Найти в Дзене
Hard Volume Radio

ROLLINS BAND: "WEIGHT" (1994) (часть 1 - Мелвин Гиббс)

Генри Роллинз в 1993 году. Фото из открытых источников.
Генри Роллинз в 1993 году. Фото из открытых источников.

1992 год завершился для группы выступлением в зале Bill Graham Civic Auditorium (Сан-Франциско), состоявшимся 25 ноября. Это был последний концерт, сыгранный Rollins Band с басистом Эндрю Уайссом – история первоначального состава подошла к концу.
Вклад всех музыкантов (и Уайсса в том числе) в создание песен был существенным. Материал Rollins Band был музыкально, ритмически очень неоднородным. Песни имели сложную структуру, нестандартные музыкальные размеры, включали элементы различных стилей. Эндрю Уайсс и Сим Кейн были давно сложившейся, крепко спаянной ритм-секцией.
Замена басиста в такой группе – вопрос ответственный. На эту роль подошёл бы далеко не каждый, и важно было не только не уронить уровень группы при исполнении старых песен, но и суметь создать новые, не уступающие старым. К счастью для Роллинза и его команды, на смену Уайссу пришёл музыкант, не только ни в чём ему не уступавший, но и куда более опытный.

Мелвин Гиббс в 1983 году. Фото из открытых источников.
Мелвин Гиббс в 1983 году. Фото из открытых источников.

Могучий негр по имени Мелвин Гиббс (Melvin Gibbs) – басист, для которого годы, проведённые в Rollins Band, были не вершиной достижений, а одним из эпизодов (пусть и важным, и продолжительным) многогранной музыкальной карьеры. Начав в конце 70х, уже по состоянию на 1993 год он имел за плечами огромный послужной список. Эти названия и имена ничего не говорят любителям тяжёлой и альтернативной сцены, но многое – поклонникам джаза и авангарда: Ronald Shannon Jackson And The Decoding Society, Defunkt, Alfonia Tims And His Flying Tigers, John Zorn, Sonny Sharrock Band, Eye & I… Мелвин играл где хотел и что хотел, трудом и талантом заслужив уважение на экспериментальной джазовой сцене. Отношения с тяжёлой музыкой до поры до времени не складывались, и на то были свои уважительные причины:

«Главная штука Rollins Band заключалась в том, как мало я на самом деле знал о рок-музыке, и о металле в частности. Одна из причин – в детстве в Бруклине царила эпоха движения «Do the Right Thing». Практически любой ребёнок в футболке Black Sabbath называл меня словом на букву «Н», и мне приходилось с ним драться. Именно так я ассоциировал тяжёлый металл с кучей расистов, с которыми мне предстояло подраться. Поэтому какое-то время я его на самом деле и не слушал. Позже я узнал, что они на самом деле отличная группа, но тогда я их особо не слушал».

(Мелвин Гиббс, интервью, по материалам ресурса www.invisibleoranges.com, 2011 г.).

Долгое время джаз и тяжёлая музыка (несмотря на очевидное влияние первого на вторую на ранних этапах, в конце 60х – начале 70х гг) существовали отдельно. В конце 80х с появлением альтернативной сцены, тенденцией к смешению жанров и взаимопроникновению разных музыкальных традиций ситуация начала меняться, и такой союз – в том числе в виде союза Гиббса и Rollins Band – стал возможен. Ступенек к нему было несколько.
Во-первых, барабанщик Rollins Band Сим Кейн и Мелвин Гиббс ранее успели (по отдельности) поучаствовать в группе прославленного гитариста
Марка Рибо (Marc Ribot): Гиббс сыграл на альбоме 1990 года, Кейн – на альбоме 1991 года. Во-вторых, ещё до ухода Уайсса музыканты заметили и отметили друг друга с лучшей стороны:

«Мы играли в Амстердаме в туре Сонни Шэррока, и позже, когда я присоединился к Rollins Band, я узнал, что Эндрю Вайсс… был на том концерте. И Эндрю сказал им: «Ух ты, вот этот потрясающий басист, играет со всем этим дисторшном», потому что Сонни просто позволил мне делать то, что я хотел. И это было забавно: когда я впервые услышал Rollins Band, я подумал: «Кто этот парень, который играет как я?» (Смеётся) Я уверен, что он подумал то же самое, когда услышал меня. Мы приближались к одному и тому же, но он был отсюда, а я оттуда, и мы как бы встретились посередине».

(Мелвин Гиббс, интервью, по материалам ресурса www.invisibleoranges.com, 2011 г.).

Мелвин Гиббс (слева) в составе группы Eye & I (1991 год). Фото из открытых источников.
Мелвин Гиббс (слева) в составе группы Eye & I (1991 год). Фото из открытых источников.

Мостиком между Гиббсом и Rollins Band стал одарённый гитарист Вернон Рейд (Vernon Reid, в начале 90х – лидер альтернативной группы Living Colour). На фестивале Lollapalooza, состоявшемся летом 1991 года, Рейд скорешился с Роллинзом, джемовал с его группой, и вместе они даже записали кое-какой материал. Рейд, знавший Гиббса (много лет спустя они ещё поработают вместе), порекомендовал его Роллинзу. Поскольку Rollins Band были в поиске и проводили прослушивания кандидатов, они в числе прочих связались и с Мелвином. Что интересно, Гиббс ответил согласием не сразу, всерьёз карьеру в Rollins Band не рассматривал, и его присоединение к группе было делом случая:

«Помню, как я наконец решил поиграть с ребятами. «The End of Silence» был одним из моих любимых альбомов. Есть пара песен, которые я слушал постоянно, и я пару недель просто валял дурака дома. «Ладно», – думаю, – «пойду поиграю с этими ребятами. Просто немного пошалю». Я поработал над парой риффов, и первое, что мы сыграли — это рифф из песни «Civilized». Это буквально первое, что мы сыграли. Я начал играть его, они подхватили, и он остался в репертуаре с первого дня! (Смеётся) Всё было отлично. А потом Крис добавил пару вещей, которые тоже попали на первый альбом. Вышло здорово. Нечасто случается, когда ты играешь с кем-то, подпрыгиваешь и думаешь: «Эта хрень действительно работает!»

(Мелвин Гиббс, интервью, по материалам ресурса www.invisibleoranges.com, 2011 г.).

«Забавно, но он [Мелвин], без сомнения, был нашим ПЕРВЫМ выбором на замену Эндрю, и когда мы его спросили, он сказал «нет»! Мы с Симом [Кейном] поехали играть с кучей других отличных басистов из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, а потом Мелвин решил, что тоже хочет поджемовать, просто чтобы оценить нас. Помню, я подумал: «О да, вот оно!» — практически с первых нот».

(Крис Хаскетт. Из интервью для интернет-издания “Pick-a-Boo”, 2020 год).

«Когда мы приступили к созданию альбома Weight, он был в группе около минуты. Мы буквально только что его наняли; он сам прошёл прослушивание. На самом деле, он единственный участник группы, которого нам когда-либо приходилось прослушивать. Это был альбом Weight — мы познакомились с Мелвином, а Мелвин познакомился с нами, не возвращаясь к старым методам и материалам».

(Генри Роллинз, интервью, по материалам сайта www.comeinandburn.com).

Выступление Rollins Band на Hultsfredsfestivalen (Швеция, 1993). Фото из открытых источников.
Выступление Rollins Band на Hultsfredsfestivalen (Швеция, 1993). Фото из открытых источников.

Rollins Band не были джазовой группой, но, безусловно, усвоили многое из джазового подхода к репетициям, живым выступлениям, сочинению музыки. Постоянное музицирование, импровизации, стремление не ограничивать себя рамками ранее написанных песен, но идти дальше в их логическое развитие. Гиббс, познакомившись с музыкой группы до начала работы с ней, чувствовал родственность душ и музыкальных подходов. Rollins Band, в свою очередь, понимали, что басист с такими корнями и с таким подходом может быть именно тем, кто нужен. Гиббс, несмотря на кажущуюся разницу сцен, на то, что Роллинз по сути не являлся ни музыкантом, ни певцом, находил много аналогий между тем, что делали его предыдущие партнёры по сцене, и подходом Генри:

- Готовясь к этому интервью, я пересмотрел множество видео с Рональдом Шенноном Джексоном, Сонни Шэрроком и Генри Роллинзом и размышлял об энергии выступления, которая есть во всех этих людях. Можете ли вы описать, каково это – быть на сцене с такими артистами? Есть ли что-то объединяющее?
- Ну, у Генри и Сонни есть общая черта: когда Генри на сцене, когда концерт окончен, от него ничего не остаётся. Генри выкладывался на все сто каждый вечер, что я с ним был. Я никогда не думал: «Ого, что случилось?» Всегда было так: сколько бы у него ни было – ты получаешь всё. И то же самое было с Сонни: когда мы выходили на сцену, сколько бы у него ни было, он всё отдавал. Не было никаких сдерживающих факторов. То же самое было и с Шенноном и барабанщиками. Когда он выходил и начинал играть, лучше пристегнуть ремень безопасности, иначе тебя сбросят. Он просто выкладывался на полную мощность.
И это главное, что их объединяло: как только они выходили на сцену или погружались в музыку, их вовлеченность была стопроцентной. И, конечно же, тот факт, что Роллинз не «поёт» как таковой, а вкладывает совершенно иной смысл в то, что он должен был передать своим голосом – это, безусловно, было продолжением того, что передавал Сонни с помощью гитары. Вся идея наложения дисторшна на гитарный звук изначально заключалась в попытке обойти звук, исходящий от гитары (смеётся). Ты пытаешься превратить его таким путём во что-то другое, и это то же самое, что делал Генри. Это как: «Он не будет петь, он будет идти прямо на тебя». То же самое делал Сонни. То есть Сонни всегда начинал с этих действительно красивых произведений, но он шёл прямо на тебя. И то же самое с Шенноном. Он начинал с чего-то, но потом шёл прямо на тебя.
(…)
У меня была своя рок-группа, группа под названием Eye & I. Вот это был переход, но я всегда помню этот момент, читая о Колтрейне, как он играл на трубе и дошёл до того, что ему просто хотелось вынуть трубу изо рта и начать кричать, потому что труба исчерпала всё, что он мог выразить. Для меня это хорошая аналогия развития Шеннона и Сонни. «Ладно, ты сказал это, но следующий пункт — ты должен просто кричать это» (смеётся), и именно это Генри и делает.

(Мелвин Гиббс, интервью, по материалам ресурса www.invisibleoranges.com, 2011 г.).

Мелвин Гиббс и Рональд Шэннон Джексон (80е). Фото из открытых источников.
Мелвин Гиббс и Рональд Шэннон Джексон (80е). Фото из открытых источников.