История D.W./VK 30.01 (H), первого немецкого тяжелого танка нового поколения
Как и в случае с первыми странами, которые занялись танками, изначально немцы разрабатывали боевыме машины тяжелого класса. Можно сказать, что за такой подход они очень сильно поплатились. С одной стороны, A7V оказался весьма неплохим танком, с другой же стороны, 20 штук - это прямо совсем мало. Данный урок командование рейхсвера усвоило. Когда в середине 20-х годов рестартовали программу разработки немецких танков, боевых машин тяжелого класса в ней не было. Немецкие военные разумно решили, что надо сделать чего-то более легкое и массовое. Получилась, правда, всё равно какая-то ерунда, но тем не менее.
Стратегия построения системы танкового вооружения Вермахта, который был создан 16 марта 1935 года на базе Рейхсвера, мало отличалась от мировых тенденций. Основой стали легкие пулеметные танки La.S. (Pz.Kpfw.I), в дополнение к ним началась разработка La.S.100 (Pz.Kpfw.II), вооруженных 20-мм автоматическими пушками. Также были запущены программы разработки средних танков Z.W. (Pz.Kpfw.III) и B.W. (Pz.Kpfw.IV). Общая концепция подразумевала использование весьма подвижных легких и средних танков с противопульной броней. Тем не менее, осенью того же года впервые был поднят вопрос о разработке еще одного танка - тяжелого. Так началась история D.W.. Он стал первым немецким тяжелым танком нового поколения.
Самое интересное, что тяжелые танки появились на повестке немецкой армии в результате неверных данных разведки. А также неверно истолкованных словах французских военных. Дело в том, что немецкие военные на полном серьезе подозревали французов в строительстве более тяжелых, чем FCM 2C, танков прорыва. Например, немецкие источники указывали также FCM 3C, судя по описанию, за эту машину они приняли FCM 2C bis, переделанный FCM 2C со 155-мм гаубицей. Имелся и еще один, явно надуманный танк, который назвали как "Тяжелый танк D". Он появился в справочниках после того, как французы предложили уничтожить все танки боевой массой больше 92 тонн. В реальности такого танка на тот момент даже не проектировалось, что не помешало немцам составить его примерные ТТХ и даже включить в справочник Taschenbuch der Tanks, который издали в 1935 году.
30 октября 1935 года генерал Курт Лизе, глава Управления вооружений сухопутных сил, поднял вопрос о разработке танка среднего класса, который должен был получить 75-мм орудие с начальной скоростью снаряда не менее 650 м/с. Это позволило бы эффективно бороться с французскими тяжелыми танками, имевшими, по немецким данным, броню толщиной 50-55 мм. Правда, просуществовал этот проект совсем недолго. Расчеты показывали, что боевая масса такой машины составила бы не менее 30 тонн, при этом толщина брони не превышала 20 мм. Вопрос боевой массы стоял весьма остро, поскольку отметка в 30 тонн жестко лимитировала возможность использования существующего понтонного парка. Пушку, кстати, построили, но не для танка: ее можно видеть на 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8 Modell 1.
На время работы по данному танку отложили, но не отменили. Во всё том же октябре 1935 года 6-й отдел Департамента Вооружений (Wa Prüf 6) обсудил с руководством фирмы Maybach перспективы создания двигателя мощностью 600-700 лошадиных сил. 28 декабря 1935 года была утверждена работа по созданию мотора мощностью 600 лошадиных сил. В ходе обсуждения снова упоминался 30-тонный танк. Среди тех, кто принимал участие в обсуждении перспективного танка, был и Генрих Книпкамп. В 6-м отделе Департамента Вооружений отлично понимали, что рано или поздно к вопросу снова вернутся. Наличие такого двигателя позволило бы получить удельную мощность 20 л.с. на тонну. Таким образом, 30-тонный танк потенциально должен бы иметь высокую подвижность.
Снова тема 30-тонного танка всплыла год спустя. 2 ноября 1936 года Krupp получил задание на разработку башни для такого танка, в качестве вооружения предполагалась пушка калибром 75 мм. Контракт на разработку шасси последовал позже – в январе 1937 года, когда Книпкампа назначили ответственным за создание перспективных танков. На роль подрядчика по разработке шасси выбрали Henschel und Sohn из Касселя. Паровозостроительный гигант к тому моменту был совсем не сторонним лицом с точки зрения танкостроения. Здесь выпускались Pz.Kpfw.I Ausf.A, позже началось производство Pz.Kpfw.I Ausf.B, причем каждый раз Henschel доставались весьма большие объемы выпуска. Разумеется, концерн из Касселя, который был одним из спонсоров NSDAP, хотел большего. После прихода нацистов к власти Henschel занялся проектированием и выпуском самолетов, самыми успешными из которых стали корректировщик Hs 126, а также штурмовики Hs 123 и Hs 129.
В 1936 году было организовано конструкторское бюро по разработке танков. Его возглавил пришедший в том же году инженер Эрвин Адерс. Биография Адерса была весьма бурной: он успел поработать на MAN и Daimler-Benz, занимаясь в основном автомобилестроением. В отличие от весьма своенравного руководства танкового отдела Krupp, изредка вступавшего в прямую конфронтацию с Wa Prüf 6, за Адерсом такого не водилось. Первенство Книпкампа в качестве главного идеолога концепции танкового шасси было безоговорочным. В некотором смысле можно говорить о том, что отчасти танки разработки Henschel были разработкой 6-го отдела Департамента Вооружений.
За прошедший год концепция 30-тонного танка существенно изменилась. Это понятно даже по его исходному индексу - B.W. (verstärkt), то есть усиленный танк поддержки. Вместо борьбы с тяжелыми французскими танками область применения сместилась к задачам, схожим с теми, которые возлагались на B.W. Об этом говорит и вооружение, которое предполагалось использовать – 7.5 cm Kw.K. L/24, такая же пушка ставилась и на Pz.Kpfw.IV. Индекс B.W. (verstärkt) просуществовал недолго: 12 марта 1937 года проект переименовали в I.W. (Infanteriewagen, то есть пехотный танк). Это обозначение просуществовало всего полтора месяца: 28 апреля произошло переименование в D.W. (Durchbruchswagen, то есть танк прорыва).
Менялось не только обозначение и вооружение. Поскольку Maybach к тому моменту так и не смог разработать 600-сильный двигатель, выбрал пал на 300-сильный Maybach 120 TR, который ставился на Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. С ним максимальная скорость D.W. не должна была превышать 35 км/ч. С другой стороны, танк получил достойное для того времени бронирование – 50 мм по периметру. С точки зрения компоновки D.W. не отличался от других немецких танков. Трансмиссия, состоявшая из полуавтоматической коробки передач Maybach Variorex, механизма поворота Cletrac и планетарных бортовых передач, находилась спереди. Правда, теперь подбашенная коробка и шасси были единым целым (при этом сам корпус состоял из двух половинок). Это улучшило снарядостойкость, но заметно усложнило обслуживание трансмиссии.
Ходовая часть D.W. была разработана Книпкампом и в целом повторяла технические решения на целом ряде перспективных танков того периода. D.W. получил по 5 опорных катков на борт, имевших торсионную подвеску по типу той, что применялась на Landsverk L-60. Передний и задний опорный каток получили амортизаторы. Ведущие колеса и ленивцы, подобное полугусеничным тягачам разработки Книпкампа, имели обрезинку. Очень похожими на полугусеничные тягачи получились и траки, имевшие резиновые подушки и смазываемые шарниры. Зачем такие траки, предназначенные для скоростных машин, поставили на танк, который не должен был ехать быстрее 35 км/ч, непонятно. В целом хорошо заметно, что Книпкамп старался унифицировать D.W. с Z.W.38 (будущий Pz.Kpfw.III Ausf.E). Особенно это касается трансмиссии.
В середине 1937 года Henschel принял решение о постройке второго опытного образца. Поскольку технически машины отличались друг от друга, первую машину переименовали в D.W.1, а вторую в D.W.2. Теперь корпус не разделялся на две детали, а ходовая часть и трансмиссия переделывались. Во многом это было связано с тем, что испытания Z.W.38 дали не только положительные, но и отрицательные результаты. К тому же для танка с максимальной скоростью 35 км/ч некоторые решения выглядели явно излишними. Торсионные валы переработали, шаг траков сократился с 300 до 260 мм, переделали ведущие колеса. Вместо 3-радиусного механизма поворота Cletrack установили многоступенчатый механизм поворота. Упростили и конструкцию бортовых передач.
1 октября 1937 года был утвержден план по выпуску D.W.. Согласно ему, Henschel выпускал D.W.1 и D.W.2 во второй половине 1938 года. Оба танка изготовили и испытали, правда, подробностей по этому поводу нет. Можно с уверенностью говорить о том, что испытания принесли массу пищи для размышлений. Судя по дальнейшему развитию событий, разработанная Книпкампом ходовая часть оказалась, скажем так, не полностью подходящей для танка такой массы. Особенно это касается траков с резиновыми подушками. Похожие проблемы с траками случились и на Z.W.38. Что же касается башни, то шасси D.W. ее так и не дождались. Контракт №106-8000/38 на изготовление башни из неброневой стали был подписан 24 июля 1938 года, а построили ее 26 мая 1939 года. Так или иначе, но дальнейшие работы по танку прорыва продолжились, а D.W. далее эволюционировал в VK 30.01 (H).
Список источников:
US NARA
Бундесархив
Panzer Tracts No. 6 - Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001, ISBN 0-9708407-1-3
Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000
Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987
Другие статьи по немецким тяжелым танкам и САУ на их базе:
Проектный немецкий тяжелый штурмовой танк VK 65.01, создававшийся для штурма Линии Мажино
Взгляд без прекрас на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, самый известный немецкий танк военного периода
149-мм танковая пушка 15 cm KwK L/14 для VK 45.02(H)
Башня для VK 45.02(P) и изыски немецкой терминологии
Рассказ о проекте немецкого тяжелого танка VK 45.02 (H),прямом предшественнике Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B
Во что превратился немецкий сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus за 1942 год
Популярно о том, что из себя представляет сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus, ныне стоящий в Кубинке
История немецких истребителей танков Pz.Sfl.V, известных также как Sturer Emil