Используя свой талант, богатство и острый взгляд на искусство, эти пять женщин-покровительниц искусств помогли сформировать эстетику своего времени.
Не секрет, что среди величайших покровительниц искусств в мире были женщины. Сегодня их имена можно увидеть на фасадах известных учреждений, от Музея Уитни в Нью-Йорке до Музея Долорес Ольмедо в Мехико. С древних времён и до XX века покровительство искусству было для женщин важным способом проявить свою волю в мире, который иначе был бы для них закрыт. Узнайте больше об этих покровительницах искусств – от женщины эпохи Возрождения до поборницы искусства периода Эдо. Эти женщины-покровительницы искусств XVI–XVII веков не только сформировали культуру своего времени и места, но и задали тон будущему.
Изабелла д'Эсте: покровительница искусства эпохи Возрождения и любительница древнего искусства
Родившаяся в 1474 году в правящей семье Феррары, Италия, Изабелла д'Эсте была благословлена родителями, которые верили в необходимость образования своих дочерей, так же как и их сыновей. Ее обширное гуманистическое образование пригодилось ей позже, когда, будучи женой Франческо, маркиза Мантуи, она была регентом своего мужа во время его военных кампаний. Когда Франческо был взят в плен в 1509 году, Изабелла проявила себя как страстный государственный деятель, защищая Мантую от вражеских наступлений и в конечном итоге договорившись о его освобождении. Однако ее наибольшим вкладом стало превращение Мантуи в один из процветающих культурных центров Италии эпохи Возрождения . Истинная женщина эпохи Возрождения, она стала одним из величайших покровителей искусств. Личная любовь Изабеллы к искусству сделала ее любимой некоторыми из самых известных художников ее времени, от Леонардо да Винчи и Рафаэля до Бальдассаре Кастильоне.
Переписка Изабеллы раскрывает ее пристрастие к предметам античного искусства, в частности. Среди ее самых желанных вещей, например, был бюст императора Октавиана, а также небольшая статуэтка Купидона греческого скульптора Праксителя . Последняя в конечном итоге была выставлена рядом со Спящим Купидоном Микеланджело , тем самым иллюстрируя понимание Изабеллы эстетической связи между классическими произведениями и продуктами ее собственного времени. Пристрастие Изабеллы к классическим темам распространялось и на картины, из которых у нее было по крайней мере семь, изображающие мифологические сцены . Среди них были Парнас Андреа Мантеньи ( 1497 ) и Аллегория добродетели и аллегория порока Антонио да Корреджо (ок. 1528-30). На всех трех картинах были изображены такие богини, как Венера, Афина Паллада и Диана. Помимо своей физической красоты, богини символизировали гуманистические знания и добродетели Изабеллы.
Как и у многих покровительниц её времени, в коллекции Изабеллы было несколько изображений самой маркизы. Самым известным из этих изображений является незаконченный рисунок мелом Леонардо да Винчи . По просьбе Изабеллы этот изящный портрет поразительно реалистичен, с почти идеальными пропорциями и ракурсом. Хотя её лицо изображено в чётком профиле, её плечи, обращенные вперёд и привлекающие внимание к деталям её развевающихся рукавов, намекают на чувство моды маркизы. Сегодня многие учёные считают «Портрет Изабеллы д’Эсте» наравне с «Моной Лизой» примером портретного стиля Леонардо , который был одновременно реалистичным и гармонировал с универсальной красотой.
Опись, составленная после её смерти в 1539 году, выявила более семи тысяч картин, книг и предметов старины. Учёные называют её «первой леди эпохи Возрождения». Влияние Изабеллы д’Эсте определило карьеру некоторых из самых значительных художников того периода и, таким образом, нашло отражение в развитии западного искусства последующих столетий . Сегодня коллекция Изабеллы д’Эсте, женщины эпохи Возрождения, представлена в некоторых из самых известных музеев мира, включая парижский Лувр и лондонскую Национальную галерею.
Екатерина Медичи: королевская женщина эпохи Возрождения
За два столетия до того, как излишества Марии Антуанетты стали легендой, Екатерина Медичи была правящей королевой, вызывающей споры. Родившаяся во Флоренции в 1519 году, Екатерина была дочерью Лоренцо Медичи, герцога Урбино, и членом влиятельного клана Медичи , в родословной которого было несколько пап и государственных деятелей. Однако привилегия Екатерины была недолгой, так как оба ее родителя умерли в течение месяца после ее рождения. Курсируя между родственниками, Екатерина едва сумела пережить свержение оплота Медичи в 1527 году. После нескольких лет в качестве политической заложницы, юная герцогиня была взята под опеку ее дядей, папой Климентом VII. Именно Клемент в 1533 году устроил брак 14-летней Екатерины с Генрихом, герцогом Орлеанским, вторым сыном короля Франции Франциска I.
Смерть старшего брата Генриха в 1536 году означала, что Екатерина теперь стала дофиной, или будущей королевой-консортом. Под давлением, чтобы обеспечить будущее династии Валуа, Екатерина впоследствии родила шестерых выживших детей, включая троих сыновей. Однако, как только Генрих вступил на престол в 1547 году, политическое влияние Екатерины было в значительной степени ограничено предпочтением ее мужа своей любовницы, Дианы де Пуатье. Все изменилось в 1559 году, когда Генрих умер после несчастного случая на рыцарском турнире. В течение следующих нескольких лет Екатерина правила Францией в качестве регента при своих юных сыновьях — сначала Франциске II, а затем Карле IX. Именно в это время Екатерина начала получать больше контроля над дипломатией и кошельками Франции, также став одной из первых покровительниц искусств Италии и архетипичной женщиной эпохи Возрождения.
Для Екатерины искусство и архитектура были инструментом укрепления престижа дома Валуа в период смуты и антимонархических настроений. В результате она спонсировала крупные строительные проекты по всей стране, включая дворец Тюильри и отель «Отель де ла Рейн» в Париже . Её самым детальным проектом стала гробница мужа в базилике Сен-Дени. Спроектированная Франсиско Приматиччо, гробница включала в себя изысканную мраморную скульптуру сердца Генриха.
Помимо архитектуры, Екатерина принесла больше престижа французской живописи и покровительству искусству благодаря связям с такими художниками, как Жан Кузен Младший и Антуан Карон. Последний был известен своим стилем маньеризма, о чем свидетельствуют удлиненные, скрученные фигуры и контрастные цвета его «Триумфа времен года », которые отражали продолжающуюся напряженность во Франции во время религиозных войн. Карон также разработал гобелены Валуа. Сейчас этот богато украшенный набор из восьми гобеленов, выставленный в галерее Уффици во Флоренции, изображает несколько великолепий или придворных фестивалей, которые Екатерина распорядилась, чтобы отметить важные события. Эти представления были основным выходом для собственной творческой энергии Екатерины, и она была тесно связана со всем, что связано с музыкой и сценографией. В частности, Екатерина курировала создание балета «Комик де ла Рейн» , представления, которое многие ученые считают первым современным балетом.
Несмотря на средства, вложенные Екатериной в искусство, её влияние как женщины эпохи Возрождения и покровительницы искусств имело мало долгосрочных последствий. Падение династии Валуа вскоре после её смерти в 1589 году ознаменовало начало нового периода, где доминировали вкусы и прихоти Бурбонов. Строительные проекты Екатерины остались незавершёнными, и большинство из них в конечном итоге были разрушены, а её обширная коллекция произведений искусства была продана, чтобы покрыть долги. Единственным остатком её стараний стала любовь к роскошным придворным празднествам и развлечениям; двести лет спустя непрекращающееся празднование излишеств и легкомыслия французской монархией привело к экономическим проблемам и гражданским беспорядкам, которые привели к Французской революции.
Маргарита Австрийская: коллекция произведений искусства и политика
Ранняя жизнь эрцгерцогини Маргариты Австрийской была отмечена чередой неудачных начинаний. Маргарита родилась в 1480 году в семье императора Максимилиана I и Маргариты Бургундской. Маргарите было всего два года, когда её обручили с будущим королём Франции Карлом VIII. Большую часть своей юности она провела при французском дворе, где, помимо прочего, получила образование в области языков, музыки, политики и литературы. Однако помолвка была расторгнута в 1491 году. В 1497 году Маргарита вышла замуж за Хуана, наследника испанского престола, но принц умер всего через шесть месяцев после свадьбы. Наконец, в 1501 году молодая эрцгерцогиня обрела счастье в браке с Филибертом II, герцогом Савойским.
Смерть герцога в 1504 году повергла Маргариту в длительный период скорби, но также ознаменовала начало ее впечатляющего пребывания в качестве одной из самых влиятельных женщин и покровительниц искусств в Европе. После отказа снова выйти замуж, в 1507 году она была назначена регентом Нидерландов при своем племяннике, императоре Карле V. Проявляя дипломатическую хватку, которую она приобрела от своей бывшей свекрови, Изабеллы Кастильской, а также своей крестной матери, Маргариты Йоркской, Маргарита проявила себя как проницательный политик и способный лидер. Благодаря ее преданности искусству и литературе, ее двор в Мехелене привлекал таланты со всего континента. Ее коллекция всего, от драгоценностей и скульптуры до этнографических предметов, была настолько обширна, что в 1521 году великий художник Альбрехт Дюрер выразил благоговение перед ее «драгоценными вещами и драгоценной библиотекой».
Для Маргарет искусство и архитектура были политическими инструментами, а также источниками интереса. Она была эклектичной женщиной эпохи Возрождения и одним из видных покровителей искусств своего времени. Ее главный архитектурный проект, церковь Святого Николая в Бру в Бурк-ан-Бресе, была завершена в стиле ренессансной готики, что отличало ее от эстетики Италии и Франции. Однако главным интересом Маргарет была портретная живопись : Première Chambre ее апартаментов в Мехелене был собранием европейских королевских особ, большинство из которых были связаны с Маргарет кровными узами или браком. Современные записи насчитывают в общей сложности двадцать девять портретов, включая изображения Карла V, Максимилиана I, различных испанских Габсбургов и Тюдоров Англии . Гордость была отдана бургундской герцогской линии, прямым потомком которой была Маргарет. Хотя в зале отсутствовал портрет самой Маргарет, вполне вероятно, что представленные портреты были выбраны для того, чтобы узаконить ее присутствие в Нидерландах благодаря ее связям с некоторыми из самых влиятельных фигур континента.
Учитывая её умелое использование искусства в качестве политического заявления, неудивительно, что Маргарита была также требовательной покровительницей искусства, которая знала, что ей нравится. Например, что касается стиля, она, похоже, переняла интерес северных художников к достоверному изображению своих персонажей: около 1525 года она отправила своего придворного художника Яна Корнелиса Вермейена в длительное путешествие, чтобы тот написал портреты нескольких её родственников, с особой просьбой создать максимально точные портреты. Она также сознательно выстраивала свой собственный образ: её официальный портрет кисти Бернарда ван Орлея считается довольно реалистичным и изображает её как набожную и серьёзную вдову. Этот портрет впоследствии был скопирован и разослан её родственникам и политическим союзникам, включая короля Англии Генриха VIII. Ее стратегическое использование искусств на протяжении всего срока полномочий оказалось полезным: после ее смерти в 1530 году Маргарет запомнилась как умелый лидер, которая управляла спорным регионом на протяжении более двух десятилетий, а также как верная покровительница искусств, которая способствовала карьере нескольких художников эпохи Северного Возрождения.
Хюррем Султан, она же Роксолана: покровительница искусств Османской империи
Восхождение Хюррем Султан – одна из самых невероятных историй в истории. Александра Лисовская, родившаяся в 1505 году, провела первые годы своей жизни в деревне Рогатин на территории современной Украины. Её жизнь кардинально изменилась в 14 лет, когда её деревню разграбили захватчики, а её взяли в плен. Пережив мучительное путешествие сначала в Крым, а затем через Чёрное море в Стамбул, она была продана в наложницы в гарем Топкапы, дворца императора Сулеймана I.
Жизнь в Османской империи была совершенно иной, чем в Рогатине. Взойдя на престол в 1520 году, Сулейман правил населением в сотни миллионов человек, которое охватывало части Азии, Европы и Африки. Вместо того, чтобы заключать союзы через брак, османские правители обеспечивали продолжение своего рода через наложниц в гареме. Гарем, в котором проживало около 150 женщин, был изолированным местом, где женщины – в основном рабыни из завоеванных стран – обучались турецкому языку и принципам ислама, а также музыке, литературе, танцам и другим увлечениям. В то время как большинство европейских посетителей представляли гарем как эротическое убежище, на самом деле он функционировал скорее как строгий религиозный монастырь. Именно здесь Александра, теперь называемая Роксоланой, или «русская девушка», в конечном итоге попала в исторические книги.
Хотя, как сообщается, Роксолана не была примечательной красавицей, ее энергичная личность и интеллект расположили к себе Сулеймана. В то время как традиция гласила, что каждая наложница могла родить только одного сына, в конечном итоге у Роксоланы было несколько детей от Сулеймана. В начале 1530-х годов император нарушил вековые обычаи и официально женился на Роксолане, сделав ее первой королевской супругой, получившей титул Хасеки Султан . Ее новое положение сопровождалось приданым в размере 5000 дукатов, а также ежедневным жалованьем в размере 2000 серебряных монет, большую часть которых она вкладывала в масштабные общественные проекты. Ее величайшим достижением стал комплекс Хасеки Султан. Спроектированный Мимаром Синаном, этот комплекс из камня и кирпича включал мечеть, школу, бесплатную столовую и больницу.
Помимо одноименного комплекса, Роксолана также финансировала строительство и общественные ресурсы в других городах, включая Мекку и Иерусалим. Она умерла в 1558 году, внося беспрецедентный вклад как государственный деятель и покровительница искусств. Сегодня учёные считают, что Роксолана положила начало так называемому «женскому султанату» – периоду в истории Османской империи, когда женщины из королевской семьи оказывали исключительное влияние на политические дела.
Тофуку Мон-Ин: покровитель японского искусства периода Эдо
Тофуку мон-ин, родившаяся в 1607 году под именем Токугава Масако, была дочерью Токугавы Хидэтады, второго сёгуна Японии периода Эдо . В 1620 году она вышла замуж за императора Го-Мидзуноо, создав тем самым союз между императорской семьей, базирующейся в Киото, и военным режимом Эдо. Хотя свадьба была отпразднована с пышными празднествами, Го-Мидзуноо уже отдал предпочтение наложнице, от которой у него было двое детей. Только после рождения дочери, принцессы Окико, в 1624 году Масако получила титул тюгу, или императрицы-консорта. Пять лет спустя, в 1629 году, Го-Мидзуноо отреклась от престола в пользу Окико, которая впоследствии стала императрицей Мэйсё. Именно в этот момент Масако приняла буддийское имя Тофуку мон-ин.
Хотя её правление было недолгим, Тофуку мон-ин продолжала оказывать влияние и в более поздние годы. В то время как военный сёгунат продолжал контролировать большую часть государственного управления, Тофуку мон-ин использовала своё личное состояние для повышения культурного уровня императорского двора. Она вложила средства в восстановление нескольких буддийских храмов, разрушенных гражданской войной, включая Энсё-дзи в Корияме и Куон-дзи в Киото. Она подарила многим из этих мест картины известных художников; некоторые из этих работ, например, « Корейские посланники » Доуна Масанобу, до сих пор хранятся в храмах.
Помимо работы по восстановлению храмов, Тофуку мон-ин также внесла глубокий личный вклад в искусство и придворную культуру. Искусная каллиграфия и композиция, она была известна тем, что устраивала поэтические вечера в своих покоях. Ее любовь к поэзии увековечена в одном из самых известных заказов в ее коллекции, « Стихотворные полоски, прикрепленные к вишне и кленам» . Сейчас этот комплект из шести ширм Тосы Мицуоки, выставленный в Чикагском институте искусств, изображает 60 полосок стихов, или тандзаку , на ветвях деревьев. Яркий контраст между осенними сценами с кленами и весенним цветением вишни в сочетании с контурами «покачивающихся» тандзаку представляет собой задумчивое, меланхоличное размышление о мимолетности красоты.
Будучи одной из покровительниц искусств периода Эдо, Тофуку мон-ин интересовалась самыми разными видами искусства. Хотя, пожалуй, её главным увлечением была поэзия, она также коллекционировала религиозные иконы, реликварии и картины, а также чайную утварь для тяною, или чайной церемонии. В этом она часто обращалась к керамисту Нономуре Нинсею, чьи смелые узоры и изысканное исполнение дополняли склонность Тофуку мон-ин к сочетанию современных и классических стилей. Например, её зал для приёмов во дворце был украшен яркими красочными элементами наряду с открытками со стихами и орнаментами. Одним из её самых желанных интерьерных заказов был набор кедровых дверей, расписанных сценами праздников и изображениями больших карпов в рыбацких сетях. К моменту своей смерти в 1678 году Тофуку мон-ин собрала внушительную коллекцию предметов искусства, представляющую собой потрясающий архив творчества определённого периода в истории её страны.