Найти тему

Последний грузовик на ЗИЛе

Продолжаю цикл заметок, посвященных истории завода ЗИЛ.

В данном случае заметка вне рубрики, но которая по смыслу должна была бы быть последней, и завершать этот большой цикл.

Итак...

Как известно, последней моделью ЗИЛа был ЗИЛ-4331.

Данный грузовик сменил на конвеере легендарный ЗИЛ-130.

-2

Но, увы, славы предшественника новой модели заслужить не удалось. Ей просто не повезло появиться на свет в момент слома старой системы (как и многим другим разработкам, будь то Иж Ода или Москвич 2141).

Разработка конца 70-х годов (когда она выглядела очень стильно и современно) встала на конвеер лишь в 80-х и не успев набрать производственных оборотов, в 90-х резко рухнула, вместе с советской системой, плановой экономикой и количеством впускаемых заводом грузовиков.

Причин было множество, в том числе отсутствие полномасштабного производства собственных дизельных двигателей.

-3

И все же, худо-бедно ЗИЛ-4331 производили на ЗИЛе до самого последнего момента.

Об этом сегодня и расскажу.

Все фото взяты из паблика ВК ЗИЛ /Завод И Люди/

Дело было в 2014 году.

Начать надо с того, что поначалу сборка ЗИЛ-4331 происходила на участке АСК (автосборочный корпус на Южной территории), где раньше собирали пожарные машины. То есть о никакой массовости говорить уже не приходилось.

-4

Собирали грузовики стапельным методом, то есть, практически вручную. Основная территория АСК на тот момент уже не действовала.

-5

Сборка стапельным методом шасси ЗиЛ 43276-Т в АСК на участке сборки пожарных автомобилей.

-6
-7

Готовые ЗиЛ 43276-Т в АСК на участке сборки пожарных автомобилей.

-8
-9

Интерьер кабины последнего ЗиЛ 43276-Т. Внутри можно заметить новую рулевую колонку, не как у прежних ЗиЛов. Также были установлены новые сиденья и электростеклоподъемники.

-10

Общий вид участка сборки грузовых автомбилей и подсборки рам, слева сверху в кадре в пленочном "парнике". Участок сборки пожарных автомобилей в АСК.

-11

Но потом АСК полностью вывели из эксплуатации и сборку комплектных машин перенесли в ПСК (прессово-сварочный корпус), где под этот процесс выделили небольшой (по заводским меркам) участок.

-12

Сварка каркаса кабины в "сварочном кондукторе" вручную подвесными "сварочными клещами".

-13

Прессово-кузовное производство, организованное в ПСК. Участок окончательной сборки кабин.

-14
-15

Участок окончательной сборки кабин, установка приборной панели.

-16

Прессово-кузовное производство в ПСК.

-17

Часть оборудования успели вывезти из НКК (новый кузовной корпус).

Например, сварочная ячейка для окончательной сварки кабин.

-18
-19
-20
-21
-22

Автоматизированная доварка крыши.

-23

Сваренная кабина на роботе-тележке выезжает из сварочной ячейки.

-24

Окрасочно-сушильная камера, в которой производили вручную покраску капотов, кабин и рам грузовиков, последние красили "в разборе".

-25

Листогибочный пресс TruBend 5130 с усилием в 130 тонн.

-26

Станок лазерной резки TruLaser 3030.

-27

Но и ПСК продержался недолго. В 2016 году производство ЗИЛов было свернуто и здесь, на последнем производственном участке.

Последний цех завода ЗИЛ. Прессово-сварочный корпус. Внизу фотографии видны оранжевые столбы и открытые металлические ворота. Ранее здесь стоял забор и на переднем плане кадра было место, где работал ООО "ЗИЛ". Здесь располагалось производство грузовиков в 2015-2016 годах.

-28

Вместо эпилога...

Последний грузовик ЗиЛ, 2016 год.

-29

Последний грузовик ЗиЛ и коллектив сотрудников ООО "ЗИЛ", 2016 год.

-30

P.S. Мне эти фото напомнили последние дни жизни АЗЛК, когда практически в таких же условиях собирались последние машины. И даже некоторые собрать не успели - они так и зависли на навечно остановившемся конвеере...

Я об этом уже писал у себя тут, и здесь.

И люди продолжали по привычке ходить на работу. Как и здесь, это были люди уже в возрасте.

Вообще, по иронии судьбы, довольно схожие судьбы у двух легендарных заводов...

Но, то что было - то было. Прошлое не вернуть. Нужно идти дальше и смотреть в будущее. Производство в России есть, и я постараюсь об этом написать в одной из следующих заметок. Поскольку я, объективно понимая, что многое было упущено, закрыто, слежу еще и за тем, что нового появляется, что продолжает работу и что выпускается.

Просто потому что нельзя жить одним прошлым.

А сейчас нужно просто преклонить голову перед памятью ЗИЛа - ведь это именно он стал основой тех заводов, что сейчас успешно функционируют и выпускают продукцию.

#зил #заводы #история #ссср #грузовики

Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.