Наверное я не очень ошибусь, если скажу, что практически нет человека в России, Европе, Северной Америке, Австралии, и т.д., который не был бы знаком с таким видом мороженого, как эскимо. Однако довольно мало людей знает, почему этот вид мороженого имеет именно такое название. А дело было так: в 1920 г. владелец небольшой кондитерской в г. Онава в штате Айова К. Нельсон стал свидетелем того, как мальчик, зашедший в его кондитерскую, очень долго не мог решить, на что лучше потратить свои карманные деньги - на мороженое или на шоколадный батончик. Эта сцена натолкнула К. Нельсона на мысль о том, что нужно избавить детей от такого мучительного выбора, в результате чего им в сотрудничестве с компаньоном Р. Стовером в 1922 г. была создана компания по производству мороженого в шоколаде, запатентованным названием которого стало "Eskimo Pie" - "Эскимосский пирог". В СССР этот вид мороженого появился в 1935 г. под таким же названием, но уже в 1945 г. оно стало называться просто - "эскимо". Читатели нашего канала могут задать резонный вопрос - каким образом эта милая история о создании любимого всеми мороженого связана с тематикой канала ЭТНОиМИР? И я с удовольствием отвечу: самым что ни на есть прямым и непосредственным, потому что название своё это мороженое получило в честь эскимосского народа, о котором я и собираюсь рассказать в настоящей статье.
Однако перед тем, как начать рассказывать об эскимосах, я хотел бы дать нашим читателям некоторое представление о том, где и в каких природно-климатических условиях проживал и проживает этот народ. А это огромное по своей протяжённости пространство от о. Айон в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря Северного Ледовитого океана до восточного побережья о. Гренландия. Т.е., этническая территория эскимосов расположена сразу на двух континентах - Евразии и Северной Америке, и в двух частях света - в Азии и Америке. В настоящее время на многих из этих территорий по разным причинам эскимосского населения уже нет, однако я перечислю все те земли на материке и на островах, где оно исторически проживало. Итак, какие же территории в историческое Новое время (после 1500 г.) населяли эскимосы? Начнём с Азии и будем двигаться на восток.
Как я писал выше, крайней западной точкой проживания эскимосов был о. Айон в Чаунской губе; далее на восток эскимосские селения располагались по всему арктическому побережью вплоть до мыса Дежнёва, а также на о. Врангеля.
По побережью Берингова моря эскимосы жили от мыса Дежнёва на севере до мыса Наварин на юге. На североамериканском континенте эскимосы населяли прибрежные территории, начиная от устья реки Коппер-Ривер на тихоокеанском побережье Аляски, о. Монтагью, южную часть п-ова Кенай, о-ва Кадьякского архипелага, северо-восточную, широкую часть п-ва Аляска, а также о. Нунивак, о. Св. Лаврентия, о-ва Диомида, п-ов Сьюард, всю береговую полосу между п-овом Аляска на юге и мысом Барроу на севере, а также некоторые районы внутренней территории Аляски, а именно - водораздел рек Ноатак и Кобук, бассейн реки Колвилл, бассейны нижнего течения реки Кускокуим и нижнего течения реки Юкон. Восточнее мыса Барроу эскимосы жили в дельте реки Маккензи и далее по всему арктическому побережью нынешней Канады, включая полуострова - Кент, Аделэйд, Бутия, Симпсон, и Мелвилл; также эскимосы занимали большой, покрытый тундровой растительностью треугольный выступ материка между заливом Коронейшн на северо-западе и заливом Хадсон-Бэй/Гудзоновым заливом - на юго-востоке. Эскимосы жили также на побережье п-ова Лабрадор - от устья реки Гранд-Бален и о-вов Белчер на юго-западе Лабрадора до побережья пролива Белл-Айл на его северо-востоке. Все острова Канадского Арктического архипелага - о. Виктория, о. Банкс, о. Кинг-Уильям, о. Стефанссон, о. Принца Уэльского, о. Сомерсет, о. Уэйлс, о. Саутгемптон, о. Котс, о. Мансел, о. Ноттингем, о. Солсбери, о. Акпаток, о. Резольюшен, о. Баффинова Земля, о. Принс-Чарльз, о. Байлот, о. Мелвилл, о. Принс-Патрик, о. Эглинтон, о. Брок, о. Маккензи-Кинг, о. Борден, о. Лохид, о. Кэмерон, о. Батерст, о. Корнуоллис, о. Девон, о. Грейам, о. Корнуолл, о. Амунд-Рингнес, о. Эллеф-Рингнес, о. Миен, о. Аксель-Хейберг, о. Элсмир, и др. - в разные периоды времени также были заселены эскимосами, а самой восточной территорией проживания эскимосов был о. Гренландия, а именно - п-ов Хейс на крайнем северо-западе, всё западное побережье до мыса Фарвель на юге, и восточное побережье от мыса Фарвель на юге до залива Скорсби на северо-востоке.
Климат на территории проживания эскимосов достаточно разнообразен - он может быть как умеренным (как, например, климат тихоокеанского побережья Аляски северо-западнее устья реки Коппер-Ривер, и о-вов Кадьякского архипелага), так и субарктическим (как на большей части территории проживания эскимосов), а также арктическим (например, как на о. Врангеля, на большей части островов Канадского Арктического архипелага и на северо-западном побережье о. Гренландия). Например, умеренный морской климат характерен для г. Сьюард/Куталлек, расположенного на п-ве Кенай тихоокеанского побережья Сев. Америки; его климатические характеристики следующие: находится на 60°07'28''с.ш.; среднегодовая температура (t°ср.год.) составляет +4,7°С, средняя температура самого холодного месяца (t°ср.с.х.м.) составляет -3,2°С, средняя температура самого тёплого месяца (t°ср.с.т.м.) составляет +13,5°С, разница между среднемесячными температурами самого тёплого и самого холодного месяцев года (амплитуда t°ср.) составляет 16,7°С, среднегодовое количество осадков - 1 770 мм. ~ в посёлке Инукъюак/Порт-Харрисон, расположенном на 58°27'00'' с.ш. на юго-западном побережье п-ва Лабрадор, климат субарктический типично-континентальный со следующими климатическими характеристиками: t°ср.год. - -5,7°С; t°ср.с.х.м. - -25,4°С; t°ср.с.т.м. - +11,4°С; амплитуда t°ср. составляет 36,8°С; среднегодовое
количество осадков - 460 мм. ~ для г. Ном/Ситтнасуак, расположенного на 64°30'14'' с.ш. на берингоморском побережье Аляски, характерен субарктический континентальный климат со следующими характеристиками: t°ср.год. - -2,2°C; t°ср.с.х.м. - -14,7°С; t°ср.с.т.м. - +11,1°С; амплитуда t°ср. составляет 25,8°С; среднегодовое количество осадков - 437 мм. ~ в посёлке Картрайт/Натситок, расположенном на 53°42'24'' с.ш. на северо-восточном атлантическом побережье п-ва Лабрадор, наблюдается субарктический континентальный климат со следующими климатическими показателями: t°ср.год. - +0,4°С; t°ср.с.х.м. - -13,8°С; t°ср.с.т.м. - +13,3°С; амплитуда t°ср. составляет 27,1°С; среднегодовое количество осадков - 1 099 мм. ~ для посёлка Сиреники/Сигенэг, расположенного на 64°25'00'' с.ш. на Чукотке, характерен арктический континентальный климат со следующими характеристиками: t°ср.год. - -3,0°С; t°ср.с.х.м. - -14,8°С; t°ср.с.т.м. - +9,5°С; амплитуда t°ср. составляет 24,3°С; среднегодовое количество осадков - 624 мм. ~ для города Нуук/Готхоб, расположенного на 64°10'30'' с.ш. на о. Гренландия, характерен арктический морской климат с такими характеристиками: t°ср.год. - -1,0°С; t°ср.с.х.м. - -8,6°С; t°ср.с.т.м. - +7,5°С; амплитуда t°ср. составляет 16,1°С; среднегодовое количество осадков - 857 мм. ~ для посёлка Ауюиттук/Грис-Фьорд, расположенного на 76°25'03'' с.ш. на о. Элсмир и имеющего арктический типично-континентальный климат, климатические характеристики следующие: t°ср.год. - -14,6°С; t°ср.с.х.м. - -31,4°С; t°ср.с.т.м. - +3,5°С; амплитуда t°ср. составляет 34,9°С; среднегодовое количество осадков - 183 мм. ~ для посёлка Канаак/Туле, расположенного на 77°28'00'' с.ш. на северо-западе о. Гренландия, и имеющего арктический континентальный климат, климатические характеристики следующие: t°ср.год. - -8,9°С; t°ср.с.х.м. - -23,0°С; t°ср.с.т.м. - +6,6°С; амплитуда t°ср. составляет 29,6°С; среднегодовое количество осадков - 124 мм (больше узнать о климате нашей планеты можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
В западных регионах расселения эскимосов (на юго-востоке Аляски, на о. Кадьяк) люди стали селиться не позднее чем 10 000 лет назад. Сначала это были человеческие популяции т.н. Северной Архаической традиции, которые
позднее сменили люди, принадлежавшие к различным т.н. палеоэскимосским археологическим культурам - таким, как Денби-Флинт; Хорис; Нортон; Ипиутак - на Аляске; Уненен; Чёртов овраг; Токаревская культура - в Северном Приохотье и на Чукотке; пре-Дорсет; Индепенденс I; Саккак; Индепенденс II; ранний Дорсет; средний Дорсет; поздний Дорсет - в Центральной Арктике, на п-ве Лабрадор, на о. Ньюфаундленд и на о. Гренландия. Палеоэскимосские культуры существовали в период времени между 3200 г. до н.э. и 1500 г. н.э.. Предположительно около 2500 г. до н.э. в результате физического и культурного смешения палеоэскимосов Аляски с проживавшими на тихоокеанском побережье Аляски представителями морской культурной традиции Оушен-Бэй возникла Древнеберингоморская археологическая культура, позднее распространившаяся в северном и восточном направлениях; на севере Аляски и на северо-востоке Чукотки она со временем трансформировалась в культуру Бирнирк, а в южной части Чукотки (в районе мыса Наварин и севернее) - в культуру Пунук; эти две археологические культуры были непосредственными предшественницами неоэскимосской культуры Туле, возникшей примерно в IX в. н.э.. на побережье Берингова моря на Аляске и в течение нескольких сотен лет распространившейся оттуда как в западном направлении - на арктическое и берингоморское побережья Чукотки, так и на север и восток - на арктическое побережье Аляски и далее в Центральную Арктику, на п-ов Лабрадор, на острова Канадского Арктического архипелага и на о. Гренландия, до которого люди культуры Туле добрались только к началу XIII века. Палеоэскимосы культуры Дорсет были частично истреблены, а
частично вытеснены эскимосами культуры Туле из мест своего проживания на юг, в зону бореальных таёжных лесов, где их остатки вступили в контакт с жившими там племенами индейцев-атапасков и были ими ассимилированы. Последними представителями палеоэскимосской дорсетской культуры были жители двух островов Канадского Арктического архипелага - о. Саутгемптон и о. Котс - эскимосы-саллирмиут, которые имели смешанное туле-дорсетское происхождение и сохраняли многие элементы дорсетской
материальной культуры (например, они строили овальные в плане длинные
дома из камня и дёрна; не знали каяков, вместо них используя надутые воздухом тюленьи шкуры, из которых делали своеобразные плоты, скрепляя эти надутые шкуры между собой с помощью тюленьих кишок; основной техникой обработки камня у саллирмиут было оббитие/скалывание, а не шлифовка, как у всех других территориальных групп эскимосов; и т.д.), а также говорили на языке, сильно отличавшемся от инуктитута - эскимосского языка своих материковых соседей; саллирмиут дожили до начала ХХ в., однако полностью вымерли к 1903 г. в результате эпидемии брюшного тифа, которым они заразились от экипажа американского китобойного судна. Т.о., носители культуры Туле являются непосредственными предками всех этно-территориальных групп нынешних эскимосов.
В расовом отношении все эскимосы принадлежат к континентальному типу арктической малой расы в составе монголоидной большой расы (кроме эскимосов, к этому типу арктической малой расы относятся также чукчи, кереки, коряки и ительмены, тогда как алеуты являются представителями её островного типа); для расового облика эскимосов юго-западного побережья о. Гренландия характерны некоторые особенности, свидетельствующие о давней метисации их с представителями европеоидной расы (что действительно имело место в первой половине XV в., когда в битве при Эйстрибюгд/Какортоке эскимосы разбили гренландских норманнов, после чего их остатки - старики, женщины и дети - были уведены победителями в свои стойбища и со временем полностью растворились среди эскимосов).
Эскимосы говорят на языках эскимосско-алеутской языковой семьи, которые образуют одну из двух входящих в неё ветвей - эскимосскую (вторая ветвь - алеутская, в которую входит только один язык - алеутский; общий для алеутского и эскимосских языков их язык-предок разделился на праалеутский и праэскимосский языки примерно 4000 лет назад). Типологически языки эскимосско-алеутской языковой семьи являются инкорпорирующими полисинтетическими (т.е. в глагольную основу инкорпорируются части речи (существительные, прилагательные, наречия, и др.) и члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, и т.д.), которые как бы сливаются в единое слово-предложение, например: Igdlossuatsialiorfigssaliarqugamiuk - так выглядит на гренландском языке
предложение - "Велел ему пойти туда, где строился довольно большой дом"). Эскимосская ветвь эскимосско-алеутских языков подразделяется на 3 (три) группы, а именно: А) Инуитская группа, в состав которой входят 4 (четыре) языка: гренландский/калааллисут; инуктитут; инувиалуктун; инупиак; на этих языках говорят эскимосы Гренландии, п-ва Лабрадор, всех о-вов Канадского Арктического архипелага, а также эскимосы северного побережья Аляски; Б) Юпикская группа, в состав которой входят 3 (три) языка: алютиик; юпик; юит; на языках этой группы говорят эскимосы тихоокеанского побережья Аляски и о-вов Кадьякского архипелага, эскимосы берингоморского побережья Аляски и эскимосы Чукотки (кроме тех, которые говорили на языке вутин, пока он не вымер); В) Сиреникская группа, в которую входит 1 (один) язык - вутин, который прекратил своё существование в 1997 г. вместе со смертью последнего человека, который им владел; на этом языке говорили эскимосы посёлка Сиреники/Сигенэг на Чукотке. Языки, входящие в одну группу, ограниченно взаимопонимаемы. Языки из разных групп - взаимонепонимаемы, их носители могут общаться друг с другом только через переводчика или на каком-либо третьем языке, которым владеют (например, носители языков вутин и юит общались друг с другом на чукотском, а позднее - на русском языке.
Характерные особенности традиционной материально-бытовой культуры эскимосов обусловливались климатом и природными условиями территорий их проживания. Обобщающе их можно охарактеризовать следующим образом: это территории с субполярным или полярным климатом и растительным покровом, характерным для тундр различного типа и полярных пустынь соответственно. Поэтому все территориальные
группы эскимосов относились либо к хозяйственно-культурному типу оседлых охотников арктических морских побережий, либо к хозяйственно-культурному типу полукочевых охотников тундры и лесотундры; для тех и других была характерна арктическая материально-бытовая культура (больше узнать о хозяйственно-культурных типах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Исключением являлись две этно-территориальные группы эскимосов, проживавшие в умеренном климате тихоокеанского побережья Аляски - это чугачигмют, населявшие южную половину п-ва Кенай, о. Монтагью и тихоокеанское побережье до нижнего течения реки Коппер-Ривер на юге, и кикертармют/сугпиак, населявшие острова Кадьякского архипелага и расположенное напротив островов этого архипелага побережье полуострова Аляска. Эскимосы-чугачигмют относились к хозяйственно-культурному типу рыболовов бассейнов больших рек и морских берегов умеренного пояса и по своей культуре были очень близки индейцам северо-западного побережья Северной Америки, тогда как эскимосская арктическая культура была ими практически полностью утрачена, а эскимосы-кикертармют по своей материально-бытовой и нематериальной культуре были практически идентичны алеутам, чья культура была теснейшим образом связана с морем и сильно отличалась от арктической культуры эскимосов. Эти этно-территориальные группы эскимосов были описаны в двух тематических статьях, ранее размещённых на нашем канале:
Все остальные этно-территориальные группы эскимосов жили на территориях, где господствовал арктический и субарктический климат и произрастала полярнопустынная, тундровая и лесотундровая растительность. Животный мир этой природной зоны характеризуется ограниченным видовым составом, а именно: такие виды, как белый медведь, полярный подвид волка, росомаха, песец, горностай, северный олень/карибу - распространены циркумполярно (повсеместно в пределах описываемой природной зоны); овцебыки обитают на севере Аляски, в материковой и островной частях Центральной Арктики, а также на о. Гренландия; снежный баран распространён в горных местностях Чукотки, а снежный баран Далла - в аналогичных местообитаниях северной части Аляски; заяц-беляк также водится на Чукотке, а в американской Арктике встречается близкий ему вид - полярный беляк; только на Чукотке живут северная пищуха и
длиннохвостый суслик, и циркумполярно встречаются различные виды леммингов. Из птиц в Арктике круглогодично живут только три их вида - полярная сова, белая куропатка и пуночка, все остальные виды птиц встречаются только в сезон гнездования: это чистики, кайры, ипатки, топорки, бакланы, гагары, чайки, несколько видов гусей (белый, гуменник, чёрная казарка и др.), разные виды куликов, журавлей, хищных птиц (кречет, сапсан, орлан-белохвост), вороны, и др..
Реки и озёра богаты рыбой (лососёвые, сиговые, и др.), а арктические моря богаты морским зверем - в них обитают: китообразные - серый кит (в водах, омывающих Чукотку и Аляску), гренландский кит, горбатый кит, косатка, белуха (циркумполярно), нарвал (в водах американской Центральной Арктики), ластоногие - морж, обыкновенный тюлень (в водах, омывающих Чукотку, Аляску, о. Гренландию и острова восточной части КАА и северо-запад п-ва Лабрадор), гренландский тюлень (в водах, омывающих п-ов Лабрадор, о. Гренландия, о. Баффинова Земля, о. Саутгемптон, о. Котс, и в водах Гудзонова залива), ларга, крылатка (в водах, омывающих Чукотку и Аляску), хохлач (в водах, омывающих север п-ва Лабрадор, о. Гренландия, о. Элсмир и о. Баффинова Земля), морской заяц/лахтак, кольчатая нерпа (повсеместно циркумполярно), сивучи, морские котики (в водах Берингова моря).
Основой системы жизнеобеспечения всех этно-территориальных групп эскимосов от Чукотки до о. Гренландия была охота на морского зверя; охота на наземных животных и птиц, а также морское и речное рыболовство и собирательство играли у них второстепенную роль. Исключением являлись т.н. эскимосы карибу, которые жили в глубине материка, занимая покрытый тундровой растительностью треугольный выступ между впадающей в Гудзонов залив рекой Черчилл на юго-востоке, впадающей в залив Коронейшен рекой Коппермайн на северо-западе, и основанием п-ова Мелвилл на северо-востоке; эскимосы карибу никогда не выходили к морскому побережью, и главной составляющей их системы жизнеобеспечения являлась охота на оленей карибу, а в качестве
дополнительного источника получения пищи выступала охота на овцебыков, зайцев, куропаток, гусей, и т.д., а также речное и озёрное рыболовство и наземное собирательство. Охота на морского зверя (у эскимосов карибу - на оленей) обеспечивала эскимосов всем необходимым, а именно: пищей - как людей, так и ездовых собак; одеждой и обувью (они шились из шкур животных); также из шкур животных изготавливали покрывные полотнища для летних жилищ, мешки для хранения домашней утвари, покрытия для обтяжки лодок - каяков и умиаков, постромки для собачьих упряжек, лини для крепления гарпунов, ремни для скрепления между собой составных частей жилищ, нарт и плавсредств; из сухожилий делали нитки; из кишок шили непромокаемую промысловую одежду; кости китов использовались для постройки жилищ, а китовый или тюлений жир - для освещения и обогрева этих жилищ, и т.д.. Успех или неуспех на охоте определял, будут ли люди того или иного поселения жить или они умрут от голода, холода и т.д., поэтому ко всему, что так или иначе связано с обеспечением результативности охоты, в эскимосском социуме подходили очень серьёзно и ответственно. Например, у эскимосов есть пословица: "Слава охотника - в руках его жены"; смысл её заключается в том, что никакой, даже самый удачливый, умелый и опытный охотник не сможет добыть зверя и при этом остаться живым и здоровым, если не будет экипирован в качественно сшитую одежду из хорошо выделанных и тщательно подогнанных шкур тюленей, белого медведя, оленей карибу; пошив такой одежды и являлся основной задачей и значимым вкладом эскимосской женщины в обеспечение выживания как членов своей семьи, так и всех жителей селения. Одеждой охотника были: штаны до колен из шкуры белого медведя или оленя, длинные меховые чулки из оленьего камуса (камус - это шкура с ноги оленя) до колен мехом внутрь, сверху на чулки надевались камики - меховые сапоги из нерпичьей шкуры мехом наружу; на верхнюю часть тела надевалась рубаха из птичьих шкурок
или из шкуры тюленёнка-белька, поверх неё - короткий (чуть ниже поясницы) двухслойный анорак/кухлянка из шкуры тюленя или оленя мехом внутрь и мехом наружу, с капюшоном и пришитыми к нижней части рукавов меховыми рукавицами. В такой одежде охотник мог часами неподвижно стоять на жестоком морозе над лункой-продушиной во льду, ожидая, когда тюлень выставит из неё нос, чтобы подышать - сохраняя при этом послушность мышц для нанесения единственного точного удара гарпуном в очень короткий промежуток времени. Это было возможно только тогда, когда одежда охотника была тщательно проверена на предмет наличия в ней незаметных глазу мелких отверстий, образовавшихся вследствие разрывов, протёртостей, разошедшихся швов и т.д., чем и занималась жена охотника перед каждым его выходом на охоту, в случае обнаружения таких изъянов сразу же устраняя их, т.к. наличие даже маленькой дырочки в одежде давало доступ морозу к телу охотника, что в условиях многочасового неподвижного стояния над лункой в ожидании тюленя грозило ему обморожением и резко снижало шансы на успешный результат самой охоты.
Большую часть года морские воды в местах проживания эскимосов были скованы льдом, поэтому основными способами охоты на морского зверя были такие, как описанный выше способ охоты возле дыхательных лунок тюленей (он назывался "выжидание"), и второй распространённый способ охоты на тюленей, отдыхающих на льду - он назывался "подползание" и заключался в том, что охотник подползал по льду к тюленю на расстояние, с которого он мог прицельно бросить гарпун - т.е. на 10 м или ближе - и во время подползания к тюленю имитировал движения и поведение тюленя; такое подползание начиналось примерно с расстояния около 350 м от отдыхающего на льду тюленя/группы тюленей и могло длиться до 3-х часов и более. Также эскимосы охотились на тюленей с кромки льда, расставляя на определённых участках подо льдом сразу возле кромки сети, сплетённые из китового уса, в которых и запутывался тюлень; этот способ был менее распространён из-за того, что далеко не везде и не всегда имелись необходимые для его применения условия.
В короткий летний период, когда море освобождалось от ледового панциря, для охоты на морского зверя эскимосы использовали каяк - сделанную из деревянных планок (для её изготовления использовался плавник - деревья и их части, вынесенные морем на берег) или из частей оленьих рогов (там, где не было плавника), связанных между собой ремнями из тюленьей кожи, и обтянутую тюленьими (у эскимосов карибу - оленьими) шкурами узкую и низкую лодку, на которой эскимосские охотники выходили в море и охотились на тюленей, белух и нарвалов. Для охоты на моржей и китов использовали умиак - большую открытую лодку, каркас которой, так же как и каркас каяка, был сделан из плавника, а обтянут шкурами моржа или сивуча. Гребцами на умиаках всегда были женщины, на рулевом весле сидел пожилой мужчина, а охотник с гарпуном наготове находился на носу умиака и высматривал потенциальную добычу; кроме женщин-гребцов, рулевого и гарпунщика, в умиаке обычно было ещё двое охотников - помощников гарпунщика. У гренландских и лабрадорских эскимосов один из находящихся в умиаке охотников был облачён в т.н. "одежду для прыжка" - сшитый из кишок моржа комбинезон, который затягивался ремешками вокруг лодыжек, кистей и вокруг лица, что делало его совершенно водонепроницаемым; его надували воздухом через трубку, вставленную в специальное отверстие на груди; охотник в таком надутом комбинезоне прыгал за борт умиака с копьём в руке и на плаву
добивал ещё живого кита, а затем сразу же приступал к разделке китовой туши прямо в воде. Китовый жир запасали впрок в больших количествах и хранили в пузырях из моржовых и сивучьих желудков, а китовое и моржовое мясо квасили в ямах. Охота на кита и особенно - на моржа была очень опасной, однако же и наиболее значимой для обеспечения выживания людей долгой арктической зимой.
Для эскимосов карибу наиболее значимыми событиями в году были раннелетняя и позднеосенняя миграции оленей карибу, которые в первой половине арктического лета покидали леса и шли к северному морскому побережью, где ветер с моря препятствует нападению комаров и мошек на оленей, а осенью возвращались обратно в леса. Во время этих миграций эскимосы карибу устраивали масштабные облавные и загонные охоты, в которых принимали участие все, в том числе старики, женщины и дети в качестве загонщиков, которые махали руками, кричали и завывали, заставляя оленей бежать туда, где охотники устроили на них засаду. Также эскимосы карибу били оленей во время их переправ через реки, догоняя плывущих оленей на каяках и закалывая копьями. Оленину заготавливали впрок различными способами. В зимнее время, когда оленей карибу в тундре не было (а в леса эскимосы не заходили), основным объектом охоты становились овцебыки; охотились также на зайцев, белых куропаток, а также ловили подо льдом рыбу. Также все группы эскимосов ловили в реках идущих на нерест рыб лососёвых пород. Рыбу ловили сетями, сачками, а крупную рыбу били острогой или стреляли из лука. Охота на птиц не была распространена повсеместно - она имела некоторое значение только для эскимосов Гренландии и п-ва Лабрадор, а также для эскимосов Чукотки и берингоморского побережья Аляски. Для чукотских и аляскинских, а также для лабрадорских эскимосов довольно важное значение имело также морское собирательство на литорали во время отлива - объектами его были различные виды двустворчатых и брюхоногих моллюсков, крабы, съедобные виды водорослей. Объектами летнего и осеннего сухопутного собирательства служили различные луковичные растения, а также местные тундровые ягоды (разные в разных местах) - черника, голубика, водяника, костяника, брусника, княженика, толокнянка, морошка; их заготавливали впрок, перемешивая с тюленьим жиром.
Традиционные эскимосские жилища подразделялись на зимние и летние. На большей части территории, населённой эскимосами, в качестве зимнего жилища использовалась полуземлянка - постройка из природного камня, на 1/2 высоты заглублённая в землю; перекрытиями такой полуземлянки служили китовые рёбра, которые накрывали тюленьими шкурами, сверху которых укладывали толстый слой из мелкопорубленных веток кустарника, поверх которого опять закреплялись тюленьи шкуры, поверх которых укладывали дёрн. Такая полуземлянка имела два варианта входа/выхода - зимний (подземный) и летний (надземный); жилища этой и похожих конструкций были распространены на Чукотке, на севере Аляски, в районе дельты реки Маккензи и на п-ве Лабрадор. На восточном и юго-западном побережье о. Гренландия под влиянием гренландских скандинавов эскимосы стали возводить полностью надземные дома из камня, размером примерно 7 м × 18 м, с вымощенным плоскими камнями полом, с потолком высотой около 2,5 м и крышей из дёрна; в каждом таком доме проживало несколько семей. В центральной и южной частях Аляски, где лесотундра переходила в тайгу, строили полуземлянки из дерева - по углам ставили четыре деревянных столба, а пространство между ними зашивали расщеплёнными жердями или досками; крыша делалась костром из брёвен, в её центре оставляли отверстие для выхода дыма - квадратное окно; пол был дощатый, с неглубокой ямой в центре, в которой помещался очаг с открытым огнём; в жилище заходили и выходили из него через длинный подземный коридор. Что касается эскимосов центральной части Арктики, живущих на побережье восточнее мыса Батерст вплоть до Гудзонова залива, эскимосов карибу, и островных эскимосов Канадского Арктического архипелага - то их зимним жилищем были сделанные из снежных блоков хижины - иглу. Обычно иглу имеет 4-5 м в диаметре на уровне пола и около 2 м в высоту в центре жилища; в хижину можно войти через снежный туннель, имеющий высоту около 1,5 м, который заканчивается люком в полу хижины, через который можно попасть внутрь; в иглу, которые используются как постоянные зимние жилища, внутреннюю поверхность стен и потолка покрывают тюленьими шкурами, которые закрепляют в этом положении с помощью коротких ремней из шкуры тюленя, пропущенных через снежные стены и потолок и закреплённых снаружи с помощью костяных палочек; в таких утеплённых иглу температура достигает +18°С - +20°С, тогда как в иглу без внутренней покрышки температура не поднимается выше чем до +3°С - +5°С (обычно иглу без внутренней покрышки использовались лишь в качестве временных жилищ в охотничьих экспедициях или при переездах зимой на большие расстояния). Иглу, как и другие типы зимних жилищ эскимосов, освещались и обогревались с помощью жирников - ламп-плошек, выдолбленных из мыльного камня, в которых горел фитиль из мха, плавающий в тюленьем или китовом жире; эскимосы карибу не пользовались жирниками, а использовали сальные свечи из мха, пропитанного растопленным оленьим салом. Иглу без внутренней покрышки с зажжёнными внутри жирниками излучают мягкое розовое свечение и ночью видны с расстояния около 1 км, тогда как иглу с внутренней покрышкой пропускают свет только в местах соединения шкур, поэтому такие иглу излучают слабое рассеянное голубовато-зеленоватое свечение, и их можно видеть в ночное время с расстояния не более 300 м.
Летним жилищем большинства территориальных групп эскимосов были палатки, остов которых состоял из жердей (или из распаренных в горячей воде, выпрямленных и связанных между собой оленьих рогов), которые покрывались полотнищами из сшитых нерпичьих или оленьих шкур. Обычный размер летнего жилища эскимосов - это 4 м × 6 м, высота потолка возле входа - 2,5 м, возле задней стенки - 1,5 м.
Для транспортировки различных грузов эскимосы использовали два вида транспорта - водный (это уже упоминавшийся выше умиак - беспалубная лодка длиной от 8 м до 20 м, представляющая собой деревянный каркас, обтянутый шкурой моржа, лахтака или сивуча; умиак в зависимости от своего размера мог брать на борт от 1 т до 4 т груза или 12 - 25 человек; умиаки использовались в тёплый период года для перемещения людей и грузов на дальние расстояния, а также для охоты на моржей и китов), и наземный (нарты разной конструкции, в которые запрягали собак; на Чукотке и Аляске собак запрягали цугом (гуськом (с двумя потягами, между которыми и впрягались одна за одной собаки; этот способ был распространён на юго-западе Аляски); попарно или попеременно/ёлочкой), тогда как в Центральной Арктике, на п-ве Лабрадор и на о. Гренландия собак запрягали веером; на нартах транспортировали к стойбищу охотничью добычу, а также совершали путешествия на длинные расстояния; нарты использовались для перевозки грузов и путешествий
круглогодично). Для передвижения по глубокому снегу использовались ступательные лыжи-ракетки.
Мужская и женская одежда эскимосов имела почти одинаковый покрой; отличительными чертами женской одежды были: наличие длинной нательной рубашки, доходящей нижним краем до середины бёдер, с хвостовидным удлинением сзади; эта рубашка шилась из тонкой, выделанной до состояния замши кожи оленёнка или тюленёнка, или из птичьих шкурок, с которых были удалены перья; на женском анораке/кухлянке, в отличие от мужского, имелись удлинения в виде закруглённых мысков сзади и спереди, также сзади имелся вшитый кожаный мешок для переноски грудного ребёнка, и женский анорак всегда украшался вышивкой из оленьего волоса или аппликациями из меха разных цветовых оттенков. В хорошо натопленном помещении женщины находились практически обнажёнными - из предметов одежды на них оставались только короткие кожаные натазники, напоминающие по форме пляжные купальные плавки, а мужчины оставались в одних штанах до колен.
Главным и почти единственным компонентом эскимосской диеты являлось мясо морских животных (мясо оленей карибу - у эскимосов карибу), периодически дополняемое мясом наземных животных (белых
медведей, овцебыков, снежных баранов, зайцев, и др.), птиц (белых куропаток, гусей, тупиков, кайр, топорков, гагар, бакланов, и т.д.), а также морской и/или
речной рыбой, а у эскимосов Лабрадора, Аляски и Чукотки - и морепродуктами (моллюсками, крабами, съедобными водорослями); ягоды и съедобные луковичные растения составляли очень незначительную долю в их рационе. Отличительной особенностью эскимосской диеты было полное
отсутствие в ней соли и очень большое потребление воды. Мясо потребляли в сыром (парном), замороженном, сушёном, варёном и варёном из квашенного (квасили в ямах только мясо кита и моржа) видах. Именно эта диета являлась основой физического здоровья эскимосов, которые в доконтактный период не болели такими болезнями, как туберкулёз, сахарный диабет, кариес (люди сохраняли все свои зубы до конца жизни), сердечно-сосудистые заболевания, и т.д..
Общественный строй эскимосов в доконтактный период был первобытно-общинным, при этом кровнородственных родов у них уже не существовало, и основной общественной единицей была соседская община, т.е. люди, жившие в одном селении/стойбище. Это было обусловлено тем, что в процессе освоения бескрайних просторов Арктики кровнородственные связи между членами рода утрачивались, роды распадались и перемешивались друг с другом, и т.д., и жителей мелких и мельчайших стойбищ зачастую отделяли друг от друга сотни, а то и тысячи километров скованных холодом и покрытых льдом и снегом безлюдных пространств, и только члены соседской общины/стойбища представляли собой реальную и единственную социальную единицу, которая состояла из нескольких семей и практически ничем не была связана с другими подобными общинами. Каждая соседская община полностью обеспечивала себя всем необходимым для жизни (или не обеспечивала, но тогда она
быстро прекращала своё существование): всё необходимое для жизни людям давала охота на морского зверя или на оленей карибу; между полами существовало чёткое разделение труда - мужчины охотились и ловили рыбу, занимались изготовлением орудий труда и хозяйственной утвари (гарпунов, копий, луков и стрел, охотничьих ловушек, ножей, каменных жировых ламп-плошек, дубили обработанные женщинами шкуры, и т.д.), постройкой жилищ, изготовлением лодок (умиаков и каяков) и нарт, лыж-ракеток и сбруи/постромок для ездовых собак, занимались резьбой по кости и камню; женщины принимали участие в охоте на китов в качестве гребцов на умиаках, занимались транспортировкой освежеванной охотником добычи в стойбище, обрабатывали шкуры (с помощью специального женского ножа с полукруглым лезвием и рукояткой посередине - улу - соскабливали со шкур остатки мяса и жира и в случае необходимости удаляли шерсть), шили одежду и обувь для всей семьи, а также сшивали из шкур покрышки, которыми покрывались летние жилища и обтягивались лодки - умиаки и каяки, шили из шкур одеяла, спальные мешки, мешки для хранения вещей, и т.д., готовили пищу и ухаживали за детьми, и т.д.. Охотничья добыча - как взятая на коллективной, так и на индивидуальной охоте - распределялась между всеми жителями стойбища, включая стариков, вдов и сирот, никто не оставался голодным. В экстремальных условиях жизни в постоянной борьбе с холодом и голодом взаимопомощь людей в общине была основой её выживания, а благополучие общины имело приоритет над личными интересами отдельной семьи и, тем более - отдельного индивидуума. Любые конфликтные ситуации разрешались только мирным путём, не предполагавшим смерти или увечья кого-либо из членов общины, каждый из которых был либо охотником, добывающим пищу для общины, либо женщиной, которая рожает новых членов общины и шьёт промысловую одежду для охотников общины. Поэтому в случаях каких-либо конфликтов они решались с помощью такого действа, как "песенный бой", когда человек, имеющий какие-то обиды и претензии к другому человеку, вызывал его на песенное состязание, которое происходило при полном собрании всех жителей стойбища. В их присутствии истец в импровизированной форме пел обличительную песню, в которой формулировал свои претензии к ответчику в саркастически-сатирическом ключе, одновременно высмеивая и обличая его; песня сопровождалась пляской её исполнителя под аккомпанемент бубна. После окончания обвинительной песни обвиняемый/ответчик пел свою защитительную песню, в которой в той же саркастически-сатирической манере приводил контраргументы и опровержения на обвинения из песни своего оппонента. Такой "песенный бой" мог длиться часами, и в подавляющем большинстве случаев он заканчивался примирением сторон, которые становились по отношению друг к другу "ивингарит" - "друзьями песенного боя", и в дальнейшем поддерживали тесные дружеские отношения.
У эскимосов не было ни вождей, ни глав семей или кланов - т.е. людей, имеющих власть и право управлять тем или иным сообществом людей, а положение в социуме любого человека определялось только и исключительно его личными качествами и собственными достижениями в той или иной области (например, добычливый охотник, приносящий в стойбище много добычи, или искусная мастерица, умеющая шить частыми и ровными стежками тёплую промысловую одежду для охотников - пользовались уважением всех жителей стойбища); к мнению таких людей прислушивались, но не более того. А вот общественное мнение играло огромную роль в жизни эскимосской соседской общины, и все члены общины вынуждены были подчиняться общим решениям по тому или иному вопросу, даже если личные интересы человека или отдельной семьи при этом страдали - в экстремально суровых условиях Арктики благо общины всегда было в приоритете по сравнению с благом отдельной её части - семьи или индивидуума. Особенно наглядно это проявлялось в периоды голода, когда сезон летне-осенней охоты был неудачным, и люди не смогли сделать запасов на зиму, а зимняя охота тоже не была удачной - тогда для сохранения общины добровольно уходили из жизни сначала старики и старухи; если ситуация продолжала ухудшаться, то община умерщвляла всех детей допубертатного возраста, оставляя в живых только старших подростков, уже способных охотиться и иметь детей; таким образом ради продолжения существования общины (т.е. общего блага) жертвовали жизнями тех её членов, которые уже (старики) или ещё (дети) не могли ничем помочь общине выжить здесь и сейчас, кроме как уменьшить общий расход пищи в общине, уйдя из жизни. А община, если ей всё-таки удавалось пережить голод - быстро восстанавливала свою численность. Американский писатель Джек Лондон очень хорошо и достоверно описал такую ситуацию в своём рассказе "Закон жизни".
У эскимосов бытовал парный моногамный брак с исключениями в случаях возникновения ситуаций необходимости применения левирата, когда у мужчины появлялась вторая жена - ею становилась вдова его родного брата, погибшего на охоте. Проживание молодой семьи после заключения брака могло быть как патри-, так и матрилокальным, а также неолокальным, счёт родства был билинейным (по линиям обоих родителей), развод был лёгок и возможен по инициативе любой из сторон, дети при разводе оставались с матерью. В семье мужчина и женщина были абсолютно равноправны. У эскимосов Аляски были распространены т.н. мужские дома - кажимы, в которых мужчины селения проводили большую часть времени, свободного от охоты, рыбной ловли и другой деятельности вне стойбища; там они отдыхали, общались, ели, спали и делали те виды работ, которые можно производить в помещении; в кажимах также проводились и общие праздники.
Религиозные представления эскимосов - это анимизм, т.е. вера в духов-хозяев той или иной стихии или аспекта жизни. Например, дух земли Пинг воплощает в себе магическую силу природы, которая периодически проявляется в различных природных явлениях, в т.ч. в стихийных бедствиях - бурях, штормах, ураганных ветрах, наводнениях, и т.д.; дух моря - Седна, или Морская хозяйка (у эскимосов карибу её место занимает Мать карибу - дух-хозяйка всех оленей карибу на земле, подательница жизни, посылающая людям несметные стада оленей для охоты на них) - управляет морскими ветрами, ледовой обстановкой на море, и всеми морскими животными, которых именно она и посылает людям для того, чтобы люди на них охотились; если же люди нарушают запреты, то Морская хозяйка гневается и перестаёт посылать людям тюленей, моржей, белых медведей и китов - и в стойбищах начинается голод; хозяином льда, снега и снегопадов, а также покровителем детских душ был Лунный человек, который по просьбе шамана посылал детские души на землю для того, чтобы у бездетных женщин рождались дети, и род эскимосов на земле никогда не прерывался; и т.д.. Для общения с этими и другими духами у эскимосов имелись шаманы, перед которыми стояло множество конкретных задач, а именно: они должны были уметь ставить диагнозы и исцелять больных, с помощью своих духов-помощников выяснять судьбу пропавших без вести охотников, предпринимать экстраординарные меры по умилостивлению духов-хозяев в случаях возникновения различных неблагоприятных обстоятельств - таких, как затянувшаяся снежная буря, блокада плавучими льдами побережья, не позволяющая охотникам выйти в море, или длительный сильный шторм, и т.д. - душа шамана для этого должна была совершить путешествие в место, где находится тот или иной дух-хозяин - и там договориться с ним о помощи людям, и т.д.. Шаманы пользовались уважением и авторитетом в общинах, и к их мнению прислушивались.
Мифология и фольклор эскимосов богаты и разнообразны; они достаточно сильно отличаются у эскимосов Чукотки и Аляски - с одной стороны, и у эскимосов островов Канадского Арктического архипелага, эскимосов карибу, эскимосов п-ва Лабрадор и о. Гренландия - с другой. У первых (как и у индейцев Северо-Западного побережья Северной Америки и у насельников Северо-Восточной Сибири - чукчей, кереков, коряков и ительменов) существует целый цикл космогонических и других мифов о Вороне - демиурге, культурном герое и трикстере, тогда как у вторых таких мифов нет. Зато среди эскимосов Центральной и Восточной Арктики широко распространён цикл исторических преданий о туниитах - народе, жившем на этих землях до того, как на них с запада пришли эскимосы; по мнению учёных, эти предания рассказывают о встречах и взаимодействии предков нынешних эскимосов с палеоэскимосами культуры Дорсет, которых они частично истребили, частично вытеснили с занимаемых теми территорий на юг, а частично ассимилировали. У эскимосов юго-западного и восточного
побережья о. Гренландия имеются исторические предания о меновой торговле и столкновениях с жителями скандинавских поселений - Эйстрибюгд, Мидбюгд и Вестрибюгд (эти предания подтверждаются наличием многих скандинавских элементов в материальной культуре гренландских эскимосов, которые были ими заимствованы у скандинавов - например, таких, как наземные дома из камня, крытые дёрном, пилы из китового уса, лучковые свёрла, клёпочные бочки, гарпуны скандинавского типа, и др.), а также о последней битве со скандинавами, в которой те были побеждены эскимосами, а их женщины и дети - уведены в стойбища победителей, где они влились в состав эскимосских общин и ассимилировались (о чём свидетельствуют данные антропологических исследований - краниометрических, трихологических, дентологических и др., которые подтверждают наличие у гренландских эскимосов западного и восточного побережья давней метисации с представителями европеоидной расы).
Среди эскимосов были распространены такие формы изобразительно-прикладного искусства, как резьба по кости, рогу и камню - среди мужчин, меховая аппликация и узорно-орнаментальная вышивка - среди женщин, узорная татуировка - у представителей обоих полов.
Как мы знаем, на североамериканском континенте представителями хозяйственно-культурного типа охотников арктических морских побережий являются только эскимосы и родственные им алеуты, тогда как в Северо-Восточной Азии к этому хозяйственно-культурному типу относятся, кроме азиатских эскимосов, также кереки и береговые субэтносы чукчей, коряков и эвенов. Данные археологических раскопок на побережье Ледовитого океана и Берингова моря и топонимика природных объектов на этих территориях свидетельствуют о том, что ранее там, где сейчас живут береговые чукчи - жили эскимосы. Это подтверждает и изучение чукотских устных преданий о чукотско-эскимосских войнах, в которых чукчи всегда выступают как оленеводы, которые нападают на оседлых приморских жителей - эскимосов, захватывают у них добычу - шкуры морских животных и запасы китового жира - и уводят в плен людей, которых обращают в рабство и заставляют пасти своих оленей. Другие сказания чукчей повествуют о том, как потерявшие в результате наступления тех или иных неблагоприятных обстоятельств своих оленей чукчи поселяются на берегу моря в селениях эскимосов и начинают заниматься охотой на морского зверя. И хотя точно датировать чукотские сказания очень трудно, учёные предполагают, что в них говорится о событиях, имевших место во временном промежутке между XIII и XVII вв.. Это подтверждают и сведения, содержащиеся в документах, составленных русскими землепроходцами (например, в челобитных Семёна Дежнёва от 1648 г., 1655 г., 1662 г. и др.), где упоминаются эскимосские поселения, которые по составу жившего в них населения к началу XIX в. были уже чукотскими. Т.о. можно сделать вывод, что на протяжении нескольких сотен лет на Чукотке происходил медленный процесс слияния азиатских эскимосов с чукчами посредством языковой (но не культурной) ассимиляции эскимосов чукчами с одновременным заимствованием ими основных
компонентов материально-бытовой культуры, умений и навыков, необходимых для охоты на морского зверя, а также всех обрядов и праздников, связанных с морем и зверобойным промыслом - от эскимосов. Что же касается берегового субэтноса коряков, то его формирование происходило примерно в тот же промежуток времени, что и формирование субэтноса приморских чукчей, однако коряки ассимилировали не эскимосов культуры Туле, как это происходило на Чукотке, а представителей одной из культур-предшественниц культуры Туле, а именно - палеоэскимосов культуры Пунук. Это же относится и к береговому этносу кереков - северным соседям приморских коряков. Что же касается приморского субэтноса эвенов, то он начал формироваться не ранее начала XVII в. в результате языковой ассимиляции эвенами южных
групп приморских коряков охотского побережья с одновременным заимствованием от них способов и приёмов охоты на морского зверя и многих элементов их материально-бытовой культуры.
В настоящее время численность эскимосов составляет более 180 000 человек (в том числе 1 657 человек - в России). В разных странах своего проживания они в разной степени интегрированы в современный социум: в некоторых местах они продолжают вести традиционный образ жизни охотников на морского зверя, тогда как в других местах ведут жизнь современных рабочих, служащих, бизнесменов и т.д.. Наиболее далеко отошли от образа жизни своих предков эскимосы о. Гренландия - автономной области в составе королевства Дания, пользующейся широчайшей автономией во всём, кроме валютной политики, внешней политики и обороны. Гренландские эскимосы, которых насчитывается примерно 67 000 человек (из них около 16 000 человек проживают на территории материковой Дании) в настоящее время мало чем отличаются по образу жизни и по структуре своего социума от таких малых этносов Северной Европы, как фарерцы и исландцы. Основная часть населения Гренландии, на 90% состоящего из эскимосов, проживает в городах и посёлках современного уровня и занята в таких сферах деятельности, как промышленный лов рыбы и креветок (Гренландия занимает одно из ведущих мест в мире по экспорту натуральных (не выращенных в искусственных условиях садков) креветок), добыча полезных ископаемых (цинковая и свинцовая руда, криолит), гидроэнергетика, строительство, судостроение и судоремонт, рыбоконсервная промышленность, сфера услуг (в т.ч. туризм), и т.д.. Традиционный образ жизни охотников на морского зверя продолжают вести около 1 000 человек т.н. полярных эскимосов, живущих на п-ве Хейс на северо-западе Гренландии, и некоторая часть (не более 3 000 - 4 000 человек) эскимосов, живущих в других частях острова; при этом охотники используют все достижения современной науки и техники - моторные лодки, снегоходы, современное огнестрельное оружие, мобильную связь, и т.д.. В Гренландии официальным языком является гренландский язык - на нём ведётся преподавание в школах, колледжах и университете, ведётся теле- и радиовещание, Inatsisartut - однопалатный парламент Гренландии - пользуется им в качестве рабочего языка, и т.д.; гренландским в той или иной степени владеют также все постоянно живущие на острове датчане.
Вторым языком, который в обязательном порядке изучается в школах, является датский, которым свободно владеет около 82% эскимосского населения острова; в городах и крупных посёлках многие хорошо владеют также английским языком, который изучается в школах как первый иностранный язык. В культурном измерении Гренландия, географически будучи частью Северной Америки, на протяжении последних 700 лет находится в тесном взаимодействии с Северной Европой, несомненно являясь неотъемлемой частью её истории и культуры, начиная с эпохи викингов и до настоящего времени.
Вот и подошёл к концу наш рассказ об эскимосах - уникальном этносе, который единственный в мире смог освоить огромные территории высокой Арктики, где царит климат арктических пустынь, а полярная ночь длится несколько месяцев в году. Современная человеческая цивилизация многим обязана непосредственно эскимосам - именно от них была заимствована такая важная составляющая технологии освоения человеком различных неблагоприятных сред (Арктики и Антарктики, океанского дна, космоса), как концепция одежды-дома, которая защищает человека от вредоносного воздействия разрушительных факторов внешней среды и даёт возможность, находясь в этой среде, выполнять все необходимые действия и получать нужные людям результаты. Именно эскимосский комплекс глухой меховой одежды, воздвигающей непреодолимый барьер между телом человека и жестоким морозом вовне, стал концептуальной основой появления скафандра, ограждающего находящегося внутри него человека от смертельной для него внешней среды - вод океанских глубин или безвоздушного космического пространства, но дающего возможность для манипуляций. Также от эскимосов были заимствованы такие предметы их материальной культуры, как снежный дом - иглу, как каяк/байдарка, как спальный мешок, и др.. Но основная заслуга эскимосов перед человечеством состоит в другом, а именно - в том, что они самим своим существованием в Арктике на протяжении тысяч лет являют всему миру яркий пример удивительной стойкости и безграничной творческой изобретательности человека в его противодействии невзгодам и опасностям враждебной к нему окружающей среды, успешно противостоя страшному одиночеству бескрайних белых пространств. И именно поэтому этот маленький, но стойкий и неунывающий самый северный в мире народ - достоин всяческого уважения.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Читайте также:
и другие статьи на нашем канале.
Желаем вам приятного и познавательного чтения!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!