Третий год на легендарном Центральном московском ипподроме идет масштабная реконструкция. Обещают открыть в следующем году. Станет ли он после ремонта снова таким популярным у интеллигенции, каким был когда-то? Ведь истории ипподрома связаны с такими легендарными именами!
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала.
Московский ипподром (кстати, первый в мире рысистый ипподром) основан в 1834 году. За эти годы территория расширялась, здания не раз перестраивались, ипподром даже закрывали в 1918 году, как буржуазное явление. Но через три года открыли. С первых дней работы ипподрома там возник тотализатор, что порой вызывало крайнее неудовольствие у критически настроенных к подобному азарту людей. Но только здесь было единственное место в Советском Союзе, где можно было официально делать денежные ставки.
В 1920-е года на трибуне ипподрома можно было встретить Владимира Маяковского, который всегда от волнения жевал папиросу. Делали свои ставки поэт Николай Асеев и летчик Михаил Громов, который приходил в штатском, но обязательно надевал звезду Героя Советского Союза. Нечастым гостем был и Леонид Брежнев, который в основном проигрывал, - рассказывают, что только один раз он выиграл по-крупному - три рубля. Но вовсе не расстраивался, шутил, что лошади его не любят. Зато маршал Семен Буденный, который, как кавалерист, хорошо разбирался в лошадях, часто выигрывал на ипподроме. А еще заядлыми любителями забегов были сын вождя Василий Сталин, артист Большого театра Иван Козловский, знаменитый футболист Николай Старостин, актер Леонид Броневой и многие другие знаменитости.
Обожал бега и народный артист СССР Михаил Яншин. Часто приходил на ипподром, дружил с жокеями, знал лошадей, делал ставки и радовался, когда его расчеты оказывались верными. Однажды один из ипподромных старожилов упрекнул артиста: «Все вы, любители, только и способны рассуждать. А для того чтобы понять, что такое рысистые бега, нужно побывать в шкуре жокея!» И Яншин принял решение выступить на бегах в роли жокея. Начал тренироваться: каждый день в пять утра ехал на ипподром, где по три-четыре часа занимался с лошадьми. И добился результата: на состязаниях пришел первым к призовому столбу! Потом с гордостью говорил: «Кое-что в рысистом спорте я понимаю. Сам в качалке сидел и вожжи в руках держал!» Кстати, однажды Яншина увезли с ипподрома с сердечным приступом, - так он переживал проигрыш.
- Как-то в Доме актера на юбилее Михаила Яншина на сцену вышла лошадь. Организовал это Саша Аронов, был такой симпатичный режиссер, тоже беговик, - вспоминал артист Александр Ширвиндт. - И сидел на сцене Яншин, а рядом стояла несчастная лошадь. Она с ипподрома пешком пришла на пятый этаж. Высокие этажи, старый дом – ступеньки, ступеньки. Как добрела, до сих пор не понимаю. Зато юбиляр был совершенно ошарашен.
Ширвиндт стал заядлым посетителем конных состязаний еще в начале 1960-х. Как он сам признавался, столько денег там оставлено, особенно детских денег: когда проигрывались суммы, которые жена выдавала купить что-то для ребенка.
- Ипподром - это воздух, азарт, кровь, темперамент, страсть.. Еще и самый губительный и дорогостоящий мой порок, - говорил Александр Анатольевич. – В свое время я знал каждую лошадь в лицо, каждого наездника. Ведь мы ходили не только на сами бега, но и на тренировки, чтобы «знакомиться» с лошадками и потом высчитать на кого ставить. Это было такое злачное место с тотализатором. Да и его прикрыли бы, если не маршал Буденный, курировавший его.
- Когда у нас с Ширвиндтом осталось по три рубля, мы покинули дам и по своей системе сыграли двойной ординар на «темных» лошадок, которые никогда не приходили первыми, - вспоминал Аркадий Арканов. - В первом заезде наша пришла первая, во втором Шура не послушал меня и поменял нумерацию. А она пришла первой! Я ревел от злости на друга, ведь призовой фонд был по тем временам фантастический - около 30 тысяч рублей. После этого мы не общались почти год. Помирила нас дирекция ипподрома: подсчитав, сколько денег мы просадили за несколько лет, построили на эту сумму новую конюшню и повесили на нее мемориальную доску, где было сказано, что эта конюшня создана на деньги Ширвиндта и Арканова.
Подборку материалов об Александре Ширвиндте на канале "Пераново перо" читайте по ссылке:
- Помню, на ипподроме был знаменитый сеньор Помидор – с красным лицом, - в свою очередь вспоминал Александр Анатольевич. - Он круглые сутки торчал на бегах – ходил с авоськой, в которой лежали бутылка кефира и бутерброд. В чем смысл гибели на бегах? Я проигрываю, проигрываю, проигрываю, а в 13-м заезде бежит лошадь – и я «точно» знаю, что она придет. А денег уже нет. И тогда – к сеньору Помидору: трешку берешь – пятерку отдаешь и так далее. Поскольку тогда это преследовалось, Помидор чужим не давал, – а завсегдатаев он знал наизусть. Еще помню одного отставного генерала железнодорожных войск. Приходил на ипподром в черной шинели до пола, посверкивая генеральскими погонами. В авоське – подшивка программок. Собирал их годами. Генерал по ним смотрел все резвости лошадиных дедушек, бабушек, мам – кто и когда пришел, летом или зимой, при какой погоде. Он все это сверял (компьютеров не было) и решал, есть ли надежда на данную кобылу… Существует такое поверье: кто первый раз в жизни на ипподроме просто тыком ткнет в лошадь, обязательно угадает. Никогда никто ничего так не угадывал. Хотя экспериментировали нередко. Собираемся компанией человек десять и, предположим, в Женский день, когда ничего понять невозможно, играем. Правда, по одному билету – всех со всеми. На всех со всеми неожиданно могли случиться очень большие выдачи. С нами – Гриша Минников, замечательный конферансье из Баку. Впервые на ипподроме. Выигрываем одну и отправляем Гришу взять выигрыш. Второй заезд проходит – он опять к кассам. Третий – он вновь получает. И слух по всему ипподрому среди аборигенов: «Мужик какой-то неизвестный угадывает во всех заездах». А на круг все равно в пух проигрались.
- Когда меня однажды на ипподроме усадили в качалку и дали «порулить», я понял, что такое беговая лошадь. Ее трогаешь – и такое ощущение, что от тебя уезжает паровоз. Какая силища! Удержать – ох, как не просто, - делился Ширвиндт.... Да, на трибунах обреталось немало знакомых. Актер Пров Садовский стоял с пятью секундомерами в руках и еще одним на пузе. Все проездки фиксировал. Профессионал. Или руководитель Малого театра Михаил Иванович Царев с вечно поднятым воротником, чтобы его не было видно. На бега приходило огромное количество людей из Малого театра – актеров, оркестрантов. Отношение к Цареву было неоднозначное. Его дико боялись, но уважали. А на ипподроме тогда работал наездник второй категории – Царев. И когда была проездка и показывали лошадей, все начинали орать: «Сбейся, царевская морда! Сбейся! Сбейся, гад!» Кому орали?
Кстати, в 1930-х годах Михаил Царев был арестован за букмекерство, на него завели уголовное дело. Рассказывают, что азартный игрок Царев на скачках познакомился с компанией аферистов, работавших на подпольном тотализаторе. Всех однажды и забрали. Правда, Царева выпустили через две недели, говорят, по личному распоряжению Сталина.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Календарь канала "Пераново перо":
15 сентября 1945 года родилась телеведущая Кира Прошутинская:
15 сентября 1993 года в Москве состоялось первое выступление в России Майкла Джексона:
15 сентября 2015 году скончался народный артист СССР, знаменитый "киноцыган" Михай Волонтир:
Олег Перанов