А, ну да. Конечно же. Как же без неё. Все вот эти запросы в поисковике вроде «rollins band liar скачать». Вот это вот «ага, помню, прикольный клип был». Сколько раз я искал информацию о группе в сети, сколько раз заговаривал о группе со множеством людей – и бессчётное количество раз я натыкался именно на это.
Как иногда бывает, далеко не лучшая песня внезапно становится самой известной. Так, из всего богатейшего наследия Black Sabbath самой популярной оказалась простенькая “Paranoid”, а Status Quo – группа с обширнейшей дискографией – ассоциируется у миллионов с заезженной “In the Army Now”.
К сожалению, по этому номеру (не очень музыкальному, прямо скажем) многие судили и продолжают судить о группе, отказываясь признавать в них разносторонних одарённых музыкантов с богатейшей палитрой. Но ничего тут не сделаешь – говоря об альбоме “Weight” и Rollins Band середины 90х, не сказать подробно о “Liar” нельзя.
Песня, как часто бывает с такими хитами, возникла спонтанно:
«Это был наш первый день написания песен. Мы арендовали на лето место для репетиций у Майкла Джира. Пока ребята просто шумели, я начал говорить в микрофон, по сути, шутя, о том, что любовные отношения идеальны, потому что один из партнёров говорит другому именно то, что тот хочет услышать, и почему всё так хорошо – потому что я лжец. Все рассмеялись. Это была наша первая песня. Сочинение заняло несколько минут. Когда её записывали, мы сделали окончательную аранжировку».
(Генри Роллинз, интервью, по материалам ресурса retrofuturista.com).
Тема вечная и дискуссионная. Раздавленный жизнью, ты нуждаешься в ком-то ещё, находишь его, доверяешься ему, полагаешься на него, но всё идёт хорошо лишь потому, что тот – лжец. И однажды этот лжец вырвет твой разум и сожжёт твою душу. Возможны ли люди и отношения без лжи? Хочется верить, что да, но часто ли мы встречаем тех, кто не лжёт?
Многие полагали, что речь идёт о женщине, доверившейся мужчине и в итоге обжегшейся. Роллинз отвечал, что таким человеком может быть кто угодно в каких угодно отношениях:
«Человек в песне — не обязательно парень. Каждый манипулировал кем-то, чтобы достичь желаемой цели. Все это делали. Парни, девушки. И все чувствовали себя очень одинокими и открытыми для того, чтобы их тащили, убеждали и лгали. Парни делают это с девушками, девушки делают это с парнями. Это происходит постоянно. Так что дело не в том, что парень делает что-то с девушкой, а в том, что люди делают друг с другом».
(Генри Роллинз, интервью в программе MTV Headbangers Ball, 15.05.1994).
Начинаясь как тихая непритязательная баллада, в припеве песня переходит к взрывным аккордам и яростному крику. Из всех песен альбома она музыкально одна из самых непритязательных – по сути музыки там очень мало, мелодичности нет вообще. Однако и тут музыкантам было над чем поработать, а внимательному слушателю есть что услышать.
«Liar» начинается как песня Motown, с соул-грувом. Это ещё один рифф, который крутился уже очень давно. Основная часть была новой, но концовка – старой. Я назвал его риффом «Lou Reed», и он крутился у меня в голове, когда Tool выступали у нас на разогреве. Помню, как полчаса джемовал с ним в одном клубе в Атланте. Тогда он не зацепил, но остался в моей голове. Есть определённые риффы и мелодии, которые не исчезнут. Этот же всё возвращался! Он не давал мне покоя. Когда звукозаписывающая компания решила выпустить его синглом, я просто застонал. Я подумал: «Боже мой, никому это не понравится!»
(Крис Хаскетт, «10 лучших песен Rollins Band», по материалам ресурса “Louder”, 02.08.2015).
«Что касается аспектов ужаса и красоты, и, конечно же, что касается «Liar», то эти ребята сознательно такое обдумывали. Музыкальная часть «Liar» – это, по сути, детище Криса Хаскетта. Он взял очень мягкий элемент и вложил его вот в это (изображает крик). Забавно, как устроена история – ведь это был как раз год, когда такое было в моде. Сделай мы это годом раньше или годом позже, никому было бы не интересно. Но поскольку это было в моде в том году, это сработало на поп-уровне. Да, в этой песне определённо есть такое исследование. Есть ещё пара песен, где это исследовалось, эта дихотомия. Но Генри был гораздо больше заинтересован в чём-то по-настоящему жёстком. Эта песня была почти исключением. У нас там было несколько исключений, и это одно из них».
(Мелвин Гиббс, интервью, по материалам ресурса www.invisibleoranges.com, 2011 г.).
Коммерческий потенциал песни, который должен был сыграть в гранжево-альтернативные времена (и в итоге он таки сыграл), поначалу был очевиден не всем:
«- Вы много раз говорили, что во время работы над этой песней вы бы не подумали, что она станет сверхпопулярной.
- Да, я был очень удивлен, честно говоря!
- Почему вы выбрали именно эту песню для клипа с Антоном?
- Знаете, это был выбор звукозаписывающей компании. Если бы это был мой выбор, то первым синглом была бы «Disconnect». Но на то я и гитарист, а не звукозаписывающая компания, так что… (смеётся).
- Но «Disconnect» тоже была очень успешной песней. И клип был очень хорошо сделан.
- Да... Но если говорить о «Liar» — я очень разозлился, когда узнал, что они выбрали «Liar» первой песней. Я подумал: «Это никогда не сработает!» И если по мне, то нам стоило поработать получше. Но они сняли хороший клип на песню, и в конце концов — у них получилось! Думаю, «Disconnect» — песня лучше. Но, как я уже сказал, я гитарист, а не менеджер».
(Крис Хаскетт, интервью ресурсу “Punk Globe”).
С песней “Liar” был выпущен сингл (во множестве вариаций). Хронологически он был первым (вторым был вышеупомянутый “Disconnect”). Ну и, конечно, на эту песню легендарным фотографом и режиссёром Антоном Корбейном (Anton Corbijn) был снят известнейший клип. Роллинз предстаёт в нём суперменом, полисменом, монахиней, просто добрым парнем в очках (все эти люди должны вызывать доверие и располагать к себе), а в припеве оборачивается злющим красным чёртом, вопиющим с группой посреди пламени.
Успехом песня обязана не только интересному клипу, но и артистическому таланту Роллинза. Сочетание элементов разговорного номера, актёрского перевоплощения и экстремальной песни дало ошеломляющий эффект. Как это нередко бывает, дурачась в студии и сочиняя номер почти что на коленке, группа, сама того не ожидая, создала свой самый известный и коммерческий успешный хит.
Клип попал на MTV и запомнился даже тем, кто не запомнил название Rollins Band и никогда не увлекался их творчеством. Плюшки посыпались на группу как из рога изобилия. Да, для каких-нибудь небожителей с мелодичным материалом такая жизнь была бы в порядке вещей, но для этих обитателей андеграундной клубной сцены, да ещё и с таким – будем говорить честно – дурацким номером это был неожиданный и очень эффектный взрыв. Песня была номинирована на Грэмми в категории “Best Metal Performance”. Песня попала в хит-парад Billboard (первый и последний раз за историю группы), а также в иные чарты США, Британии и Австралии – и даже сколько-то там продержалась. Клип на эту песню смотрели и восхищались им Бивис и Баттхед. И до сих пор кто-нибудь из критиков вносит её в списки каких-нибудь «лучших тяжёлых песен 90х» и т.п.
С песней “Liar” завершается первая часть альбома, его первая сторона (в виниловом или кассетном исполнении). В следующих главах мы поговорим об оставшейся части, а также о выпуске и восприятии альбома…