Найти тему
Пераново перо

Фильмы Надежды Кошеверовой

23 сентября исполняется 122 года со дня рождения режиссера Надежды Кошеверовой. Она сняла фильмы, которые вошли в золотой фонд советского кино: "Золушка", "Укротительница тигров", "Старая, старая сказка" и другие.

Янина Жеймо. Кадр из фильма "Золушка". 1947 г.
Янина Жеймо. Кадр из фильма "Золушка". 1947 г.

По версии актрисы Янины Жеймо идея перенести произведение Шарля Перро «Золушка» принадлежит сценаристу Евгению Шварцу. Дескать, еще до войны они вместе оказались на одной вечеринке. Девушка так увлеченно танцевала, что с нее слетела туфелька. Шварц поднял ее, налил туда шампанское и сказал тост про маленькую ножку Жеймо. Именно тогда он и задумал написать киносценарий по сказке «Золушка». Но есть версия, что снять фильм решила Кошеверова. В 1944 году, когда она вернулась из эвакуации в Ленинград, в коридоре кинокомитета встретила Жеймо, они были знакомы тоже еще до войны. Янина показалась Надежде такой потерянной, депрессивной. А дело в том, что тогда ее любимый муж Иосиф Хейфиц изменил ей…

В 1942 году Жеймо вместе с другими артистами отправились в эвакуацию из блокадного Ленинграда в Алма-Аты, где уже находились ее дочь и сын. Там она надеялась встретиться и со своим мужем, который должен был приехать со съемок из Монголии, где он работал над фильмом о монгольском революционере «Его зовут Сухэ-Батор». На тот момент супруги не виделись больше года, лишь изредка получая друг от друга весточки. Сначала актеров везли на небольшом самолете. С собой можно было взять не более восьми килограмм багажа, и почти все, что с собой прихватила Янина, - это были вещи Хейфица. Затем, эвакуационных пересадили в поезд. На одном из полустанков актеры познакомились с едущими в другом эшелоне солдатами. Те упросили ленинградских артистов поехать дальше в Алма-Аты с ними. Жеймо с друзьями пересели в их поезд. Это показалось выгодным, ведь военные эшелоны шли намного быстрее, чем гражданские поезда. Как потом оказалось, это спасло актерам жизнь, - тот гражданский состав по дороге разбомбили. В Алма-Аты пришла телеграмма, что Янина погибла. Весть дошла и до Хейфица, который еще находился в Монголии. Когда актриса через месяц все-таки добралась до Алма-Аты, ее муж уже был с другой женщиной… Янина не простила предательства.

Янина Жеймо во время съемок "Золушки".
Янина Жеймо во время съемок "Золушки".

Узнав об этой истории, режиссеру Кошеверовой захотелось как-то поддержать актрису, и она придумала для нее роль – Золушку. Сценарий поручила написать Шварцу. И в главной роли видела только Янину Жеймо, несмотря на то, что на момент съемок ей было 37 лет, то есть совсем не 16-летняя девушка, какая описана в сказке Шарля Перро. Отстоять перед худсоветом кандидатуру актрисы было сложно, - «старовата». Пробовалась актриса Ленинградского Малого оперного театра Мария Мазун. Но, в результате, бурных споров была утверждена Жеймо.

Каждый съемочный день начинался с того, что гример в течение нескольких часов «лепил» лицо Янины, чтобы ее омолодить. По воспоминаниям актрисы, она сама искала варианты прически, предлагала более выгодные ракурсы перед камерой. Еще на подготовительном этапе вносила правки в сценарий, чтобы ее образ стал более глубоким психологически. Иногда даже конфликтовала со сценаристом Шварцем.  Например, много спорили над эпизодом, когда Золушка покорно надевает туфельку на ногу сводной сестры Анны. Жеймо безропотность ее героини казалась нелогичной, однако Шварц считал по-другому. В итоге сцена была снята с экспромтами: героиня согласилась выполнить требование Мачехи не сразу, а лишь после того, как та пригрозила выгнать из дома ее отца. Здесь Янине подыграла Раневская – Мачеха.

Янина Жеймо и Фаина Раневская. Кадр из фильма "Золушка".
Янина Жеймо и Фаина Раневская. Кадр из фильма "Золушка".

Однако далеко не все находки Жеймо вошли в картину. К примеру, актриса предложила, чтобы во время танца на кухне Золушки на звук ее деревянных башмачков откликалось эхо. Или в сцене, когда черная кошка, извлеченная героиней из корзины с бельем, должна была после мытья предстать абсолютно белой. Эти кадры были удалены во время монтажа. Как потом признавалась актриса, работа в «Золушке» оставила в ее душе «чувство чего-то недоделанного». А еще обижалась, что в фильме ей самой не позволили петь, песни Золушки исполняет певица Любовь Чернина.

Людмила Касаткина. Кадр из фильма "Укротительница тигров". 1954 г.
Людмила Касаткина. Кадр из фильма "Укротительница тигров". 1954 г.

После выхода этой картины Кошеверовой на киноэкраны исполнительницу главной роли Людмилу Касаткину стали называть не иначе как «укротительницей тигров».

- Я тогда уже работала в Театре Советской Армии, - вспоминала Людмила Ивановна. - Однажды к нам на спектакль пришли два режиссера с киностудии «Ленфильм». В антракте они мне говорят: «Мы ищем актрису на роль дрессировщицы в фильм «Пять леопардов». Кажется, вы подходите». Я прочитала сценарий и... ошалела. Подумала: «А может, и вправду рискнуть?» Когда меня увидел Павел Кадочников (в фильме - Ермолаев), он обрадовался: «Ну вот, нашли наконец!»

Позже название картины поменяли: найти пять леопардов для съемок оказалось сложно, и их заменили четырьмя тиграми.

- Я попросила показать мне первые отснятые сцены, - рассказывала Людмила Ивановна. - Увидела себя на экране и заревела. Я показалось себе такой маленькой, толстенькой, неказистой. Прибежала к маме, плачу и говорю: «Зачем ты меня такой родила? Почему у меня такое лицо круглое?» А она мне в ответ: «Ничего не поделаешь, деточка, придется тебе твое лицо донашивать...»

Поначалу не предполагалось, что Людмила Касаткина будет работать в кадре с хищниками - в опасных эпизодах вместо нее снималась Маргарита Назарова, тогда еще ассистентка дрессировщика Бориса Эдера. Актрисе требовалось иногда потрогать перед камерой лапу тигра через прутья клетки или погладить спящего зверя.  Но после восьми месяцев съемок режиссеры решили, что нужны кадры лица героини рядом с мордой хищника. Такого поворота актриса никак не ожидала.

- На всякий случай я взяла три дня выходных, чтобы побыть дома с родственниками, - рассказывала Касаткина. - Серьезно думала, что могу их после этого больше не увидеть. И вот наступил день съемок. В руках у меня заостренная палка и кнут. Дрессировщик Борис Эдер запихнул меня в вольер, закрыл дверь. «Наступайте, бейте!» - командует он. Я изо всех сил ударила тигра. «Бейте еще!» Тигр рычит, поднимается на задние лапы. «Ближе! Ближе!» Приближалась так, что тигр ударом лапы ломает палку, а другой лапой вырывает кнут. «Падайте!» - кричит Эдер. Падаю, тигр перепрыгивает через меня. Вскакиеваю, подбегаю к решетке. Тигр носился по вольеру и так шарахнул меня хвостом по сапогам, что я еле устояла. В другой раз в вольере между мной и тигром сделали стеклянную стену. Но тигрица вдруг обозлилась, прыгнула в мою сторону и разбила стекло. Борис Эдер заорал: «Вода!» А воды не было. Тогда он открыл клетку и вырвал меня из вольера.

Вера Титова и Олег Даль. Кадр из фильма "Старая, старая сказка". 1968 г.
Вера Титова и Олег Даль. Кадр из фильма "Старая, старая сказка". 1968 г.

- Помню, смешно меня утвердили на роль Ведьмы в «Старой, старой сказке», - вспоминала в разговоре со мной актриса Вера Титова. - Мне очень нравился актёр Саша Збруев, и я согласилась подыграть ему на пробах – ведь изначально, ещё до Олега Даля, именно он пробовался на роль Солдата. Я специально стояла перед камерой спиной, чтобы Сашу было хорошо видно. Отыграли мы, и я уехала на съёмки другого фильма в Ригу. В один прекрасный день горничная приносит мне в гостиничный номер телеграмму от режиссёра Надежды Кошеверовой: «Поздравляю, ты – ведьма». Я была удивлена, ведь слышала, что на эту роль приглашали ещё и Татьяну Пельтцер, и Марию Миронову. А поздравляют меня! Кстати, горничная перестала ко мне заходить в номер, видимо, испугалась, что там за ведьма такая. Сниматься было забавно. Моя Ведьма много прыгала, бегала, такая подвижная старушонка была. Правда, в некоторых сценах, например, когда я должна была прыгать на дерево, меня подменял дублёр-мужчина. А помните, когда Солдат отрубает мне голову и вместо неё вырастает кочан капусты? Как же мне тяжело было: приходилось низко наклонять голову и на шею ставить этот кочан, а снимали меня сзади. И так несколько дублей.

Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов