Доктор медицинских наук, профессор Мария Ревнова заведует кафедрой педиатрии имени академика А. Ф. Тура СПбГПМУ вот уже девять лет, с 2016 года. Мария Олеговна любезно согласилась рассказать нам о своем видении воспитательной составляющей в обучении будущих педиатров.
- Начну с банального, но вечно актуального вопроса: как вам нынешняя молодежь?
- Отцы и дети – вечный разговор, да. Но нынешняя молодежь действительно другая. Изменились приоритеты у молодежи. Сейчас меньше стало молодых людей, которые готовы искренне, от души помогать людям. Карьеризм и деньги, увы, заменили наши прежние идеалы.
- Но в советские времена тоже ведь были карьеристы и мажоры.
- Когда я училась, в моем окружении таких людей не было.
- Ну как же, а вот пришла на лекцию девушка в сногсшибательных импортных джинсах и весь поток на нее таращится? А то и завидуют.
- Я не таращилась и не завидовала. У нас были совсем другие интересы. И, возможно, поэтому все выпускники нашей группы добились в жизни прекрасных результатов.
- А нынешних студентов можно направить на путь истинный?
- Можно и нужно. Это одна из наших задач как преподавателей – научить их правильно расставлять жизненные приоритеты.
- А по силам вам такая задача – перебить тренды модных социальных сетей, из которых современные студенты не вылезают даже на лекциях?
- Перебить влияние соцсетей, наверное, мы не можем. Но мы можем дисциплинировать ум, структурировать их желания, поставить лечение детей на первое место в приоритетах.
- Насчет дисциплины – недавно отличились студенты педиатрического факультета на поточной лекции в 7-й аудитории, несколько десятков опоздали, да еще начали ломиться в закрытую дверь.
- Это было очень безответственное и инфантильное поведение. И ведь шестой курс, не дети уже, казалось бы.
- Когда вы читаете лекцию, опоздавшие вас раздражают?
- Ну, я не запираю лекционный зал, но, конечно, видеть, как шмыгают по аудитории опоздавшие - это неприятно. Будущий врач обязан быть дисциплинированным и пунктуальным.
- Вы студентов каждый год приводите на могилу профессора Тура, порядок там наводите. Зачем?
- Наша кафедра носит его имя. И наши студенты должны знать, кто он такой и какие традиции заложил в отечественной педиатрии.
- А какие это были традиции?
- Мой отец, Олег Феодосьевич Тарасов, после демобилизации с фронта Великой Отечественной войны прошел путь в Ленинградском педиатрическом медицинском институте от аспиранта до проректора ЛПМИ по научной работе. Он работал с Александром Фёдоровичем Туром и знаете, как он его называл? «Шефуня». Понимаете, да? Так можно называть только горячо любимого руководителя, и это было взаимное уважение и любовь. Александр Фёдорович Тур был человеком высокой культуры и четких принципов, с классическим образованием и воспитанием, и он старался в таком же духе воспитывать своих аспирантов. И я сейчас заведую кафедрой педиатрии, сидя в кресле Александра Федоровича. Здесь же его диван, стол – это же был его кабинет. Большую часть предметов я отдала в музей, но что-то осталось – как напоминание и ориентир.
- Минздрав сейчас вводит целевое распределение для всех студентов медицинских вузов.
- Это правильно. Отработать участковым педиатром для врача педиатра – это необходимый процесс становления специалиста как врача. Кроме того, впоследствии эта отработка позволит педиатру поступить в ординатуру, получать новые знания, профессионально расти. Не вижу тут проблемы.
- Но в социальных сетях бурлят возражения и протесты.
- Потому что это поколение детей выросло в атмосфере комфорта, они привыкли только получать и им еще предстоит научиться давать. А пока они очень инфантильные. Знаете, были такие знаменитые эксперименты с крысами, которые показывают, насколько губительна для социума исключительно комфортная жизнь.
- Да, помню. Хорошие времена рождают плохих детей, плохие дети формируют плохие времена, плохие времена рождают хороших детей, хорошие дети формируют хорошие времена и цикл замыкается.
- Совершенно точно.
- Избаловали, да?
- Избаловали. Глобальные трудности послевоенного времени давно забыты. Есть все, что хочешь, в прямом доступе. Девяностые годы тоже уже практически забыты. И наши студенты привыкли к комфортным условиям.
- Не везде в России сейчас комфортные условия. Например, на новых территориях сейчас, мягко говоря, некомфортно.
- Мы туда регулярно ездим в помощь местным врачам. Дело в том, что на Украине после отделения от СССР была полностью уничтожена педиатрическая помощь. Там, по западному образцу, ввели систему семейных врачей, которые не умеют работать с детьми, потому их не учили педиатрии. Они грудничков боятся, как черт ладана. Страдают новорожденные, страдают грудничики. Ведь к ребенку нельзя относиться как к маленькому взрослому, потому что это совершенно отдельный организм, совершенно инопланетный для типичного терапевта. А с приходом России их стали обучать согласно принятым у нас клиническим рекомендациям Минздрава. Мы так работали в Запорожской и Херсонской областях, проводили так называемые профессорские обходы, помогали с диагностикой и методической подготовкой. Конечно, там пока непросто – большие проблемы с электричеством, интернетом, даже с водой.
- И как там показала себя современная медицинская молодежь?
- А я там молодежи практически не видела. Помню одну девушку из Москвы, молодого доктора, так она приехала туда, чтобы поближе к мужу быть, который на фронте неподалеку работает. В основном там я видела таких возрастных педиатров, которые еще со старых советских времен сейчас вспоминают свои педиатрические навыки.
- Героическая девушка.
- Да, но таких немного. Надо напоминать молодежи о наших традициях. И очень правильно, что администрация университета, ректор наш, Дмитрий Олегович Иванов, постоянно напоминает всем о том, как работали наши педиатры в годы той страшной войны. Вот книга «Ленинградский полк педиатров» - она у меня на столе лежит с момента выхода из типографии, очень здорово написано и иллюстрировано.
- Молодежь будет это читать?
- Будет, если правильно воспитывать. Очень хорошо помню сюжет из своего детства: я сижу в комнате в кресле и смотрю, как бабушка подметает пол. Входит дед и спрашивает: куда ты смотришь? Я отвечаю: на бабушку, которая подметает пол. Дед говорит: возьми веник и пусть бабушка смотрит, как это делаешь ты. То есть не надо просто смотреть, как кому-то трудно, а надо встать и помочь. Вот чему мы должны научить своих студентов.