Приветствую!
Продолжаю рассказ про модельный ряд грузовиков завода ЗИЛ.
В одной из прошлых частей я остановился на грузовике ЗИЛ-130, который на долгое время стал основной моделью завода.
Сегодня давайте вспомним одну из последних модели завода, ставшую символом смены эпох, финансового кризиса и развала СССР - ЗИЛ-4331.
Но перед этим важно вспомнить предысторию.
ЗИЛ-170.
Если раньше модельный ряд на ЗИЛе обновлялся довольно быстро, то в 1970-х произошла вынужденная пауза.
Завод имени Лихачёва в 1967 году приступил к работе над новым перспективным семейством автомобилей ЗИЛ-170 (6 × 4) и ЗИЛ-175 (4 × 2).
Проект ЗИЛ-170 в серию не пошел.
Конструкторы сделали несколько экземпляров для тестов и передали наработки на строящийся КамАЗ.
С принятием постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах" было принято решение перенести дальнейшую разработку и последующую сборку ЗИЛ-170 на КАМАЗ.
Тогда же название машины поменяли на КАМАЗ-5320. Первый опытный КАМАЗ-5320 сошёл с конвейера в 1974 году.
В 1968 году на Ярославском моторном заводе был создан опытный образец двигателя нового поколения ЯМЗ-740.
Серийное производство этих двигателей было начато Камским автомобильным заводом в 1975 году. Вместо ЯМЗ-740 моторам была присвоена марка КамАЗ-740.
Таким образом, в 1970-х годах ЗИЛ остался без перспективной новой модели, а деньги и ресурсы на инженерные наработки были потрачены. И несмотря на модернизацию завода в 1970-х, вплоть до 1980-х годов там производился по сути лишь один грузовик - ЗИЛ-130.
При этом завод не переставал предпринимать попытки создать новый грузовик, но уже на основе стандартной капотной компоновки.
ЗИЛ-169.
На Заводе имени Лихачёва модель ЗИЛ-4331 разрабатывали в 1970-е годы под обозначением ЗИЛ-169.
Первые опытные образцы были готовы уже в 1976 году и были показаны Л.И. Брежневу при его посещении завода в этом же году.
Автомобиль должен был стать родоначальником новой, дизельной линейки грузовиков ЗИЛ.
На него планировали поставить атмосферный дизельный двигатель ЗИЛ-645, с объёмно-плёночным смесеобразованием, мощностью 185 л. с. К этому двигателю прилагалась синхронизированная, механическая 9-ступенчатая коробка передач.
Крылья, капот и облицовка радиатора были совмещены в один большой узел, откидывающийся вперёд.
В первоначальной конструкции кабины фары ближнего света были установлены на откидывающийся капот, однако в процессе испытаний выявился недостаток такой конструкции — при езде по неровностям капот двигался и свет от фар "гулял" по дороге.
В дальнейшем фары были перенесены на стальной бампер и проблема была устранена.
ЗИЛ-4331 (1985-2016).
В 1980-е годы в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 машина получила новый индекс ЗИЛ-4331.
По причине финансовых трудностей подготовка к серийному производству затягивалось и машина дорабатывалась вплоть до 1985 года.
Таким образом, внедрение новой модели затянулось почти на 20 лет.
Несмотря на это, была проведена очередная модернизация завода и построены новые цеха (специально под выпуск новой модели) - например, новый кузовной цех.
Про него я уже ранее рассказывал.
ЗИЛ-433110 (1987-2003).
В 1987 году автомобиль вынужденно встал на конвейер с устаревшим "V"-образным, 8-цилиндровым бензиновым мотором ЗИЛ-508.10 предыдущего поколения мощностью 150 л. с. и 5-ступенчатой коробкой передач.
Двигатель ЗИЛ-508.10.
Данная модификация получила индекс ЗИЛ-433110.
ЗИЛ-433100 (1987-2003).
Дизельная версия с двигателем ЗИЛ-645 — ЗИЛ-433100 появилась чуть позднее в том же году.
Двигатель ЗИЛ-645.
Их выпуск продолжался до 2003 года.
ЗИЛ-433360 (1993-2016).
В 1993 году вышел автомобиль ЗИЛ-433360 — дальнейшее развитие ЗИЛ-431410 с новой кабиной 4331 и с бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10.
ЗИЛ-432900.
Аналогичный ЗИЛ-432900 с турбодизелем тракторного происхождения ММЗ Д-245.20 мощностью 108 л. с.
Двигатель ММЗ Д-245.
ЗИЛ-433362.
С 2003 года грузовики ЗИЛ-4331 они стали оснащаться бензиновыми и дизельными моторами высоких экологических классов Евро-2; Евро-3 (марки автомобилей ЗИЛ-433362 и ЗИЛ-432932).
Их выпуск прекращён в 2014 году.
ЗИЛ-43276Т (2016).
В сентябре 2016 года на Заводе имени Лихачёва был выпущен последний автомобиль, им стал грузовик модели ЗИЛ-43276Т — по сути, модифицированный ЗИЛ-4331.
Подкапотное пространство ЗИЛ-4331.
Кабина ЗИЛ-4331.
В отличие от предыдущих моделей (ЗИЛ-130) кабина у нового грузовика была более современной и просторной.
Как и подобает, на базе шасси ЗИЛ-4331 существует огромное множество надстроек.
На базе ЗИЛ-4331 был создан ЗИЛ-4334 - полноприводный вариант, который предполагался на замену ЗИЛ-131.
В силу разных причин, в крупносерийное производство данный грузовик так и не был запущен.
Таким образом, появившись в годы перестройки, ЗИЛ-4331 не смог реализовать всех задумок инженеров и конструкторов.
В 1990-х ЗИЛ столкнулся с финансовыми трудностями, с падением спроса, с проблемами производства собственных дизелей (новый завод двигателей так и не был достроен). Госзаказа больше не было, в армии ЗИЛы были не нужны. А коммерческую нишу активно занимал ГАЗ с его Газелями.
И вот ЗИЛ решил тоже попытаться войти в коммерческую нишу.
Так появился ЗИЛ-5301.
О нем я более подробно напишу в следующей части.
Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.
Нажми кнопку "Поддержать автора", чтобы выразить благодарность за контент.