Найти в Дзене

Эльдар Рязанов – Михалкову: «Никита, у тебя бешенство общественной матки» (казалось бы, при чём здесь Мягков?)

«Зря я вчера жаловалась, что мне не о чем писать. Впрочем, беда пришла, откуда не ждали. Ем свою овсяную кашу на завтрак. Включила телевизор (не надо писать, что вы ящик не смотрите и мне не советуете, и не читайте, мол, с утра российских газет). Идет передача про Михалкова, рассказывают про «Своего среди чужих», как он воспевает мужскую дружбу, мужественных патриотов, мужчин, преданных своему делу, не заморачивающихся рефлексиями по поводу взаимоотношений с противоположным полом. Вдруг, как чёрт из табакерки, ни к селу, ни к городу, появляется фотография со съёмок «Иронии судьбы» с папой, Брыльской и Мягковым. Фотографию оживляют с помощью ИИ, причем оживляж делает людей не совсем такими, какими они были в реальности. Но это ладно. Идёт текст: В то же самое время Рязанов выпустил фильм, в котором главный персонаж – неуверенный в себе рохля, неудачник, ничего не добившийся в жизни, который живет со своей мамой. И вот этот, с позволения сказать, герой стал символом Нового года. Я, мягко
Оглавление

Лучшее, что было про 80-летие Н.С. Михалкова на нашем ТВ - «Портрет в интерьере», монолог Михалкова о времени и о себе (режиссёр Сергей Козловский).

Бурно этот фильм обсуждается в блогосфере.

Вот и дочь Эльдара Рязанова сочла нужным высказаться:

«Зря я вчера жаловалась, что мне не о чем писать. Впрочем, беда пришла, откуда не ждали. Ем свою овсяную кашу на завтрак. Включила телевизор (не надо писать, что вы ящик не смотрите и мне не советуете, и не читайте, мол, с утра российских газет). Идет передача про Михалкова, рассказывают про «Своего среди чужих», как он воспевает мужскую дружбу, мужественных патриотов, мужчин, преданных своему делу, не заморачивающихся рефлексиями по поводу взаимоотношений с противоположным полом.

Вдруг, как чёрт из табакерки, ни к селу, ни к городу, появляется фотография со съёмок «Иронии судьбы» с папой, Брыльской и Мягковым.

-2

Фотографию оживляют с помощью ИИ, причем оживляж делает людей не совсем такими, какими они были в реальности. Но это ладно. Идёт текст: В то же самое время Рязанов выпустил фильм, в котором главный персонаж – неуверенный в себе рохля, неудачник, ничего не добившийся в жизни, который живет со своей мамой. И вот этот, с позволения сказать, герой стал символом Нового года.

Я, мягко говоря, изрядно о..ела от этого полёта киноведческой мысли, прошу прощения за слово «изрядно». В общем-то, комментировать такое – только портить. Я, конечно, не собиралась ничего писать про юбилей Бесогона нашего Сергеича. Но уж поскольку он к слову пришёлся, повторю свой старый пост:

«Михалков – идеально послушный актер, первое образование у него актерское, и тут, скажу прямо, ему мало равных. Отношения у нас в то время были идеальные, это сейчас нет никаких, - говорил папа в интервью Дмитрию Быкову*. - В случае с Михалковым, мне кажется, не он остался в образе, а я кое-что в нем угадал, кое-что, тогда еще малозаметное, но потом обнаружившееся в полный рост».

-3

Смутно вспоминаю причину их разлада. Дело было году в 2009. В Союзе кинематографистов, которым с 1998 года руководил Михалков, начались свары, разборки, поиски виноватых в хозяйственной разрухе и разрушении человеческих связей, звучали обвинения в воровстве, разбазаривании имущества.

Недовольные Михалковым кинематографисты собрали съезд, на котором председателем Союза избрали Марлена Хуциева. Новое правление приступило к работе. Однако началась грязная возня, Михалков не хотел оставлять пост. Были поданы иски в суд, требующие признать нелегитимными решения съезда. Раздавались интервью доносительского свойства, направленные в адрес нового руководства Союза.

“Не понимаю Никиту Сергеевича, который так яростно хочет сохранить власть. У него ее и так много: он и председатель Фонда культуры, и руководитель “ТРИТЭ”, много лет Союзом руководил. Почему вопреки недовольству кинематографистов он хочет остаться во главе СК — я этого не понимаю. Это все не первый год длится. Было много собраний, ему в глаза говорили неприятные вещи, а он хоть бы что… Если бы хоть сотую долю этого говорили обо мне, я бы давно убежал”,

- говорил папа.

В итоге Михалков собрал новый съезд и, выйдя на трибуну, пропел: «А напоследок я скажу». Это было остроумно. Но в этот раз большинство представляли его сторонники. Хуциев был смещен, а Михалков переизбран на пост председателя, каковым он по сей день и остается.

-4

В телефонном разговоре папа сказал: «Никита, у тебя бешенство общественной матки». Так поссорились Эльдар Александрович с Никитой Сергеевичем. Представляю, что бы папа говорил сегодня».

Ну, конечно, позиция дочери объяснима, однако я не стал бы сравнивать масштабы, Михалков сделал для нашего кино несравнимо больше, чем Рязанов, впрочем, песня-совсем-не-о-том ©, мне в контексте заметки Ольги Рязановой захотелось напомнить текст трёхлетней давности и воспроизвести комментарии:

«С автором согласна в отношении скользкого героя тех времен. Но это была позиция Рязанова, он так видел современного героя, ибо Рязанов сам был таковым при всех его талантах. Актер великолепный но не мой герой. Когда смотрела фильмы "ИС или с ЛП" или "Служебный роман" не понимала тех, дам которые влюблялись в такого персонажа и дело не только во внешности, да претил именно этот скользкий хамоватый тип героя».

«Пока у страны в Героях был Чапаев Бабочкина, персонажи Крючкова, у страны было будущее. Но когда "героями" стал паноктикум из Рязановского гаража... При этом - да, актёр великолепный, он просто гиперзилезировал процессы позднего СССР».

«Ну, зачем Вы так? Его Женя Лукашин это точное попадание в образ нашего современника… этот его пиджак «в елочку из Мосторга», непременные очки как атрибут милого интеллигентного человека, очень стильного и в то же время простого, без претензий, хорошего врача, что осталось за кадром, но мы в это верим, человека мягкого, но без сантиментов… А вот его Новосельцев это хождение по краю, временами просто гротеск, очень спорный образ, в такого влюбиться трудно… И правда, всегда разный, необыкновенный в своей обыкновенности, незабываемый и незаменимый Андрюша Мягков».

«По-моему о персонажах Мягкова очень точно. При этом автору сильно повезло, что он чисто теоретически не любит персонажей Мягкова. А мне пришлось встретиться с очень подобным им в жизни. Закончилось это тем, что я уже будучи кандидатом наук сильно набил этому "другу" морду и был исключен из ВЛКСМ. И это за счастье, потому что иначе светило до 3 лет. Восстанавливался в комсомоле через 20 съезд. И не только поэтому я очень давно, еще с советских времен не смотрю фильмы с Мягковым, ну да, я просто вижу в них своего "визави", это так. Кроме разве что Алеши Карамазова, там он другой. Но также и потому, что постсоветские времена очень уж раскрыли, без интеллигентского флера, всю не красоту и подлость скрывающиеся за модной когда-то сюси-пуси интеллигентщиной».

«Соглашусь с вами о ,.маленьком человеке,. скользкости, добавлю мнение- что он был очень типичен тогда , такой персонаж , для нашей бедной , но счастливой жизни (это вариант Золушки в мужской ипостаси - вера в то ,что маленького человека может вынести вдруг из стоячей воды в Поток , и поэтому не бояться быть маленьким- в отличие от сегодняшнего времени, когда маленький - это приговор , в Поток - только через криминал, откаты .. и пр.)-- И соглашусь с Немоляевой - талантлив, интересен, потому что представлял фактуру, типаж, а не маску - шаблон, как сейчас».

«Абсолютно полное, 100% согласие со всем сказанным. Точно такое отношение к героям и актеру (при безусловном признании таланта). Редко так бывает, но бывает. "Ирония судьбы", 1975 год - мне 10 лет, наверное, ничего не поняла, кроме приключений пьяненького и противненького дядечки. А Ипполита уже тогда было жалко.Чуть старше - пожалела резко брошенную прежнюю невесту, так удачно растворившуюся в никуда и не помешавшую безоблачному счастью прекрасных героев. Во взрослом возрасте герой стал противен окончательно, как сказочно он расправил крылья и начал жадно пожирать закусь - а ведь только что ползал почти в собственных испражнениях. Новосельцев чуть приличнее, но метаморфозы почти те же. И еще - в "Гонках по вертикали" мне безумно жаль героя Гафта, а его оппонент просто мерзок (вот почему так, задумка же прямо противоположная?)».

«Мне кажется, это Андрей Мягков отвечал взаимностью Эльдару Рязанову. Я с интереса смотрела другие его работы с иными режиссерами (например, с В. Басовым в "Дни Турбиных), он действительно мог быть разным (в силу предлагаемых обстоятельств) и играть довольно жестких персонажей, но именно в тандеме с Рязановым он воспарял, так сказать и создавал, что называется высший пилотаж. Не его, Мягкова вина, что своей актерской харизмой сумел заразить такой большой процент мужского населения "малодушных романтиков", что они поверили в себя, а самое главное, убедили поверить в них основную движущую силу планеты - женщин:). (Прям беда с нами, цепляем, что ни попадя, а потом выбрасывать жалко;)) В любом случае, прекрасный был тандем. Светлая память обоим!»

* 29 июля 2022 года Министерство юстиции России внесло Быкова в реестр СМИ — «иностранных агентов», 11 сентября 2025 года был внесён в список «экстремистов и террористов» Росфинмониторинга, 1 октября 2025 года Дмитрия Быкова заочно приговорили к 7 годам колонии по делу о «военных фейках» и неисполнения обязанностей «иноагента».