История немецкого тяжелого танка VK 30.01(H)
В истории мирового танкостроения хватало случаев, когда неплохое, в принципе, начинание превращалось в нечто странное. Причем, в значительной части случаев, причиной захода в тупик становился заказчик, то есть военные. Как правило, речь шла о том, что в изначальную конструкцию вносились изменения, которые несли благую цель, то есть сделать танк более защищенным, улучшить его вооружение и так далее. В результате танк нередко получался перегруженным. Но бывало и совсем иначе. По разным причинам изначально неплохой танк получался с более слабым вооружением или с недостаточно мощным мотором. Да, бывало и такое.
Когда речь заходит о немецких тяжелых танков, многие тут же вспоминают Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Вот только начиналось всё с совсем другого танка. Причем изначально немецкие военные хотели довольно быстрый 30-тонный танк, с мощным 75-мм орудием и 600-сильным мотором. Вместо этого получился D.W. (Durchbruchswagen, то есть танк прорыва), который по ТТХ был близок к Pz.Kpfw.IV. Только сложнее, с немного более толстой броней и туманными перспективами по выпуску. Несмотря на некоторые проблемы, которые обнаружились в ходе ходовых испытаний D.W., в целом концепцией танка немецкие военные остались довольны. В целом можно говорить о том, что D.W. стали рассматривать если не как однозначную замену Pz.Kpfw.IV, то уж точно как перспективную альтернативу. А осенью 1939 года танк переименовали в VK 30.01.
Вообще переименование, которое состоялось где-то в октябре-ноябре 1939 года, имело смысл. В это время оригинальный D.W. стал обозначаться как VK 30.01 alte Konstruktion (старой конструкции). На VK 30.01 решили устанавливать Maybach HL 116 объемом 11,6 литров и мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин. Переделанная система охлаждения заставила сделать характерные «уши» воздухозаборников по бортам корпуса. Коробка передач не изменилась, а вот механизм поворота стал другим – 3-радиусный Henschel L 320 C с гидравлическим приводом, по типу Z.W.38. Таким образом, танк во многом стал другим.
В полной мере это касалось и ходовой части, которую пришлось очень сильно переделывать. Ведущие колеса стали цельнометаллическими и появилась более привычная схема зацепления, но главное, что изменилась схема размещения опорных катков. В значительной мере на это повлияла разработка легкого танка VK 6.01, он же Pz.Kpfw.I Ausf.C. Число опорных катков выросло до 7, при этом их разместили в шахматном порядке. Это увеличило площадь контакта и одновременно улучшило плавность хода, особенно на бездорожье. Первоначально диаметр катков составлял 500 мм, но 5 января 1940 года их увеличили до 700 мм.
С точки зрения шасси первую скрипку продолжал играть Henschel. Вместе с тем, немалый объем работ по теме D.W., а затем и по VK 30.01, получил Krupp. 24 ноября 1939 года с ним заключили контакт на выпуск корпуса VK 30.01 alte Konstruktion для испытаний обстрелом. Одновременно в Эссене изготовляли 3 корпуса VK 30.01 neue Konstruktion. Разница между ваннами старой и новой конструкции была минимальной, а далее "старый" корпус ушел в дальний приоритет. Достался Krupp и контракт по разработке и выпуску башен. Еще в ходе проектирования башни D.W. пришлось переделывать прицел, поскольку он оказался слишком коротким. Так появился прицел T.Z.F.9, позже установленный в VK 45.01. Кроме того, башню для VK 30.01 унифицировали с башней для сверхтяжелого штурмового танка S.W., он же VK 65.01. Отличались они только толщиной брони – у VK 65.01 она составляла 80 мм.
Работы по VK 30.01 шли неспешно, кроме того, на сроки стала сильно влиять война. Изначально предполагалось, что первый корпус VK 30.01 будет сдан 15 марта 1940 года, второй к 15 апреля, а третий к 15 мая. Сроки сдвинулись, тем не менее, в 1940 году все три корпуса попали на Henschel, где из них построили опытные шасси. 29 января 1940 года 6-й отдел Департамента вооружения заключил с Krupp контракт №106.3.3801/39 на выпуск 8 корпусов нулевой серии. Поставлялись они, согласно контракту, в период с июля по октябрь 1941 года. В тот же день был подписан контракт №106.3.5910/39 на изготовление 8 башен силами дочернего предприятия Grusonwerk в Магдебурге. Их предполагалось поставить в период с октября 1941 по январь 1942 года.
Одной только войной, впрочем, задержку с разработкой VK 30.01 не объяснить. Танк продолжали постоянно доводить. Например, 21 июня 1940 года толщину днища увеличили до 25 мм. Хотя главные изменения происходили с трансмиссией. Победить ее всё никак не получалось. 25 февраля 1941 года было решено установить 6-скоростную механическую коробку передач ZF SSG 77, такую же ставили на Pz.Kpfw.III начиная с модификации Ausf.H. Впрочем, в августе 1941 года появилось еще два варианта замены – полуавтоматические SRG 32 8 128 и SMG 90. Неоднократно предпринимались попытки замены мотора на более мощный. В качестве первого альтернативного мотора предполагался 375-сильный Maybach HL 190, позже появился второй мотор – 400-сильный Maybach HL 150. В случае использования HL 150 удельная мощность танка, боевая масса которого составила 32 тонны, вырастала бы до 12,5 л.с. на тонну.
Всё это происходило на фоне попыток запуска VK 30.01 в серию. 29 января 1940 года 6-й отдел Департамента Вооружений подготовил контакт 106.3.3801 на выпуск Krupp 8 корпусов для танков нулевой серии. Одновременно был подписан контракт 106.3.5901/38 на изготовление на Grusonwerk 8 башен. Сроком поставки башен значился промежуток с октября 1941 по январь 1942 года. 18 сентября 1940 года был поднят вопрос о выпуске Krupp еще 40 корпусов. Вскоре индекс танка изменился. 31 октября 1940 года появилось обозначение Pz.Kpfw.VI (7.5 cm), при этом и D.W., и VK 30.01 продолжали использовать в переписке. Позже, чтобы не путать с аналогичным проектом Porsche K.G., индекс чуть изменили – на VK 30.01(H).
Между тем, в начале 1941 года у Гитлера явно стало заканчиваться терпение. Возможно, немецким генералам ситуация казалась нормальной, но возникал вопрос, в чем же разница между VK 30.01 и Pz.Kpfw.IV Ausf.F, который готовили к серийному производству. Да у "четверки" дубовая подвеска, но при этом танк был легче, быстрее, и готов к серийному выпуску. При этом уже возникли большие сомнения в адекватности 7,5 cm KwK L/24 как современного танкового орудия. На этом фоне форсирование работ по Porsche Typ 100 (будущий VK 30.01(P)) не выглядит удивительным. Как и разработка принципиально новой башни с 88-мм пушкой. Кроме того, весной 1941 года началась работа по VK 36.01, а затем по VK 45.01(H).
Тем не менее, это не означало остановку программы VK 30.01(H). 8 августа 1941 года Krupp передал на Henschel первый корпус для танка нулевой серии. Машины этой серии получили серийные номера 150411-150418. Последний корпус был отправлен в Кассель 30 ноября. Что же касается башен, то первые два комплекта отправили из Эссена в Магдебург 27 сентября. К середине ноября первый танк с серийным номером 150411 проходил испытания на полигоне Henschel Зеннелагер под Падерборном. К тому моменту башня уже стояла на танке. Последний комплект листов для башен Krupp сдал 21 января 1942 года. Вот только к тому моменту не только VK 30.01(H), но и VK 36.01 выглядели крайне сомнительно с точки зрения серийных изделий.
Наиболее критичным был вопрос с вооружением. В октябре 1941 года возникла идея установить в башню VK 30.01 (H) 75-мм орудие с длиной ствола 34,5 калибра. Изначально данное орудие создавалось для Pz.Kpfw.IV. Туда бы оно влезло, а вот с VK 30.01(H) были получены отрицательные результаты. Выяснилось, что ничего крупнее 5 cm KwK 39 L/60, в данную башню не лезет. Вторая попытка установить более мощное орудие была предпринята 3 декабря 1941 года. На сей раз в качестве вооружения предполагалась 75-мм пушка Kw.K. L/43, позже принятая на вооружение как 7.5 cm Kw.K.40 L/43. 16 января 1942 года с Krupp пришел ответ, что теоретически орудие поставить можно, но при условии сильной переделки установки орудия и ряда ограничений для командира. Неудивительно, что 30 января 6-й отдел Департамента вооружений работы свернул, фактически это означало и смерть VK 30.01 (H).
Из 8 VK 30.01 (H) изготовили 4, выпускались они в качестве учебных. Два шасси изготовили в марте 1942 года, еще два в октябре, башни они не получили. Еще две ванны пошли на изготовление тяжелых истребителей танков Pz.Sfl.V. Опытные машины использовались для испытаний инженерного оборудования. Что же касается башен, то им нашли более достойное применения. 1 ноября 1942 года прозвучала мысль об использовании их на оборонительных береговых сооружениях. В практическую стадию работы вошли в феврале 1944 года, когда 6 башен решили использовать на береговых сооружениях Атлантического Вала. Всего туда отправилось четыре башни, они поучаствовали в боях против союзных войск в Нормандии, правда, без особого успеха. Еще две башни в начале марта 1945 года установили на Западном Валу, в районе Влодроп на границе Германии и Нидерландов. При переработке в башни для укреплений орудийная установка получала большой противовес.
Под конец войны англичанам достались два танка пробной партии - с серийным номером 150411, на который поставили башню, и один с массогабаритным макетом башни, на котором тестировалось инженерное оборудование. Оба танка, увы, не сохранились. Мог ли Henschel сделать сразу нормальный танк? Конечно же мог, но когда заказчик хочет "четверку", извините, "Тигра" не получится. Впрочем, немало вопросов возникает и к Krupp как к проектировщику башни (а также к герру Ольбриху, который был "смотрящим" за башнями). Форма "подковы" не позволяла поставить в башню более мощное орудие. В дальнейшем эта проблема сопровождала подавляющее большинство немецких танков, созданных в период войны. Второй проблемой стало то, что шасси имело очень небольшой запас по развитию, крайне болезненно реагируя на повышение боевой массы. Это в полной мере ощущалось в ходе эксплуатации самоходной установки Pz.Sfl.V, созданной в 1942 году на базе VK 30.01(H).
Список источников:
US NARA
Бундесархив
Panzer Tracts No. 6 - Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001, ISBN 0-9708407-1-3
Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000
Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987
Другие статьи по немецким тяжелым танкам и САУ на их базе:
История D.W./VK 30.01 (H), первого немецкого тяжелого танка нового поколения
Проектный немецкий тяжелый штурмовой танк VK 65.01, создававшийся для штурма Линии Мажино
Взгляд без прекрас на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, самый известный немецкий танк военного периода
149-мм танковая пушка 15 cm KwK L/14 для VK 45.02(H)
Башня для VK 45.02(P) и изыски немецкой терминологии
Рассказ о проекте немецкого тяжелого танка VK 45.02 (H),прямом предшественнике Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B
Во что превратился немецкий сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus за 1942 год
Популярно о том, что из себя представляет сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus, ныне стоящий в Кубинке
История немецких истребителей танков Pz.Sfl.V, известных также как Sturer Emil