Найти в Дзене

Завод ЗИЛ (часть 45) - грузовые автомобили (1947-1961). От ЗИС-150 до ЗИЛ-157.

Продолжаю экскурс в модельный ряд завода ЗИЛ. В предыдущей части были рассмотрены модели периода 1917-1948 гг. Продолжим. Если в прошлой части были модели, которые вытянули на себе индустриализацию молодой Советской страны, пошли через тяготы войны, то в этой части вспомним грузовики, которые восстанавливали послевоенную страну - тружеников народного хозяйства и армии. ЗИС-150 (1947-1958). Грузовой автомобиль ЗИС-150 должен был прийти на смену ЗИС-5 ещё в конце 1930-х годов. В 1938 году Заводом имени Сталина были построены опытные образцы грузовика, получившие название ЗИС-15. Однако Великая Отечественная война надолго отложила запуск модели в серию. Только в 1944 году на Заводе имени Сталина были изготовлены новые образцы грузовика с облицовкой передка (внешне очень похожие на американские International Harvester K-7), которые получили индекс ЗИС-150. Полностью завод перешёл на выпуск новой модели в конце апреля 1948 года, а до этого, пока с января 1948 года монтировался новый конвей

Продолжаю экскурс в модельный ряд завода ЗИЛ.

В предыдущей части были рассмотрены модели периода 1917-1948 гг.

Продолжим.

Если в прошлой части были модели, которые вытянули на себе индустриализацию молодой Советской страны, пошли через тяготы войны, то в этой части вспомним грузовики, которые восстанавливали послевоенную страну - тружеников народного хозяйства и армии.

ЗИС-150 (1947-1958).

Грузовой автомобиль ЗИС-150 должен был прийти на смену ЗИС-5 ещё в конце 1930-х годов.

В 1938 году Заводом имени Сталина были построены опытные образцы грузовика, получившие название ЗИС-15.

Однако Великая Отечественная война надолго отложила запуск модели в серию.

Только в 1944 году на Заводе имени Сталина были изготовлены новые образцы грузовика с облицовкой передка (внешне очень похожие на американские International Harvester K-7), которые получили индекс ЗИС-150.

-2

Полностью завод перешёл на выпуск новой модели в конце апреля 1948 года, а до этого, пока с января 1948 года монтировался новый конвейер, продолжался выпуск ЗИС-5.

26 июня 1956 года (после знаменитого XX съезда КПСС) завод ЗИС получил имя И.А. Лихачёва, и автомобиль был переименован в ЗИЛ-150.

Кабина.

В 1957 году был заменён на модель ЗИЛ-164, представлявшую собой модернизированный ЗИС-150.

Было выпущено 771 883 экземпляра всех модификаций.

В Румынии производство продолжалось до 1960 года, а в Китае — до 1986.

ЗИЛ-164 (1957-1964).

Автомобили ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А долгие годы были "рабочими лошадками" практически во всех автохозяйствах СССР.

На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны, заправщики, цистерны, пожарные машины, автокраны и многие другие типы специальной техники.

ЗИЛ-164А (1961-1965).

С декабря 1961 года выпускался автомобиль ЗИЛ-164А — переходная модель от ЗИЛ-164 к ЗИЛ-130.

В конструкции ЗИЛ-164А был внедрён целый ряд узлов от перспективной модели ЗИЛ-130 (сцепление, коробка передач, стояночный тормоз, новая промопора кардана, комбинированный тормозной кран).

Приёмочные испытания грузовиков семейства ЗИЛ-164А прошли в 1960 году, а на конвейер они встали в октябре 1961-го.

Интерьер кабины.

В автохозяйствах ЗИЛ-164 работали до конца 1970-х, а отдельные экземпляры — и до начала 1990-х.

Простота конструкции автомобиля и его высокая степень агрегатной унификации с "долгожителем" ЗИЛ-157 позволили эксплуатировать подобные грузовые автомобили не одно десятилетие.

К началу 1960-х ЗИЛ-164 и его модификации успели значительно устареть, и в 1965 году автомобили серии 164 были сняты с производства.

ЗИЛ-151 (1948-1958).

-11

Советский среднетоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости, производившийся в 1948—1958 годах на Московском автозаводе имени И.А. Лихачёва.

-12

В 1946 году были построены два опытных образца ЗИС-151, в мае был готов первый вариант машины с двускатными задними колесами (ЗИС-151-2), а осенью на испытания вышел второй опытный образец (ЗИС-151-1). Он имел односкатные задние колеса и кабину от ЗИС-150.

-13

Летом 1947 года на сравнительных испытаниях по бездорожью американских трёхосных автомобилей "Студебеккер", "Интернешнл", отечественных ЗИС-151-1 и ЗИС-151-2, ЗИС-151-1 на автобусных шинах 10,50-20" показал лучшую проходимость и более высокую среднюю скорость по бездорожью, кроме движения по болотистой луговине.

-14

Однако основной армейский заказчик настоял на использовании двускатных задних колёс, возможно, планируя использовать грузовики не на бездорожье, а на грунтовых дорогах, которые двускатные колёса меньше разрушают.

ЗИС-151 не являлся советским вариантом "Studebaker", "International Harvester" или "General Motors". Их роднили назначение, компоновка, конструкция и размеры грузовых платформ с решетчатыми бортами и продольными откидными скамьями.

В то же время ЗИС-151 унаследовал от ГАЗ-33 компоновку ведущих мостов, которые по конструкции были идентичны узлам ГАЗ-63 и не имели ничего общего с ЗИС-150.

Первая партия выпущена в апреле 1948 года.

До 1950 года машина имела кабину деревянно-металлической конструкции и двигатель ЗИС-120 (после — ЗИС-121).

На машинах ЗИС-151, выпуска до середины 1950 года, устанавливался мотор ЗИС-120 с "нижним" по расположению, карбюратором МКЗ-14В, который крепился под впускным коллектором, и обеспечивал восходящий поток горючей смеси, только за счёт разряжения в цилиндрах.

-16

Новый двигатель ЗИС-121, с середины 1950 года  и  до конца 1956 года, использовал однокамерный "верхний" карбюратор К-80Б, с падающим потоком смеси. Это дало прибавку в мощности до 92 л.с. при 2600 об./мин.

Источник: https://trucksreview.ru/zil/zis-151-tehnicheskie-harakteristiki.html?ysclid=mgj95ajy2u52563244

ЗИС-151 Был первым отечественным автомобилем серийного производства с тремя ведущими мостами.

-17

Широко использовался в вооружённых силах. Шасси послужило базой для БМ-13-16, БМ-14-16, БМД-20, БМ-24, БТР-152 (ЗИС-152), КММ, транспортно-заряжающих машин, топливозаправщиков, подвижных средств связи и иного вооружения и военной техники.

Выпускалась модификация ЗИС-151А, снабжённая лебёдкой, также был разработан седельный тягач ЗИС-151Б.

До 1950 года выпускался с кабиной дерево-металлической конструкции, со штампованной фанерной облицовкой.

Перестал производиться после выпуска вездехода ЗИЛ-157 в 1958 году.

ЗИЛ-157 (1958-1994).

-21

Советский и российский среднетоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости производства Завода имени Лихачёва (ЗИЛ).

ЗиЛ-157 выпускался серийно с 1958 года в основном для народного хозяйства и Вооружённых сил СССР. Использовалась кабина от ЗиС-151 с незначительными изменениями.

Создан в конце 1954 года, серийно производился с 1958 года по 1991 год (на самом ЗиЛ — до 14 апреля 1982 года).

С 1958 года по 1961 год выпускался ЗИЛ-157, с 1961 по 1978 год — ЗиЛ-157К (в этой модели изменилось распределение нагрузки по осям, применена новая коробка передач, однодисковое сцепление, телескопические амортизаторы).

ЗИЛ-157КД (1978-1991) - базовая модель с 1978 года, отличалась иным карбюратором и двигателем, унифицированным с двигателем ЗИЛ-130.

В 1982 году производство было перенесено на УАМЗ (Уральский автомоторный завод), в то время один из филиалов (ПО "АвтоЗиЛ").

В Новоуральске машину серийно выпускали до 1991 года, но последние экземпляры модели были сделаны в 1994 году.

Массово использовался в колхозах и леспромхозах по причине высокой проходимости, неприхотливости и объёма кузова.

Особую любовь ЗиЛ-157 получил за свою простоту и надёжность в Советской армии, для которой и создавался. Это в основном и объясняет столь его долгое серийное производство, причем на протяжении четверти века одновременно со своим потомком — ЗИЛ-131.

На базе шасси Зил-157 выпускались различные модификации.

А также опытные образцы, ставшие основой для нового семейства вездеходов.

Кабина ЗиЛ-157 была улучшена для облегчения работы водителя: она имеет печку с электрическим вентилятором, работающую от системы охлаждения двигателя.

Всего было выпущено 797 934 экземпляра всех модификаций.

Таким образом, послевоенные годы (помимо еще трудившихся старичков ЗИС-5) пришлись на ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164 в народном хозяйстве, а также ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157 по линии военного ведомства.

Продолжение следует.

Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.

Нажми кнопку "Поддержать автора", чтобы выразить благодарность за контент.