Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Сверхтяжелая мышь с заглушкой вместо башни

Рассказ от Typ 205/I, первом опытном образце сверхтяжелого немецкого танка Pz.Kpfw.Maus

У немецкой танковой промышленности не редкостью была ситуация, когда амбициозные проекты оканчивались постройкой двух опытных образцов. Они даже иногда оказывались на фронте, но уже в ранге "последних из могикан". В иных случаях ситуация складывалась так, что программу как бы закрывали, но прототипы строили, ибо "уплочено". Хотя иногда смысл их постройки заключался в том, что заказчик всё же не терял надежды на возможное продолжение работ, в случае, если условия для подобного всё де сложатся.

Первый выезд Typ 205/I, он состоялся 23 декабря 1943 года.
Первый выезд Typ 205/I, он состоялся 23 декабря 1943 года.

Очень похожим образом развивалась история с программой создания сверхтяжелого танка Pz.Kpfw.Maus. Вплоть до лета 1943 года она развивалась довольно успешно, более того, началась подготовка к производству данной боевой машины. Но тут вмешалась английская авиация, которая смогла вывести из игры Krupp, где производились корпуса и башни. В результате амбициозные планы по выпуску 10 танков в месяц пришлось урезать до двух образцов, из них один с массогабаритным макетом башни. Первые километры он преодолел в конце декабря 1943 года.

Выезд стал праздником непослушания. Его не согласовали, а съемку запретили.
Выезд стал праздником непослушания. Его не согласовали, а съемку запретили.

Надо сказать, что поначалу события развивались по резервному плану. Согласно ему, первый корпус танка отправлялся на Alkett в сентябре, 2 в октябре, 1 в ноябре, 1 в декабре, по 2 в январе и феврале, 3 в марте, по 4 с апрель по июль и 2 в августе. Поставка первой башни намечалась на ноябрь, 2 в декабре, по одной в январе и феврале, 2 в марте, 3 в апреле и по 4 с мая по сентябрь. При этом первый образец танка, в любом случае, выпускался в виде шасси, с массогабаритным макетом башни. Такая практика была нормой в немецком танкостроении.

Как видите, если нельзя, но очень хочется, то орднунг забывают.
Как видите, если нельзя, но очень хочется, то орднунг забывают.

Местом сборки танков на тот момент предполагался завод Alkett. Корпус первого образца Pz.Kpfw.Maus, он же Typ 205/1, прибыл в Шпандау 26 сентября 1943 года. Работы по нему на Alkett находились не в высшем приоритете: помимо StuG 40, в Шпандау выпускали истребители танков Nashorn. А вот дальше работы по танку резко сократили. 27 октября из Управления Вооружений последовала директива переключить все силы на производства брони для штурмовых орудий StuG 40. 5 ноября контракт на выпуск 6 танков установочной партии был сокращен до 2 шасси и 1 башни. Ну а далее, ночь с 22 на 23 ноября 1943 года, настал черед Alkett.

На бортах танка нарисовали мышонка.
На бортах танка нарисовали мышонка.

В ту ночь над Берлином разгрузилось 764 английских бомбардировщиков. Пострадал не только Alkett, но и Siemens, так что даже отмена крупной серии Pz.Kpfw.Maus оказалась лишь формальностью. Собирать эти танки крупной серией стало негде и не из чего. Теперь главной задачей стала сборка первого опытного образца хотя бы в том виде, чтобы он смог передвигаться самостоятельно. Уже далее он дособирался в том месте, где было поспокойнее и не прилетало несколько сотен бомбардировщиков.

10 января 1944 года Pz.Kpfw. Maus V1 погрузили на платформу и отправили в Бёблинген.
10 января 1944 года Pz.Kpfw. Maus V1 погрузили на платформу и отправили в Бёблинген.

23 декабря 1943 года Pz.Kpfw. Maus V1 (Typ 205/I проходил и под таким обозначением) отправился в первый испытательный пробег по территории Alkett. Как и планировалось, на шасси установили массогабаритный макет башни. Можно сказать, что случился праздник непослушания. Во-первых, разрешения на пробег от рехйсминистра вооружений и боеприпасов Шпееера на пробег не было, так что он оказался нелегальным. Во-вторых, танк было запрещено фотографировать, тем не менее, его снимали и на фотоаппарат, и на кинокамеру. Орднунг - он для кого надо орднунг. Можно сказать, это были еще и первые испытания на преодоления препятствий, ибо территория завода была завалена мусором и обломками после бомбежки.

По прибытии танк получил базовую окраску. До того он ездил с нанесенной грунтовкой.
По прибытии танк получил базовую окраску. До того он ездил с нанесенной грунтовкой.

Вел танк водитель-испытатель Porsche K.G. Карл Генсбергер, а из Штутгарта по телефону за заездом следил Фердинанд Порше. К началу испытаний танк был только загрунтован, а еще кто-то из заводчан написал на бортах и кормовом листе слово Mäuschen и нарисовал над ним мышонка. Результаты испытаний оказались вполне успешными. Генсбергер легко обогнул узкий проход между корпусом и забором, преодолел кучи строительного мусора. Единственной проблемой оказалось то, что танк мог разворачиваться только вокруг одной точки. Пришлось поднимать с постели заболевшего незадолго до испытаний Цадника, который по телефону разъяснил суть неполадки в электрической системе трансмиссии. После устранения неполадки танк смог поворачиваться во всех режимах, испытания успешно завершились.

В таком виде проходили первые испытания.
В таком виде проходили первые испытания.

Первые впечатления от пробега оказались положительными. Электромеханическая трансмиссия работала на ура, собственно, те же самые впечатления можно было слышать за полтора года до того от американского генералитета в ходе испытаний Heavy Tank T1E1. Генсбергер отмечал легкость управления танком. Теперь требовалось его дособрать. В виду невозможности дальнейшей досборки на Alkett было решено найти иную площадку. 10 января 1944 года Pz.Kpfw. Maus V1 погрузили на платформу и отправили в Бёблинген. Поскольку проблема с габаритными размерами никуда не делась, маршрут движения эшелона выбрали таким образом, чтобы избежать туннелей и мостов с большими пролетами.

В целом первый этап испытаний прошел успешно.
В целом первый этап испытаний прошел успешно.

Пригород Штутгарта, на территории которого располагалась авиабаза, завод авиационной фирмы Klemm, а также военная база, выбрали неслучайно. В Штутгарте располагалась Porsche K.G. и Daimler-Benz AG, а возможности местной базы вполне позволяли дособрать танк. По прибытии 14 января на станцию Бёблинген танк отправился на территорию мастерских 7-го запасного танкового батальона, где ее ожидали работы по окончательной досборке.

Далее танк получил камуфляж и маркировки.
Далее танк получил камуфляж и маркировки.

Всего от станции до мастерских предстояло проехать 5 километров, танк их проехал без каких-либо присшествий. На следующий день состоялся пробный выезд на бездорожье, в общей сложности танк проехал 2 километра. По результатам испытаний выяснилось, что траки разработки Alkett, установленные на машине, показали себя с лучшей стороны, кроме того, танк спокойно ехал, уходя в грязь до полуметра.

Машина показала высокую проходимость.
Машина показала высокую проходимость.

31 января 1944 года испытания Typ 205/I, уже дособранного, продолжились. После 14 километров пути (из них 4,6 километра по бездорожью) выяснилось, что внутренние бандажи опорных катков уже выходят из строя. К тому моменту танк уже получил базовый цвет Dunkelgelb. Монотонная окраска продержалась недолго: очень скоро на базовый цвет нанесли красно-коричневые разводы. Данный камуфляж стал для первой опытной "Мыши" окончательным решением по внешнему облику.

...но всему есть предел.
...но всему есть предел.

Финальной точкой стали маркировки. По периметру корпуса нанесли перевернутые серп и молот (под серпом и молотом коряво написали Г.Я.П.), а по бортам рубки появились перевернутые красные звезды. По задумке авторов маркировок, серпа с молотами и красные звезды должны были свести посторонних наблюдателей с толку. На полигоне 7-го запасного танкового батальона испытывались трофейные советские танки, так что Typ 205/I со звездами и серпами должен был также выдавать себя за трофей с Восточного фронта.

Выкапывание мыши.
Выкапывание мыши.

Испытания показали, что двигатель MB 509 требовал бензин с более высоким октановым числом (77), чем обычный 74-й. Данную проблему решили добавлением авиационных присадок. Зато вскоре двигатель смог показать, на что способен. 10 марта 1944 года в Бёблинген прибыл второй образец танка, еще не ходовой. Шасси Typ 205/II сначала вытащили с платформы за трос, а затем, используя специально изготовленное дышло, закрепили за Typ 205/I и повезли в мастерские 7-го запасного танкового батальона. Ехать пришлось по дороге, частично покрытой коркой льда, однако проблем с транспортировкой не возникло. Таким образом, на практике было доказано, что Pz.Kpfw. Maus может перемещать не только себя самого, но и сопоставимый по массе груз.

По этомку снимку понятно, насколько глубоко танк ушел в грязь.
По этомку снимку понятно, насколько глубоко танк ушел в грязь.

Первый опытный образец Pz.Kpfw.Maus весьма активно испытывали. 15 марта 1944 года танк преодолел ручей глубиной 1 метр, попутно взобравшись на один из его берегов. При этом крутизна препятствия в самом высоком месте составила 45 градусов. А вот 16 марта случились приключения. Танк двигался по полигону 7-го запасного танкового батальона, где должен был пройти очередной тест на проходимость по бездорожью. Все шло по графику, однако ситуация изменилась, когда механик-водитель танка, не зная всех тонкостей полигона, забрался в низину, которая оказалась еще и болотистой. Там, где обычные танки проходили, Typ 205/I более чем на полтора метра ушел в болотистую почву.

Полевые работы по обслуживанию ходовой части.
Полевые работы по обслуживанию ходовой части.

После того, как про ЧП стало известно, на место прибыли Фердинанд Порше и верхушка его КБ. Стало понятно, что единственным способ разрешить ситуацию - это копать. Две десятка солдат целый день окапывали машину, одновременно сооружая сзади пологий спуск для того, чтобы Typ 205/I смог выбраться из западни. Наконец, работа лопатами закончилась, и танк снова завели. Под гусеницы стали забрасывать бревна, чтобы появилось достаточное сцепление с грунтом. Наконец, танк смог самостоятельно выбраться из западни. Поскольку к тому моменту прибыл модернизированных тележек, было решено прямо на месте их поменять, заодно впервые прошел полевой ремонт.

Отто Цадник, разработчик трансмиссии танка.
Отто Цадник, разработчик трансмиссии танка.

После досборки Typ 205/II первая опытная машина стала менее приоритетной, хотя она продолжала испытания. В ходе них обкатывались отдельные узлы и агрегаты, в том числе элементы ходовой части. Впрочем, в середине июля 1944 года последовал приказ Гитлера работы по программе Pz.Kpfw.Maus прекратить. Тем не менее, вплоть до конца 1944 года, когда у Порше всё же отобрали его "Мышей" и отправили их в Берлин, а оттуда в Куммерсдорф, что-то по танку делали. Самое главное он уже и так сделал - доказал, что 180-тонная махина вполне работоспособная.

Список источников:

Bundesarchiv (BAMA)

US NARA

Panzer Tracts No. 6-3 - Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008

Special Panzer Variants: Development - Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007

Kampfpanzer Maus: Der überschwere Panzer Porsche Typ 205, Michael Fröhlich, Motorbuch verlag, 2013

Другие статьи по немецким тяжелым танкам и САУ на их базе:

История D.W./VK 30.01 (H), первого немецкого тяжелого танка нового поколения

История немецкого тяжелого танка VK 30.01(H)

Проектный немецкий тяжелый штурмовой танк VK 65.01, создававшийся для штурма Линии Мажино

История немецкого тяжелого танка VK 36.01 (Pz.Kpfw.VI Ausf.B), являвшегося непосредственным предшественником Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E

Немецкий опытный тяжелый танк Porsche Typ 100, он же VK 30.01 (P), он же Pz.Kpfw.Leopard, первый танк Porsche KG

История создания немецкого тяжелого танка VK 45.01(P), также известного под обозначениями Typ 101 и Pz.Kpfw.Tiger (P)

Взгляд без прекрас на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, самый известный немецкий танк военного периода

К 80-летию прорыва блокады Ленинграда, которое совпало с днем первого захвата на советско-германском фронте тяжелых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E

История немецких проектных тяжелых танков Porsche Typ 180, они же VK 45.02 (P), они же Pz.Kpfw.Tiger P2

149-мм танковая пушка 15 cm KwK L/14 для VK 45.02(H)

Башня для VK 45.02(P) и изыски немецкой терминологии

Рассказ о проекте немецкого тяжелого танка VK 45.02 (H),прямом предшественнике Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B

Рассказ о Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B из коллекции танкового музея в Сомюре, единственном танке данного типа, находящемся в ходовом состоянии

История немецкого сверхтяжелого немецкого танка Pz.Kpfw. Löwe, так и не выбравшегося за рамки эскизного проекта

Во что превратился немецкий сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus за 1942 год

Работы по немецкому сверхтяжелому танку Pz.Kpfw.Maus в 1943-44 годах и попытки запустить его в серийное производство

Популярно о том, что из себя представляет сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus, ныне стоящий в Кубинке

История немецких истребителей танков Pz.Sfl.V, известных также как Sturer Emil

Рассказ о немецком тяжелом истребителе танков Pz.Sfl.V (Sturer Emil), одном из экспонатов Музейного сектора парка "Патриот"