Найти в Дзене
АиФ-Мурманск

Проба пробации. В Мурманской области помогают бывшим осуждённым

Оглавление
   В пространстве социальной адаптации «Цоколь» можно получить консультацию психолога.
В пространстве социальной адаптации «Цоколь» можно получить консультацию психолога.

В центре Мурманска открылось новое пространство социальной адаптации «Цоколь». Здесь зависимые люди и те, кто освободился из колоний, могут получить психологическую помощь и даже найти работу.

О том, как в регионе применяют закон о пробации, — в материале «АиФ–Мурманск».

Отложенный договор

В России работает федеральный закон о пробации, который предполагает несколько видов помощи осуждённым: пенитенциарную — непосредственно в местах лишения свободы (в этом году в регионе за поддержкой обратилось 109 человек), исполнительную — для людей, чьё наказание не предусматривает изоляции от общества (267 человек), постпенитенциарную — для тех, кто покинул колонию (36 человек). Помощь может получить любой, независимо от срока и совершённого преступления.

«Будем честными: находясь в местах лишения свободы, люди привыкают, что все проблемы за них решает государство. И при освобождении они абсолютно уверены, что так будет и дальше. Пробация — это помощь на первых порах, когда осуждённого взяли за руку и повели, а дальше он должен научиться ходить самостоятельно. Хочется отметить, что в этом году у нас ни один из осуждённых, которые были в пробации, не совершил новые преступления», — призналась заместитель начальника УФСИН России по Мурманской области Инна Ставнийчук, курирующая пробацию и воспитательную работу.

Сегодня большое внимание уделяется бывшим осуждённым, которые заключили кон­тракты с Минобороны России, отправились на СВО и затем вернулись на Север. Практически все они имеют проблемы со здоровьем.

«Сегодня они осмысливают себя по-иному – как люди, которые принесли пользу обществу, — считает Инна Анатольевна. — Мы попытались найти каждого из них и выяснить, требуется ли им помощь. Так, одному участнику СВО мы помогли оформить документы на социальную помощь, а второму оказали содействие в трудоустройстве. Активно в этом вопросе мы сотрудничаем с филиалом государственного фонда «Защитники Отечества» по Мурманской области».

Обрести крышу над головой и найти работу — две основные проблемы людей, вышедших на свободу.

«Раньше мы в основном направляли бывших осуждённых в «Тёплый Север», в центр «Пробуждение» и «Другой формат». Работали с религиозными общинами: так, Свято-Троицкий Феодоритов Кольский мужской монастырь тоже принимает бывших осуждённых. Можно сказать, что проблем с размещением бывших осуждённых в Мурманской области сейчас нет, — уточнила Инна Ставнийчук. — В этом году нам удалось заключить один отложенный трудовой договор. В ноябре сразу после освобождения мужчина будет трудоустроен разнорабочим в Печенгском округе. Очень надеюсь, что до конца года будут подписаны ещё трудовые договоры. Бывшим осуждённым некогда думать о чём-то плохом, если у них есть работа».

«Берём всех»

Пространство социальной адаптации «Цоколь» находится в подвале жилого дома, там есть кабинет психологической помощи, зал для проведения мероприятий, а также офис, в котором можно заключить трудовой договор.

«Здесь мы открыли пространство, чтобы люди могли прийти и получить консультацию, психолог составит дорожную карту, куда человеку ехать — в «Тёплый Север», «Пробуждение». Здесь мы проводим собрания, встречи с родственниками, игры и просмотры фильмов, — рассказал руководитель МРОО «Пробуждение», приюта «Тёплый Север» и пространства «Цоколь» Александр Апанасенко. — У нас есть люди, которые живут в приюте в течение шести лет. Мы выбрали позицию брать всех, даже тех, кто пришёл после срыва. В Ленинградской области у нас есть проект «Дедсад» — для дедушек, которых нельзя отправить в дом престарелых, потому что очень долго ждать очереди. Троих человек из наркологического диспансера мы туда отправили, потому что здесь их никто не берёт».

В «Цоколь» приходит и Екатерина (имя изменено): она не так давно вернулась в Мурманск из Ивановской области, где отбывала наказание в колонии.

«Я прямо с вокзала пришла в «Тёплый Север», мне больше некуда было пойти в Мурманске. Раньше я здесь жила у мужчины, но он умер, — рассказала Екатерина. — Узнала об организации перед освобождением от инспектора группы пробации. Меня здесь разместили, потом помогли найти работу уборщицей в торговом центре. Если бы не поддержка, я бы, наверное, сорвалась... »