Найти в Дзене
Юрий Пашолок

188-тонная мышь для опытов

Рассказ о Typ 205/II (Pz.Kpfw. Maus V2), втором опытном образце немецкого сверхтяжелого танка Pz.Kpfw.Maus (он же единственный полноценный образец) Сверхтяжелые танки, которые с самого начала прорабатывались как средство прорыва эшелонированной обороны, оказались крайне невезучими. В Первую мировую войну они на поле боя не успели, при этом FCM 2C, единственный серийный танк данного класса, быстро устарел. Во Вторую мировую войну такие боевые машины проектировали в ряде стран, но и в данном случае результаты оказались очень скромными. В одних случаях просто не успели, в других сложились условия, при которых промышленность более не могла выпускать их серийно. Результатом стали большие усилия, использованные впустую. Одним из примеров тому слала программа создания немецких сверхтяжелых танков. Единственным положительным результатом всей этой программы стало создание Pz.Kpfw.Maus, он же Typ 205. Команда Фердинанда Порше и ее смежники стали единственными, кому удалось создать танк, реально

Рассказ о Typ 205/II (Pz.Kpfw. Maus V2), втором опытном образце немецкого сверхтяжелого танка Pz.Kpfw.Maus (он же единственный полноценный образец)

Сверхтяжелые танки, которые с самого начала прорабатывались как средство прорыва эшелонированной обороны, оказались крайне невезучими. В Первую мировую войну они на поле боя не успели, при этом FCM 2C, единственный серийный танк данного класса, быстро устарел. Во Вторую мировую войну такие боевые машины проектировали в ряде стран, но и в данном случае результаты оказались очень скромными. В одних случаях просто не успели, в других сложились условия, при которых промышленность более не могла выпускать их серийно. Результатом стали большие усилия, использованные впустую.

Эшелон с шасси Typ 205/II прибыл в Бёблинген 10 марта 1944 года.
Эшелон с шасси Typ 205/II прибыл в Бёблинген 10 марта 1944 года.

Одним из примеров тому слала программа создания немецких сверхтяжелых танков. Единственным положительным результатом всей этой программы стало создание Pz.Kpfw.Maus, он же Typ 205. Команда Фердинанда Порше и ее смежники стали единственными, кому удалось создать танк, реально способный воевать, и даже потенциально готовый для серийного производства. Правда жизни в том, что к моменту, когда единственный комплектный образец танка был готов к боевому применению, немецкая промышленность уже не могла его выпускать, да и смысл в данном танке отпал.

Стягивал его первый образец танка.
Стягивал его первый образец танка.

Первоначально контракт на выпуск Pz.Kpfw. Maus предполагал изготовление 6 танков, один с массогабаритным макетом башни, остальные в виде полноценных танков. Но летом-осенью 1943 года ситуация стала развиваться по негативному сценарию. В ночь с 25 на 26 июля 1943 года Krupp, ключевой производитель в цепочке смежников программы Pz.Kpfw.Maus, подвергся бомбежке. В результате корпусное производство оказалось парализованным. 5 ноября 1943 года контракт на выпуск 6 танков установочной партии был сокращен до 2 шасси и 1 башни. Связано это оказалось с тем, то Alkett, где предполагалось выпускать танк, полностью переключился на выпуск штурмовых САУ StuG 40 Ausf.G.

В процессе разгрузки.
В процессе разгрузки.

Впрочем, даже этот контракт оказался большой проблемой. В ночь с 22 на 23 ноября 1943 года 764 английских бомбардировщика (469 Avro Lancaster, 234 Handley-Page Halifax, 50 Short Stirling, плюс 11 de Havilland Mosquito, выполнявших роль маркеров целей) совершили массированный налет на Берлин. Помимо Берлина, сильно досталось его пригороду Шпандау. Сильные повреждения получило предприятие Alkett (настолько серьезные, что было поставлено под угрозу производство Sturmgeschütz 40) и заводы Siemens. В сложившейся ситуации до рабочего состояния удалось собрать только первый образец Pz.Kpfw.Maus, он же Typ 205/I.

Башня, иллюстрация из инструкции по эксплуатации.
Башня, иллюстрация из инструкции по эксплуатации.

10 января 1944 года Pz.Kpfw. Maus V1 погрузили на платформу и отправили в Бёблинген (пригород Штутгарта), где в мастерских 7-го запасного танкового батальона производилась его досборка. В тот же день на Alkett началась сборка второго опытного образца танка, уже полноценного,то есть с башней и вооружением. В отличие от первого образца, на корпусе уже не имелось закладных под установку огнеметов, а кормовой бак уже окончательно стал топливным. Также на корпусе ставился полный набор светотехники, люк и наблюдательные приборы отделения управления, а на крыше моторного отделения появлялись дополнительные отбойники для защиты заливных горловин спереди с сбоку.

Она стала единственной комплектной башней для данного танка.
Она стала единственной комплектной башней для данного танка.

Сборка шасси Typ 205/II происходила медленно. Согласно сообщению Alkett от 7 февраля 1944 года, к тому моменту сборку заморозили на две недели, и в дальнейшие прогнозы не вселяли оптимизма. Было предложено решить возникшую проблему путем отправки шасси, после сборки ходовой части, в Бёблинген, и окончательно собирать машину уже там. Предложение одобрили, однако работа над сборкой шасси все равно затянулась. Лишь 7 марта Typ 205/II с установленной ходовой частью и тормозами погрузили на платформу и отправили к месту сборки. Как и в случае с Typ 205/I, дорогу пришлось прокладывать, минуя большие мосты и тоннели. При этом башню планировали отправить отдельно.

Установка спаренного пулемета MG 34.
Установка спаренного пулемета MG 34.

Эшелон с Typ 205/II прибыл в Бёблинген 10 марта, в качестве тягача для перевозки шасси решили использовать первый образец машины, к тому моменту дособранный и проходивший ходовые испытания. Шасси сначала стащили с платформы за трос, а затем, используя специально изготовленное дышло, закрепили за Typ 205/I и повезли в мастерские 7-го запасного танкового батальона. Заодно эта поездка стала одним из специспытаний первого шасси, которое оно прошло успешно. Одновременно с досборкой второго опытного образца танка, в Эссене шли работы по изготовлению первой и единственной башни. По крайней мере, на тот момент считалось, что эта башня будет последней.

Установка портов для пистолетов-пулеметов MP 40 в бортах башни.
Установка портов для пистолетов-пулеметов MP 40 в бортах башни.

Финальная конфигурация башни Pz.Kpfw.Maus несколько отличалась от той, что была летом 1943 года. После более чем полугодовых мытарств с установкой 20-мм автоматической пушки MG 151/20 разработчики башни, наконец, вернулись к идее поставить обычный спаренный пулемет MG 34. Пулемет разместили слева от спаренных пушек в отдельной установке с электрическим спуском. Помимо пулемета, новая конструкция башни отличалась установкой в кормовой части крыши бомбомета (Nahverteidigungswaffe), предназначенного для стрельбы как осколочными, так и дымовыми гранатами.

Укладки 128-мм выстрелов в кормовой нише.
Укладки 128-мм выстрелов в кормовой нише.

Укладка боезапаса для спаренной 75-мм пушки KwK L/36 осталась без изменений. Как и ранее, она размещалась в носовой части башни, справа от спаренной орудийной установки. Что же касается укладки для основного калибра, 12.8 cm KwK 44 L/55, то ее все же пришлось менять. По первоначальной концепции, пушка имела унитарное заряжание с размещением боеприпасов на откидывающихся укладках в кормовой нише башни. С каждой стороны размещалось по 12 унитаров. Аналогичная система размещения боеприпасов использовалась Krupp в башнях для тяжелых танков VK 45.02(P) и VK 45.02(H), последний был запущен в серию под индексом Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B.

Впереди имелись отбойники для того, чтобы не повредить антенны при повороте башни.
Впереди имелись отбойники для того, чтобы не повредить антенны при повороте башни.

От концепции с унитарными боеприпасами в итоге отказались, поскольку унитар оказался чересчур длинным даже для такой большой башни. Кроме того, доставать унитарные патроны из боковых укладок являлось занятием еще более нетривиальным, как по габаритам, так и по массе. Было принято решение использовать штатные выстрелы 12.8 cm Flak 40 с раздельным заряжанием. В каждой из двух башенных укладок размещалось по 7 снарядов и 12 зарядов, остальной боекомплект разместили в нишах надгусеничных полок корпуса (всего 68 унитаров к 12.8 cm KwK 44 L/55, 100 унитаров к 7.5 cm KwK L/36 и 1000 патронов к пулемету MG 34).

Так танк выглядел в конце июня 1944 года.
Так танк выглядел в конце июня 1944 года.

Установку вооружения, как и сами орудия, более не подвергали изменениям. Единственным нововведением стала установленная система отвода установленных в корпусе антенн при повороте башни. В ходе проектирования предлагалось несколько вариантов системы отвода антенн, в итоге остановили на предложении закрепить ограждение в нижней части маски. В отличие от похожей системы, которая применялась на части Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, ограждение вводилось только для пушек, так что существовал шанс отстрелить антенну пулеметным огнем.

На тот момент он был покрыт грунтовкой.
На тот момент он был покрыт грунтовкой.

Помимо вооружения, изменения претерпели и приборы наблюдения. После ликвидации командирской башенки командир получил перископический прибор наблюдения с круговым обзором. Данный прибор, выполненный по типу перископа системы Рудольфа Гундляха, частично компенсировал снятую командирскую башенку, но круговой обзор оказался весьма условным, поскольку на определенных углах смотреть в него было невозможно. Кроме того, мертвая зона обзора, по сравнению с командирской башенкой, увеличилась, а под прибор пришлось делать вырез в бортовом листе, что его явно не усилило. Аналогичный перископ планировалось установить и перед люком заряжающего: данный прибор присутствует на схеме внутреннего устройства башни и схемах танка, датированных концом 1943 года, более того, в соответствующем месте крыши прорезали отверстие.

После нанесения базового цвета и камуфляжа. Пока боковые порты в башне не заварены.
После нанесения базового цвета и камуфляжа. Пока боковые порты в башне не заварены.

Уже после этой процедуры перископ решили заменить на перископический прибор T.Rbl.F.3 (Turmrundblickfernrohr 3, таким же прибором серийно оснащался бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2). Отверстие под перископ заварили, прорезали отверстие под T.Rbl.F.3., а внутри башни установили кронштейн. Располагался T.Rbl.F.3 за основным прицелом (в его качестве выступал перископический танковый прицел Turmwinkelzielfernrohr 1, сокращенно TWZF 1). Массивный кожух, прикрывавший прицел, перекрывал довольно большой сектор обзора вперед, что во многом лишало смысла идею установки перископического прибора на отведенном ему месте.

В ходе тестовых пробегов в районе Бёблингена.
В ходе тестовых пробегов в районе Бёблингена.

К середине апреля 1944 года башня Pz.Kpfw. Maus V2 была, в общем и целом, укомплектована, не хватало шаровых установок в бортах, а также перископического прибора. В итоге, не дожидаясь получения недостающих элементов, 3 мая башню отправили из Эссена в Бёблинген, куда она прибыла в тот же день. Устанавливать башню на корпус, впрочем, не торопились, поскольку шасси все еще находилось в процессе сборки. Шел этот процесс неспешно, поскольку для немецкой промышленности данный танк уже не был приоритетной задачей.

К тому моменту судьба танка была практически решена.
К тому моменту судьба танка была практически решена.

Процесс сборки танка был резко ускорен в начале июня. В Бёблингене ждали визита главного инспектора бронетанковых войск Гудериана, в связи с этим потребовалось срочно поставить на танк башню. Собирали машину в авральном порядке ночью с 7 на 8 июня, причем подбашенный погон встал на корпус немного криво. Образовавшиеся щели замазали, на танк поставили башню, в итоге Гудериан не заметил подвоха. Танк был собран до состояния, позволяющего проводить ходовые испытания, к концу июня, на первые тестовые пробеги машина выехала без окраски, только с нанесенной на металл грунтовкой (ее некоторые люди посчитали тёмно-серым цветом).

К середине лета 1944 года стало понятно, что уже не до сверхтяжелых танков.
К середине лета 1944 года стало понятно, что уже не до сверхтяжелых танков.

Планировавшиеся испытания башни пришлось несколько раз откладывать, поскольку имелись проблемы в механизме горизонтальной и вертикальной наводки. Наблюдался люфт, кроме того, электромотор Siemens, который отвечал за поворот башни, неоднократно ломался. В итоге первые испытания пришлось проводить, используя ручной механизм поворота башни. Не заладилось дело и с шаровыми установками для пистолетов-пулеметов: прибыли они только 12 июля, после установки в борта башни их испытали стрельбой, после чего они оказались сломаны. Некоторое время танк испытывался со сквозными отверстиями под шаровые установки в бортах башни, которые в конце 1944 года заварили.

Танк получил окраску базовым цветом (темно-желтый Dunkelgelb RAL 7028), поверх которого нанесли оливково-зеленые (Olivgrün RAL 6003) и красно-коричневые (Rotbraun RAL 8017) разводы
Танк получил окраску базовым цветом (темно-желтый Dunkelgelb RAL 7028), поверх которого нанесли оливково-зеленые (Olivgrün RAL 6003) и красно-коричневые (Rotbraun RAL 8017) разводы

Полностью укомплектовать башню Pz.Kpfw. Maus V2 приборами наблюдения и прицелами удалось лишь в июле, тогда же танк получил полный комплект радиооборудования. Pz.Kpfw. Maus получил типичную для немецких танков радиостанцию Fu.5 с двумя приемниками Ukw.E.e и одним радиопередатчиком 10 W.S.c., для внутренней радиосвязи в башне установили 2 ТПУ. Для обеспечения радиосвязи на крыше моторного отделения установили две антенны. Также танк получил окраску базовым цветом (темно-желтый Dunkelgelb RAL 7028), поверх которого нанесли оливково-зеленые (Olivgrün RAL 6003) и красно-коричневые (Rotbraun RAL 8017) разводы.

Сбоку стоит лесенка, чтобы было проще забираться.
Сбоку стоит лесенка, чтобы было проще забираться.

Ходовые испытания шли относительно успешно, но не без проблем. Бензиновый двигатель Daimler-Benz MB.509, установленный на втором образце танка, испытывал проблемы с клапанами, как минимум один раз это приводило к поломке. По результатам испытаний выяснилось, что расход топлива по бездорожью достигал 350 литров на 10 километров. На бездорожье танк, как и первый прототип, передвигался без особых проблем, хотя большое удельное давление на грунт периодически давало о себе знать. В июле 1944 года на танке испытали траки с несимметричными грунтозацепами, которые показали себя не лучшим образом. В ходе испытаний несколько траков сломалось, для их замены в условиях цеха бригаде из шести человек потребовалось 8 часов. Кроме того, опорные катки с отверстиями в дисках не показали серьезных преимуществ перед старой конструкцией, и их заменили на катки без отверстий.

21 июля 1944 года по личному распоряжению Гитлера работы по танку прекратили.
21 июля 1944 года по личному распоряжению Гитлера работы по танку прекратили.

Официально работы по программе сверхтяжелых танков были прекращены 21 июля 1944 года по личному распоряжению Гитлера. 27 июля на Krupp поступила команда от 6-го отдела Депаратамента Вооружений о сдаче собранных корпусов и башен для Pz.Kpfw. Maus в металлолом. Но их припрятали, на всякий случай. 19 августа года руководство Krupp проинформировало Порше о том, что работы по Typ 205 прекращены, специалисты, собиравшие второй прототип, покинули Бёблинген. Тем не менее, это не означало, что испытания Pz.Kpfw. Maus закончены.

Финальная конфигурация танка, скорее всего, уже с мотором MB.517.
Финальная конфигурация танка, скорее всего, уже с мотором MB.517.

Аналогично Henschel, где потихоньку собирали шасси E-100, их заклятые друзья из Porsche K.G. продолжали улучшать свой танк. Осенью 1944 года пути Typ 205/II получил дизельный мотор MB.517. Форсированный двигатель развивал мощность 1200 л.с., эквивалентную показателям MB.509, который он заменял. Когда именно MB.517 был установлен в танк, доподлинно неизвестно, но в переписке, датируемой 1 декабрем 1944 года, говорится о том, что двигатель поставлен в Typ 205/II, и его испытания еще не проводились. Установка проводилась самовольно. Окончательно работы по танку прекратились только в конце 1944 года, когда оба образца Pz.Kpfw. Maus увезли из Бёблингена. Уехали они на Куммерсдорфский полигон, скорее для того, чтобы Порше более не мог ими заниматься.

Список источников:

Bundesarchiv (BAMA)

US NARA

Panzer Tracts No. 6-3 - Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008

Special Panzer Variants: Development - Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007

Kampfpanzer Maus: Der überschwere Panzer Porsche Typ 205, Michael Fröhlich, Motorbuch verlag, 2013

Другие статьи по немецким тяжелым танкам и САУ на их базе:

История D.W./VK 30.01 (H), первого немецкого тяжелого танка нового поколения

История немецкого тяжелого танка VK 30.01(H)

Проектный немецкий тяжелый штурмовой танк VK 65.01, создававшийся для штурма Линии Мажино

История немецкого тяжелого танка VK 36.01 (Pz.Kpfw.VI Ausf.B), являвшегося непосредственным предшественником Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E

Немецкий опытный тяжелый танк Porsche Typ 100, он же VK 30.01 (P), он же Pz.Kpfw.Leopard, первый танк Porsche KG

История создания немецкого тяжелого танка VK 45.01(P), также известного под обозначениями Typ 101 и Pz.Kpfw.Tiger (P)

История Bergepanzer VI, тяжелого эвакуатора для тяжелого истребителя танков Ferdinand/Elefant

Взгляд без прекрас на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, самый известный немецкий танк военного периода

К 80-летию прорыва блокады Ленинграда, которое совпало с днем первого захвата на советско-германском фронте тяжелых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E

История немецких проектных тяжелых танков Porsche Typ 180, они же VK 45.02 (P), они же Pz.Kpfw.Tiger P2

149-мм танковая пушка 15 cm KwK L/14 для VK 45.02(H)

Башня для VK 45.02(P) и изыски немецкой терминологии

Рассказ о проекте немецкого тяжелого танка VK 45.02 (H),прямом предшественнике Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B

Рассказ о Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B из коллекции танкового музея в Сомюре, единственном танке данного типа, находящемся в ходовом состоянии

История немецкого сверхтяжелого немецкого танка Pz.Kpfw. Löwe, так и не выбравшегося за рамки эскизного проекта

Во что превратился немецкий сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus за 1942 год

Работы по немецкому сверхтяжелому танку Pz.Kpfw.Maus в 1943-44 годах и попытки запустить его в серийное производство

Рассказ от Typ 205/I, первом опытном образце сверхтяжелого немецкого танка Pz.Kpfw.Maus

Популярно о том, что из себя представляет сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus, ныне стоящий в Кубинке

История немецких истребителей танков Pz.Sfl.V, известных также как Sturer Emil

Рассказ о немецком тяжелом истребителе танков Pz.Sfl.V (Sturer Emil), одном из экспонатов Музейного сектора парка "Патриот"