанову. Он послушал песню и утвердил. Вот так, с его «легкой руки» «День Победы» впервые прозвучала в эфире.
О том, как Лев Лещенко ездил в Афганистан читайте на канале "Пераново перо":
10 ноября 1980 года после выступления на концерте Аллы Пугачевой произошел непредвиденный конфуз. От имени Чурбанова певицу попросили не исполнять песню «Дежурный ангел», дескать, название созвучно с «дежурной частью» милиции, а в самой песне какие-то религиозные мотивы: ангел-спаситель, душа, вещие сны… На том концерте в прямом телеэфире она сначала исполнила несколько своих шлягеров, а в конце развела руками: «Тут мне за кулисами нашептали, чтобы я не пела «Дежурного ангела». Но здесь же все свои, вы – наша защита, для вас же можно?!» Зал зааплодировал. И Алла все-таки спела. Прямых санкций к певице не применили, но при повторном показе на телевидении песню все-таки вырезали. А к певице стали относиться настороженно. И тогда она решила уйти со сцены. Но со скандалом. В ноябре 1982 года на концерте ко Дню милиции Алла задумала выйти в легком коротком платье на пуговицах впереди. И в конце выступления распахнуть платье, а там – бикини. А ведь идет прямой телеэфир, вырезать это невозможно!
- Мне тогда было все равно. Пусть потом делают со мной, что хотят. Все надоело, - вспоминала певица. Но скандала не получилось, - умер Брежнев, и концерт отменили.
Об Алле Пугачевой читайте в подборке материалов на канале "Пераново перо" по ссылке:
На «милицейских» концертах было желательно, чтобы хронометраж одного выступления не превышал трех минут. Однажды, перед началом одного из таких концертов в колонном зале Дома Союзов режиссеру телетрансляции Евгению Гинзбургу объявили, что оркестр Юрия Силантьева будет исполнять произведение, которое длится аж пять минут. И главное – там целых полторы минуты солировала арфистка по имени Ксения, - на тот момент уже бывшая жена Гинзбурга. Надо заметить, что телевизионщикам всегда было сложно снимать советских классических музыкантов, они такие статичные в кадре, с угрюмыми лицами. Трудно разнообразить видеокартинку. Евгений Александрович решил не показывать так долго свою бывшую жену и на ее соло скомандовал операторам снимать… люстры зала. Телезрители, наверное, их увидели впервые. Потом все члены съемочной группы получили от начальства выговор с формулировкой «хулиганство в эфире».
В 2000-е годы списки участников, тексты песен и разных монологов, по-прежнему, утверждали в кабинетах чиновников.
- Здесь принимают решения и люди с телеканала, на котором транслируется концерт, и представители министерства внутренних дел. А еще – люди из администрации Президента, из управления Кремлевского дворца, - признается продюсер Виктор Дробыш.
В 2015 году из концерта по непонятным причинам убрали выступление подопечного Дробыша Стаса Пьехи, который вместе с официальным представителем Следственного комитета Владимиром Маркиным, должен был исполнить песню «Родина». Само название, как нельзя, подходит к такому официозному мероприятию. «Если в дом пришла беда, как всегда, без упрека и страха мы на стороже…» - поют в своем видеоклипе Пьеха и Маркин. Но песню за несколько дней до концерта исключили из списка. Если учесть, что вскоре Владимир Маркович подал рапорт об увольнении с должности, можно догадаться на каком уровне решали вопрос об этом выступлении.
Ранее в 2009 году было вырезано из телеэфира, (а прямые трансляции концерта отменили еще в 1990-х), выступление поэта Ильи Резника с детишками из группы «Непоседы». Почему? Вроде бы и название песни правильное – «Моя полиция», и дети, одетые в полицейскую форму, пели правильные слова:
Моя полиция – хорошие друзья,
Она надежна и отважна и смела!
А далее - упоминание первых лиц государства: тогдашнего президента Дмитрия Медведева, премьер-министра Владимира Путина, министра внутренних дел Рашид Нургалиева и других. Говорят, руководитель Первого канала Константин Эрнст лично распорядился вырезать это из эфира, мол, слишком подобострастно звучит. В результате, Илья Резник обиделся и вскоре покинул пост главы Общественного совета при МВД РФ.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Календарь канала "Пераново перо":
10 ноября 1902 года родился народный артист СССР Эраст Гарин:
10 ноября 1951 года родился народный артист России Виктор Сухоруков:
10 ноября 1969 года родился музыкант экс-солист группы "Иванушки" Игорь Сорин:
10 ноября 1982 года скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев:
10 ноября 2017 года ушел из жизни писатель-сатирик Михаил Задорнов:
Олег Перанов