Найти в Дзене
Hard Volume Radio

ROLLINS BAND: "WEIGHT" (1994) (часть 4 - LIAR!)

А, ну да. Конечно же. Как же без неё. Все вот эти запросы в поисковике вроде «rollins band liar скачать». Вот это вот «ага, помню, прикольный клип был». Сколько раз я искал информацию о группе в сети, сколько раз заговаривал о группе со множеством людей – и бессчётное количество раз я натыкался именно на это.
Как иногда бывает, далеко не лучшая песня внезапно становится самой известной. Так, из всего богатейшего наследия Black Sabbath самой популярной оказалась простенькая “Paranoid”, а Status Quo – группа с обширнейшей дискографией – ассоциируется у миллионов с заезженной “In the Army Now”.
К сожалению, по этому номеру (не очень музыкальному, прямо скажем) многие судили и продолжают судить о группе, отказываясь признавать в них разносторонних одарённых музыкантов с богатейшей палитрой. Но ничего тут не сделаешь – говоря об альбоме “Weight” и Rollins Band середины 90х, не сказать подробно о “Liar” нельзя. Песня, как часто бывает с такими хитами, возникла спонтанно: «Это был наш первый
Сингл "Liar" (один из вариантов). Фото с сайта Discogs.
Сингл "Liar" (один из вариантов). Фото с сайта Discogs.

А, ну да. Конечно же. Как же без неё. Все вот эти запросы в поисковике вроде «rollins band liar скачать». Вот это вот «ага, помню, прикольный клип был». Сколько раз я искал информацию о группе в сети, сколько раз заговаривал о группе со множеством людей – и бессчётное количество раз я натыкался именно на это.
Как иногда бывает, далеко не лучшая песня внезапно становится самой известной. Так, из всего богатейшего наследия Black Sabbath самой популярной оказалась простенькая “Paranoid”, а Status Quo – группа с обширнейшей дискографией – ассоциируется у миллионов с заезженной “In the Army Now”.
К сожалению, по этому номеру (не очень музыкальному, прямо скажем) многие судили и продолжают судить о группе, отказываясь признавать в них разносторонних одарённых музыкантов с богатейшей палитрой. Но ничего тут не сделаешь – говоря об альбоме “Weight” и Rollins Band середины 90х, не сказать подробно о “Liar” нельзя.

Кадр из клипа "Liar". Фото из открытых источников.
Кадр из клипа "Liar". Фото из открытых источников.

Песня, как часто бывает с такими хитами, возникла спонтанно:

«Это был наш первый день написания песен. Мы арендовали на лето место для репетиций у Майкла Джира. Пока ребята просто шумели, я начал говорить в микрофон, по сути, шутя, о том, что любовные отношения идеальны, потому что один из партнёров говорит другому именно то, что тот хочет услышать, и почему всё так хорошо – потому что я лжец. Все рассмеялись. Это была наша первая песня. Сочинение заняло несколько минут. Когда её записывали, мы сделали окончательную аранжировку».

(Генри Роллинз, интервью, по материалам ресурса retrofuturista.com).

Тема вечная и дискуссионная. Раздавленный жизнью, ты нуждаешься в ком-то ещё, находишь его, доверяешься ему, полагаешься на него, но всё идёт хорошо лишь потому, что тот – лжец. И однажды этот лжец вырвет твой разум и сожжёт твою душу. Возможны ли люди и отношения без лжи? Хочется верить, что да, но часто ли мы встречаем тех, кто не лжёт?
Многие полагали, что речь идёт о женщине, доверившейся мужчине и в итоге обжегшейся. Роллинз отвечал, что таким человеком может быть кто угодно в каких угодно отношениях:

«Человек в песне — не обязательно парень. Каждый манипулировал кем-то, чтобы достичь желаемой цели. Все это делали. Парни, девушки. И все чувствовали себя очень одинокими и открытыми для того, чтобы их тащили, убеждали и лгали. Парни делают это с девушками, девушки делают это с парнями. Это происходит постоянно. Так что дело не в том, что парень делает что-то с девушкой, а в том, что люди делают друг с другом».

(Генри Роллинз, интервью в программе MTV Headbangers Ball, 15.05.1994).

Кадр из клипа "Liar". Фото из открытых источников.
Кадр из клипа "Liar". Фото из открытых источников.

Начинаясь как тихая непритязательная баллада, в припеве песня переходит к взрывным аккордам и яростному крику. Из всех песен альбома она музыкально одна из самых непритязательных – по сути музыки там очень мало, мелодичности нет вообще. Однако и тут музыкантам было над чем поработать, а внимательному слушателю есть что услышать.

«Liar» начинается как песня Motown, с соул-грувом. Это ещё один рифф, который крутился уже очень давно. Основная часть была новой, но концовка – старой. Я назвал его риффом «Lou Reed», и он крутился у меня в голове, когда Tool выступали у нас на разогреве. Помню, как полчаса джемовал с ним в одном клубе в Атланте. Тогда он не зацепил, но остался в моей голове. Есть определённые риффы и мелодии, которые не исчезнут. Этот же всё возвращался! Он не давал мне покоя. Когда звукозаписывающая компания решила выпустить его синглом, я просто застонал. Я подумал: «Боже мой, никому это не понравится!»

(Крис Хаскетт, «10 лучших песен Rollins Band», по материалам ресурса “Louder”, 02.08.2015).

«Что касается аспектов ужаса и красоты, и, конечно же, что касается «Liar», то эти ребята сознательно такое обдумывали. Музыкальная часть «Liar» – это, по сути, детище Криса Хаскетта. Он взял очень мягкий элемент и вложил его вот в это (изображает крик). Забавно, как устроена история – ведь это был как раз год, когда такое было в моде. Сделай мы это годом раньше или годом позже, никому было бы не интересно. Но поскольку это было в моде в том году, это сработало на поп-уровне. Да, в этой песне определённо есть такое исследование. Есть ещё пара песен, где это исследовалось, эта дихотомия. Но Генри был гораздо больше заинтересован в чём-то по-настоящему жёстком. Эта песня была почти исключением. У нас там было несколько исключений, и это одно из них».

(Мелвин Гиббс, интервью, по материалам ресурса www.invisibleoranges.com, 2011 г.).

Афиша австралийского концерта Rollins Band, созданная по мотивам клипа "Liar". Фото из открытых источников.
Афиша австралийского концерта Rollins Band, созданная по мотивам клипа "Liar". Фото из открытых источников.

Коммерческий потенциал песни, который должен был сыграть в гранжево-альтернативные времена (и в итоге он таки сыграл), поначалу был очевиден не всем:

«- Вы много раз говорили, что во время работы над этой песней вы бы не подумали, что она станет сверхпопулярной.
- Да, я был очень удивлен, честно говоря!
- Почему вы выбрали именно эту песню для клипа с Антоном?
- Знаете, это был выбор звукозаписывающей компании. Если бы это был мой выбор, то первым синглом была бы «Disconnect». Но на то я и гитарист, а не звукозаписывающая компания, так что… (смеётся).
- Но «Disconnect» тоже была очень успешной песней. И клип был очень хорошо сделан.
- Да... Но если говорить о «Liar» — я очень разозлился, когда узнал, что они выбрали «Liar» первой песней. Я подумал: «Это никогда не сработает!» И если по мне, то нам стоило поработать получше. Но они сняли хороший клип на песню, и в конце концов — у них получилось! Думаю, «Disconnect» — песня лучше. Но, как я уже сказал, я гитарист, а не менеджер».

(Крис Хаскетт, интервью ресурсу “Punk Globe”).

Антон Корбейн - режиссёр клипа "Liar". Фото из открытых источников.
Антон Корбейн - режиссёр клипа "Liar". Фото из открытых источников.

С песней “Liar” был выпущен сингл (во множестве вариаций). Хронологически он был первым (вторым был вышеупомянутый “Disconnect”). Ну и, конечно, на эту песню легендарным фотографом и режиссёром Антоном Корбейном (Anton Corbijn) был снят известнейший клип. Роллинз предстаёт в нём суперменом, полисменом, монахиней, просто добрым парнем в очках (все эти люди должны вызывать доверие и располагать к себе), а в припеве оборачивается злющим красным чёртом, вопиющим с группой посреди пламени.

Футболка группы с оригинальным дизайном. Фото из открытых источников.
Футболка группы с оригинальным дизайном. Фото из открытых источников.

Успехом песня обязана не только интересному клипу, но и артистическому таланту Роллинза. Сочетание элементов разговорного номера, актёрского перевоплощения и экстремальной песни дало ошеломляющий эффект. Как это нередко бывает, дурачась в студии и сочиняя номер почти что на коленке, группа, сама того не ожидая, создала свой самый известный и коммерческий успешный хит.

Клип попал на MTV и запомнился даже тем, кто не запомнил название Rollins Band и никогда не увлекался их творчеством. Плюшки посыпались на группу как из рога изобилия. Да, для каких-нибудь небожителей с мелодичным материалом такая жизнь была бы в порядке вещей, но для этих обитателей андеграундной клубной сцены, да ещё и с таким – будем говорить честно – дурацким номером это был неожиданный и очень эффектный взрыв. Песня была номинирована на Грэмми в категории “Best Metal Performance”. Песня попала в хит-парад Billboard (первый и последний раз за историю группы), а также в иные чарты США, Британии и Австралии – и даже сколько-то там продержалась. Клип на эту песню смотрели и восхищались им Бивис и Баттхед. И до сих пор кто-нибудь из критиков вносит её в списки каких-нибудь «лучших тяжёлых песен 90х» и т.п.

С песней “Liar” завершается первая часть альбома, его первая сторона (в виниловом или кассетном исполнении). В следующих главах мы поговорим об оставшейся части, а также о выпуске и восприятии альбома…