Найти в Дзене
Автоюрист. Всё о ДПС.

Спорное ДТП: Один поворачивает, другой обгоняет, как определить виновника ДТП. Ответ автоюриста

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Подписывайтесь на закрытый клуб Премиум нашего канала "Автоюрист. Всё о ДПС" и участвуйте в розыгрыше!

Дорожно-транспортные происшествия бывают разными и не всегда легко определить виновника, особенно если ситуация спорная. Один автомобилист поворачивает налево, другой решает обогнать его и вот уже произошло столкновение. Как же определить кто виноват?

Почему ДТП при подобных обстоятельствах будет являться спорным?

Всё дело в том, что в ДТП в котором столкновение произошло, когда один обгоняет, а другой поворачивает будет виноват тот водитель, который вторым приступил к манёвру, а вот это как раз определить сложно, даже если у водителей есть записи с видеорегистратора.

Согласно пункту 8.1 ПДД РФ водителю при выполнении маневра (в данном случае мы имеем ввиду манёвр поворота налево) не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. То есть фактически водителю запрещено осуществлять поворот, если кто-то его обгоняет.

Согласно пункту 11.2 ПДД РФ водителю запрещено совершать обгон, если транспортное средство движущиеся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево.

Таким образом, поворачивающий налево будет виноват в ДТП, если он осуществляет поворот налево в то время, когда его уже обгоняют и автомобиль позади него включил левый указатель поворота и (или) движется по встречной полосе.

Соответственно, обгоняющий автомобиль будет виноват в ДТП тогда, когда автомобиль впереди включил указатель поворота налево и только после этого обгоняющий приступил к манёвру обгона.

Сложность доказать кто первым, а кто вторым приступил к выполнению манёвра и приводит к тому, что данное ДТП будет спорным.

В ГИБДД, при дачи объяснения по факту ДТП, следует в своём объяснении водителю обратить внимание и отразить следующие моменты:

- Кто приступил к манёвру первый (кто первый тот и прав, а кто второй тот и виноват).

- Включали ли указатели поворота участники ДТП, кто из них сделал это раньше (стоит понимать, что начало выполнения манёвра стоит считать включение указателя поворота, а не выезд на полосу встречного движение или непосредственно осуществление манёвра поворота).

- Состояние дорожного покрытия и видимость на момент ДТП (это нужно отразить, чтобы установить мог ли водитель увидеть маневры другого автомобиля, в частности из-за ограниченности видимости можно и не увидеть указатели поворота).

- Наличие видеозаписей с видеорегистраторов или камер наблюдения (данный фактор важен для установления виновности одного из водителей, как правило только записи с камер наружного видеонаблюдения помогут установить виновника).

Что делать на месте ДТП?

Не стоит вступать в конфликты на месте ДТП, а лучше собрать максимум информации, в данном случае под информацией стоит понимать, правильную схему ДТП, на которой будут отображены все детали столкновения (положение автомобилей после ДТП, следы торможения, следы осыпи грязи и деталей автомобиля и т.п.). Кроме этого очень важно осмотреть местность на предмет наличия камер наружного видеонаблюдения, если такие имеются необходимо запомнить их адрес и в дальнейшем заявить инспектору ГИБДД ходатайство об истребовании записи с этих камер видеонаблюдения. Помните, что в таких ситуациях важно сохранять спокойствие и действовать в соответствии с законом.

Заметим, что в подавляющем большинстве случаев определить виновность в ДТП помогают записи с видеорегистраторов, но при обсуждаемых нами обстоятельствах они вряд ли помогут. Всё дело в том, что на видеозаписи с видеорегистратора автомобиля, который проворачивает налево будет только момент удара, а установить по ней, когда обгоняющий автомобиль выехал на полосу встречного движения невозможно. Видеозапись с регистратора обгоняющего автомобиля так же может не помощь в установлении виновника ДТП, так как по ней невозможно будет определить, когда обгоняющий включил указатель поворота, а от того кто включил его раньше и будет зависеть кто первый приступил к манёвру.

Что делает ГИБДД, как определяют виновника?

Конечно каждый случай индивидуальный и исходы могут быть разные, но в стандартной ситуации, если сотрудники ГИБДД не смогли найти видео, либо его нашли, но толку от него нет, объяснения водителей противоречат друг другу, они назначают автотехническую экспертизу, которая в 95% случаев установить виновника не сможет, так как ей просто не хватит данных. Поэтому зачастую в таких случаях определить виновника невозможно.

Заметим, если ГИБДД виновника не определили, то каждый из участников может пойти в страховую компанию и получить выплату в размере 50% от полученного ущерба его автомобилю.

Наш канал в Телеграм "Автоюрист. Всё о ДПС".

Спасибо за внимание!