Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Тяжелый танк ИС-4, 1944

Среди “громких” моделей советской бронетехники, тяжелый танк ИС-4 занимает особое место. Это не машина громких побед или легендарных сражений, а скорее машина предупреждения агрессии в будущем. Уже на стадии разработки было ясно — в серию до конца войны этот танк не успеет попасть, поэтому его и строили “с запасом”, для того, чтобы предупредить развитие сценария лета 1941 года в будущем. Но его технические характеристики стали его же финалом — рассмотрим этот любопытный танк поближе. Еще летом 1943 года, сразу после своего назначения главным конструктором СКБ-2 танкового завода в Челябинске, Николай Леонидович Духов задумался о создании “супер-танка”. Однако в военное время с такими инициативами лучше подождать — Николай Леонидович понимал это, как никто другой. Именно поэтому идея созревала постепенно, обрастая все новыми решениями, пока не была оформлена в полноценную концепцию “танка предельных параметров”, олицетворявшего, по мнению Духова, практически неуязвимый танк, опасный для
Оглавление

Среди “громких” моделей советской бронетехники, тяжелый танк ИС-4 занимает особое место. Это не машина громких побед или легендарных сражений, а скорее машина предупреждения агрессии в будущем. Уже на стадии разработки было ясно — в серию до конца войны этот танк не успеет попасть, поэтому его и строили “с запасом”, для того, чтобы предупредить развитие сценария лета 1941 года в будущем. Но его технические характеристики стали его же финалом — рассмотрим этот любопытный танк поближе.

Тяжелый танк ИС-4 собственной персоной. Изображение в свободном доступе.
Тяжелый танк ИС-4 собственной персоной. Изображение в свободном доступе.

История создания

Еще летом 1943 года, сразу после своего назначения главным конструктором СКБ-2 танкового завода в Челябинске, Николай Леонидович Духов задумался о создании “супер-танка”. Однако в военное время с такими инициативами лучше подождать — Николай Леонидович понимал это, как никто другой. Именно поэтому идея созревала постепенно, обрастая все новыми решениями, пока не была оформлена в полноценную концепцию “танка предельных параметров”, олицетворявшего, по мнению Духова, практически неуязвимый танк, опасный для любой техники противника. Да, некоторые читатели возразят мне, сказав, что “танк предельных параметров” появится позже — и будут правы. Но концепция его закладывалась именно в середине 40-х годов ХХ века.

Николай Леонидович Духов, автор проекта тяжелого танка ИС-4. Фотография в свободном доступе.
Николай Леонидович Духов, автор проекта тяжелого танка ИС-4. Фотография в свободном доступе.

Инициативу разработки будущего ИС-4 тепло встретили директор завода Исаак Моисеевич Зальцман, а также главный инженер Сергей Несторович Махонин и зам главного конструктора, Лев Сергеевич Троянов. Именно эта “четверка”, едва ли не под грифом “секретно” начала работы над новым танком, перекрыв доступ к нему для всех, кто не был задействован в его создании. Объяснялось это достаточно просто — задуманный ими танк изначально не укладывался в лимиты по массе, не был “форматным” и при его огласке заранее, проект могли бы закрыть “сверху”, не позволив приступить к чертежным работам. Новый танк получил заводской индекс “Объект 701”, а непосредственно к работам по нему конструкторы приступили в начале 1944 года. И дабы работы шли побыстрее, Духов задумал танк в качестве “большого усиления” тяжелого танка ИС-2. Во-первых, такое решение, и вправду, заметно ускоряло разработки, а во-вторых, ИС-2 сам по себе был довольно неплохим танком. Однако Духову удалось найти способ, как усилить защиту и вооружение, с сохранением множества основных узлов тяжелого танка. Первые прототипы, получившие обозначение “Объект 701-1” и “Объект 701-2”, построили уже к лету 1944 года — они отличались между собой лишь вооружением (прототип №1 получил новую, более мощную и точную 122-мм пушку С-34-II, прототип №2 — освоенную в производстве, Д-25Т). Чуть позже будет завершена сборка “Объекта 701-3”, вооруженного 100-мм пушкой С-34-I, в сравнении с образцами под номерами 1 и 2, ещ сильнее бронированного, а также заметно отличавшегося по длине корпуса.

"Объект 701" собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
"Объект 701" собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Заводские испытания прототипов, продолжавшиеся до конца осени 1944 года, выявили как сильные стороны проекта, так и его недостатки. Неоспоримым преимуществом можно назвать бронирование — 160-мм лобовые детали корпуса не пробивались ни одним из существующих на тот момент танковых или противотанковых орудий. Однако с ростом бронирования, росла и масса танка — трансмиссия и ходовая часть работали под колоссальной нагрузкой, что в любой момент могло привести к выходу танка из строя. В конце 1944 года начались разработки прототипа “Объект 701-4”, который задумывался как решение проблем с трансмиссией, но пробег длиной в 1160 км показал, что проблемы с трансмиссией никуда не делись, и машину отправили на доработку. В конце 1944-начале 1945 года, на заводские испытания поступил “Объект 701-5”, который был квинтэссенцией всех предыдущих работ. Он получил еще более мощное бронирование — лобовая часть башни имела толщину в 250 мм, а кормы — 120 мм. В качестве вооружения на нем была установлена пушка Д-25Т. Наконец, самая доработанная версия, “Объект 701-6”, прошедшая через серьезную переделку конструкции ходовой части, успешно завершила государственные испытания в апреле 1945 года. Именно этот вариант был продемонстрирован военным, а после повторных испытаний рекомендован к принятию на вооружение под армейским обозначением ИС-4.

Предсерийный ИС-4, он же "Объект 701-6". Фотография в свободном доступе.
Предсерийный ИС-4, он же "Объект 701-6". Фотография в свободном доступе.

Несмотря на успешное завершение испытаний, путь танка в серию оказался долгим — неоднократно возникали вопросы с выбором вооружения, а также с различными узлами и компонентами боевой машины. И в целом, вопросы были оправданы — 122-мм пушка С-34-II демонстрировала лучшие результаты по точности, но выбор был сделан в пользу Д-25Т, поскольку она уже находилась в массовом производстве для танков ИС-2 и ИС-3. Официально танк был принят на вооружение Советской Армии Постановлением Совета Министров СССР № 961-403 от 29 апреля 1946 года. Но из-за требований внести многочисленные доработки по требованиям ГБТУ, проектная и технологическая документация для серийного производства были окончательно утверждены лишь 8 октября 1947 года, что может напомнить о сложности организации производства подобной техники в послевоенном СССР.

Описание конструкции

Конструкция тяжелого танка ИС-4 во многом основана на конструкции тяжелого танка ИС-2 и служит ярким примером того, как вся конструкция была завязана на повышении броневой защиты — именно вокруг нее “плясали” конструкторы, разрабатывая свой тяжелый танк. ИС-4 следует рассматривать не как сбалансированную боевую машину, а скорее как мобильный лафет, созданный с единственной целью — доставить на поле боя самую толстую броню своего времени.

Бронированный корпус

Корпус ИС-4 имел повышенную жесткость и собирался из плит стальной катаной брони различной толщины. Лобовая броня корпуса образовывалась соединением трех плит толщиной в 140 мм (ВЛД и средняя лобовая деталь), расположенных под углом в 61° к вертикали, нижняя лобовая деталь имела толщину в 160 мм и располагалась под углом в 40° к вертикали. Помня о том, что танк чаще всего бьют в борт, конструкторы заложили борт из двух листов брони, толщиной в 160 (!) мм, верхний лист расположив под углом в 30° к вертикали. Нижний бортовой лист, по традиции, оставался вертикальным. Корма корпуса образовывалась тремя листами брони толщиной в 100 мм, расположенными под углами в 38° (верхняя деталь кормы), 35° (середина) и 39° для нижнего листа брони. Бронеплиты такой толщины, действительно, не могла пробить ни одна танковая или противотанковая пушка вероятного противника того времени. Крыша и днище были образованы плитами такой же стальной катаной брони, толщиной в 30 мм, что давало хорошую защиту от осколков снарядов, а также противотанковых мин и гранат фугасного действия.

Чертеж-схема корпуса тяжелого танка ИС-4. Изображение в свободном доступе.
Чертеж-схема корпуса тяжелого танка ИС-4. Изображение в свободном доступе.

Компоновка танка осталась классической — отделение управления находилось в носовой части танка, за ним следовало боевое отделение, объединявшее корпус и башню, и в корме находилось МТО. Посадка и высадка экипажа танка осуществлялась через два люка на крыше башни — экипажу, нужно сказать, приходилось несладко, ведь компоновка внутри танка была довольно плотной. В экипаж танка входило четыре человека — механик-водитель, наводчик, заряжающий и командир машины.

По фотографии можно заметить удлиненную конструкцию башни, вызванную толщиной брони в передней ее части. Фотография в свободном доступе.
По фотографии можно заметить удлиненную конструкцию башни, вызванную толщиной брони в передней ее части. Фотография в свободном доступе.

Башня танка имела литую конструкцию, и для своего времени была невероятно защищенной — лобовая часть башни имела толщину в 250 мм! Борта башни, расположенные под углом в 35°, имели толщину в 200 мм, а корма — 170 мм. Даже учитывая, что литая броня по прочности и стойкости к попаданиям уступает катаной, можно смело сказать, что она была неуязвимой для противотанковых средств вероятного противника. По крайней мере, на дистанциях действительного танкового боя, ни одно известное орудие ПТО не могло пробить корпус тяжелого танка ИС-4.

Конечно, это несло и свои проблемы — танк был весьма габаритным — его длина составляла 9,8 метра с пушкой, ширина — 3,26 метра, а высота достигала 2,48 метров. Боевая масса танка достигала 60 тонн, что заставляло военных инженеров испытывать страх — мосты того времени, как автомобильные, так и железнодорожные, на такие массы рассчитаны не были, а также сложности были в их транспортировке по железной дороге. Головной болью страдали и логисты, и интенданты Советской армии — тяжеленная махина требовала просто уйму топлива.

Вооружение

Орудием главного калибра на тяжелом танке ИС-4 выступала 122-мм нарезная танковая пушка Д-25Т, уже известная читателям по тяжелым танкам ИС-3 и самоходным артиллерийским установкам ИСУ-122, где устанавливали ее “самоходную” версию. Танковая пушка Д-25Т имела ствол длиной в 48 калибров, которая могла поражать (согласно паспортным данным) любые танки вероятного противника, в любой проекции на дистанции реального танкового боя. Боевая скорострельность орудия, к сожалению, была унаследована от танка ИС-2, и составляла до трех выстрелов в минуту — увеличение бронезащиты при схожих габаритах отнюдь не добавляло комфорта в боевом отделении, а учитывая, что заряжающий в танке был один, то поднять скорострельность было невозможно. Боекомплект к танку включал в себя тридцать снарядов раздельно-гильзового заряжания, расположенных в нескольких укладках — на внутренних бортах башни и сбоку от отделения управления, в специальных металлических кассетах.

122-мм танковая пушка Д-25Т еще долго оставалась опасной для любого танка вероятного противника. Фотография в свободном доступе.
122-мм танковая пушка Д-25Т еще долго оставалась опасной для любого танка вероятного противника. Фотография в свободном доступе.

В номенклатуру боеприпасов входили бронебойные снаряды семейства БР-471 и осколочно-фугасные О-471. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла около 800 метров в секунду, обеспечивая прямой выстрел по цели высотой в два с половиной метра, на дистанцию до 1100 метров, максимальная дальность стрельбы достигала 13 500 метров. Один из крупных недостатков конструкции орудийной установки — ограничение вертикальной наводке, вызванное особенностями устройства башни — диапазон углов наведения ограничивался -3 градусами склонения и +12 градусами возвышения, что затрудняло ведение с закрытых позиций. Наведение орудия осуществлялось при помощи электромеханических приборов наведения.

На фоне монументальной конструкции орудийной маски, ствол 12,7-мм пулемета кажется едва ли не игрушечным. Фотография в свободном доступе.
На фоне монументальной конструкции орудийной маски, ствол 12,7-мм пулемета кажется едва ли не игрушечным. Фотография в свободном доступе.

Вспомогательное вооружение состояло из двух 12.7-мм крупнокалиберных пулеметов ДШК — один из них был спарен с пушкой и оснащен электроспуском, а второй, зенитный, устанавливался на турели над люком заряжающего и оснащался коллиматорным прицелом К-8Т для стрельбы по низколетящим воздушным целям. Общий боекомплект к пулеметам составлял 1000 патронов, уложенных в ленты по 50 выстрелов.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Силовая установка тяжелого танка ИС-4 была разработана практически одновременно с самим танком — 12-цилиндровый, четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-12 жидкостного охлаждения, оснащенный системой наддува. Двигатель объемом в 38,8 литра мог выдавать максимальную мощность 750 л.с. при 2100 об/мин. Благодаря этому двигателю танк мог развивать по шоссе максимальную скорость до 43 км/ч. Питание двигателя осуществлялось из системы топливных баков, объёмом на 770 литров топлива, установленных в моторно-трансмиссионном и частично в боевом отделениях танка. Запас хода по шоссе составлял всего 170 километров, хотя для тяжелой машины и эти показатели были достаточно высокими.

Тяжелый танк ИС-4 на испытаниях. Фотография в свободном доступе.
Тяжелый танк ИС-4 на испытаниях. Фотография в свободном доступе.

Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через сложную и новаторскую для своего времени трансмиссию. Она была разработана совместно инженерами ЧКЗ и МВТУ имени Баумана и представляла собой однопоточную планетарную коробку передач с оригинальным механизмом поворота типа ЗК. Эта система теоретически обеспечивала более плавное и эффективное управление тяжелой машиной по сравнению с традиционными бортовыми фрикционами. Однако на практике именно трансмиссия стала ахиллесовой пятой ИС-4 — ситуация с ранними серийными тяжелыми танками “Клим Ворошилов” повторялась практически в точности. Новый силовой узел оказался недостаточно надежным для передачи огромного крутящего момента, необходимого для маневрирования 60-тонного танка, и ее частые поломки стали одной из главных причин короткой и бесславной службы машины.

Ходовая часть была спроектирована с учетом массы танка — она включала в себя индивидуальную торсионную подвеску и по семь сдвоенных опорных катков на каждый борт, распределяя таким образом нагрузку на ходовую часть. Для снижения удельного давления машины на грунт до приемлемых значений применялись широкие гусеницы с траками шириной 720 мм. Ведущие колеса располагались сзади, сам гусеничный движитель был мелкозвенчатым, цевочного закрепления. Несмотря на все эти ухищрения конструкторов, проходимость и маневренность танка остались посредственными благодаря огромной массе, а ходовая часть, как и трансмиссия, страдала от постоянных перегрузок.

Боевое применение

Тяжелый танк ИС-4 поступал в расположение танковых частей Советской армии с 1947 по 1949 годы — за это время было произведено 258 боевых машин, которые поставлялись, в основном на Дальний Восток. В руководстве СССР всерьез опасались наличия строящихся американских военных баз в Японии, следовательно, на Дальнем Востоке собирался мощный кулак войск, способный отбросить любого противника, хотя бы на первых порах. Однако повоевать “четверкам” не пришлось — империалисты Запада так и не решились напасть на СССР, и ничтожное количество тяжелых танков простояло на вооружении почти пятнадцать лет — до первой половины 60-х годов. И так как во время Холодной войны гонка вооружений породила массу танков с куда лучшими боевыми характеристиками, то ИС-4 попросту списали на слом — медленно, но верно, танки расконсервировали и разбирали.

ИС-4 на учениях. Фотография в свободном доступе.
ИС-4 на учениях. Фотография в свободном доступе.

Причиной столь малого объема серийного производства называют несколько параметров — и главным образом, “могильщиком” ИС-4 называют его стоимость. Готовый к эксплуатации танк обходился казне почти в миллион рублей, что было немногим меньше стоимости дальнего бомбардировщика, более сложного в производстве. Вторым фактором “гибели” ИС-4 можно назвать его массу — инфраструктура страны под него рассчитана не была совсем, особенно транспортная. Соответственно, дорогой танк, который было тяжело перебросить на нужный участок фронта, очень быстро оказался никому не нужен.

Заключение

Тяжелый танк ИС-4 оставил в истории советского танкостроения глубокий, хотя и неоднозначный след. Он вошел в историю как самый тяжелый и защищенный серийный танк своего времени, стальной гигант, ставший апогеем философии "броня решает все". Однако его наследие — это не история триумфа, а история грандиозной, но поучительной неудачи. Великолепный в своей защищенности, он оказался глубоко порочной и несбалансированной машиной, своеобразным технологическим тупиком, продемонстрировавшим пределы возможностей тяжелых танков классической компоновки.

Служба ИС-4 оказалась предсказуемо короткой. Уже в 1960-х годах, не прослужив и пятнадцати лет, эти танки были выведены из эксплуатации, поставлены на долговременное хранение, а затем и вовсе сняты с вооружения. Их дальнейшая судьба была незавидной — многие танки закончили свой путь в качестве мишеней на полигонах, где их броня в последний раз послужила науке, помогая тестировать новые противотанковые средства. Другие утилизировали более прагматично: их мощные башни демонтировали и установили в качестве долговременных огневых точек (ДОТов) в укрепрайонах на границе с Китаем. Этот факт стал последним, горьким признанием того, что единственным по-настоящему ценным элементом в 60-тонной машине была ее броня, а все остальное оказалось лишь балластом. Официальная точка в истории танка была поставлена лишь Указом Президента РФ от 23 сентября 1997 года, когда он был окончательно снят с вооружения.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.