Что такое мигрень и как с ней жить: советы невролога
Мы всё чаще слышим слово «мигрень». Но что это такое на самом деле — болезнь, симптом или просто синоним головной боли? И почему страдают от неё не только офисные работники?
Об этом в эфире «Вечернего канала Прима» рассказала Анна Добросмыслова, невролог Федерального научного клинического центра ФМБА России.
Мигрень — это просто сильная головная боль?
Мигрень — это первичная головная боль, то есть самостоятельное заболевание, а не следствие других проблем.
Это генетически обусловленная особенность работы нервной системы, когда в зоне взаимодействия нерва и сосуда происходит перевозбуждение. Боль при этом движется словно волна — от затылка ко лбу.
У офисных работников она встречается чаще только потому, что у них больше факторов, которые могут спровоцировать приступ.
Что провоцирует мигрень?
Триггеры бывают разные:
— стресс,
— нерегулярное питание (если не поесть или переесть),
— нарушение сна (недосып или, наоборот, пересып),
— определённые продукты — вино, выдержанные сыры, орехи.
— Даже банальные «пищевые привычки» могут сыграть роль.
Как отличить мигрень от обычной головной боли?
Мигрень — это и есть головная боль. У нас есть несколько видов головной боли, на самом деле их очень-очень много, но мигрень — самая распространённая головная боль, это первичная головная боль.
И вот сейчас я озвучу некую боль специалистов, которые занимаются головной болью. Это не патология сосудов, это не остеохондроз, это отдельное заболевание, повторюсь, которое генетически обусловлено. Там есть некая особенность перевозбуждения в зоне, где находится нерв и сосуд, и идет некий марш по голове, вот эта вот боль, которая идет от затылка ко лбу и имеет определенные специфические проявления.
А вот головная боль, про которую вы говорите, чаще всего это головная боль напряжения, у офисных работников она как раз бывает, связана с переутомлением, особенностью положения и стрессовым фактором, одной из ключевых вещей.
Что еще из симптомов может быть? Может ли быть температура?
Нет, точно нет. Прежде всего, так как это первичная головная боль, она сама по себе возникает, то это проявляется в виде головной боли, которая имеет среднюю или высокую интенсивность, которая увеличивается при физической нагрузке.
И обычно вот эти два симптома — это основные, и мы уже можем заподозрить мигрень.
Иногда бывает такое проявление, как аура. То есть перед приступом головной боли появляются, допустим, какие-то вспышки перед глазами или чувство онемения. Человек может хуже выговаривать какие-то слова. Это инсультоподобные вещи.
Порой очень сильно пациентов пугают, но тут важный момент, что сначала аура, она идёт где-то до часа, и потом появляется выраженная головная боль.
И мы про мигрень говорим, когда повторяется вот таких пять приступов. То есть после этого не было инсульта, всё это проходило, на следующий день всё замечательно, то да, мы будем думать о мигрени.
А если приступ был один? Нужно сразу идти к врачу?
Да, лучше с врачом дружить, потому что, как минимум, мы позволяем не сеять панику. Пациент находится под крылом врача, и я всегда говорю своим пациентам о том, что я как Вергилий должна их провести через все круги ада для того, чтобы мы дошли до светлой точки, где у нас все хорошо и все спокойно. Поэтому лучше всего, конечно, обратиться к врачу для того, чтобы врач понимал, что мы имеем в виду, объяснил все нюансы, помог купировать приступы, допустим, если они уже будут появляться дальше.
К тому же у всех пациентов с мигренью должна быть «святая обязанность» — вести дневник головной боли.
Что записывать в таком дневнике?
Всё просто: когда начался приступ, как долго длился, что помогло. Сейчас есть специальные приложения, но можно и просто записывать в блокнот.
Когда пациенты сами видят изменение количества болевых дней, как мы это контролируем, как нам становится лучше, хуже, то нет возможности для паники. Всё становится достаточно хорошо. Поэтому дневник головной боли — это вот прям святая обязанность пациента.
Ну и по поводу того, как часто это делать нужно, естественно, все дневники сейчас направлены на то, что вы записываете только приступ. То есть если всё хорошо, не нужно утруждать себе что-то записывать. Только в приступ мы записали в дневничок. Ну и дальше это прямой призыв к действию врача, потому что есть определённые критерии:
— до четырёх болевых дней — это норма. Мы ничего не делаем, просто купируем приступ;
— если от 4 до 8 болевых дней и пациенту в принципе нормально, мы тоже можем убрать свои руки;
— от 9 и выше — это обязательно нужно назначать профилактическое лечение, потому что самое опасное в мигрени — ее хронизация. Это постоянные боли, это плохо купирующие боли и влияющие на качество жизни.
Чем опасна хроническая мигрень?
Прежде всего — снижением качества жизни.
Частые боли мешают работать, снижают память, вызывают тревожность и депрессию. А это, в свою очередь, провоцируют новые приступы — получается порочный круг.
Иногда мигрень может привести к мигренозному инсульту, но это редкость и обычно связано с курением или приёмом гормональных препаратов.
Как купировать приступ? Выпиваем обычную таблетку или как?
Прежде всего, да, то есть это анальгетики, определённые препараты мы рекомендуем в начале приступа. Во всём мире уже есть определённая схема, начинаем с этого.
Но если это не помогает, то есть специфическая группа препаратов — это триптаны, которые придуманы прежде всего для того, чтобы купировать приступ мигрени.
На сегодняшний момент мы шагнули еще дальше. У нас есть препараты — моноклональные антитела. Это селективные препараты, которые работают именно на приступ мигрени, именно в определенной зоне, где есть медиатор и рецептор, и он блокирует либо то, либо другое, и у нас, естественно, приступ мигрени не происходит.
Также ботулинотерапия — это способ лечения хронической мигрени, когда ботулотоксин ставят по всей голове в определенной точке, это тоже дает облегчение.
Сейчас у нас еще появились препараты-гипанты, которые помогают вот в самых таких сложных случаях. В ФСНЦ мы еще используем вместе с командой нейрохирургов — нейромодуляцию болевого синдрома. Мы занимаемся имплантацией специальных электродов. Нейрохирург проводит операцию, я программирую устройство. Вместе мы успешно справляемся с самыми тяжёлыми формами мигрени, которые не поддаются лечению лекарствами.
«Главное — вовремя обратиться к врачу, не терпеть боль и научиться управлять своим состоянием»