Новосибирский фотограф Роман Акулов прошёл крайне необычный и трудный путь, прежде чем стать востребованным творцом. Роман родился в Татарстане в полноценной семье, но врачи диагностировали у него синдром фокомелии — у мальчика были недоразвиты руки. Родители решили отдать ребёнка в детдом. Несмотря на все трудности, Роман вырос открытым, любознательным и жизнерадостным человеком. Как ему удалось пройти путь от малоизвестного начинающего фотографа до автора, чьи снимки публикуют в Vogue — рассказываем в интервью Om1 Новосибирск.
«Когда я приехал в детский дом, сразу начал знакомиться с ребятами, пытался найти общий язык — и, честно говоря, это у меня неплохо получалось. Ребята поначалу часто спрашивали, что с руками, и я всегда спокойно отвечал: «Я родился таким», — вспоминает Роман своё детство.
Фото: предоставлено Романом Акуловым
Тогда ему помогла поддержка со стороны воспитателей, директора и всей администрации детдома. Но и дети, по словам Романа, тоже относились к нему с пониманием и помогали, когда было нужно.
Когда мальчик жил в детском доме, его часто возили в Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта в Санкт-Петербурге. Там Роману хотели сделать протезы, но не смогли: врачи не до конца понимали, что у пациента было в области ключицы — хрящи или кости.
Вместо этого специалисты начали развивать будущему фотографу мелкую моторику — через ЛФК и специальные аппараты, которые подавали слабые электрические импульсы, чтобы «разбудить» нервные окончания в пальцах.
«Социальный педагог сыграла огромную роль: именно она учила меня не сдаваться, верить в себя. Помню, как плакал в палате, пытаясь надеть носки… но в итоге справился. Приёмные родители научили всему бытовому — готовить, быть самостоятельным, справляться с трудностями. Постепенно, шаг за шагом, я научился жить сам», — поделился Роман.
В школе-интернате мальчик тоже нашёл поддержку. Там у многих ребят были разные ограничения, поэтому дети хорошо понимали друг друга. Но поддержки от родных родителей Роман не получал. Они оставили сына в роддоме и до сих пор не вышли на связь.
«Конечно, я пытался через бабушку по папиной линии хоть что-то узнать о них, но она никогда не давала точного ответа. С самого детства связь у меня была только с ней. Бабушка часто приходила в детдом по выходным, иногда даже забирала меня к себе домой. Помню, как сильно я ждал этих выходных — это были, наверное, самые тёплые моменты моего детства», — поделился фотограф.
Фото: предоставлено Романом Акуловым
Усыновить внука бабушка не смогла по юридическим причинам. Для оформления опеки требовалось два опекуна, однако бабушка жила одна, а дедушка мальчика к тому времени умер от алкоголизма. Но вскоре Романа нашли его приёмные родители. В возрасте 14 лет мальчик начал жить со своей новой семьёй. Он до сих пор помнит тот момент, когда впервые встретил своих новых родителей.
«Мы начали разговаривать, они задавали вопросы — уже не помню, какие именно. Сначала я обрадовался, что меня хотят забрать, но в то же время внутри было чувство страха перед неизвестностью. Когда я приехал в Новосибирск, в их дом, поначалу всё время спрашивал: «Можно это? Можно то?» — всё было новым и непривычным. Постепенно стал привыкать. Примерно через три-четыре месяца начал называть их мамой и папой», — вспоминает Роман.
24 февраля 2017 года Роман вместе с приёмными родителями уехал из Татарстана в Новосибирск. По словам Акулова, приёмные родители подарили ему ту самую любовь и заботу, которых ему так не хватало в детстве. Кроме родителей Роман нашёл в новой семье сразу трёх сестёр. У пары, помимо Романа, была одна приёмная дочь и двое родных дочерей.
«Мы часто куда-то ездили, отдыхали, меня записывали на разные спортивные секции — футбол, тхэквондо, плавание. Жили обычной насыщенной жизнью», — поделился фотограф.
Следующим трудным этапом в жизни Романа были первые дни в Новосибирском профессиональном педагогическом колледже, куда он поступил на отделение программирования. Это время было непростым, но позже всё наладилось.
«Признаюсь, поначалу я даже боялся надеть очки — думал, что засмеют. Но со временем понял, что ребята принимают и понимают мои особенности. Постепенно я даже стал одним из главных в группе. В какой-то момент пацаны начали называть меня «Легенда» — почему именно так, я так и не понял, да и неважно. Я ко всем относился одинаково, нашёл настоящих друзей, с которыми мы до сих пор общаемся и дружим. В общем, двух-трёх настоящих друзей я точно обрёл — а дружба для меня очень ценна», — поделился собеседник издания.
Фото: предоставлено Романом Акуловым
Колледж — значимое место в жизни Романа. Именно там он познакомился с фотографией. Это случилось совершенно случайно в 2022 году, в ковидные времена. В колледжах тогда проводились чемпионаты WorldSkills и Абилимпикс — соревнования по профессиональным компетенциям среди разных возрастов. Для одного из таких соревнований в колледже искали моделей для компетенции «Студийная фотография».
«Все отказались, а я, просто ради шутки, сказал, что пойду. Прихожу — и меня встречает фотограф Александр Фефелов. Он начинает задавать разные вопросы об искусстве, творчестве, о том, как я это всё чувствую. В какой-то момент он говорит, что во мне есть что-то творческое, и предлагает попробовать самому научиться фотографировать», — сказал Роман.
Через пару недель Александр Фефелов устроился преподавателем в тот же колледж, где учился Роман. Он и начал обучать юного фотографа ремеслу. Уроки проходили в маленькой каморке в общежитии.
«Я часто оставался подольше, чтобы узнать как можно больше. И уже через месяц выступил на Абилимпиксе (для людей с инвалидностью), где занял 1-е место, обойдя соперника всего на один балл. Потом я прошёл на всероссийский чемпионат, где занял 13-е место — в основном благодаря творческой смекалке, как сказали судьи», — вспоминает собеседник издания.
Далее Роман начал учиться самостоятельно. Он изучал историю фотографии, знакомился с разными жанрами. Главной любовью Романа стала стрит-фотография.
Фото: Роман Акулов
«Я начал экспериментировать на улицах, искать живые моменты, эмоции, истории. Параллельно я делал и студийные съёмки, но в них не чувствовал того самого «вау-эффекта». А вот в уличной фотографии — наоборот, всё было по-настоящему. Но со временем я понял, что в стрите далеко не уйдёшь — захотелось чего-то более глубокого, концептуального. Так я начал снимать проекты, которые отражали то, что у меня внутри», — говорит фотограф.
Одним из первых стал фотопроект Романа «Буллинг — Не молчи!». Этими работами Роман хотел привлечь внимание студентов и администрации колледжа к проблеме травли в образовательной среде. Хотя проект не получил большого резонанса, для Романа эта съёмка была важным шагом в карьере.
«Потом я просто стал делать съёмки, которые отзывались в душе. Учился у известного российского фотографа Игоря Брехова. Теперь меня всё чаще узнают как фотографа со своим стилем. А это, как мне кажется, в наше время редкость», — сказал Роман.
Как диагноз повлиял на отношения с фотоаппаратом?
Роман ещё в начале своего творческого пути понимал, что фотоаппарат ему будет держать непросто. Сначала он ставил камеру на штатив, но быстро понял, с таким методом будет тяжело продвинуться.
«Тогда я начал учиться держать камеру в руках. Когда пришло время покупать собственный фотоаппарат, я выбирал специально такой, чтобы он был не слишком тяжёлым. В итоге остановился на Canon 650D — он у меня до сих пор, и я время от времени продолжаю на него снимать. В целом моя работа с камерой ничем не отличается от того, как работают другие фотографы — разве что я держу её немного по-своему и иногда по-особенному наклоняюсь», — поделился Роман.
Фотограф сказал, что многие его работы по-настоящему ему близки. По словам Романа, каждая из них хранит особое настроение, состояние, историю. Но ему удалось выделить три кадра, которые особенно близки его сердцу:
«Это снимок девушки, наполовину высунувшейся из окна машины на скорости. Кадр сделан на плёнку, причём — предпоследний на рулоне. Именно это и делает его для меня особенным: кадры, снятые на плёнку, живут отдельной жизнью. Они дышат моментом, который невозможно повторить. Этот снимок — как отпечаток свободы, ветра, мгновения.
Фото: Роман Акулов
Второй кадр — парень, висящий на ветке дерева, абсолютно обнажённый. В этой съёмке я пытался передать то, что происходило во мне самом — внутреннюю уязвимость, освобождение, поиск себя. Этот образ стал откровением, своеобразным разговором с самим собой через фотографию.
Фото: Роман Акулов
А третий кадр — мультиэкспозиция, наложение одного образа на другой. Он родился из желания соединить разные эмоции, разные состояния в одной точке. Мы с моделью старались не сделать его пугающим или мрачным, как часто бывает, а наоборот — наполнить его мягкой загадочностью и чувственностью. Думаю, у нас получилось. Пусть не с первого дубля, но именно через эти попытки родилась живая энергия».
Фото: Роман Акулов
Роман говорит, что ещё идёт к своей профессиональной вершине. Пиком своей карьеры фотограф будет считать тот момент, когда его будут приглашать снимать крупные события, а также доверять творческие съёмки известные люди.
«Моя мечта — поработать с Энн Хэтэуэй или певицей Ёлкой. Возможно, звучит дерзко для моего возраста, но я искренне верю: при достаточном усердии и любви к своему делу любая мечта становится достижимой», — поделился Роман.
Судя по уже достигнутым вершинам, мечта Романа вполне реальна. Новосибирский фотограф уже успел опубликоваться в журнале Vogue в 2024 году. Для Романа не составило труда быть замеченным этим журналом. Он отправил свои кадры через официальный сайт Vogue и через 4 месяца снимки были опубликованы.
Одним из секретов стиля фотографий новосибирца является его биография. Фотограф считает, что нередко закрывает свои гештальты на съёмках.
«Например, в детстве, когда я жил в детдоме, меня не выпускали за территорию вместе с другими ребятами — просто походить по крышам гаражей или полазить по заброшкам. Сейчас у меня уже пять съёмок, сделанных на заброшках, и самое интересное, что этот гештальт я до сих пор не закрыл (но надеюсь, что скоро закрою). Так же, например, съёмка на скейте или что-то в этом роде», — вспоминает мужчина.
Фото: Роман Акулов
Кроме этого, в работах Романа проявляется и его биография. Наиболее ярким примером отражения его биографии в фотографиях он назвал съёмку в лесу с парнем в целлофановом пакете.
«В ней я показал героя, которого жизнь словно выкинула в лес, и он начинает как-то существовать в этом «лесе» под названием «Мир», — пояснил автор фотографии.
Роман советует начинающим фотографам не бояться экспериментировать. По его словам, только так можно найти свой неповторимый стиль.
«Не бойтесь ошибок, ведь именно через них приходит понимание и рост. А если говорить о технике, то помните: лучше чуть недосветить кадр, чем пересветить. В первом случае можно спасти деталь, во втором — момент теряется навсегда», — дополнил фотограф.
Несмотря на популярность фотографа, попасть к нему на съёмку несложно — достаточно написать Роману в любую соцсеть. Работа фотографа в Новосибирске будет стоить 8 000 рублей за всю съёмку.
Сейчас Роман продолжает жить и творить в Новосибирске, хотя этот город не слишком примечателен с точки зрения фотографа, делится сибиряк.
«Интересные места есть, но их немного. Возможно, это потому, что город ещё молодой и только начинает писать свою историю», — сказал мужчина и дополнил, что черпает вдохновение не столько в самом городе, сколько в природе вокруг него. Именно она, по словам фотографа, задаёт настроение и наполняет творческой энергией.
Фото: Роман Акулов
Но и заметных проблем для Романа, как человека с особенностями, Новосибирск не создаёт. Но оставаться тут на всю жизнь фотограф не планирует.
«В будущем я планирую переезд — либо в Санкт-Петербург, либо в Москву. С Петербургом у меня особая связь: я бывал там с самого детства, и каждый раз этот город будто раскрывает душу. В нём есть своя тишина, своя глубина — он вдохновляет, помогает остановиться и почувствовать момент. А Москва — это совсем другая энергия. Там движение, возможности, масштаб. Это место, где можно громче заявить о себе, испытать себя и свой талант на прочность», — поделился планами фотограф.
Девушки у Романа пока нет. В его фокусе — карьера фотографа. Он продолжает поддерживать хорошие отношения с приёмными родителями. Но биологических родителей фотограф так и не нашёл. Он признал, что не обижен или зол на них. Отказаться от ребёнка было их выбором, сказал Роман. А желания искать родных маму и папу у фотографа попросту нет.
Другим людям с особенностями он советует не бояться делать то, что кажется невозможным, искать новые пути решения и не сдаваться.
«Если хочешь прожить жизнь полноценно и счастливо — держись этого. Наверное, это мой главный совет», — сказал Роман.
Читайте также на портале Om1.ru
Один из сыновей весил 800 г: мать-одиночка из Новосибирска рассказала, как вырастила тройняшек с ДЦП