Материал по данной работе все же будет отличаться от серии статей "Разбираем труды З. Фрейда" по ряду причин: многие сновидения в своем описании включают нецензурную брань, а сама специфика работы все же не подразумевает проводить построчный анализ статьи.
Давид Эрнст Оппенгейм, соавтор Фрейда по данной статье, изучал классическую филологию, стал профессором в Академической Гимназии (вуз в Вене), там же преподавал латынь и греческий язык.
Осенью 1909 года Оппенгейм посылает Фрейду экземпляр своей работы по классической мифологии, где демонстрирует знание психоаналитической литературы. Фрейд предлагает профессору Оппенгейму использовать его знания в интересах психоанализа. Э. Оппенгейм становится членом Венского Психоаналитического Общества в 1910 году.
В процессе работы над текущей статьей Э. Оппенгейм обнаруживает, что символика в фольклорных сновидениях полностью соответствует той, что принята психоанализом; второе его наблюдение касается того, что простой народ понимает сновидение не как "предсказание", а приближенно к психоанализу - как исполнение желаний. Фрейд в этой статье пытается интерпретировать сновидения из фольклора разных народов, показывая, что эти сновидения достаточно серьезны и заслуживают внимания.
Особенность изучения символики сновидений через фольклор заключается в том, что в отличие от реальных сновидений они не скрывают своих тайн, которые становятся доступны только после интерпретации. Это сновидения - анекдоты, которые призваны доставлять рассказчику и слушателям удовольствие. Именно поэтому к символике в сновидениях сразу добавляется интерпретация. Особое удовольствие З. Фрейд отмечает от "срывания символических покровов".
В начале описывается ряд сновидений, в которых присутствует символизм мужских гениталий.
Мужские половые органы в этих сновидениях скрыты за образами ножа, кинжала, червяка, скипетра, "чего-то непонятного, длинного, красного и на конце затупленного".
Одно наиболее подробно описанное сновидение мы все же приведем из каждой категории. Мною сон будет несколько сокращен для демонстрации наиболее важных моментов, которые интерпретирует Фрейд.
Одной женщине приснилось, что дела пошли из рук вон плохо — к празднику в доме еды не осталось, и купить не на что. Муж все деньги пропил. Остался один лотерейный билет, да и тот должны они были в заклад отдать. Но муж его все хранил; розыгрыш был второго января. Он так сказал: «Слушай, жена, уже завтра розыгрыш, давай подождем. А если наш билет не выиграет, мы продадим его или заложим». — «Черт бы его взял, от всех твоих затей одни неприятности, а толку, как от козла молока!». И вот настал тот день. Идет разносчик газет. Муж взял у него газету и стал таблицу изучать.......смотрит — вот его номер. И номер серии совпадает. Выигрыш 5 000 рублей.Муж врывается в банк, требует оплатить выигравший билет. Банкир говорит, что сразу выдать деньги не сможет, только через неделю-другую.Вдруг какой-то коротышка-еврей появился, как из-под земли выскочил. Сразу почуял наживу и предложил бедняге деньги, но 4 000 вместо 5000. А пятую тысячу он себе оставит. Муж обрадовался такой удаче: пусть забирает тысячу, лишь бы остальное сразу выдал.Взял он у еврея деньги, вручил ему билет. Затем домой пошел.По дороге заглянул в харчевню, пропустил стаканчик, и сразу домой. Идет, ухмыляется, песни распевает.Жена его из окна видит и думает: «Точно, продал он билет; вот идет довольный – не иначе, напился с горя в харчевне».Он в дом заходит, кладет деньги на кухонный стол и к жене идет, рассказать, что билет выиграл, и деньги получены. Пока они на радостях обнимались-целовались, их трехлетняя дочь деньги в печь бросила. Они собрались пересчитать свое богатство, а его и следа не осталось.Муж в гневе схватил дочку за ноги, да как ударит о печь. У нее и дух вон. Все, теперь совсем беда, не избежать Сибири. Он выхватывает револьвер – бах! – стреляет себе в грудь и падает замертво.Жена в ужасе хватает кинжал, собирается себя заколоть. Но никак его из ножен вытащить не может, как ни старается. И вдруг слышит голос, будто с небес: «Отпусти! Что ты делаешь?». Она просыпается и видит, что не кинжал из ножен тащит, а штуковину своего мужа, а тот говорит: «Отпусти, не то ты его вовсе оторвешь!».
Как этот сон интерпретирует З. Фрейд?
Представление мужского полового члена в виде кинжала знакомо по множеству сновидений женщин, которые воздерживаются от половой жизни - так начинает Фрейд. Также символика мужских гениталий, скрытая за кинжалом, лежит в основе большого числа невротических страхов.
Приведенное сновидение достаточно сложно для интерпретации, поэтому Фрейд попытался интерпретировать это сновидение через знания, полученные из множества других интерпретаций, поэтому придется выйти за рамки изложенного материала.
Если сновидение заканчивается актом агрессии (сексуальной), то Фрейд справедливо предполагает, что необходимость воспользоваться застрявшим в ножнах кинжалом заменяет необходимость в сексуальном удовлетворении. Женщина в сновидении так агрессивна, что ее может оправдать лишь крайняя степень принуждения со стороны либидо.
Вина за состояние женской нужды возлагается на мужчину:
Муж все деньги пропил.
Сновидение дает возможность избавиться от дочери и мужа без лишней вины - муж в сновидении убивает и дочь, и себя. Фрейд полагает, что это сновидение приснилось женщине, которая недовольна своим мужем, желает быть в другом браке. Неважно - временное это желание или постоянное.
Лотерея - это специфичный символ брака. Он не утвержден психоанализом, однако, часто о браке часто говорят как о лотерее - неизвестно, попадется выигрышный билет или пустой.
Числа, которые упоминаются в сновидении - 4000 - 5000 - это многократно увеличенные желаемые повторение полового акта. Из этого нам становится доступна новая интерпретация действий жены - дергание мужа за гениталии - это не просто сексуальная провокация, это еще и выражение презрения: женщина хотела оторвать негодный половой орган мужа - он сам очень метко это отметил, когда проснулся от манипуляций спящей жены.
Второй класс описываемых фольклорных сновидений, это те сны, которые связаны с фекалиями.
Психоанализу, да и внимательным родителям, уже давно было известно о том, что ребенок не брезгует своих экскрементов. Неприязнь к собственным выделениям ему навязывает культура. Для ребенка же собственные фекалии - это ценная субстанция, в отношении нее свое выражение находят "копрофилические инстинкты" - как пишет З. Фрейд. Воспитание приводит к тому, что эти инстинкты попадают под вытеснение, сама субстанция становится презираемой.
Фрейд заключает:
Определенные формы психической деятельности, например, шутки, еще могут ненадолго дать доступ к этому запретному источнику удовольствия, показывая, что прежняя оценка человеком своих фекалий все еще хранится в бессознательном. Самым важным следствием этой прежней оценки является то, что интерес ребенка к фекалиям переходит у взрослого на другой материал, который он учится ценить превыше всего в этом мире — на золото.
В фольклорных сновидениях все обстоит точно также - золото символизирует экскременты.
Искажение сновидения, которое подводит сновидца к удовлетворению потребности в постели, превращает кучу фекалий в опознавательный знак места, где хранится сокровище; сновидение – как бы с помощью эндопсихического восприятия – утверждает, хотя и в обращенной форме, что золото является знаком или символом фекалий.
Таких сновидений очень много, при этом их интерпретации сильно зависят от контекста, в которых упоминаются испражнения. Одним сновидением мы не отделаемся, однако мы не будем дословно пересказывать сновидения или же полностью их цитировать, это как минимум сильно растянет статью, да и в принципе, возможно, сильно повредит этике на мой взгляд. В любом случае, вы можете и сами прочитать статью "Сновидения в фольклоре". Эта работа не очень большая и написана достаточно простым языком в связи с тем, что в ней присутствует большое количество народных потешных сновидений.
Вслед за Фрейдом приступим к анализу наиболее интересных описанных сновидений.
Сон крестьянина, изложенный Тарасевским:
Крестьянин зажигает свечу дьяволу, просит от него богатство, когда получает от него сведения, где зарыты сокровища, он испражняется на это место, чтобы пометить его.
Даритель сокровищ - дьявол. Это неудивительно, ведь он является персонификацией вытесненной бессознательной душевной жизни. Как известно, дьявол был изгнан из рая.
Указываются также сновидения, в которых сновидца кто-то куда-то ведет, чтобы тот мог справить нужду. В контекстах сновидений это были призраки - один из них нес свечу как слуга, который должен проводить в туалет ночью постояльцев гостиницы.
Этот мотив указывает на беспокойство, связанное, возможно, с попыткой подавить стремление к удовлетворению потребности прямо в постели - так пишет З. Фрейд.
Кратко опишем следующее сновидение, делая акцент на моментах, которые будут интерпретированы З. Фрейдом.
Крестьянину снится сон. Цена на пшеницу на небесах выросла. Он запрягает лошадь, грузит телегу и отправляется в путь. Ему открываются небесные врата, но закрываются прямо перед его носом. Он просит впустить его на небо. Ангелы ему говорят, что он опоздал. Надо возвращаться, но дорога, по которой он ехал, исчезла. Он просит ангелов спустить его обратно на землю, они ему говорят, чтобы оставлял у ворот телегу с лошадью, делал веревку и спускался по ней. Он связал веревку из всей ткани и одежды, что у него была, веревка все равно оказалась коротка. Небожители советуют ему навалить кучу, так и веревка появится. Он испражнялся полчаса, выдавил из себя веревку. Дополнил он веревку - она все равно короткая. Ангелы советуют теперь помочиться, из его струи выйдет шелковая нить. Помочился - вышла длинная шелковая нить. Спускается он по длинной веревке, а до земли еще пару саженей остается. Просит он ангелов ему помочь, а те говорят, чтобы он прыгал. Во сне крестьянин прыгает, а в ночи валится с печи. Зовет жену, она на него кричит в сердцах, что тот вчера напился и спать улегся на печь, а теперь все загадил своими выделениями и свалился на нее с печи.
Фрейд интерпретирует это сновидение таким образом, что наше представление об этом классе сновидений полностью меняется. Вытягивающиеся объекты традиционно обозначают эрекцию. В сновидении говорится о веревке, которая отказывается удлиняться, с этим элементом в сновидении связан страх. Кроме того, З. Фрейд указывает на то, что бечевка, нить и веревка обычно символизируют мужскую семенную жидкость. Мы имеем то, что крестьянин пытался достигнуть полового возбуждения, но когда это не вышло, он прибегнул к дефекации. За потребностью в испражнении в этом сновидении скрывается сексуальная потребность.
Но при помощи только сексуальной потребности не удается интерпретировать остальные содержательные части сновидения. Если мы принимаем, что вымышленные сновидения были сконструированы правильно, то завершающее действие в сновидении должно быть наделено тем смыслом, который детерминирован скрытыми мыслями сновидца. Так, если крестьянин испражняется на жену, то все сновидение должно быть сконструировано с учетом этой потребности, предоставляя сновидцу различные причины и возможности. Что скрывается за испражнением на жену? Фрейду очевидно - это отвержение супруги.
Попробуем теперь вслед за Фрейдом реконструировать ситуацию, из которой развилось описанное сновидение:
Спящего охватывает сексуальное желание. На это указывают символы, используемые в сновидении. Пшеница выросла в цене на небе - пшеница символизирует семя. Крестьянин пытается заехать на теле в небесные врата, которые были для него открыты - это символическое обозначение полового акта. Однако импульс либидо направлен на недоступный объект - поэтому ворота закрываются. Он оставляет свое намерение, хочет вернуться на землю. Лежащая с ним на печи рядом жена не возбуждает его - поэтому он пытается тщетно достичь эрекции. За желанием отвергнуть жену, найти ей замену, стоит в инфантильном значении пожелание ей смерти. Когда кто-то таит подобные желания в своем бессознательном, они трансформируются в страх перед смертью, страх за жизнь.
Отсюда появление в этих сновидениях покойников, вознесение на Небеса, лицемерное желание вновь увидеть жену и детей.
Либидо после невозможности сексуальной разрядки находит выход в регрессии к импульсивному желанию испражниться - это способ испортить непригодный сексуальный объект.
В этой статье были упомянуты также сновидения, которые начинались с того, что оба мужчины ложились спать в одну кровать - путники, остановившиеся в гостинице. В сновидениях появлялась женщина.
В таких случаях тот курьез, который происходил, был интерпретирован Фрейдом как отвержением рядом лежащего мужчину как неподходящего партнера.
Если идти за Фрейдом далее, читать интерпретации следующих описанных сновидений, то становится справедливым тот вывод, к которому приходит З. Фрейд: сновидения о дефекации могут быть сновидениями об импотенции. Это справедливо для сновидений старых пожилых мужчин, в которых возраст вызывает замещение сексуального удовольствия экскрементальным. Мужчина, который уже не может совокупляться, возвращается к анальному эротизму - так справедливо замечает Фрейд. Как известно, в развитии анальный эротизм сменяется генитальным и вытесняется.
В сновидениях о дефекации, в которых жертвой становится женщина, также связаны с импотенцией, по крайней мере по отношению к более не привлекающей его женщине.
Фрейд делает следующий вывод:
Таким образом, сновидение о дефекации – это сновидение мужчины, который не может удовлетворить женщину, или которого женщина уже не удовлетворяет.
Как представляется, нет лучшего способа завершить эту работу, чем напрямую процитировать заключение Фрейда, которое приводится в конце статьи:
Наши намерения при написании этой небольшой работы включали в себя два момента. С одной стороны, мы хотели показать, что отталкивающая грязь и непристойность народного материала не должна пугать исследователей, ищущих в нем подтверждения психоаналитических взглядов. Мы смогли установить, что фольклор интерпретирует символы сновидения так же, как психоанализ и, вопреки громко провозглашаемому народному мнению, выводит ряд сновидений из насущных потребностей и желаний. С другой стороны, мы хотели бы подчеркнуть, что несправедливо полагать, будто простые люди прибегают к этой форме удовольствия лишь для удовлетворения непристойных желаний. За этим уродливым фасадом скрываются психические реакции на жизненные впечатления, которые следует принимать всерьез и в которых звучит даже печальная нота — реакции, которые простые люди готовы принять, только если они сопровождаются получением грубого удовольствия.
Автор: Болтенков Никита Игоревич
Психолог, Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru