Найти в Дзене

Юрий ЯКОВЛЕВ: «Ипполит оценивает Лукашина безусловно негативно»

- Что для вас лично «Ирония судьбы, или с легким паром!» (1975)? - Да главное не то, как я отношусь к этому фильму, а главное, как публика относится. Многие люди, которых я знаю, мои знакомые, мои друзья и просто зрители, иногда даже на улице подходят и говорят: "Мы опять будем видеть вас на Новый год. Мы не мыслим Нового года без вашей картины". Я говорю: "Так это прекрасно, с чем вас и поздравляю". Я очень рад, что есть такое отношение. - Считаете ли вы картину «Ирония судьбы, или С легким паром!» трагедией? - Вы знаете, я думаю, что есть одна тема, которая волнует всегда всех людей. Это тема любви. Тема любви это всегда ностальгия. Сейчас это просто ностальгия по чувствам. - Кто вам симпатичней – Ипполит или Женя? - Ну, однозначно могу сказать, что Ипполит оценивает Лукашина безусловно негативно. А моя собственная оценка на 100 процентов положительная, потому что я обожаю этого персонажа, не как Лукашина, а как Мягкова. Потому что, по-моему, это одно из высших актерских достижений А
Оглавление

Сегодня д/р Юрия ЯКОВЛЕВА, который весьма неоднозначно относился к ленте, что вышла на экраны советских кинотеатров полвека назад:

- Что для вас лично «Ирония судьбы, или с легким паром!» (1975)?

- Да главное не то, как я отношусь к этому фильму, а главное, как публика относится. Многие люди, которых я знаю, мои знакомые, мои друзья и просто зрители, иногда даже на улице подходят и говорят: "Мы опять будем видеть вас на Новый год. Мы не мыслим Нового года без вашей картины". Я говорю: "Так это прекрасно, с чем вас и поздравляю". Я очень рад, что есть такое отношение.

- Считаете ли вы картину «Ирония судьбы, или С легким паром!» трагедией?

- Вы знаете, я думаю, что есть одна тема, которая волнует всегда всех людей. Это тема любви. Тема любви это всегда ностальгия. Сейчас это просто ностальгия по чувствам.

- Кто вам симпатичней – Ипполит или Женя?

- Ну, однозначно могу сказать, что Ипполит оценивает Лукашина безусловно негативно. А моя собственная оценка на 100 процентов положительная, потому что я обожаю этого персонажа, не как Лукашина, а как Мягкова. Потому что, по-моему, это одно из высших актерских достижений Андрюши. Я сужу не как зритель, а как партнер. В течение всех съемок я получал огромное наслаждение от общения с Андрюшей Мягковым.

-2

Мне, кстати, Светлана Немоляева говорила:

«Всё пробовали, чтобы что-то сделать, чтобы подошло ему. Ничего не получилось. Я была беспомощна очень. Я давно не снималась. И безумно хотела попасть на эту роль. А когда ты очень хочешь, это плохо сказывается. Ты сам от себя зависишь. А Андрей Мягков, он меня и погубил, я считаю. Он был просто слишком безукоризненным, был импровизатор фантастический. В него Рязанов был влюблён, как в актёра.

И Андрюша делал всё, что хочешь. Он просто был, прямо вот, на площадке Бог. Все восемь проб он со мной провёл. И со всеми остальными актрисами. Он был абсолютно в этом смысле не капризный. И он так импровизировал, он так всё делал, так всех смешил, был такой обаятельный, очаровательный, непредсказуемый, что, когда появлялась я, какая-то забитая, и боялась его, не знала, встану ли я в кадр, на то место, которое мне определил оператор, куда я должна встать, чтобы попасть в свет, у меня была масса проблем. Я только думала о том, скорей бы мне выйти отсюда».

-3

И вот думаю я – ведь этот пассаж прекрасной моей собеседницы никоим образом не может свести на «нет» воспроизведённый выше тезис о «малодушных романтиках».

Разбор от Тeleprogramma.prо:

«В фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» все герои ведут себя не вполне адекватно. И придраться можно буквально к любому — при желании. Начать хотя бы с эпичной пьянки в бане и засовывания бесчувственного Лукашина в самолет!

Но это ладно, это все и преподносится как некая веселая ненормальность, о которой смешно потом вспоминать. А вот Ипполит изначально задумывался как подчеркнуто положительный и очень нормальный персонаж: без лишних фантазий, без «сумасшедшинки», надежный спутник жизни, с которым Надя была бы как за каменной стеной.

А теперь давайте подумаем, в самом ли деле Ипполит такой надежный, серьезный и положительный? Первые кадры с Ипполитом: он приходит в гости к любимой женщине встречать Новый год. С дорогим подарком — французскими духами. Пока все хорошо. Любимая женщина в ожидании мужчины накрыла вполне праздничный стол и тоже приготовила для него недешевый презент. Тоже отлично.

А потом начинается какой-то эпизод из жизни ревнивого подростка. Надя сообщает любимому о том, что в ее отсутствие к ней в квартиру забрался посторонний пьяный мужчина. И сразу пытается объяснить: это случайность, совпал адрес, подошел ключ.

И как же себя ведет это взрослый, умный (вроде бы), самостоятельный и серьезный человек? Он выставляет незваного алкоголика за дверь, чтобы тот больше не досаждал даме? Он сочувствует любимой, успокаивает ее — ведь она пережила мощный шок? Спрашивает: не успел ли чужак как-то обидеть ее, не стащил ли чего? Нет. «Серьезный и надежный» Ипполит закатывает натуральную истерику. И уже Наде приходится его утешать, успокаивать и каяться в том, в чем она не виновата.

Хорошо. Допустим, Ипполит в самом деле страдает настолько низкой самооценкой, что мгновенно поверил в то, что женщина, с которой он встречается довольно долго, могла изменить ему с первым встречным пьяницей. Но если тебя терзают такие мысли, и ты не веришь в случайности и совпадения, — ну проверь сам! Попробуй открыть ключом Лукашина Надину дверь. Загляни в его паспорт. Это займет пару минут — и инцидент будет исчерпан.

Но нет. Ипполит буквально взрывается на ровном месте. Что же это за жизнь будет у Нади после свадьбы? Каждый взгляд постороннего мужчины, каждое слово, улыбка или, не дай бог, телефонный звонок коллеги или соседа — будет восприниматься как ее попытка изменить?

Следующий эпизод. Лукашин благополучно ушел, но вскоре возвращается — просит денег на билет. Великодушная Надя сует ему купюры (заметьте, не Ипполит, а Надя!). Не успевший протрезветь «московский гость» от избытка чувств лезет ее поцеловать, а Надя активно сопротивляется — ей неприятно.

Что на месте Ипполита сделал бы в этот момент нормальный мужчина? Да врезал бы этому Лукашину! Чтобы не приставал с пьяными поцелуями к женщине. Ну ладно, пусть не врезал. Оттолкнул. В крайнем случае — пригрозил бы, что спустит с лестницы, и выставил за дверь.

Но Ипполит снова набрасывается на бедную Надю. Она опять во всем виновата! Не сделав даже слабой попытки защитить ее, он гордо уходит, хлопнув дверью. И оставляет любимую женщину наедине с алкоголиком, который ее домогается. Конечно, Лукашин — совершенно безобидный тип, нерешительный «тюфяк». Но это совершенно не известно Ипполиту — а вдруг бы Женя оказался матерым насильником? Он мог сделать с беззащитной Надей что угодно!

То есть Ипполит мало того, что не поверил ее словам, но еще и бросил любимую в опасной ситуации. Какой же он после этого «надежный»? Да, бедную Надю ждет очень нелегкая жизнь, если она в самом деле выйдет за него замуж… Придется без конца оправдываться и просить прощения, а в сложных и опасных ситуациях как-то выкручиваться самой. Освоить приемы самообороны, видимо».