История Bergepanzer VI, тяжелого эвакуатора для тяжелого истребителя танков Ferdinand/Elefant
Как показывает практика, при создании принципиально новых образцов бронетанковой техники надо учитывать целый ряд факторов, в том числе и то, есть ли у вас для них средства эвакуации. Вопрос совсем не праздный, и чем тяжелее становилась бронетанковая техника, тем это становилось актуальнее. Особенно это стало острым вопросом в годы Второй мировой войны, когда боевая масса танков и САУ стала резко расти, и те средства эвакуации, которые предполагались изначально, уже не особо-то подходили. Либо приходилось импровизировать, впрягая сразу несколько тягачей.
В полной мере данная ситуация касалась немцев, которые начинали войну с весьма неплохим тяжелым тягачом-эвакуатором Sd.Kfz.9. Данный тягач по характеристикам был близок к советскому "Ворошиловцу", по крайней мере, таскать средние танки на полуприцепе он мог. Проблемы начались во второй половине 1942 года, когда на фронт прибыли первые тяжелые танки Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Выяснилось, что для их эвакуации приходилось запрягать сразу три Sd.Kfz.9. Быстро решить проблему не могли, поскольку попросту не имелось необходимого шасси. 29 марта 1943 года Гейнц Гудариан, генерал-инспектор немецких танковых войск, отдал команду 3% от выпуска танков Pz.Kpfw.Panther выпускать в виде эвакуаторов. Так на свет появился Begrepanther, самый тяжелый из массовых немецких эваакуаторов. Впрочем, была еще одна, еще более тяжелая машина - Bergepanzer VI.
Как известно, в общей сложности было заказано 100 тяжелых танков Pz.Kpfw.Tiger (P). Из них непосредственно танками стало 10 машин, в разных вариантах исполнения. После того, как программу Pz.Kpfw.Tiger (P) отменили, было решено переделать шасси в тяжелый истребитель танков. Для этого на предприятии Eisenwerke-Oberdonau шасси переделали соответствующим образом. Было установлено 2 мотора Maybach HL 120, моторное отделение перенесли вперед, а сзади появилось место для установки рубки с вооружением. Всего переделали 93 шасси, включая 3 танка, из них 90 штук отправилось на Nibelungenwerke, где их превратили в истребители танков Panzerjäger Tiger (P). Первоначально для их эвакуации предполагалось использовать Begrepanther, но практика показала, что нужно что-то более могучее. Да и сама Begrepanther, в ее текущем виде, была так себе аппаратом.
По этой причине в августе 1943 года Nibelungenwerke изготовил 3 танковых эвакуатора, получивших обозначение Bergepanzer VI (иногда их именуют как Begepanzer Tiger (P)). Рецепт изготовления оказался очень простым. Переделанные шасси получили довольно простую по конструкции рубку, имевшую толщину лобовой брони 50 мм, а борта и корма имели толщину 30 мм. Впереди, со смещением вправо, разместили шаровую установку курсового пулемета Kugelblende 50 для пулемета MG 34. В корме появился люк, который взяли от Pz.Kfw.IV (как и Kugelblende 50, еще один люк появился на крыше рубки. При этом курсовой пулемет в отделении управления так делать и не стали, не появилось и усиление лба корпуса. С учетом того, что Bergepanzer VI и так имел массу 60 тонн, лишней брони точно не требовалось.
Машина получилась, откровенно говоря, самой простой. Можно даже сказать, примитивной. Из оборудования у нее имелся только кран-балка, схожее оборудование было у Begrepanther и Bergepanzer III/Bergepanzer IV. Они использовались для демонтажа моторов и другого оборудования. Ни лебедки, ни сошника, как это было на более поздних Begrepanther, тогда у немецких танков-эвакуаторов не имелось. Впрочем, за неимением ничего иного уже хлеб. Тем более что Begrepanther было очень мало, требовалось больше эвакуаторов. Правда, и Ferdinand к тому времени повывелось более чем на треть.
Все три Bergepanzer VI уехало в состав 653-го тяжелого дивизиона истребителей танков. В целом они показали себя неплохо, но всё же иногда были случаи, когда приходилось впрягать по две машины. Ибо чернозем на территории Украины отличается повышенной опасностью для техники. Бои осени 1943 года машины благополучно пережили, после чего уехали на модернизацию. Впрочем, она ограничилась только нанесением циммерита на борта корпуса. Далее одна машина уехала с частью дивизиона в Италию, где она благополучно сгинула вместе с 7 из 11 САУ 1-й батареи.
Еще две машины, который остались в составе 653-го дивизиона, уехали вместе с ним на советско-германский фронт. Поредевший дивизион снова собрали в три батареи, из которых по одному Bergepanzer VI получили 2-я и 3-я батареи. В 1-й батарее находился Bergepanther. Эвакуаторы благополучно пережили бои весны 1944 года, дальше наступило затишье. Счастье для них закончилось в середине июля 1944 года, когда началась Львовско-Сандомирская операция. В районе 20 июля 1944 года дивизион попал под раздачу, из 31 Elefant безвозвратно потеряли 19, плюс единственный Pz.Bef.Wg.Tiger (P), а также оба Bergepanzer VI.
В общем-то, при таких объемах выпуска и срочности задачи немудрено, что Bergepanzer VI выглядел скорее эрзацем. Впрочем, таковыми была основная масса немецких эвакуаторов на танковых шасси. По сути, полноценным танковым эвакуатором был только Begrepanther Ausf.A-G. В этом смысле американские и английские танковые эвакуаторы были куда более продвинутыми боевыми машинами.
Другие статьи по немецким тяжелым танкам и САУ на их базе:
История D.W./VK 30.01 (H), первого немецкого тяжелого танка нового поколения
История немецкого тяжелого танка VK 30.01(H)
Проектный немецкий тяжелый штурмовой танк VK 65.01, создававшийся для штурма Линии Мажино
Взгляд без прекрас на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, самый известный немецкий танк военного периода
149-мм танковая пушка 15 cm KwK L/14 для VK 45.02(H)
Башня для VK 45.02(P) и изыски немецкой терминологии
Рассказ о проекте немецкого тяжелого танка VK 45.02 (H),прямом предшественнике Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B
Во что превратился немецкий сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus за 1942 год
Популярно о том, что из себя представляет сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus, ныне стоящий в Кубинке
История немецких истребителей танков Pz.Sfl.V, известных также как Sturer Emil