Тяжелый танк ИС-5 был своеобразным взглядом в будущее — его разработали не от нужды, но для того, чтобы в будущем РККА не оставалась без актуального вооружения. Это был продукт работ по созданию танка послевоенного периода, который в будущем должен был встать на вооружение и уверенно побеждать в боях с любыми танками вероятного противника — как существующими, так и перспективными. Но этот танк остался только на чертежах, но свою задачу выполнил, реально послужив основой для танка будущего.
История создания
В 1944 году танковая промышленность СССР могла гордиться темпами роста серийного производства танков — главными причинами этого можно назвать всплеск конструкторской мысли, который привел к острой конкуренции между ведущими инженерными коллективами. В Челябинске, неофициальной «танковой столице» СССР, сформировались два ключевых центра разработки тяжелых танков: конструкторское бюро СКБ-2 ЧКЗ и Опытный завод № 100, находившийся под руководством известного конструктора Жозефа Яковлевича Котина. Именно в стенах Завода № 100 в 1944 году родилась концепция танка, получившего обозначение ИС-5.
Небольшое отступление — данный проект не следует путать с более поздней и известной машиной с тем же индексом — Объектом 730, разработанным в 1949 году и ставшим прямым прототипом тяжелого танка Т-10. ИС-5 образца 1944 года был сугубо концептуальной работой, поисковым проектом, который так и не вышел за стадию эскизных разработок, однако сумел стал базой, от которой отталкивались при создании более перспективных танков. Конструктивные решения, которые рассматривались инженерами в ходе напряженной “гонки разумов” между двумя КБ, в будущем будут использоваться для производства отдельных узлов и компонентов танков нового времени, построенных на принципах фундаментальной триады «защита-подвижность-огневая мощь».
Разработка танка ИС-5 началась, как я уже говорил, в 1944 году на Опытном заводе № 100 в Челябинске под общим руководством Ж. Я. Котина. Этот завод был по сути, особым конструкторским бюро, функционировавшим параллельно с КБ Челябинского Кировского завода в атмосфере конкуренции, приводящей к появлению новых идей. Работа над ИС-5, согласно архивным данным, не была инициативой — проект был задуман как масштабная модернизация тяжелого танка ИС-2, в ходе которой планировалось существенно усилить бронезащиту, поднять мощность у орудия, а также поработать и над его подвижностью. Фактически, было легче создать абсолютно новый танк, но ГКО выпустил приказ (№5583-сс от 08.04.1944), с которым спорить было бесполезно и даже опасно. Причем построить новый танк вызвались не только в КБ завода №100 — СКБ-2 представил свой вариант нового тяжелого танка ИС-4, и забегая вперед, скажу что он был более удачной машиной в сравнении с обсуждаемым в этой публикации ИС-5.
И нужно сказать, что не ИС-5 единым — параллельно в КБ завода №100 работали и над проектом тяжелого танка ИС-6, который пытались оснастить электромеханической трансмиссией. На этом фоне проект ИС-5 выглядел как внутренняя инициатива Завода № 100, направленная на разработку не конкретного прототипа, а на концептуальный поиск технологий. Если ИС-6 был экспериментом в области конкретной технологии (трансмиссии), то ИС-5 представлял более широкое исследование вопросов компоновки боевой машины. В рамках проекта прорабатывались разные варианты расположения основных узлов и агрегатов, вооружения и экипажа, включая и слишком смелые для того времени решения.
В конечном итоге проект тяжелого танка ИС-5 закрыли еще на стадии эскизных документов. Причиной тому стала не какая-либо конкретная техническая неудача, а стратегическое распределение ресурсов. В условиях военного времени Народный комиссариат танковой промышленности (НКТП) и ГКО были вынуждены концентрировать инженерные и производственные мощности на наиболее перспективных и близких к реализации направлениях. Таковыми считались глубокая модернизация ИС-2, которая привела к созданию тяжелого танка ИС-3, и доводка «Объекта 701», который в будущем станет ИС-4. Опытный ИС-6 оттягивал на себя немалое количество конструкторов, которых не хватало для более реальных танков — но вместо этого, они строили “фантастические проекты”, основанные на рискованных технологиях. В такой ситуации чисто концептуальный проект, каким был ИС-5, закономерно был отложен на неопределенный срок, так и не воплотившись в металле.
Описание конструкции
Поскольку проект ИС-5 не вышел за рамки предварительных эскизных работ, детальное техническое описание с точными характеристиками предоставить будет очень сложно. Однако на основе архивных данных, которые мне удалось обнаружить, можно составить представление о идеях, заложенных в конструкцию машины. Проект ИС-5 демонстрирует интересный подход: сочетание смелых инноваций в общей архитектуре машины с опорой на уже проверенные и освоенные промышленностью компоненты. Такой метод позволял конструкторам сосредоточиться на оценке принципиально новой компоновки, не усложняя задачу одновременной разработкой новых узлов и агрегатов.
Бронированный корпус
Наибольший интерес исследователей по этому танку вызывает количество компоновок, в том числе и с расположением башни в кормовой части корпуса (по образу и подобию проекта А-44, например) — такое решение могло стать ключом для вопросов по совмещению мощного и достаточно тяжелого по массе вооружения и усиления лобовой брони. Этот вариант компоновки предусматривал решение вопроса развесовки — больной темы для тяжелых танков. Попробую пояснить на самом простом примере — штурмовые или противотанковые САУ. Из-за специфических особенностей расположения боевой рубки, нагрузка на переднюю часть ходовой растет пропорционально толщине брони. Также и с танками — установка хорошо защищенной башни со смещением к передней части, создает немалую нагрузку на переднюю часть подвески. Но если ее сместить к корме, то лобовую броню корпуса можно неплохо усилить, и таким образом, уравновесить танк и сделать его более защищенным, то есть убить сразу двух зайцев.
Размещение башни сзади позволяло также полностью освободить лобовую часть корпуса от вырезов под люк механика-водителя и установку вооружения. Это давало возможность сконструировать носовую часть в виде единой монолитной броневой детали, расположенной под очень большим углом наклона, что в теории обеспечивало танку неуязвимость для распространенных калибров противотанковых орудий. Такая компоновка могла стать логическим развитием общей тенденции в советском танкостроении, направленной на повышение защищенности за счет рациональных углов наклона брони, а не только за счет ее толщины. Именно в это время на Заводе № 100 велась работа над знаменитым «щучьим носом» для тяжелого ИС-3, а на ЧКЗ проектировался сложный по форме лоб корпуса «Объекта 701». Поиск вариантов расположения башни проекта ИС-5 был самым смелым решением этой конструкторской проблемы
Вооружение
Документальных свидетельств о конкретном типе вооружения, планирующемся для установки на ИС-5, не сохранилось. Однако развитие тяжелых танков на 1944 год не оставляет сомнений в том, какую пушку могли ставить на прототип танка — стандартной для советских тяжелых танков того времени была 122-мм танковая пушка Д-25Т. Подтверждается это одним простым фактом — абсолютно все проекты тяжелых танков 1944 года, включая «Объект 701» (ИС-4) и ИС-6, проектировались именно под это орудие.
С определенной долей вероятности, все компоновочные эскизы ИС-5 были ориентированы на установку 122-мм пушки Д-25Т и боекомплекта к ней. Все разработки были направлены на поиск оптимальной внутренней компоновки танка, включая размещение мощного орудия и его боекомплекта в рамках нестандартных компоновочных схем. Стоит отметить, что в КБ Заводе № 100 велись эксперименты по созданию еще более мощных танковых орудий, например, 152-мм пушек высокой баллистики для самоходных установок. Хотя установка такого орудия в танки того времени была слишком амбициозной задачей, эти работы задавали будущую концепцию усиления огневой мощи.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В отношении ходовой части танка ИС-5 документы указывают на рациональный подход — базирование на уже традиционных решениях. Это означает, что конструкторы сознательно избегали лишних рисков в конструкции машины. Скорее всего, ходовая часть ИС-5 представлялась индивидуальной торсионной подвеской, аналогичную той, что применялась на танках ИС-2 и ИС-4. Скорее всего, применительно к одному борту, ходовая часть опиралась на шесть или семь опорных катков большого диаметра без поддерживающих роликов, как это было принято на средних танках времен Великой Отечественной Войны.
В качестве силовой установки могли рассматриваться два дизельных двигателя — стандартный для танков ИС дизельный двигатель В-11 мощностью 520 лошадиных сил или форсированный дизель В-12 мощностью 750 лошадок, который считался более перспективным решением. Выбор конкретной модели двигателя зависел бы от расчетной массы финального варианта ИС-5 — обеспечить скорость движения на уровне 35-40 км/ч для тяжелых танков было обязательно. Что касается трансмиссии, то, вероятнее всего, для ИС-5 предполагалась традиционная механическая коробка передач. Однако сам факт того, что этот проект разрабатывали параллельно с ИС-6, для которого создавалась электромеханическая трансмиссия, показывает, что инженеры КБ завода № 100 серьезно подходили к решениям в области силовых передач.
Заключение
Проект тяжелого танка ИС-5 образца 1944 года следует рассматривать не как неудачную попытку создать новую боевую машину, а как успешный в своей нише исследовательский проект. Он стал порождением уникальной атмосферы напряженной конструкторской конкуренции и стратегического планирования, которая царила в советской танковой промышленности на пике ее развития в годы Великой Отечественной войны. Разработанный коллективом Опытного завода № 100 под руководством Ж. Я. Котина, ИС-5 выполнял роль полигона для проверки самых смелых и нестандартных идей в области компоновки, направленных на решение ключевых проблем защиты и огневой мощи тяжелых танков следующего поколения.
вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.