В предыдущих частях я постарался вспомнить основные этапы в истории грузового модельного ряда завода ЗИЛ с 1917 по 1962 год.
В этой части откроем, пожалуй, самую известную страницу в истории завода. Страницу по-сути одной модели - ЗИЛ-130.
ЗИЛ-130 (1962-1994).
Все знают этот грузовик. Его бело-голубую раскраску ни с чем не спутать. Эти машины до сих пор трудятся на просторах нашей необъятной страны. Это, наверное, один из самых узнаваемых грузовиков СССР.
Один из самых массовых автомобилей в истории советского автопрома: за почти полвека производства было выпущено свыше 3,5 млн экземпляров.
По грузоподъёмности (5…6 тонн) занимал нишу среднетоннажного грузовика между более лёгким семейством ГАЗ-53 и более мощными грузовиками семейств МАЗ-500, ЯАЗ (позднее КрАЗ), ЗИЛ-133, КамАЗ.
К слову, ЗИЛ-130 могли быть самых разных цветов.
Первые работы над новым грузовиком, предназначенным для замены серийного ЗИС-150, начались на заводе в 1953 году под руководством главного конструктора по грузовым автомобилям А.М. Кригера, ведущим конструктором был назначен Георгий Александрович Феста.
Дизайн автомобиля в конечном варианте был определён ведущим художником завода Т.П. Киселёвой. Первоначально проект носил названия ЗИС-125, ЗИС-150М, позднее был переименован в ЗИЛ-130.
Ранние прототипы ЗИЛ-130.
Надо отметить, что в те годы дизайн ЗИЛ-130 не был каким-то новшеством, а вполне соответствовал автомобильной моде тех лет (в первую очередь, американской).
International R.
Но здесь скорее можно увидеть также сходство с другим советским грузовиком - ГАЗ-52.
Ford F.
Дизайн кабины очень похож, даже есть знаменитый козырек над лобовым стеклом.
GMC COE.
Dodge C.
А вот у кого еще в те годы была сине-белая окраска, это у Studebaker Transtar.
В 1963 году машины начали сходить с заводского конвейера.
1 октября 1964 года, после генеральной реконструкции завода, началось массовое серийное производство автомобиля, в декабре этого же года прекратился выпуск предшествующей модели — ЗИЛ-164А (модернизация ЗИС-150).
В июне 1974 года изготовлен миллионный ЗИЛ-130.
В августе 1982 года - двухмиллионный ЗИЛ-130.
Вариации.
ЗИЛ-130 (1963-1966).
Базовый бортовой автомобиль (и шасси для специализированных автомобилей) с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л. с., первый серийный вариант.
Грузоподъёмность варьировалась в пределах от 4000 до 5500 кг в зависимости от типа дорожного покрытия.
Двигатель ЗИЛ-508.10
Ресурс до капитального ремонта составлял 135 тыс. км.
ЗИЛ-130-66 (1966-1977).
Вариант 1966 года.
Мощность двигателя увеличена до 150 л. с., внедрён ряд усовершенствований конструкции. Грузоподъёмность определена в 5000 кг, ресурс возрос до 200 тыс. км.
ЗИЛ-130-76 (1977-1984).
Вариант 1976 года.
Грузоподъёмность увеличена до 6000 кг, ресурс — до 300 тыс. км.
Из внешних изменений была немного видоизменена передняя маска и поменяны местами фары и секция габаритов/поворотников.
ЗИЛ-130-80 (1984-1986).
Вариант 1980 года.
Комплектовался тремя независимыми тормозными системами.
Индексы -66, -76 и -80 применялись для обозначения указанных версий ЗИЛ-130 и его модификаций в различной технической документации и справочниках, но не отражались в торговых наименованиях автомобилей и заводских табличках с указанием их моделей.
С 1 января 1986 года ЗИЛ-130 (в том числе и модификации) получил новое обозначение ЗИЛ-431410.
ЗИЛ-431410 (1986-1994).
Данная модификация отличалась системой тормозов, когда внедрили современную систему (как на КАМАЗе), а также установили новый задний мост с гипоидным редуктором (раньше ставили двухступенчатый).
В последние годы выпуска ЗИЛ-431410 выпускался с кабиной от ЗИЛ-131.
Как обычно это бывает с массовой серией грузовиков, на базе ЗИЛ-130 было выпущено огромное множество модификаций самого разного назначения - тягачи, автокраны, самосвалы, пожарные машины, коммунальная техника, армейские КУНГи и прочее.
Подкапотное пространство ЗИЛ-130.
Кабина ЗИЛ-130.
Ранний вариант.
Наиболее распространенный вариант 1970-80-х годов.
Поздний вариант.
Отличается новым щитком приборов, а также более современным подрулевым модулем управления поворотниками и светом фар от КАМАЗа.
Всего до прекращения производства в декабре 1994 года автозаводом ЗИЛ были изготовлены 3 366 503 грузовика ЗИЛ-130 (не считая изготовленных на других предприятиях автомобильной промышленности).
ЗИЛ-133 (1975-1999).
Представлял собой трёхосную (6 × 4) народнохозяйственную модификацию повышенной грузоподъёмности на базе массового двухосного (4 × 2) грузовика ЗИЛ-130.
Разработка более грузоподъёмного автомобиля (8 тонн) с колёсной формулой 6 × 4 на базе 5-тонного ЗИЛ-130 началась в первой половине 1960-х годов. Новое семейство должно было получить индекс 133.
Первые прототипы были готовы уже в середине 1960-х, однако развертывание их серийного производства постоянно откладывалось (т.к. необходимость выпуска такого семейства грузовиков была поставлена под сомнение в связи с планируемым вводом нового Камского автозавода). КамАЗ же, в свою очередь, должен был выпускать грузовики схожего класса тоннажности, но значительно более современной конструкции, в частности, с дизельным двигателем и с компоновкой "кабина над двигателем".
Тем более что прототипы грузовых автомобилей для будущего завода создавались на самом ЗИЛе - ЗИЛ-170.
Тем не менее, в 1975 году было принято решение начать производство первой модели трёхосного семейства ЗИЛ-133Г1, которая получила длинную базу, отсюда и литера "Г" в индексе.
ЗИЛ-133 стал самым крупным карбюраторным грузовиком в СССР.
Пройдя модернизацию в 1979 году, модель получила индекс ЗИЛ-133Г2, при этом была поднята грузоподъёмность с 8 до 10 тонн.
Выпуск этих автомобилей носил характер небольших серий.
Ещё в середине 1970-х был разработан проект трёхосного ЗИЛа с дизельным двигателем КамАЗ-740.
Эта модель получила индекс ЗиЛ-133ГЯ и её производство началось в 1979 году. Автомобили этой модификации легко узнать по длинному капоту с оригинальной фальшрешёткой с формой больших горизонтальных брусьев. Капот пришлось удлинить, чтобы в его пространство вошёл куда более крупный дизель КамАЗ-740.
Бензиновые ЗИЛ-133Г2 были сняты с производства уже в 1983 году в связи с тем, что дизельный вариант ЗИЛа являлся более эффективным — расход топлива на 100 км при скорости 60 км/ч составляет у ЗИЛ-133ГЯ 26,6 л (дизтопливо) против 48,3 л у ЗИЛ-133Г2 (бензин).
Вместе с тем, "ГЯ", являясь, фактически, "капотной" альтернативой новых КамАЗов, выпускались уже крупными сериями, в основном, в качестве голых шасси под разные установки и реже в качестве бортовых.
Производство ЗИЛ-133ГЯ велось до 14 апреля 1993 года, после чего эта модель была модернизирована, в частности, получила кабину от нового семейства грузовиков ЗиЛ-4331.
На базе ЗИЛ-133 точно так же много различной спецтехники.
Кабина.
ЗИЛ-131.
Говоря про ЗИЛ-130, необходимо упомянуть и ЗИЛ-131, разработанный на его основе.
Но так как статья и так получилась объемной, а ЗИЛ-131 по сути не менее легендарный грузовик, то материал про него будет в отдельной статье.
ЗИЛ-130 - как символ эпохи.
ЗИЛ-130 был эпохальной моделью для завода.
Если посмотреть различные фото с завода ЗИЛ, то большая часть будет именно с ЗИЛ-130.
Но в то же время ЗИЛ-130 стал символом застоя, финансовых и бюрократических трудностей. Ведь в отсутствие в 1970-х полноценной замены в виде бескапотника (наработки были переданы КАМАЗу), а также пробуксовкой запуска в производство новой капотной модели и дизельного двигателя (смогли запустить только в конце 80-х), ЗИЛ-130 вынужденно оставался на конвеере до 1990-х, морально устаревая.
Но о последнем этапе - напишу в следующей части.
Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.
Нажми кнопку "Поддержать автора", чтобы выразить благодарность за контент.