Продолжаю экскурс в модельный ряд завода ЗИЛ.
В предыдущей части были рассмотрены модели периода 1917-1948 гг.
Продолжим.
Если в прошлой части были модели, которые вытянули на себе индустриализацию молодой Советской страны, пошли через тяготы войны, то в этой части вспомним грузовики, которые восстанавливали послевоенную страну - тружеников народного хозяйства и армии.
ЗИС-150 (1947-1958).
Грузовой автомобиль ЗИС-150 должен был прийти на смену ЗИС-5 ещё в конце 1930-х годов.
В 1938 году Заводом имени Сталина были построены опытные образцы грузовика, получившие название ЗИС-15.
Однако Великая Отечественная война надолго отложила запуск модели в серию.
Только в 1944 году на Заводе имени Сталина были изготовлены новые образцы грузовика с облицовкой передка (внешне очень похожие на американские International Harvester K-7), которые получили индекс ЗИС-150.
Полностью завод перешёл на выпуск новой модели в конце апреля 1948 года, а до этого, пока с января 1948 года монтировался новый конвейер, продолжался выпуск ЗИС-5.
26 июня 1956 года (после знаменитого XX съезда КПСС) завод ЗИС получил имя И.А. Лихачёва, и автомобиль был переименован в ЗИЛ-150.
Кабина.
В 1957 году был заменён на модель ЗИЛ-164, представлявшую собой модернизированный ЗИС-150.
Было выпущено 771 883 экземпляра всех модификаций.
В Румынии производство продолжалось до 1960 года, а в Китае — до 1986.
ЗИЛ-164 (1957-1964).
Автомобили ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А долгие годы были "рабочими лошадками" практически во всех автохозяйствах СССР.
На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны, заправщики, цистерны, пожарные машины, автокраны и многие другие типы специальной техники.
ЗИЛ-164А (1961-1965).
С декабря 1961 года выпускался автомобиль ЗИЛ-164А — переходная модель от ЗИЛ-164 к ЗИЛ-130.
В конструкции ЗИЛ-164А был внедрён целый ряд узлов от перспективной модели ЗИЛ-130 (сцепление, коробка передач, стояночный тормоз, новая промопора кардана, комбинированный тормозной кран).
Приёмочные испытания грузовиков семейства ЗИЛ-164А прошли в 1960 году, а на конвейер они встали в октябре 1961-го.
Интерьер кабины.
В автохозяйствах ЗИЛ-164 работали до конца 1970-х, а отдельные экземпляры — и до начала 1990-х.
Простота конструкции автомобиля и его высокая степень агрегатной унификации с "долгожителем" ЗИЛ-157 позволили эксплуатировать подобные грузовые автомобили не одно десятилетие.
К началу 1960-х ЗИЛ-164 и его модификации успели значительно устареть, и в 1965 году автомобили серии 164 были сняты с производства.
ЗИЛ-151 (1948-1958).
Советский среднетоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости, производившийся в 1948—1958 годах на Московском автозаводе имени И.А. Лихачёва.
В 1946 году были построены два опытных образца ЗИС-151, в мае был готов первый вариант машины с двускатными задними колесами (ЗИС-151-2), а осенью на испытания вышел второй опытный образец (ЗИС-151-1). Он имел односкатные задние колеса и кабину от ЗИС-150.
Летом 1947 года на сравнительных испытаниях по бездорожью американских трёхосных автомобилей "Студебеккер", "Интернешнл", отечественных ЗИС-151-1 и ЗИС-151-2, ЗИС-151-1 на автобусных шинах 10,50-20" показал лучшую проходимость и более высокую среднюю скорость по бездорожью, кроме движения по болотистой луговине.
Однако основной армейский заказчик настоял на использовании двускатных задних колёс, возможно, планируя использовать грузовики не на бездорожье, а на грунтовых дорогах, которые двускатные колёса меньше разрушают.
ЗИС-151 не являлся советским вариантом "Studebaker", "International Harvester" или "General Motors". Их роднили назначение, компоновка, конструкция и размеры грузовых платформ с решетчатыми бортами и продольными откидными скамьями.
В то же время ЗИС-151 унаследовал от ГАЗ-33 компоновку ведущих мостов, которые по конструкции были идентичны узлам ГАЗ-63 и не имели ничего общего с ЗИС-150.
Первая партия выпущена в апреле 1948 года.
До 1950 года машина имела кабину деревянно-металлической конструкции и двигатель ЗИС-120 (после — ЗИС-121).
На машинах ЗИС-151, выпуска до середины 1950 года, устанавливался мотор ЗИС-120 с "нижним" по расположению, карбюратором МКЗ-14В, который крепился под впускным коллектором, и обеспечивал восходящий поток горючей смеси, только за счёт разряжения в цилиндрах.
Новый двигатель ЗИС-121, с середины 1950 года и до конца 1956 года, использовал однокамерный "верхний" карбюратор К-80Б, с падающим потоком смеси. Это дало прибавку в мощности до 92 л.с. при 2600 об./мин.
Источник: https://trucksreview.ru/zil/zis-151-tehnicheskie-harakteristiki.html?ysclid=mgj95ajy2u52563244
ЗИС-151 Был первым отечественным автомобилем серийного производства с тремя ведущими мостами.
Широко использовался в вооружённых силах. Шасси послужило базой для БМ-13-16, БМ-14-16, БМД-20, БМ-24, БТР-152 (ЗИС-152), КММ, транспортно-заряжающих машин, топливозаправщиков, подвижных средств связи и иного вооружения и военной техники.
Выпускалась модификация ЗИС-151А, снабжённая лебёдкой, также был разработан седельный тягач ЗИС-151Б.
До 1950 года выпускался с кабиной дерево-металлической конструкции, со штампованной фанерной облицовкой.
Перестал производиться после выпуска вездехода ЗИЛ-157 в 1958 году.
ЗИЛ-157 (1958-1994).
Советский и российский среднетоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости производства Завода имени Лихачёва (ЗИЛ).
ЗиЛ-157 выпускался серийно с 1958 года в основном для народного хозяйства и Вооружённых сил СССР. Использовалась кабина от ЗиС-151 с незначительными изменениями.
Создан в конце 1954 года, серийно производился с 1958 года по 1991 год (на самом ЗиЛ — до 14 апреля 1982 года).
С 1958 года по 1961 год выпускался ЗИЛ-157, с 1961 по 1978 год — ЗиЛ-157К (в этой модели изменилось распределение нагрузки по осям, применена новая коробка передач, однодисковое сцепление, телескопические амортизаторы).
ЗИЛ-157КД (1978-1991) - базовая модель с 1978 года, отличалась иным карбюратором и двигателем, унифицированным с двигателем ЗИЛ-130.
В 1982 году производство было перенесено на УАМЗ (Уральский автомоторный завод), в то время один из филиалов (ПО "АвтоЗиЛ").
В Новоуральске машину серийно выпускали до 1991 года, но последние экземпляры модели были сделаны в 1994 году.
Массово использовался в колхозах и леспромхозах по причине высокой проходимости, неприхотливости и объёма кузова.
Особую любовь ЗиЛ-157 получил за свою простоту и надёжность в Советской армии, для которой и создавался. Это в основном и объясняет столь его долгое серийное производство, причем на протяжении четверти века одновременно со своим потомком — ЗИЛ-131.
На базе шасси Зил-157 выпускались различные модификации.
А также опытные образцы, ставшие основой для нового семейства вездеходов.
Кабина ЗиЛ-157 была улучшена для облегчения работы водителя: она имеет печку с электрическим вентилятором, работающую от системы охлаждения двигателя.
Всего было выпущено 797 934 экземпляра всех модификаций.
Таким образом, послевоенные годы (помимо еще трудившихся старичков ЗИС-5) пришлись на ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164 в народном хозяйстве, а также ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157 по линии военного ведомства.
Продолжение следует.
Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.
Нажми кнопку "Поддержать автора", чтобы выразить благодарность за контент.