Найти в Дзене
Евгений Додолев // MoulinRougeMagazine

Светлана НЕМОЛЯЕВА: Эльдар Рязанов Ахеджаковой тоже сказал, что она «Чаплин в юбке»

Оглавление

Сегодня день памяти Эльдара Рязанова. Беседовал о нём в своё время со Светланой НЕМОЛЯЕВОЙ (видео-версия целиком внизу):

Режиссёр, который в вашей судьбе сыграл, безусловно, определяющую роль - Эльдар Рязанов. Понятно, какой он был мастер, но какой он был человек? С ним легко было работать?

-2

- Ну, мне - легко. Это тоже очень всё индивидуально.

…Потом я не снималась в этих – его последнего десятилетия – фильмах.

Но актёры часто говорили, что Эльдар Саныч и кричит, и ругает, и с ним тяжело, и так далее. Для меня это какая-то новость, потому что тот период, в котором была задействована я в его фильмах, этого не было.

-3

Он мог, конечно, накричать и рассердиться, и чем-то возмутиться, каким-то безобразием, которые бывали, особенно когда много народу артистов, и у каждого свои индивидуальности, каждый существует в своём мире, как это было на «Гараже».

В основу сюжета фильма «Гараж» легла реальная история — собрание гаражно-строительного кооператива «Мосфильма», участником которого был Эльдар Рязанов. И так же, как в фильме, на собрании гаражно-строительного кооператива в связи со строительством трассы, которая должна была пройти по территории, выделенной ранее под строительство гаражей, решался вопрос об исключении нескольких «лишних» пайщиков. Неожиданное и парадоксальное поведение коллег глубоко поразило Рязанова и навело на мысль о написании сценария на основе произошедших событий. Строительство трассы, исключение части пайщиков и непорядочное поведение людей в сложившейся ситуации — реальные события.
Сценарий фильма соблюдает все каноны драматургии классицизма: единство места, времени и действия.
Роль Сидорина режиссёр предлагал Анатолию Кузнецову, но за день до этого актёр дал согласие на участие в съёмках чехословацкого фильма «Гордубал» и отказался. На эту роль претендовал Александр Ширвиндт, но он опаздывал на репетицию. Поэтому Рязанов пригласил Валентина Гафта. Фильм был полностью снят за 24 съёмочных дня
-4

Управлять таким количеством индивидуальностей, сами понимаете, очень сложно. Когда у тебя на одной площадке Бурков и Невинный, и Мягков, и Ахеджакова, и Гафт, и Савина, и Остроумова, все… Понимаете, таким вот конгломератом управлять трудно. Каждый тащит в свою сторону. Поэтому у него могли быть какие-то срывы, он мог что-то сказать, но всегда это было беззлобно, с любовью. Так я воспринимала всё это…

У меня был с ним рай. У меня был рай, потому что в это время был расцвет Гончарова в нашем театре, и я была у него много занята. Я много сделала ролей с Андреем Санычем, и это было и ад, и рай. Это было всё вместе. И когда ты в театре на репетициях, и на тебя всё время орут, из тебя просто готовы отбивную сделать… И вдруг ты приходишь на съёмку, а там - рай. Эльдар Саныч на съёмке весь…

«Светочка, ты отойди в сторону, я сейчас тебе скажу… Ты забудь о театре, забудь обо всём… Не надо тебе думать о том, что ты должна отточенно, хорошо говорить, чтобы тебя слышала галёрка… Ничего этого не надо… Чтобы тебя видели… Нет, ты просто скажи: "Отдай мне письма, я тебе больше писать не буду!" И всё…».

Поэтому Рязанов для меня - это воспоминание о каком-то безоблачном счастье, невероятным подарком свалилось на меня это уже в середине жизни. Как я говорю, когда я была… "моложе и лучше, кажется, была", тогда меня не снимали, а когда я уже вошла в определённый возраст, вдруг свалилось такое счастье, как «Служебный роман» и встреча с Рязановым.

Хотя я его знала давно, играла в его спектаклях в театре. С чего началось? Он принёс в наш театр пьесу, в которой я была занята. И с этого началось наше творческое с ним сотрудничество…

-5
-6
-7

«Служебный роман» был, по-моему, сразу после «Иронии судьбы»: восемь проб, по-моему, у вас там было… И потом - Барбара Брыльска вдруг.

- Нет, это совсем не вдруг. Там, понимаете, что получилось… Вот он принёс в театр пьесу "Родственники", это был милый спектакль очень. Там играли чудесные актёры, замечательно работал Владимир Яковлевич Самойлов, тоже ушёл уже из жизни… Он играл моего отца.

Владимир Яковлевич Самойлов
Владимир Яковлевич Самойлов

А у меня была смешная роль, комедийная. Я с наслаждением её играла, и спектакль получился милый, прелестный.

Он пользовался большим успехом, был аншлаг, всегда много народу.

И Рязанов после этого спектакля меня обозвал «Чаплиным в юбке», такой комплимент мне подарил. Я была счастлива, горда, хвасталась, всем рассказывала, что про меня сказал Рязанов.

Потом выяснилось, что не одну меня он так облагодетельствовал. И Ахеджаковой тоже сказал, что она «Чаплин в юбке».

В общем, он был щедрым на похвалы. Чего нельзя сказать про Андрея Саныча Гончарова. Я не помню, чтобы он меня когда-нибудь хвалил. Этого, по-моему, в моей жизни не было. За 20 с лишним лет не было.

Гончаров
Гончаров

Короче, после этого спектакля Рязанов сказал, что: «Я очень хочу тебя снимать, и я буду тебя снимать».

А мы были знакомы давно. У меня мама же и папа - "Мосфильмовские" кинематографисты, я выросла на "Мосфильме".

И конечно, я Рязанова знала с юношеских лет. Но никакой интерес до этого не связывали. И когда он меня стал пробовать в "Иронии судьбы", то я там с треском провалилась. Несмотря на то, что была «Чаплиным в юбке».

-10
-11
-12
-13
-14

Это ваше резюме, что «провалились»? Или это приговор Рязанова?

- Его. Он пробовал всех, был в полном отчаянье.

Я провалилась с треском. Он делал меня и брюнеткой, и в очках, и без очков, и в парике, и без парика. Всё пробовали, чтобы что-то сделать, чтобы подошло ему. Ничего не получилось. Я была беспомощна очень. Я давно не снималась. И безумно хотела попасть на эту роль. А когда ты очень хочешь, это плохо сказывается. Ты сам от себя зависишь.

ИРОНИЯ СУДЬБЫ: Женя Лукашин, серый, ничем не выдающийся полуинтеллигент
Евгений Додолев7 декабря 2021

А Андрей Мягков, он меня и погубил, я считаю. Он был просто слишком безукоризненным, был импровизатор фантастический. В него Рязанов был влюблён, как в актёра. И Андрюша делал всё, что хочешь. Он просто был, прямо вот, на площадке Бог. Все восемь проб он со мной провёл. И со всеми остальными актрисами. Он был абсолютно в этом смысле не капризный.

Андрей Мягков оставил нам три цвета мрази
Евгений Додолев18 февраля 2021

И он так импровизировал, он так всё делал, так всех смешил, был такой обаятельный, очаровательный, непредсказуемый, что, когда появлялась я, какая-то забитая, и боялась его, не знала, встану ли я в кадр, на то место, которое мне определил оператор, куда я должна встать, чтобы попасть в свет, у меня была масса проблем. Я только думала о том, скорей бы мне выйти отсюда.

Андрей Миронов мог сыграть в «Иронии судьбы»
Евгений Додолев21 февраля 2022

И естественно, что с такой точкой зрения я и провалилась, конечно. И Рязанов мне сказал: «Света, видит Бог, как я хотел тебя снимать! Но вот, я сделал восемь проб. Я тебе скажу откровенно - можно хуже, но трудно!».

Я много лет спустя несколько вечеров провела в клубе Эльдара, они меня звали с Эммочкой - с его женой. И когда однажды я это рассказала, он так на меня обиделся: «Я никогда в жизни тебе такого сказать не мог! Это ты придумала!». Ну, он сказал и забыл, наверно. Но это была правда.

Феномен: «Иронию судьбы» ненавидели Ахеджакова, Мягков, Рязанов
Евгений Додолев23 февраля 2021

Он был такого обаяния, и у нас были такие дивные отношения, что обижаться на него было бессмысленно и невозможно. Можно было только переживать, что у меня не получилось, сорвалось, а обижаться на него - нет.

Когда прислали сценарий «Служебного романа» Рязанова, Саша [Александр Лазарев – Е.Д.] сказал: «Даже не думай, перестань! Потом будешь опять страдать, переживать, опять эти будут пробы ужасные, которые тебя так мучают».

-15

А Рязанов мне: «Я пробовать не буду. Я беру актёров».

Тогда это было что-то немыслимое, потому что на «Мосфильме» должны были быть пробы, особенно на героев на главных.

Но Рязанов был в таком небожительстве, что ему позволили пригласить актёров без пробы, кого он хочет.

И он «Служебный роман» снимал практически без проб.

-16

ВИДЕО:

ИЗ КОММЕНТОВ:

Блин, как хорошо, когда есть подстрочник видео. Потому что для того чтобы смотреть видео - нужно время и настроение. Чукча не смотритель, чукча - читатель. Думаю, так же, как и куча других здесь сидящих.

*****

Александру Лазареву (Царство Небесное!) ФАНТАСТИЧЕСКИ ПОВЕЗЛО с ЖЕНОЙ! Всех и всяческих благ Вам, Светлана Владимировна!

*****

Хорошо, ну а что Брыльска? Она тоже как актриса беспомощна рядом с Мягковым, и берёт только красотой, только крупными планами и песнями Пугачевой под гитару.

*****

Господи, речь-то какая! Прекрасный русский язык, к сожалению, сейчас такое редко услышишь. Да и фильмы эти родные нам, любимые.

*****

Светлана Немоляева удивительная! Женщины-актрисы чаще или не очень хорошие актрисы, или мммм.. не самые приятные личности, или и то и другое) во как я изящно сформулировала, сама себя похвалю))) Исключения, конечно, существуют, но редкостью своей подтверждают общее правило. Немоляева как раз из числа этих редких жемчужин, и талантлива, и красива, и умна, и интеллигентна. Очень приятное интервью, спасибо!

*****

Прекрасное интервью, хоть я и не любительница Немоляевой. Но её порядочность, какая-то "домашность" очень импонируют. А отсутствие грязи и сплетен-то, без чего уже и трудно представить интервью с публичными людьми- просто шедевр журналистики для нынешних времен.

*****

Ну читаешь и удивляешься, насколько Рязанов верил в своих любимцев, и в свое всесилие, из Чаплина сделать Штирлица, ну никому еще не удавалось и вряд ли удастся.

*****

На канале Золотая рыбка – мои интервью с легендарными советскими актёрами и кино-звёздами нынешней эпохи.

Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова

Плюс полные версии бесед проектов ПРАВДА-24 (с кошками) и МИМОНОТ (Радио Mediametrics).