Найти в Дзене

Идеальный компаньон: в России представили систему, которая заботится о пожилых родителях

Оглавление

ИИ отслеживает ритм жизни

Резидент технопарка «Жигулевская долина» создал уникальный для России проект «Социальная опора». Как отмечает директор ВПК «Поток» – компании-разработчика Сергей Сычугов, инновационное решение позволит пожилым людям, которые живут одни, получать необходимые внимание и заботу от своих взрослых детей.

Система устроена так: в квартире пенсионеров находятся датчики, которые отслеживают взаимодействие человека «серебряного» возраста с плитой, холодильником и чайником. Если же бытовые приборы подозрительно долго никто не использует – не открывает холодильник, не включает чайник, то диспетчером подается сигнал для контакта с родственниками клиента, вплоть до их визита в квартиру.

Интересно, что новая система мониторинга использует возможности искусственного интеллекта (ИИ). Так, цифровой помощник анализирует предпочтения человека и создает карту, в которой значатся время бодрствования, отход ко сну, график приема пищи и прогулок. Если по каким-то причинам привычный ритм жизни пожилого человека оказывается нарушен, то это становится сигналом для диспетчера и прояснения ситуации.

Тестируется в режиме реального времени

По сути, новая система является аналогом «умного» дома, но ориентированного на работу с конкретной аудиторией. У системы «Социальная опора» есть расширенная версия. Она включает в себя камеры на дверной глазок для контроля посетителей, голосовой помощник (если произойдет приступ, а человек не сможет дотянуться до телефона), а также трекеры – их ставят с согласия подопечного на его одежду или обувь, они позволяют отследить человека, если он потерялся на прогулке.

Сергей Сычугов - директор ВПК «Поток»Мы сильно переживали из-за возможного недовольства пожилых людей в момент, когда наш диспетчер будет с ними связываться в попытке выяснить, все ли в порядке. Оказалось, что это только радует их, демонстрируя ту самую заботу, которой порой не хватает

Сегодня инновационное решение разработчиков из Тольятти тестируется в нескольких квартирах города. При этом компания пока не берет плату за установку, клиенты оплачивают только услуги диспетчера. В планах создателей проекта – масштабирование на территорию всей Самарской области, а затем – подача документов для участия в конкурсе Фонда Президентских грантов.

Спрос будет только нарастать

Актуальность проекта «Социальная опора» сложно переоценить: по подсчетам Миздрава России, через пять лет каждый четвертый житель страны достигнет 60 лет, а через 20 лет – таких россиян будет более 30% от всего населения государства.

В ближайшие годы спрос на дистанционный уход и мониторинг будут только расти, ведь тенденция на старение наблюдается по всему миру. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году в мире число людей старше 60 лет удвоится, достигнув 2 млрд человек. Новшество может серьёзно изменить к лучшему жизнь многих семей: внедрение системы мониторинга снизит риск одиночества и позднего вызова помощи для пожилого пациента, что положительно скажется и на психологическом состоянии и продуктивности его родных.

Создание подобных проектов может стать новой нишей для локальных разработчиков, а в случае успеха они могут быть масштабированы на другие субъекты РФ, а также стать успешным продуктом для экспорта в зарубежные страны, ведь соседние рынки с русскоязычной аудиторией и схожей демографией испытывают те же вызовы.

Инвестиции в развитие систем «умного дома»

Прогнозируется, что проект «Социальная опора» в будущем может быть интегрирован с телемедицинскими сервисами, социальными службами и региональными «Системами долговременного ухода».

В технологическом плане разработчики могут усовершенствовать систему и перейти к новым моделям на базе ИИ, развивать сценарии «умного дома». Это направление будет востребовано: по данным ВЦИОМа, опыт использования систем «умного дома» есть у 23% россиян и все чаще они могут работать не только в отдельных квартирах, но и на уровне районов. Мировая практика показывает, что системы мониторинга становятся востребованными и меняют жизнь к лучшему – так, в Барселоне используется сервис Teleassistance (телепомощи на дому), направленный на поддержку пожилых и уязвимых людей, а в Хельсинки – услуга домашнего ухода Remote-care, при которой специалист связывается с клиентом через удалённое устройство.

Система «Социальная опора» закрывает «пустоту» между тревожной кнопкой и круглосуточным уходом в России и по прогнозам будет востребована. После адаптации возможен выпуск экспортной версии, которая будет работать в странах СНГ и Глобального Юга.