Найти в Дзене
Minsknews.by

Первая авиакатастрофа в России и попытка депортации Леннона из США. Этот день в истории: 7 октября

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 7 октября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1885 год. Родился Нильс Бор, выдающийся датский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике

-2

Бор — создатель первой квантовой теории атома водорода и модели, получившей название «атом Бора». Сформулированные им фундаментальные принципы соответствия и дополнительности определили развитие квантовой механики.

Любопытно, что ученого с мировым именем на родине знали прежде всего как прекрасного спортсмена. И когда в 1922 году физик был удостоен Нобелевской премии, датские газеты так и написали: премия, мол, присуждена известному футболисту Нильсу Бору. В многочисленных биографиях и подборках интересных фактов о Боре утверждается, что он даже защищал ворота сборной Дании в 1908 году на Олимпийских играх в Лондоне и привез оттуда серебряную медаль. Однако это не так. Нильс в сборную не попал, а медаль завоевал его брат Харальд Бор, ставший впоследствии известным математиком. Играя на позиции полузащитника, Харальд принял участие во всех встречах олимпийского турнира и даже забил два мяча. Братья были очень похожи внешне, поэтому неудивительно, что в комментариях ко многим фотографиям той сборной Дании в интернете Харальд ошибочно назван Нильсом.

Уже в XXI веке путаница вокруг этого вопроса обернулась крупными неприятностями для авторов телевикторины «Кто хочет стать миллионером» в Германии. В начале «нулевых» в одном из выпусков передачи прозвучал вопрос «Какой лауреат Нобелевской премии по физике сыграл несколько матчей за футбольную сборную своей страны?». Участник не смог выбрать между Герцем, Кюри, Беккерелем и Бором, и спасовал. Учитывая, что это был вопрос на 500 тысяч евро, после выхода шоу разразился грандиозный скандал.

Самой большой опасностью для человечества Бор считал фашизм. После того как в 1935 году премию мира вручили противнику национал-социализма Карлу фон Осецкому, в нацистской Германии Нобелевская премия оказалась под запретом, поэтому немецкие физики Макс фон Лауэ и Джеймс Франк доверили хранение своих золотых медалей Бору.

Когда же гитлеровцы оккупировали и датскую столицу, ученый растворил награды в царской водке, а бутыль с раствором спрятал в лаборатории. Вернувшись после войны на родину, ученый химическим путем выделил золото из раствора и передал его Шведской академии наук, где изготовили новые медали и вновь вручили их Франку и Лауэ.

В 1934 году Бор пережил личную трагедию. Во время плавания на яхте штормовой волной был смыт за борт его старший сын — 19-летний Христиан; обнаружить его так и не удалось. Всего у Нильса и его супруги Маргарет было шестеро детей. Один из них, Оге Бор (1922–2009), также стал выдающимся физиком и лауреатом Нобелевской премии (1975). А Эрнест Бор (1924–2018) продолжил спортивные традиции семьи, став профессиональным игроком в хоккей на траве.

1910 год. На всероссийском празднике воздухоплавания в Санкт-Петербурге произошла первая в России авиакатастрофа

-3

Первая всероссийская неделя воздухоплавания, стартовавшая 21 сентября и, несмотря на название, продолжавшаяся почти целый месяц, стала грандиозным событием, которым в те дни жила вся российская столица. Ежедневно толпы петербуржцев съезжались на Комендантское поле, которое на время превратилось в аэродром, чтобы наблюдать полеты аэропланов. И это несмотря на то, что в городе в то время свирепствовала эпидемия холеры. Газетчики писали, что даже дамы в те дни говорили исключительно о моторах, лошадиных силах и пропеллерах. Билеты на трибуны аэродрома раскупались моментально, хотя стоили недешево: в ложу — 25 руб., на простые места — от 20 коп. до 5 руб.

В авиашоу участвовали только русские летчики и воздухоплаватели. Всего одиннадцать пилотов. Хотя среди них были такие в будущем асы, как Сергей Уточкин и Михаил Ефимов, любимцем публики был Лев Мациевич, которому не было равных. С ним поднимались в небо борец Иван Заикин, адмирал Николай Яковлев, председатель Государственной думы Александр Гучков и даже премьер-министр Петр Столыпин. «Все хотели летать с Мациевичем, всем он внушал доверие и всех очаровывал своим удивительным обаянием», — писал современник.

По ходу праздника было установлено несколько авиационных достижений. Так, лейтенант Пиотровский, преодолев расстояние до Кронштадта, записал на свой счет первое воздушное путешествие над морем, а Ефимов и Мациевич совершили первые ночные полеты. Праздник проходил без происшествий, в атмосфере всеобщей эйфории. А 7 октября случилась беда.

В этот день Мациевич совершил на своем «Фармане» несколько полетов, катая высших офицеров и влиятельных особ. Он уже не собирался подниматься в небо, когда в конце дня адъютант шефа авиации, Великого князя Александра Михайловича, передал пилоту пожелание показать какое-нибудь авиационное достижение. И Мациевич решил попробовать поставить новый рекорд высоты.

В 17:33 его «Фарман» оторвался от земли. Публика внимательно следила за уменьшающимся силуэтом самолета, как вдруг на высоте примерно 400 метров он стал разваливаться на части. Было хорошо видно, как от самолета отделилась фигурка человека и, отчаянно жестикулируя, понеслась вниз.

Очевидцы вспоминали, как Мациевич летел «в объятия смерти, и ничем его нельзя спасти». «Это продолжалось менее полуминуты, но казалось вечностью. Многочисленная толпа замерла на месте. Только потом, когда все летевшее в воздухе уже лежало вдали на поле, раздался крик ужаса толпы, которого никогда не забудет тот, кто его слышал…».

Писатель Лев Успенский, в ту пору 10-летний подросток, пришедший посмотреть авиашоу, рассказывал: «Я стоял у самого барьера и так, что для меня все произошло почти прямо на фоне солнца. Черный силуэт вдруг распался на несколько частей. Стремительно чиркнул в них тяжелый мотор, почти так же молниеносно, ужасно размахивая руками, пронеслась к земле чернильная человеческая фигурка… Исковерканный самолет, складываясь по пути, падал то «листом бумаги», то «штопором» гораздо медленнее… На этот раз солдаты аэродромной службы и полиция опередили, конечно, остальных. Туда, где упало тело летчика, бежали медики с носилками, скакала двуколка Красного Креста… Я даже не подошел к остаткам самолета. Подавленный до предела, совершенно не понимая, что же теперь будет и как надо себя вести — это была вообще первая в моей жизни смерть! — стоял я над неглубокой ямкой, выбитой посреди сырой равнины поля ударившимся о землю человеческим телом, пока кто-то из взрослых, видя мое лицо, не сказал сердито, что детям тут делать нечего».

В числе наблюдавших гибель Мациевича был и актер труппы петербургского Народного дома Глеб Котельников. Под глубоким впечатлением от случившегося он задумался о способах спасения авиаторов в подобных ситуациях. В 1912 году Котельников подарил человечеству изобретение, значение которого трудно переоценить — первый авиационный ранцевый парашют.

Что касается причин авиакатастрофы, то выдвигались самые разные версии. Одна из них связана с премьер-министром Столыпиным, на которого революционеры устроили настоящую охоту. Якобы Мациевич, будучи членом партии левых эсеров, должен был во время полета со Столыпиным убить его. В воздухе он зачитал премьеру приговор. Но тот не потерял мужества и аргументировано защитил свою политическую линию. Мациевич, усомнившийся в правоте своих товарищей, молча посадил самолет, так и не осуществив задуманного. Столыпин пообещал забыть об инциденте. Но однопартийцы не простили Мациевича, который не выполнил задания, и кто-то тайно повредил его «Форман» накануне вылета.

Заключение официального расследования гласило, что на высоте 385 метров у аэроплана лопнула одна из проволочных растяжек перед мотором, попала в винт, натянулась и заставила лопнуть другие растяжки. Жесткость системы была нарушена, аэроплан стал деформироваться. При попытке выправить падающую машину Мациевич сорвался с сидения и выпал из аэроплана.

Мациевич стал первой жертвой русской авиации. Его хоронил весь Петербург. Поверх свежего цветочного холма был положен огромный венок красивейших белых хризантем от Столыпина.

1975 год. Суд Федерального апелляционного суда отменил постановление о депортации Джона Леннона, позволив ему законно оставаться в своем доме в Нью-Йорке

-4

В августе 1971 года экс-битл англичанин Леннон и его супруга, японка Йоко Оно, переехали в Нью-Йорк, где сразу включились в политическую жизнь местного леворадикального сообщества. К тому времени протесты против войны во Вьетнаме достигли пика. На многих демонстрациях звучала песня Леннона 1969 года «Give Peace A Chance», ставшая фактическим гимном мирного протеста. По мнению журналиста Уолтера Кронкайта, Леннон мог быть поставлен на первое место в списке самых опасных врагов администрации Никсона из-за его влияния на молодое поколение.

Сенатор Стром Термонд придерживался того же мнения, и именно письмо, которое он написал в Белый дом как председатель сенатского Комитета по внутренней безопасности, стало поводом для начала активных действий против Леннона. Хотя ФБР не нашло доказательств незаконной деятельности музыканта, дело было передано Службе иммиграции для депортации Леннона на основании приговора, вынесенного ему за хранение наркотиков в Англии в 1968 году. Иммиграционный адвокат Леон Уайлдс, который вел дело Леннона более четырех лет, так отозвался о реакции своего клиента: «Он понимал, что с ним поступают незаконно и был готов бороться, чтобы пролить свет на это злоупотребление».

Упорство Леннона увенчалось успехом: 7 октября 1975 года суд вынес решение, не оставлявшее никаких сомнений относительно истинных мотивов депортации: «Суды не одобрят выборочную депортацию по тайным политическим мотивам», — написал судья Ирвинг Кауфман, который также добавил: «Четырехлетняя борьба Леннона за то, чтобы остаться в нашей стране, свидетельствует о его вере в американскую мечту».

Меньше чем через год, в июне 1976 года, Леннон получил грин-карту.

2010 год. Сотрудники службы скорой медицинской помощи Беларуси стали отмечать 7 октября как свой профессиональный праздник

-5

История «скорой» в Беларуси насчитывает более века. А дата праздника выбрана не случайно: 7 октября 1910 года был утвержден устав «О ночных дежурствах врачей». В Минске тогда в распоряжении неотложки имелись лишь конная карета и проводной телефон. Но уже 20 мая 1911 года городское Общество сестер милосердия закупило в Австрии на собранные средства первый санитарный автомобиль скорой медицинской помощи, а 24 мая этот автомобиль с бригадой медработников сделал свой первый выезд на Комаровское поле для медицинского обеспечения показательных полетов на аэроплане знаменитого авиатора Сергея Уточкина. Всего же за первый год работы медики выехали на 650 вызовов.

В настоящее время в службе скорой медицинской помощи Беларуси работают более 10 тысяч сотрудников, круглосуточно заступают на смену свыше 880 бригад, которые выполняют около 3 миллионов выездов в год. Служба обладает самым современным оборудованием — аппаратами ИВЛ, средствами для реанимации, мобильными приборами и лабораториями.