Найти в Дзене

Суд по защите прав потребителей

Весьма часто встречающиеся в судах дела – это споры по искам о защите прав потребителей, в которых иски подаются в суд со ссылкой на нормы Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей). Право на предъявление в суд такого иска имеет абсолютно любой гражданин, приобретший у лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, какой-либо товар или услугу для личных нужд и не довольный качеством проданного ему товара (или оказанной услуги). Такие споры имеют ряд особенностей, которые будут рассмотрены в настоящей статье. Дела по защите прав потребителей имеют определенные ограничения по кругу лиц, которые могут быть участниками потребительского спора. Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей, потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлен
Оглавление

Весьма часто встречающиеся в судах дела – это споры по искам о защите прав потребителей, в которых иски подаются в суд со ссылкой на нормы Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей).

Право на предъявление в суд такого иска имеет абсолютно любой гражданин, приобретший у лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, какой-либо товар или услугу для личных нужд и не довольный качеством проданного ему товара (или оказанной услуги).

Такие споры имеют ряд особенностей, которые будут рассмотрены в настоящей статье.

1. Стороны потребительского спора.

Дела по защите прав потребителей имеют определенные ограничения по кругу лиц, которые могут быть участниками потребительского спора.

Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей, потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Иными словами, вы вправе предъявить в суд иск о защите прав потребителей в том случае, если заказали (и оплатили) какой-либо товар, работу или услугу, как физическое лицо и исключительно для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Ответчиком по такому иску может выступать лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, под которой статьей 2 Гражданского кодекса РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

То есть, в отличие от истца, которым может быть только физическое лицо, приобретающее или заказывающее товары, работы и услуги исключительно для семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, ответчиком по таким делам могут выступать исключительно лица (самозанятые, индивидуальные предприниматели или организации), осуществляющие деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли.

2. Досудебный претензионный порядок урегулирования спора.

Согласно пункту 3 статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие досудебный порядок урегулирования спора, если такой порядок установлен федеральным законом.

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора предусмотрен лишь в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года №126-ФЗ "О связи"), а также в случаях споров, возникающих в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Во всех остальных случаях соблюдение досудебного (претензионного) порядка разрешения спора является необязательным и к иску о защите прав потребителя документы, подтверждающие соблюдение досудебного претензионного порядка урегулирования спора прикладывать не обязательно.

3. Подсудность и подведомственность дел о защите прав потребителей.

По общему правилу, предусмотренному статьей 28 Гражданского процессуального кодекса РФ, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по адресу организации.

Однако в случае предъявления в суд иска о защите прав потребителя применяется правило, предусмотренное частью 7 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которому иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.

Исключение из этого правила составляют иски о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе прав потребителей, которые подаются по адресу ответчика (часть 4 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса РФ). Кроме того, иски, вытекающие из перевозки груза (статья 797 Гражданского кодекса РФ), а также иски в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункты 1 и 2 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ), предъявляются в суд согласно части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса РФ по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Правило об альтернативной подсудности дел о защите прав потребителей закреплено также и в статье 17 Закона о защите прав потребителей.

Поэтому, если вы решили подать в суд иск о защите прав потребителя, то у вас есть выбор из следующих вариантов территориальной подсудности:

  • Подать иск по месту нахождения ответчика (если договор был заключен с филиалом ответчика, то по месту нахождения филиала);
  • Подать иск по месту своего проживания (регистрации);
  • Подать иск по месту заключения или исполнения договора.

Если договором предусмотрена подсудность, отличающаяся от трёх вышеуказанных (например, рассмотрение всех споров по договору в суде, который не имеет никакого отношения к месту нахождения истца или ответчика, и который никак не относится к месту заключения и исполнения договора), то вам нужно будет указать в тексте иска, что данный пункт договора является недействительным (ничтожным), поскольку он противоречит требованиям статье 17 Закона о защите прав потребителей, и подать иск согласно вышеуказанному правилу альтернативной подсудности дел о защите прав потребителей.

Кроме территориальной подсудности нужно также учитывать и подведомственность дел о защите прав потребителей.

Дела по защите прав потребителей подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

Это значит, что даже если в заключенном вами с ответчиком договоре сказано о том, что спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде какого-либо из субъектов Российской Федерации, то вам всё равно нужно будет подать иск в суд общей юрисдикции, в соответствии с указанной выше альтернативной подсудностью. Если вы, руководствуясь пунктом договора, подадите иск в арбитражный суд, то результатом такого действия будет возврат поданного вами иска в связи с его предъявлением с нарушением правил подведомственности споров.

Перед подписанием договора необходимо убедиться в том, что в договоре отсутствует третейская оговорка. О том, какие риски таит в себе включенная в текст договора третейская оговорка, вы можете прочитать в этой статье:

Таким образом, подсудность и подведомственность дел о защите прав потребителей имеет существенные особенности по сравнению с другими категориями дел. Но чтобы в полной мере воспользоваться представленными законом преимуществами, вам следует внимательно ознакомиться с условиями договора о порядке разрешения договорных споров и не подписывать договор, содержащий третейскую оговорку.

4. Распределение обязанности по доказыванию.

Статьей 56 Гражданского кодекса РФ предусмотрено общее правило доказывания в суде общей юрисдикции, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Это правило означает, что истец должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в своем иске, а ответчик должен представить доказательства, опровергающие доводы истца.

Как и в обычных судебных процессах, в делах по искам о защите прав потребителей существует возможность освобождения от доказывания обстоятельств, установленных в рамках другого судебного процесса.

Применительно к судебным делам о защите прав потребителей правило о распределении обязанности доказывания действует с некоторыми особенностями.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков.

Данное правило распределения обязанностей по доказыванию означает, что истцу (потребителю) достаточно доказать в суде сам факт заключения с ответчиком договора, оплаты по данному договору, и предоставления ему некачественного товара/услуги. Обязанность по доказыванию всех остальных обстоятельств (надлежащего исполнения договора стороной истца, качества товара/услуги и несоблюдения каких-либо особых условий договора (условий эксплуатации товара)) лежит на ответчике.

Это несколько облегчает положение истца (потребителя), но вовсе не освобождает его от обязанности по представлению суду доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком условий договор и требований Закона о защите прав потребителей. Истец должен представить суду все имеющиеся у него документы, подтверждающие ненадлежащее качество товара/услуги, и только после этого вина ответчика будет подразумеваться до тех пор, пока он не докажет суду отсутствие своей вины, наличие вины (в форме умысла или неосторожности) в действиях истца, либо наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

5. Ответственность за нарушение прав потребителей.

Если речь идет о продаже товара ненадлежащего качества, истец (потребитель) на основании пункта 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей вправе по своему усмотрению:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. В этом случае по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При нарушении ответчиком сроков выполнения работы или оказания услуги истец (потребитель) вправе на основании пункта 1 статьи 28 Закона о защите прав потребителей вправе по своему усмотрению:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
  • отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

Кроме того, потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества или нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги) по договору.

Размер убытков определяется судом в зависимости от цены аналогичного товара (работы, услуги), которую истец будет вынужден потратить в связи с неисполнением ответчиком своих договорных обязательств.

Будьте всегда в курсе новых статей и видео на моем канале. Делитесь статьями в социальных сетях и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ.

Потребитель также вправе заявить исковое требование о взыскании с ответчика денежной компенсации причиненного ему морального вреда. Сумму компенсации морального вреда можно указать в иске любую (от нескольких сотен рублей до нескольких миллионов). Но, как показывает практика, конечная взысканная судом в пользу потребителя сумма компенсации морального вреда очень редко превышает 100 000 (сто тысяч) рублей.

В том случае, когда заказанная потребителем работа (оказанная услуга) была выполнена с нарушением установленных договором сроков, потребитель также вправе заявить требование о взыскании с ответчика неустойки (пени) в размере 3 (трёх) процентов от общей цены договора за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем вышеуказанных требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 28 Закона о защите прав потребителей.

При этом, размер неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Вышеуказанные требования должны быть указаны в просительной части иска. В противном случае суд не будет иметь права применить эти меры ответственности по своему усмотрению.

Суд вправе уменьшить в разумных пределах размер подлежащей взысканию неустойки (пени), но лишь в том случае, если ответчик заявит в письменном виде о применении судом нормы статьи 333 Гражданского кодекса РФ (то есть, подаст заявление об уменьшении размера неустойки), и документально подтвердит невозможность исполнения своих обязательств перед истцом в установленные договором сроки. В противном случае суд обязан будет взыскать заявленную истцом сумму неустойки (пени) в полном объеме.

В случае уклонения ответчика от исполнения законных требований потребителя в добровольном порядке (в том числе, путем подачи в суде письменных возражений на иск), в случае удовлетворения исковых требований потребителя суд обязан будет взыскать с ответчика в пользу истца штраф в размере 50 (пятидесяти) процентов от общей присужденной в пользу истца суммы. Такая возможность предусмотрена пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителя.

В отличие от взыскания неустойки (пени), штраф должен быть взыскан с ответчика даже в том случае, если истец не просил об этом в просительной части иска. При этом, суд не имеет права уменьшить размер штрафа, ни по своей инициативе, ни по просьбе ответчика.

Таким образом, суд по защите прав потребителей имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать уже на стадии подписания договора о приобретении какого-либо товара (или заказа на выполнение работы/услуги). Правильное составление иска и выбор суда для рассмотрения такого иска также имеют существенное значение для достижения положительного результата.

Записаться на консультацию можно по телефону: 8 (495) 740-55-17

Ещё больше статьей, новостей и он-лайн консультации ждут вас на моём сайте: https://kmcon.ru

Моя страница ВКонтакте

Электронная почта: veter2016rus@yandex.ru