Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Нобелевскую премию-2025 по химии дали за “молекулярное сито”: с его помощью фильтруют воду и делают безопасные газовые баллоны

Оглавление
   Американский профессор Омар Яги, один из лауреатов Нобелевской премии по химии. REUTERS
Американский профессор Омар Яги, один из лауреатов Нобелевской премии по химии. REUTERS

ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ХИМИИ 2025 ГОДА

Нобелевскую премию-2025 по химии за разработку металлоорганических каркасных структур получили Сусуми Китагава (Япония), Ричард Робсон (Австралия) и Омар Яги (США).

- На мой взгляд, это заслуженная награда, - говорит Валентин Ненайденко, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой органической химии химического факультета МГУ. - Эти структуры - мы их называем MOF (metal-organic frameworks) — сейчас находят широкое применение в самых областях: в катализе, в сорбентах (например для очистки воды), в качестве контейнеров для адресной доставки лекарств.

КОМУ И ЗА ЧТО ДАЛИ НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ ПО ХИМИИ 2025

Самым удивительным свойством этих материалов является их рекордная пористость. Если для классических пористых материалов хорошим показателем является площадь поверхности 2 000—3 000 квадратных метра на грамм, то у MOF эти показатели в 2-3 раза выше. Лучшие из таких материалов на грамм веса могут иметь площадь внутренней поверхности, сопоставимую с размером одного стандартного футбольного поля.

   Нобелевскую премию-2025 по химии за разработку металлоорганических каркасных структур получили Сусуми Китагава (Япония), Ричард Робсон (Австралия) и Омар Яги (США). REUTERS
Нобелевскую премию-2025 по химии за разработку металлоорганических каркасных структур получили Сусуми Китагава (Япония), Ричард Робсон (Австралия) и Омар Яги (США). REUTERS

MOF-структуры это трехмерная решетка, в узлах которой находятся атомы металла, объясняет Валентин Ненайденко. При синтезе MOF размеры этих ячеек можно варьировать, в результате получается “молекулярное сито” для решения разных практических задач. Например, MOF могут фильтровать природный газ. Дело в том, что добываемый из недр природный газ это не чистый метан, в его составе есть другие углеводороды и примеси, это затрудняет транспортировку и переработку. Молекулярное сито легко пропускает маленькие молекулы метана и задерживает крупные молекулы посторонних соединений.

Для промышленных предприятий разделение различных углеводородов - это достаточно затратное дело. При помощи MOF это делается легко и просто.

- Если брать самый понятный для обывателя пример, то MOF-структуры можно использовать не только для фильтрации, но и для хранения газа, - говорит Валентин Ненайденко. - Возьмите самый обычный газовый баллон, которые используют дачники или жители сельской местности. Они взрываются, бывают утечки и прочие неприятные вещи. А если использовать MOF, то можно под давлением закачать газ в этот баллон, а затем при комнатной температуре при нагревании специальным устройством он будет дозированно выдавать газ. Это эффективно и безопасно. Такие материалы могут использоваться и для хранения газа в промышленных масштабах.

Нобелевскую премию вручили иностранцам, но и у нас в стране есть ученые, которые очень успешно работают в этой области. Это профессор Леонид Кустов из Института органической химии имени Зелинского и академик Владимир Федин, заведующий лабораторией Института неорганической химии СО РАН. В частности, сотрудники Владимира Федина разрабатывают сенсоры на основе MOF, которые позволяют в домашних условиях, определять наличие опасные вещества в окружающих предметах: например, антибиотиков в мясе птицы и других продуктах.

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru

Автор: Ярослав КОРОБАТОВ